Энциклопедия «Слова о полку Игореве»

АФАНАСЬЕВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

(11(23).VII.1826, г. Богучары Воронежск. губ. — 23.IX.(5.X).1871, Москва) — историк лит-ры и фольклора. Ок. юридич. ф-т Моск. ун-та (1848), слушал лекцииС. П. Шевырева,О. М. Бодянского, Т. Н. Грановского, К. Д. Кавелина. В 1849—62 служил в Моск. главном архиве Министерства иностранных дел, уволен за связи с А. И. Герценом; последние годы жизни — секретарь в Моск. гор. думе, а затем в мировом съезде. В 1858—59 издавал ж. «Библиографические записки».

Первые работы А., начавшего печататься еще на студенч. скамье (в «Современнике» и «Отечественных записках»), были посвящены рус. истории, которой он живо интересовался и позднее, хотя главный его вклад в науку — разработка рус. лит-ры XVII в. и прежде всего разыскания по этнографии и фольклору. Из трудов А. в этой последней области наиболее известны изданный им свод «Народные русские сказки» (1855—63 в восьми вып.), дополненный вышедшими анонимно в Женеве «Русскими заветными сказками» (1872), запрещенный цензурой сб. «Народные русские легенды» (1859) и капитальное трехтомное исследование «Поэтические воззрения славян на природу» (1865—69), где концепция ученого получила законченное выражение.

А. относится к школе так называемых «младших мифологов», возникновение мифов он связывал с историей яз., считая их порождением языковой метафорики и возводя большую часть мифол. представлений к отдаленному времени ариев; восприняв «метеорологическую» теорию А. Куна и В. Шварца, ученый полагал, что в основе мифов лежит обожествление природных сил. Согласно А., на дохристианских сказаниях основаны все жанры фольклора, так что задача исследователя сводится к тому, чтобы в процессе сравнит. изучения конкретных произведений вскрыть этот мифол. субстрат. Хотя некоторые крайности теории А., его стремление возвести к мифологии даже детали памятников нар. творчества вызывали возражения и у его последователей (А. А. Котляревский), богатый фактич. материал, собранный исследователем, и его конкретные наблюдения сохраняют свое значение и поныне.

В числе др. источников для своих мифол. разысканий А. использовал и С., попутно предлагая интерпретацию некоторых его

77

образов. Верный своей теории, ученый объясняет выражение «Дажь-Божь внук» мифом о происхождении человеческого рода от солнца (Даждь-Бог— солнечное божество), а обращениеЯрославны«Свѣтлое и тресвѣтлое слънце» связывает с языч. поклонением дневному светилу; стрелы, которыми веют «вѣтри, Стрибожи внуци», он понимает как молнии из дождевой тучи (Стрибог— бог грозы), «ярый тур» в смысле «храбрый воитель» (Всеволод— «буй туръ» и «яръ туръ») первоначально, по А., означало — светлый, весенний, плодотворящий бык бога-громовика; неоднократно вспоминаемый С.Троянрассматривается как воплощение ночного мрака и туманов и отождествляется с божеством, известным у поморян под именем Триглава (против этого отождествления протестовал Котляревский, настаивавший, что Триглав — только название идола).Лада, объясняет далее А., у древних славян считалась покровительницей любви и браков, откуда в нар. песнях в значении «любимого друга, любовника» (ср. в С. «милыхъ ладъ»); ветры нар. фантазия представляла существами крылатыми, поэтому ветер в заклятиях Ярославны мечет «стрѣлкы» «на своею нетрудною крилцю»; упоминаемый в С.Велес(«Велесовь внуче») в качестве «скотьего бога» повелевал, по А., небесными, мифич. стадами. А. толкует и некоторые эпитеты С.: «старый» («старый Владимірь») является синонимом «великий»; «вѣщий» означает не только «мудрый», но и «знающий чары» (Всеслав Полоцкий, наделенный «вѣщей душой», способен к оборотничеству), «синий» (в выражении «синіи млъніи») было древнейшим определением молнии, блеск ее отождествлялся с перебегающими по красным углям очага синими огоньками. ИмяБоянапроизводится от глагола «баять», следовательно, Боян — певец и вместе чародей (согласно А., предшественник сочинителя С. совмещал функции певца, слагателя песен и музыканта).

Соч.:Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. М., 1865. Т. 1. С. 65, 69, 133, примеч. 1, 184, 227, 246, 283, 320, 402, 405, 407—408, 490, 506, 662, 685, 693—694; М., 1868. Т. 2. С. 486, 643—644; М., 1869. Т. 3. С. 48, 191—193, 537—538 [рец.: Сочинения А. А. Котляревского. Т. 2 // СОРЯС. 1889. Т. 48. С. 345—346, 355].

Лит.:Перечень трудов А. Н. Афанасьева // РА. 1871. Стб. 1948—1955;Пыпин А. Н.История русской этнографии. СПб., 1891. Т. 2. С. 350—374;Головенченко — 1955.С. 157—159; Академические школы в русском литературоведении. М., 1975. С. 61—77.

РБС; КЛЭ; СДР; РП.

Д. М. Буланин

  1. афанасьев александр николаевичАфанасьев Александр Николаевич исследователь народного творчества. Родился июля года в г. Богучаре Воронежской губернии. Еще учась в Московском университете А. поместил...Биографический словарь
  2. афанасьев, александр николаевичизвестный исследователь русской народной поэзии и мифологии род. го июля г. в гор Богучаре Воронежской губ. ум. го сентября г. Сын уездного стряпчего он провел большую ...Большая биографическая энциклопедия
  3. афанасьев александр николаевичАфанасьевstrong Александр Николаевич [. Богучар Воронежской губернии .] русский историк и литературовед исследователь фольклора. Окончил юридический факультет Московског...Большая Советская энциклопедия II
  4. афанасьев александр николаевичисследователь народного творчества. Родился июля года в г. Богучаре Воронежской губернии. Еще учась в Московском университете А. поместил в Современнике VI VII Госуд...Большой российский биографический словарь
  5. афанасьев александр николаевичАФАНАСЬЕВ Александр Николаевич российский литературовед представитель мифологической школы в фольклористике. Статьи о русской литературе в. Труды Поэтические воззрения...Большой Энциклопедический словарь V
  6. афанасьев, александр николаевичАлександр Николаевич российский литературовед представитель мифологической школы в фольклористике. Статьи о русской литературе в. Труды Поэтические воззрения славян н...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. афанасьев александр николаевичАфанасьев Александр Николаевич г. Богучар Воронежской губернии Москва фольклорист литературовед историк. Сын уездного стряпчего выпускник воронежской гимназии с в Мос...Москва (энциклопедия)
  8. афанасьев александр николаевич. . русский фольклорист историк литературовед. Из дворян Воронежской губ. Окончил юридический факультет Московского университета где среди его учителей были П.Г. Редкий...Святая Русь - энциклопедический словарь
  9. афанасьев александр николаевичАфанасьев Александр Николаевич июля Бочучар Воронеж. губ. сент. М. фольклорист историк литературоведПсевдонимыi Аф. А.u Мкu Мк И.u М.к И.Учреждения организацииi Вор...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  10. афанасьев, александр николаевичАфанасьев Александр Николаевич исследователь народной поэзии род. июля г. в городе Богучаре Воронежской губернии где отец его человек очень умный и высоко ценивший обр...Энциклопедический словарь
  11. афанасьев александр николаевичисследователь народной поэзии род. ноля г. в г. Богучаре Воронежской губ. где отец его человек очень умный и высоко ценивший образование служил уездным стряпчим. Образо...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона