Энциклопедия «Слова о полку Игореве»

АЙНАЛОВ ДМИТРИЙ ВЛАСЬЕВИЧ

(8(20).II.1862, Мариуполь — 12.XII.1939, Ленинград) — искусствовед. Ок. Новорос. ун-т (1888), преподавал историю антич. и древнерус. искусства в Казани (1890—1903) и Петербурге —Ленинграде (с 1904). В 1922—29 работал в Эрмитаже. Чл.-корр. АН (1914). Автор многочисл. исследований по антич., визант. и древнерус. искусству (в частности работ об архитектуре древнего Киева и Чернигова).

А. неоднократно обращался к изучению С. В статье «Два примечания...» он привлекает внимание к параллельным образам в «Молении» Даниила Заточника и С.: если в первом мы читаем «яко ловца рассыпашася по земле», то в С. — «рассушась стрелами по чистому полю», что говорит об отражении обоими авторами одного и того же тактич. маневра. «Шумный приступ» «Моления» А. сближает с запевом Бояна «Комони ржуть за Сулою...», в обоих памятниках упоминаются звуки труб. А. комментирует также выражение С. «идуть сморци мьглами». В статье «Дві замітки...» А. обращает внимание, что упоминаемый в С. способ перевозки раненых между двумя лошадьми находит аналогию в западноевроп. военном обиходе, о чем свидетельствуют средневековые тексты. Он предлагает также свое понимание оборота «клюками подпръся о кони». В статье «Сон Святослава в „Слове о полку Игореве“» А., рассматривая фразу «босуви врани възграяху у Плѣсньска на болони бѣша дебрь Кисаню», предлагает вместо «бѣша» читать «сѣша», с переводом: «с вечера начало граять воронье, затем оно село в Кисаньскую дебрь» (С. 479). Другая его конъектура — вместо «нъ се зло — княже ми непособіе» читать «но се зло, княже, минет по себѣ». «Дружина, откликаясь на порыв бодрости князя (на его желание помолодеть. —О. Т.), утешает его тем, что зло, причиненное ему Игорем и Всеволодом, не вечно, пройдет само по себе и забудется», — пишет А. (С. 482). В статье, опубл. в сб. в честьА. С. Орлова, А. анализирует эпитет княж. стола — «злат», который, с одной стороны, входит в ряд употреблений того же эпитета в применении к иным предметам княж. обихода, а с другой — явно свидетельствует о наличии в Древней Руси золотых дел мастеров. А. приводит сообщение Плано Карпини о рус. мастере Косме, изготовившем золотой трон для ордынского хана. А. объясняет

44

выражение «жемчужная душа» представлениями средневековья и сопоставляет «злато ожерелье» с реальной золотой нашейной гривной. Упоминаемый в С. болван, по мнению А., — пограничный столб. В той же статье толкуется выражение «смагу мычучи» и образ «мыслена древа». В статье 1935 А. возражает против конъектуры «по дубию» вместо «подобию» (во фразе «пасеть птицъ подобію») и предлагает читать «под облакы», аргументируя свой вывод ссылкой на сходное чтение в «Сказании о Мамаевом побоище» и полагая, что источником образа было изречение Соломона в той ред., в какой оно читалось в сб. «Пчела» («иже ся утверждаеть лъжею, тот пасеть ветры и птице крылатыя») В той же статье имеется комм. к слову «стружие» и речениям С.: «ростре на кусту» и «пѣти было пѣсь Игореви, того (Олга) внуку». В статье 1936 А. рассматривает фразу «два солнца помѣркоста, оба багряная стлъпа погасоста», полагая, что в С. «плен и гибель князей облечены в образы небесных знамений, предрекающих злое» (Замечания к тексту... С. 24), и предложил во фразе «скочи отъ нихъ лютымъ звѣремъ» вместо «отныхъ» читать «отай». В последней статье, посвящ. С. и опубл. в 1940, А. анализируетПлач Ярославныи предлагает конъектуру «не быть пленну» вместо «не быть кликну»; в той же статье А. размышляет над тем, на каком инструменте игралБоян.

