Энциклопедия русской эмиграции

АРЦЫБАШЕВ МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ

(24.10.1878, хутор Доброславовка, Ахтырский у., Харьковская губ. 3,3.1927, Варшава) прозаик, публицист, драматург. Из поместного дворянского рода, по матери поляк. В 1897-98 учился в харьковской Школе живописи и рисования. С 1894 рассказы, заметки, репортажи А. стали появляться в провинциальных газетах, с переездом в 1898 в Петербург в столичной прессе.А. критически воспринимал революционный пафос литераторов, группировавшихся вокруг горьковских сборников «Знание»; «Литература вовсе не так влияет на жизнь, чтобы даже самое великолепное художественное произведение отдельного автора могло произвести в ней ощутительный переворот... Литература влияет на жизнь... в течение десятков, если не сотен лет...» В произведениях А. часто возникали образы, заимствованные у Чехова, Толстого, Достоевского, но его описания нарочито натуралистичны, обнаженно жестоки. Роман «Санин» (Совр. мир, 1907, № 1-5, 9: отд. изд. СПб., 1908: М., 1990) надолго обеспечил ему скандальную репутацию проповедника аморальности. Автором разгромной статьи был К.Чуковский; оскорбленный писатель послал ему вызов на дуэль, которая не состоялась, а Чуковский записал после встречи с А.: «...какой он хороший человек». По мнению А.Блока, А, был «бесспорно талантливым писателем», Л.Толстой, хотя и упрекнул А, в том, что в романе «Санин» он «не показал никакой духовной жизни», но в целом положительно отозвался о писателе: «.. Арцыбашева работает и самобытно мысль, чего нет ни у Горького, ни у Андреева... Простой талант без содержания у Куприна; у Арцыбашева и талант и содержание». Особенно нравилась Толстому повесть «Смерть Ланде» (1904), в определенной мере созвучная идеям «толстовства». Лучшие романы А. печатались в сборниках «Земля»: «У последней черты», 1910-12, сб. 4, 7, 8 (отд. изд. Мюнхен, Лейпциг, 1910; М* 1913); «Женщина, стоящая посреди», 1915, сб. 17 (Рига, 1930). В 191218 было издано собрание сочинений А, в 10-ти томах. В августе 1923 эмигрировал в Варшаву. О настроениях, с которыми А. оказался в эмиграции, свидетельствует сборник его размышлений «Вечный мираж» (Берлин, 1922), написанных в 1919 в России. «Жизнь, утверждал он, не в столкновениях народов, борьбе классов, создании религий и философских систем. Она в том, чего все эти события являются завершением: в мыслях, чувствах и поступках всех людей». По убеждению писателя, к каким бы результатам ни пришла социальная революция, трагизм ее в том, что «множество живых, страдающих.. людей будет втянуто в смертельную борьбу, обречено на муку и гибель. В случае ее победы не торжество идеи будет важно, а облегчение участи опять-таки миллионов людей. Но хотя бы для грядущих поколений выгоды этой революции были бы даже неисчислимы, они все-таки ни на йоту не уменьшат ужаса страданий и смерти тех, кто падет в этой борьбе». Для А. характерен апофеоз страдания, оно является, по его мнению, «настоящим двигателем жизни, и жизнь застыла бы в мертвом бездействии, если бы страдание и страх страдания не толкали ее на поиски спасения»; этим возбуждаются всякое сознательное творчество и всякое бессознательное влечение. Писатель говорил о «духовной узости» и «умственном убожестве» людей, «охваченных политической борьбой», «ибо они ставят над жизнью идею». В завершении книги «Вечный мираж» А. обобщал: «Итак, «человек» не «звучит гордо», как провозгласил Горький, нет, «человек» звучит очень жалобно и жалко, но это все, что мы имеем, что мы есть. И да закатятся скорее все «великие солнца великих идей» о Богах всякого рода, и да воцарится в сознании человечества истина о том, что мы одни, что нет и не может быть такой идеи, во имя которой можно было бы терзать живого человека. Если мы не можем жить без религии, то пусть этой религией будет любовь к человеку». Первый сборник, изданный в Варшаве, «Под солнцем» (1924), был также составлен из произведений, написанных в России. В одноименном рассказе писатель предвещал гибель всей цивилизации и культуры в результате осуществления мировой революции. Политическими аллюзиями насыщена пьеса в стихах «Дьявол: Трагический фарс» (Варшава, 1925) как бы продолжение «фауста» Гёте в эпоху XX в. «ада на земле», т.е. в эпоху битвы «за свободу, равенство и братство», всегда оборачивающейся, по мнению писателя, кровью и диктатурой. В ансамбль персонажей, наряду с традиционными фигурами Дьявола (Мефистофеля), Фауста, Маргариты, Марты, Ведьмы и др., введены многочисленные лица, подчеркивающие злободневность «старой легенды» (среди них социалисты, рабочие, члены Комитета). В речи персонажей вплетены реминисценции не только из «Фауста», но также из политических гимнов пролетарского движения, Главной для себя А. считал теперь публицистическую деятельность. Печатался постоянно в варшавской газете «За свободу» и помогал Д.Философову ее редактировать. По мнению А-Амфитеатрова, А, «вовсе не был «человеком экстремы», как многие пытались его определить, обманываясь его пламенным литературным темпераментом. Напротив, характером он был очень мягок, а ум имел рассудительный и логический. Но именно на прямолинейных путях строгой «честности мысли», логической до конца, обретал он ту беспощадную последовательность, что определяет его как писателя-гражданина, смелого до дерзости.. Его варшавская противобольшевицкая кампания была сплошным бомбометательством в лагери коммунизма и соглашательства». З.Гиппиус подчеркивала художественность его политических статей, Наиболее последовательно А. изложил свои взгляды на советский режим в статьях, связанных с процессом убийцы В.Воровского Конради, эти статьи, включенные в книгу «Записки писателя» (Варшава, 1925), способствовали его оправданию.А. призывал в свидетели против Воровского «всех замученных и расстрелянных в болыпевицких подвалах, всех погибших от голода и холода, всех погибших от грязи и эпидемии ...жертв великого коммунистического эксперимента...» и утверждал, что «Боровский был убит не как идейный коммунист, а как палач... Убит, как агент мировых поджигателей и отравителей, всему миру готовящих участь несчастной России». В основе подобных выводов лежала уверенность А., что «кровавый переворот 7 ноября 1917 года не выражал народной воли» и что Ленин является «гениальнейшим пройдохой, так полно сочетавшим в себе черты деспота жестокость и лицемерие»; «ни нашествие Батыя, ни кровавое безумие Иоанна не причинили России такого вреда и не стоили русскому народу столько крови и слез, как шестилетняя диктатура красного вождя». Получив известие о смерти А* Гиппиус сказала о нем на заседании «Зеленой лампы»; «Человек. Любил родину просто: как любят мать. Ненавидел ее истязателей. Боролся с ними лицом к лицу, ни пяди не уступая, не отходя от материнской постели». Для Амфитеатрова А. был «одним из тех авторов, которых понимание возрастает через отдаление их эпохи в историческую перспективу». Соч.: Тени утра: Роман, повести, рассказы.М., 1990.

