Энциклопедия русской эмиграции

ГЕССЕН СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ

(Serguis), (3.9.1887, Усть-Сысольск 25.9.1950, Лодзь) философ, педагог. Родился в семье известного адвоката и публициста, одного из лидеров кадетской партии Иосифа Владимировича Г. В 1905 после окончания петербургской гимназии Г. уехал в Германию, где в университетах Гейдельберга и Фрейбурга слушал курсы В.Виндельбанда, Э.Ласка, Г.Риккерта. Под влиянием последнего Г. стал горячим защитником трансцендентализма. Учившийся вместе с ним Ф.Степун вспоминал впоследствии, что «религиозной темы, или хотя бы только метафизической тоски в нем тогда не чувствовалось, но умен он был изумительно, причем определенно критическим и даже скептическим умом». В 1910 во Фрейбургском университете Г. защитил докторскую диссертацию на тему «Индивидуальная причинность», привлекшую к нему внимание в немецких философских кругах. В диссертации им было развито учение Риккерта о границах естественно-научного образования понятий прим.тельно к анализу идеи причинности.Г. рассматривал эту проблему на основании различия между «идеографическими» и «номотетическими» науками. По мнению В. Зеньковского, эта работа Г. «не забудется в развитии проблемы причинности». Вернувшись в Россию, Г. в 1910 основал вместе со своими студенческими товарищами русскую секцию международного историософского журнала «Логос». По словам Степуна, «идея воплощения вечного Логоса философии в многоязычном журнале увлекала его своею новизною и красотою. В продолжение 4-х лет Г. редактировал созданный им журнал. Он также активно печатался в кадетской газете «Речь», переводил на русский язык работы Риккерта, А.Бергсона и др. европейских философов. С 1913 по 1917 приват-доцент Петербургского университета. После Февральской революции Г. сблизился с плехановской группой «Единство», но скоро почувствовал свою непригодность к политической деятельности. Летом 1917 он переехал в Томск, где стал вначале профессором по кафедре философии и педагогики, а затем деканом историко-философского факультета Томского университета. Некоторое время работал директором Высших педагогических курсов. Однако революционные события в Сибири вынудили Г. к эмиграции. До 1924 он жил в Германии: профессор Русского научного института в Берлине, а также редактор журнала «Русская школа за рубежом». В 1924 Г. переехал в Прагу, где в течение 3-х лет преподавал на кафедре педагогики в Русском высшем педагогическом институте. В 1925 вместе с Б.Яковенко и Степуном пытался возобновить русское издание «Логоса». В 1934 Г. получил приглашение на кафедру философии педагогики в Вольной Всепольской школе в Варшаве и принял польское гражданство. В Польше он пережил все события 2-й мировой войны, во время которой, как сообщает Степун, родные Г. погибли в нацистских концлагерях, а ему самому также пришлось пережить многократные аресты и концлагерь. После войны в 1945 Г. получил должность профессора педагогики в университете Лодзи. Однако с установлением режима новой власти его преподавательская деятельность в области философии стала невозможной. Последние годы жизни он занимался русской филологией. В эмиграции Г. работал преимущественно над вопросами философии, социологии и права. В то же время он много писал и по педагогике. Главная его книга в этой области «Основы педагогики» (Берлин, 1923) выросла из лекций в Томском университете. В ней прежде всего сказалось тяготение Г. к прикладной философии. В предисловии к этой работе он писал: «Как философа меня привлекала возможность явить в этой книге практическую мощь философии». Книга Г. содержит философские основы образования и воспитания. Система воспитания опирается на представление о личности, выражающее позицию трансцендентализма. По мнению Г., личность созидается только через приобщение к миру сверхличных ценностей. Поэтому цель воспитания Г. полагает в превращении естественного человека в человека культурного. В области социологии Г. была написана книга «Проблема правового социализма» (1924). В ней предпринята попытка соединить положительные моменты индивидуалистической структуры общества с положительными моментами социалистического идеала. По мнению Г., осуществление этого придало бы более совершенное выражение ценностям религии, национальности, государства, частной собственности и свободы. При разработке проблем этики Г. склонялся к интуитивизму, пытаясь расширить его при помощи концепции практической волевой интуиции, которую он называл «волезрением». Это можно обнаружить в его работе «Трагедия добра в «Братьях Карамазовых» Достоевского» (1928). По мнению Г., три брата Дмитрий, Иван, Алексей олицетворяют собой три стадии добродетели. Дмитрий воплощение естественной основы нравственности, выраженной в соответствии с теорией Вл.Соловьева полуинстинктивными чувствами стыда, жалости и благоговения. Иван символизирует добродетель, которая стала предметом рационального анализа. Это автономная добродетель Канта, состоящая в исполнении долга без любви. Высшая степень добродетели добродетель как любовь воплощена в Алеше. В представлении Г. старец Зосима является представителем сверхэтической святой жизни. Он стоит выше сферы морали, а Федор Павлович Карамазов ниже ее. Философское творчество Г. не содержит законченной системы взглядов. По мнению Зеньковского, «философскому дарованию Гессена не дано было развернуться в полноте и внешние неблагоприятные обстоятельства жизни, и внутренняя скованность мысли ...обеспложивающим трансцендентализмом помешали этому». Степун запечатлел некоторые черты психологического облика Г.: «Дома, в семье своего отца, а впоследствии и в своей собственной семье (Сергей Иосифович был женат на дочери известного в Москве психиатра Минора) он как-то не расцветал, иной раз даже тускнел..., зато на заседаниях, докладах и в особенности в гостях он распространял вокруг себя атмосферу подлинной симпозиальности».

