Энциклопедия русской эмиграции

КУЗЬМИНАКАРАВАЕВА ЕЛИЗАВЕТА ЮРЬЕВНА

мать Мария (8.12.1891, Рига 31.3.1945, Равенсбрюк, Германия) поэт, философ, публицист, общественно-религиозный деятель. Отец Ю.Д.Пиленко, был городским головой Анапы, неподалеку располагалось и его имение. Детские впечатления, наблюдения за археологическими раскопками курганов отразились в стихах ее первой книги «Скифские черепки» (СПб., 1912). Лирический герой стихотворений одновременно является и участником далекого прошлого, и современным наблюдателем. Назначение отца директором Никитского ботанического сада заставило семью в 1905 переехать в Ялту. После неожиданной смерти отца уехала в 1906 с матерью, С.Б.Пиленко, в Петербург, где, закончив частную гимназию, поступила на философское отделение Бестужевских курсов. В 1910 вышла замуж за Д.Кузьмина-Караваева, юриста по образованию, социал-демократа, ставшего позднее в эмиграции католическим священником: он был близок к петербургской литературной среде, в которую и ввел свою жену, увлеченную поэзией.К.-К. испытывала воздействие акмеистов, издавших ее первую книгу стихов, входила в «Цех поэтов», дружила с А.Ахматовой, С.Городецким и др., посещала заседания «башни» Вяч. Иванова, гостила в Коктебеле у М.Волошина. Длительное время находилась под сильным влиянием поэзии и личности А.Блока; переписка с поэтом длилась многие годы после его стихотворного обращения к ней: «Когда вы стоите на моем пути, / Такая живая, такая красивая...» К 15-й годовщине со дня смерти Блока написала и опубликовала статью «Встречи с Блоком» (СЗ, 1936, № 62. перелечат.: Уч. зап. Тартус. ун-та, 1968, вып. 2 0 9). Была первой женщиной, заочно изучавшей богословие в Петербургской духовной академии, Ранние стихи, написанные главным образом в 1913-14, составили сборник «Руфь» (Пг* 1916). Как член партии эсеров К.-К. после Февральской революции 1917 была городским головой Анапы; об этом эпизоде вспоминала позднее в статье «Как я была городским головой» (Воля России, 1925, № 4/5). В 1919 вместе со вторым мужем, Д,Скобцовым-Кондратьевым, казачьим деятелем, писателем, эмигрировала из России через Константинополь и Белград. С 1923 жила в Париже. Под псевдонимом Юрий Данилов опубликовала автобиографический роман о годах революции и гражданской войны «Равнина русская (Хроника наших дней)» (СЗ, 1924, № 19-20) и повесть «Клим Семенович Барынькин» (Воля России, 1925, № 7-10). В издательстве «YMCA-Press» вышли два ее сборника житий святых «Жатва духа» (1927). Их тема беспредельная, порой пародоксальная любовь к человеку, вплоть до принятия на себя чужого греха. «Вольная нищета и вольное унижение формы любви, придающие ей особый характер нисхождения (богословски: кенозис)», писал в своей рецензии Г.Федотов. Отмечая, что автор не включил в сборник ни одной мученической или аскетической легенды, которые преобладают в Четьях-Минеях, Федотов утверждал, что «Жатва духа» «бросает луч света» в таинственную область «связей древнерусской религиозной души с «безбожными» течениями русской интеллигенции». Это же издательство привлекло К.К. к работе над серией коротких монографий, посвященных русским религиозным мыслителям (Париж, 1929): «Достоевский и современность», «Миросозерцание Вл.Соловьева», «Хомяков», К.-К. сотрудничала в журналах «Современные записки», «Русские записки», «Воля России», «Путь», «Новый град», газетах «Дни» и «Последние новости». С 1930разъездной секретарь Русского студенческого христианского движения, вела миссионерскую и просветительскую деятельность среди русских эмигрантов в разных городах Франции (Тулузе, Лионе, Страсбурге и др.); свои впечатления отразила в статье «Русская география Франции» (ПН, 1932, 25 июня). В 1932, после церковного развода с Д.Скобцевым, стала монахиней, приняв при постриге, который совершил глава русской православной церкви за рубежом митрополит Евлогий, имя Мария (в честь Св.Марии Египетской), С тех пор выступала в печати под именем монахиня Мария, мать Мария. В 1937в Берлине вышел сборник религиозной поэзии «Стихи», разделенный на две части: «О жизни» и «О смерти». М.Цетлин, отмечая, что К.-К. знает жизнь «подлинную, страдающее эмигрантское дно», и эта жизнь кажется ей «воронкой в ад, а иногда и прямо адом», видел в ее поэзии «свидетельство о чемто большом и подлинном, комментарий к религиозному труду и подвигу». Тот же критик заметил, что стихи о смерти (кроме проникнутых сильным чувством стихов о смерти дочери, уехавшей в Москву и умершей от сыпного тифа в июне 1936) холоднее и дидактичнее стихов о жизни, в которых звучит тема Иова, упреки Богу за дурно созданный мир.Г.Адамович полагал, что монахиня Мария имеет основания поучать, потому что идет к людям с помощью; «она должна поучать и призывать, иначе изменила бы себе. Она говорит не от своего имени», ибо «нашла цель. Для нее уже невозможно быть всегда и во всем с теми, кто предоставлен сам себе и кто в творчестве ищет какого бы то ни было выхода из жизненной тьмы», Свое монашеское призвание К.-К. видела в деятельной любви к ближним, прежде всего в помощи бедным. Как свидетельствовал хорошо знавший ее К.Мочульский, она говорила, что путь к Богу лежит только через любовь к человеку, и на Страшном суде спросят: «накормила ли я голодного, одела ли голого, посетила ли больного и заключенного в тюрьме. И только это спросят». Она нашла свой путь служения людям, оставшись работать в миру и помогая тем, кто оказался на самом дне эмигрантской жизни. В середине 30-х основала в Париже центр социальной помощи Братство «Православное дело», которое стало местом встречи многих писателей и философов. Еще в 20-е К.-К. была секретарем Религиозно-Философской академии, созданной Н.Бердяевым, поступив вольнослушательницей в Православный Богословский институт, сблизилась с О.С.Булгаковым, ставшим ее духовным отцом. Выступала на страницах журнала «Новый град», сборников «Православное дело». Деятельное участие принимала в собраниях общества «Круг», основанного в 1935 И.Фондаминским, в альманахе «Круг» (1937, № 1) была напечатана ее статья «Мистика человекообещания». К.-К. выбрала своеобразный монашеский путь, сочетая иночество и материнство. Организовала общежитие с дешевой столовой, для которой сама доставала продукты и готовила, санаторий для туберкулезных больных. На улице Лурмель в Париже оборудовала церковь, выполнив роспись стен и стекол, вышитые гладью панно. В 1939 «Православное дело» основало швейную мастерскую, исполнявшую заказы для французской армии и дававшую этим заработок женам и матерям мобилизованных русского происхождения. После оккупации Парижа сотни евреев обращались к К.-К. за помощью и убежищем. Им выдавали свидетельства о принадлежности к православному приходу на Лурмель, документы, их укрывали, отправляли в провинцию. Во время массового еврейского погрома 1942, когда тысячи евреев, включая детей, были загнаны на стадион (велодром дИвер), К.-К. пробралась туда и спасла несколько детей. В статье «Размышления о судьбах Европы и Азии» (1941) писала, что во главе избранной «расы господ стоит безумец, параноик, место которому в палате сумасшедшего дома, который нуждается в смирительной рубашке, в пробковой комнате, чтобы его звериный вой не потрясал вселенной». 9.2.1943 была арестована, отправлена в концлагерь Равенсбрюк и погибла в газовой камере. В 1947 вышел посмертный сборник «Стихотворения, поэмы, мистерии: Воспоминания об аресте и лагере в Равенсбрюк», изданный ее бывшим мужем Д.Скобцевым; там опубликованы две поэмы («Похвала труду» и «Духов день», 1942) и две мистерии в стихах («Анна», 1939 и «Солдаты», 1942). Первая своеобразная апология образа жизни автора. Действие второй происходит во время войны в арестантском помещении при немецкой комендатуре; преследование французских евреев и коммунистов рассматривается как попрание основных принципов и религиозных законов жизни.С.Пиленко приводит в своих воспоминаниях прощальные слова К.-К.: «Мое состояние это то, что у меня полная покорность к страданию, и это то, что должно со мною быть и что, если я умру, в этом я вижу благословение свыше. Самое тяжелое и о чем я жалею, что я оставила свою престарелую мать одну». «Обществом друзей Матери Марии» и С. Пиленко в 1949 был издан 2-й сборник «Стихи», в который вошла также интермедия «Семь чаш». Автор вступительной статьи Г.Раевский пишет, что в этих стихах ощущается «полнота жизненной ответственности за все сказанное (и сделанное)», ибо подлинное творчество всегда искренне, и тем самым «оно является прямым свидетельством о человеке. Такою искренностью (в первичном, огненном значении слова) отмечено все, что написано матерью Марией. Стихи ее (как и все ее деяния) «вулканического» происхождения, при чтении которых чувствуется порою как бы некий жар «неостывшей лавы».