  1. арцыбашев, михаил петровичписатель один из наиболее типичных представителей идейного и литературного течения возникшего в России после поражения революции г. Главные мотивы его творчества пропов...1000+ биографических данных - словарь
  2. арцыбашев михаил петровичАрцыбашев Михаил Петрович известный писатель. Родился в году в мелкопоместной дворянской семье Харьковской губернии. Мать происхождения польского. Отец служил в гвардии ...Биографический словарь
  3. арцыбашев, михаил петровичписатель р. в Харьковской губ. дворянин сын исправника. Выйдя из класса гимназии А. учился в харьковской школе живописи. Печататься начал с лет в провинциальных газета...Большая биографическая энциклопедия
  4. арцыбашев михаил петровичАрцыбашевstrong Михаил Петрович [. Харьковская губерния . Варшава] русский писатель. Начал печататься в рассказы Бунт Конокрад Смех. В произведениях после отразились у...Большая Советская энциклопедия II
  5. арцыбашев михаил петровичизвестный писатель. Родился в году в мелкопоместной дворянской семье Харьковской губернии. Мать происхождения польского. Отец служил в гвардии а позднее был исправником ...Большой российский биографический словарь
  6. арцыбашев михаил петровичАРЦЫБАШЕВ Михаил Петрович русский писатель. Ницшеанские настроения в романе Санин получившем репутацию произведения проповедующего примитивный гедонизм и аморальность....Большой Энциклопедический словарь V
  7. арцыбашев михаил петровичписатель один из наиболее типичных представителей идейного и литературного течения возникшего в России после поражения революции г. Главные мотивы его творчества пропове...Исторический справочник русского марксиста
  8. арцыбашев михаил петровичАРЦЫБАШЕВ Михаил Петрович русский писатель. После эмигрировал занял крайне антисов. позицию. Ром. Человеческая волна др. назв. Человеческая жизнь Санин оба У последн...Литературный энциклопедический словарь
  9. арцыбашев, михаил петровичПисатель. Учился в харьковской Школе живописи и рисования . Печатался с . Известность и скандальную славу получили произв. о проблемах пола роман Санин . Герой диспутов о...Российские журналисты. 1000 ориентиров профессионального мастерства
  10. арцыбашев михаил петровичАрцыбашев Михаил Петрович марта писательПсевдонимыi Арцышев М.u Аршев М.u М. А.Учреждения организацииi Ахтырская гимназия Ахтырка окончил классовГеографияi Место р...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  11. арцыбашев, михаил петровичАРЦЫБАШЕВ МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ русский писатель. Родился ноября на Украине. Его первый рассказ Паша Туманов был опубликован в . Как и во многих других произведениях реалисти...Энциклопедия Кольера II