  1. гессен, сергей иосифовичРод. августа г. в УстьСысольске ум. июля в Лодзи. Философантропософ теоретик педагогики. Выпускник юридического фта Петербургского университета учился также в Гейдел...Большая биографическая энциклопедия
  2. гессен сергей иосифовичОбразовательная концепция С. И. Гессена являясь отражением его философских воззрений предлагает конкретные пути решения многих глобальных философских проблем. Наиболее яр...Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»
  3. гессен сергей иосифовичрусский философ и педагог вынужденный в х годах эмигрировать за границу. Основные пед. работы Основы педагогики О противоречии и единстве воспитания и др. Дал философскоп...Педагогический словарь
  4. гессен, сергей иосифовичрусский философ педагог. Преподавал в Петроградском Томском Берлинском и мн. зарубежных университетах. В конце эмигрировал в Германию где завершил и издал на русском язы...Педагогический терминологический словарь
  5. гессен сергей иосифович[ г УстьСысольск ныне Сыктывкар Лодзь Польша] философ педагог По окончании гимназии в Петербурге учился в Гейдельбергском и Фрейбургском унтах Неокантианец ученик ...Российская педагогическая энциклопедия
  6. гессен сергей иосифович. Москва . Лодзь Польша философ и публицист. Окончив юридический фт Петербургского унта Г. продолжил образование в Германии в Гейдельбергском и Фрейбургском унтах где зан...Русская философия
  7. гессен сергей иосифовичГессен Сергей Осипович авг. не ранее философПсевдонимыi SergiusВариант имениi Гессенu Сергей ИосифовичИсточникиi Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей у...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  8. гёссен сергей иосифовичГССЕН Сергей Иосифович философ публицист соредактор жур. Логос. Изучал философию в унтах Гейдельберга и Фрейбурга под руководством В. Виндельбанда Б. Ласка И. Кона и Г....Философская энциклопедия
  9. гессен, сергей иосифовичГЕССЕН СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ русский философ. Родился в УстьСысольске августа . Окончил юридический факультет Петербургского университета. Философское образование получил в Г...Энциклопедия Кольера II