  1. кузьминакараваева елизавета юрьевнаРусская поэтесса. Автор сборников стихов Скифские черепки Руфь автобиографической повести Равнина русская . С года жила в эмиграции в году постриглась в монахини. Уча...100 великих женщин
  2. кузьминакараваева елизавета юрьевнаРусский поэт прозаик общественный религиозный деятель под именем Матери Марии участник французского Движения Сопротивления погибла в концлагере. Автор поэтических сборник...Афоризмы русских писателей
  3. кузьминакараваева, елизавета юрьевнаПиленко в монашестве мать Мария. Род. ум. . Поэтесса автор сборников Скифские черепки Руфь повести Равнина русская . В г. эмигрировала. Участница французского Сопрот...Большая биографическая энциклопедия
  4. кузьминакараваева елизавета юрьевнаКУЗЬМИНАКАРАВАЕВА Пиленко Елизавета Юрьевна в монашестве мать Мария русская поэтесса. Сборник стихов Скифские черепки Руфь автобиографическая повесть Равнина русская ...Большой Энциклопедический словарь V
  5. кузьминакараваева елизавета юрьевнаКУЗЬМИНАКАРАВАЕВА Елизавета Юрьевна урожд. Пиленко во втором браке СкобцоваКондратьева русская поэтесса. С в эмиграции в постриглась в монахини. Участница франц. Движе...Литературный энциклопедический словарь
  6. кузьминакараваева елизавета юрьевнаКузьминаКараваева Елизавета Юрьевна в первом бракеПсевдонимыi Скобцова Е. Ю.Вариант имениi Пиленкоu Елизавета Юрьевна урожд. СкобцоваКондратьеваu Елизавета Юрьевна во ...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена