Энциклопедия мифологии

ЧЖАН ТЯНЬШИ

ЧЖАН ТЯНЬ-ШИ

(«небесный наставник Чжан»), в китайской даосской и поздней народной мифологии главный маг и повелитель бесов. В основе образа мифического Ч. Т.-ш. лежит представление о главе даосской церкви Чжан Дао-лине (3 в. н. э.), которому (как и его прямым потомкам) был присвоен в 5 в. почётный титул тяныпи («небесный наставник»).
Согласно преданию, Чжан Дао-лин, путешествуя по стране, добрался до гор в уезде Синьаньсянь провинции Цзянси, где занялся изготовлением пилюли бессмертия. Когда пилюля была готова, он принял её и, хотя Чжан Дао-лину было в то время 60 лет, он превратился в молодого человека; одновременно он получил магические тайны сочинения и приобрёл могущество (благодаря которому мог изгонять бесов и оборотней), а также проник в тайны превращений.После этого Чжан Дао-лин вознёсся на небо, оставив своим детям и внукам сочинения по магии, заклинания, печать и чудесный меч (по другой версии, он, приняв полтаблетки снадобья, стал земным бессмертным). От имени Ч. Т.-ш. веками издавались указы против нечисти, распространявшиеся по всей стране. Как начальнику над всеми хтоническими силами Ч. Т.-ш. приписывалась власть над обитающими в земле животными, которые могут повредить особо почитавшимся в Китае могилам предков. Одновременно «специальностью» Ч. Т.-ш. считалась и борьба с ядоносами, т. е. скорпионами, змеями, ядовитыми пауками и т. п.
Считалось, что Ч. Т.-ш. подчинены также 5 громов, по его приказу убивающих нечисть, поэтому на картинах вокруг фигуры Ч. Т.-ш. рисовались 5 огнедышащих барабанов - символов этих громов. Поскольку функции Ч. Т.-ш. близки функциям начальника над бесамиЧжун Куя,то их изображения и атрибуты нередко смешивались.
Лит.:Алексеев В. М., Китайская народная картина. Духовная жизнь старого Китая в народных изображениях, М., 1966, с. 216-20 Чжан Тянь-ши в сб.: Миньцзянь гуши (Народ ные сказки), в 3, Шанхай, 1934, с. 102-06 Dore Н., Researches into Chinese superstitions v. 9, Shanghai, 1931, p. 69-86. Б. Л. Рифтин

(Источник: «Мифы народов мира».)

Чжан Тянь-ши на тигре.


Чжан Тянь-ши на тигре.
Китайская лубочная картина.
Конец XIX — начало XX вв.
Ленинград.
Музей истории религии и атеизма.
Коллекция академика В. М. Алексеева.


  1. чжан тяньшиЧЖАН ТЯНЬШИ в китайской даосской мифологии дух повелитель и укротитель бесов живущий на небесах....Большой энциклопедический словарь III
  2. чжан тяньшиЧЖАН ТЯНЬШИ в китайской даосской мифологии дух повелитель и укротитель бесов живущий на небесах....Большой Энциклопедический словарь V
  3. чжан тяньшив кит. даосской и поздней нар. миф. гл. маг и повелитель бесов. В основе образа миф. Ч. Т.ш. лежит представление о главе даосской церкви Чжан Даолине в. н.э. крому как и...Древний мир. Энциклопедический словарь
  4. чжан тяньшив кит. даосской и поздней нар. миф. гл. маг и повелитель бесов. В основе образа миф. Ч. Т.ш. лежит представление о главе даосской церкви Чжан Даолине в. н.э. крому как и...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  5. чжан тяньшиЧжан Тяньши кит. небесный наставник Чжан главный маг и повелитель бесов. Согласно преданию им стал глава даосской церкви Чжан Даолин. В возрасте лет он изготовил пилюл...Мифологический словарь
  6. чжан тяньшиЧЖАН ТЯНЬШИ в китайской даосской мифологии дух повелитель и укротитель бесов живущий на небесах....Современный энциклопедический словарь
  7. чжан тяньшиЧЖАН ТЯНЬШИ в китайской даосской мифологии дух повелитель и укротитель бесов живущий на небесах....Энциклопедический словарь естествознания