Энциклопедия мифологии

ЧОЙДЖИНЫ

ЧОЙДЖИНЫ

(от тибет. chos-skyon, «хранитель учения», соответствие санскрит,дхармапала),сахиусы (sakijusun, «охранитель»), в буддийской мифологии монгольских народов и тибетцев разряд грозных божеств, входящих в категориюдокшитов илисовпадающий с ней. В тибетской мифологии число Ч. пополняется за счёт местных духов. У монголов особо чтимым Ч. является Джам-саран [от тибетского Icam srin (sring.), другое имя Джамсарана - Бегдзе], имеющий эпитет «Красный хранитель» (монг. Улан сахиус). Он - сын медноволосого якшаса (свирепого духа), живёт в кровавом море на медной горе (или на кладбище); в одной руке у него медный меч, в другой - лёгкие и сердце врага. По происхождению Джамсаран - добуддийское божество, возможно, монгольское, занявшее в Тибете место бога войны, сближающееся сПехаром, всеверном буддизме Джамсаран - один из восьми (десяти) докшитов; ассоциируется сКуберойи сГесером,который иногда считается одним из его воплощений (в эпосе хоринцев Джамсаран выступает врагом Гесера).
Особенно почитается монголами группа «пять Ч.» (или пять богов, возглавляемых Ч.) - «пять великих государей» (монг.табун хаган), защитников храма. Их культ тесно переплетается с культомПадмасамбхавы,которому они дали обет охранять религию. Их (или их повелителя) перерождением считается настоятель Лхасского храма, выступающий как государственный оракул, почитающийся одновременно и как воплощение Пехара.
В процессе синтеза шаманской и буддийской мифологии представления о Ч. (или о «пяти Ч.») трансформируются. Ч. воспринимаются как свирепые воинственные охранительные духи, побеждающие демонов болезни.
Лит.:Heisaig W., Schamanen und Geisterbeschworer im Кuгуе-baппег, «Folklore Studies», v. 3, Peking, 1944, p. 40-42.
С. Ю. Неклюдов.

(Источник: «Мифы народов мира».)

Дхармапала (чойджин) Махакала.


Дхармапала (чойджин) Махакала.
Ленинград.
Музей антропологии и этнографии.

Кубера), сидящий на льве."/>

Намсарай (Кубера), сидящий на льве.


Намсарай (Кубера), сидящий на льве;
в правой руке — знамя в виде бунчука, в левой мангуста, изрыгающая драгоценности.
Фрагмент фрески.
Монастырь Эрдени-дзу (МНР).

Махакала, попирающий ногами слоноголового Ганешу.


Махакала, попирающий ногами слоноголового Ганешу, сына Шивы.
Вокруг докшиты Охин-тенгри (Лхамо), Бисман-тенгри (Кубера), Хаянхирва (Хаягрива), Очирвани (Ваджрапани), Джамсаран (Бегдзе).
Ленинград.
Музей антропологии и этнографии.