Во всех своих заметках к «темным местам» С. А. обосновывает свои конъектуры и толкования, опираясь на показания др. древнерус. памятников, а более всего на реалии древнерус. быта, знатоком которых он являлся. Гипотезы А. с полным основанием могут рассматриваться как серьезные альтернативы традиционным прочтениям С.

Соч.:Очерки и заметки по истории древнерусского искусства. 1. Два примечания к Слову Даниила Заточника // ИОРЯС. 1908. Т. 13, кн. 1. С. 353—356, 364—365; Два примечания к «Слову о полку Игореве» // Тр. XIV Археол. съезда. М., 1911. Т. 3. Протоколы. С. 59; Дві замітки до «Слова о полку Игореве» // Зап. іст. і филол. секції Укр. Наук. тов-ва в Київі. 1918. Кн. 17. С. 92—97; Сон Святослава в «Слове о полку Игореве» // ИпоРЯС. Л., 1928. Т. 1, кн. 2. С. 477—482; Замечания к тексту Слова о полку Игореве // Сб. статей к 40-летию учен. деятельности акад. А. С. Орлова. Л., 1934. С. 103—112; Замечания к тексту Слова о полку Игореве // ТОДРЛ. 1935. Т. 2. С. 81—94; К истории древнерусской литературы. III. Замечания к тексту «Слова о полку Игореве» // Там же. 1936. Т. 3. С. 21—25; Заметки к тексту «Слова о полку Игореве» // Там же. 1940. Т. 4. С. 151—158.

Лит.: Ракинт В.Д. В. Айналов // Гермес. 1916. Янв. — май. С. 218—224;Брунов Н.Памяти Д. В. Айналова // Архитектура СССР. 1940. № 4. С. 66—67.

Биогр. сл. проф. Казан. ун-та. Ч. 1; БСЭ; УСЭ;Булахов.Энциклопедия.

О. В. Творогов

  1. айналов дмитрий власьевичАйналов Дмитрий Власьевич доктор истории и теории искусств профессор СПб. университета с года. Родился в Мариуполе в году окончил курс в Новороссийском университете где...Биографический словарь
  2. айналов, дмитрий власьевичРод. ум. историк искусства чл.корр. СПб. академии наук . Автор трудов посвященных эстетической и историкокультурной трактовке византийского русского итальянского искусс...Большая биографическая энциклопедия
  3. айналов дмитрий власьевичАйналовstrong Дмитрий Власьевич [. Мариуполь . Ленинград] советский историк искусства членкорреспондент АН СССР . Учился в Одессе в Новороссийском университете у Н. П. К...Большая Советская энциклопедия II
  4. айналов дмитрий власьевичдоктор истории и теории искусств профессор СПб. университета с года. Родился в Мариуполе в году окончил курс в Новороссийском университете где занимался главным образом...Большой российский биографический словарь
  5. айналов дмитрий власьевичАЙНАЛОВ Дмитрий Власьевич российский историк искусства членкорреспондент Петербургской АН . Труды посвящены эстетическому и историкокультурному истолкованию византийско...Большой Энциклопедический словарь V
  6. айналов, дмитрий власьевичДмитрий Власьевич российский историк искусства. Труды посвящены эстетическому и историкокультурному истолкованию византийского русского итальянского искусства....Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. айналов дмитрий власьевичАйналов Дмитрий Власьевич февр. дек. искусствовед археолог историк искусства членкорреспондент Петербургской АН Псевдонимыi Авu Алов Д.u Д. А. Труды посвящены эстет...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  8. айналов дмитрий власьевичАйналов Дмитрий Власьевич советский историк искусства. Членкорреспондент Российской АН . Учился в Одессе в Новороссийском университете у Н. П. Кондакова. С профессор Пе...Художественная энциклопедия