Энциклопедия мифологии

ХАОС

Хаос

(Chaos, τὸ Χάος). Зияющее, неизмеримое мировое пространство, первоначальный источник всякой жизни в мире. Позднейшие философы стали называть Хаосом беспорядочную массу, из которой образовался мир. Из Хаоса произошли Гея (Земля), Тартар и Эрот; Хаос же произвел Эреб (источник мрака) и Ночь. Гея родила Урана, а от союза Урана и Геи родились Титаны, циклопы и сторукие исполины.
(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)
ХАОС
(греч. χάος, chaos, от корня cha-, отсюда chaino, chasco, «зеваю», «разеваю»; X. поэтому означает прежде всего «зев», «зевание», «зияние», «разверстое пространство», «пустое протяжение»). Согласно Гесиоду, X. располагается среди первопотенций наряду с Геей, тартаром и Эросом (Theog. 116); им даётся одновременно и физическое (X. как бесконечное и пустое мировое пространство; 700), и мифологическое понимание X. (он порождает из себя Эреб и Ночь, а они Эфир и Гелиру-день, Theog. 123 - 124). У схолиастов X. мыслится то как вода (с фантастической этимологией от cheo, «лью», «разливаю»), то как разлитой воздух (со ссылкой на Вакхилида и Зенодота), то по-платоновски как место разделения и расчленения стихий. Из досократиков Акусилай (9B2D) и ферекид (7В1а) считали X. началом всякого бытия. При этом Ферекид отождествлял X. с водой, т. е. с заполненным пространством. Ни Гомер, ни Пиндар, ни Эсхил, ни Софокл ни разу не употребляют этот термин. У Еврипида X. является пространством между небом и землёй (TGF, frg. 448 N.-Sn.), а Проб, который приводит этот фрагмент из Еврипида, считает X. воздухом, заполняющим место между небом и землёй.
В космогонии Аристофана («Птицы», 691-702) X. фигурирует в качестве первопотенций наряду с Эре-бом. Ночью и тартаром (о Земле говорится, что вначале её не было). От Эреба и Ночи - мировое яйцо, а из мирового яйца - Эрос.Эрос же из смеси всего порождает Землю, небо, море, богов и людей. От X. Эрос порождает в тартаре птиц, которые тоже, очевидно, понимаются здесь как одно из первых космогонических начал (так, X. у Аристофана выступает уже как мифологический персонаж, порождающий мировую жизнь, на пародийном языке Аристофана - птиц). Либо это собственная космогония Аристофана, либо это пародия на орфическую космогонию, где тоже фигурирует мировое яйцо, порождённое Ночью. В «Облаках» X. вместе с Облаками и Языком является богом Сократа (Nub. 424), и тот даже им клянётся (627). Так, к концу классического периода в Греции существуют две концепции X., исходящие из гесиодовской концепции. Одна выдвигает на первый план понятие X. как физического пространства, пустого или чем-нибудь наполненного; а другая понимает X. как нечто живое и животворное, как основу мировой жизни.
Первая концепция углубляется Аристотелем и ещё больше Платоном. Аристотель («Физика» IV 208 b 31) понимает X. Гесиода просто как физическое место, где находятся те или другие физические тела. Платон же, хотя сам и не использует этого понятия (в Conv. 178 b он говорит о гесиодовском X.), по свидетельству гесиодовского схолиаста, под X. понимал свою «всеприемлющую природу», т. е. то, что обычно называется у Платона материей (Plat. Tim. 50 be). Это - то невидимое и неосязаемое, лишённое всяких физических качеств начало, которое получается после исключения из физического тела всех его реальных свойств, то, что нельзя даже назвать каким-нибудь именем, ибо всякое имя предмета всегда приписывает ему то или иное свойство. Это - чистая материя, самый факт существования тела, не зависимый ни от каких его реальных свойств. X. - не какое-нибудь тело, но принцип непрерывного становления тела.
Стоики не вышли за пределы классического определения X. Хаос объявлялся либо «влагой», либо просто «водой» (натуралистическое понимание X.). Зенон так понимал гесиодовский X.: из оседания X., по его мнению, получался ил, из отвердения его - земля (Stoicorum veterum fragmenta, SVF, I frg. 103-104 Arn., II frg. 564). Другое понимание стоиками X. как пространства - вместилища вещей (ср. у Секста Эмпирика «Против учёных» Х 11-12: «...Хаос есть место, вмещающее в себя целое. Именно, если бы он не лежал в основании, то ни земля, ни вода, ни прочие элементы, ни весь космос не могли бы и возникнуть. Даже если мы по примышлению устраним всё, то не устранится место, в котором всё было. Но оно остается, содержа три измерения: длину, глубину и ширину, не считая сопротивления»). У ряда авторов обе точки зрения совмещены, т. е. X. есть вода, первоэлемент, но вода путём сгущения или разрежения превращается в разные тела, так что сам по себе «Хаос есть расчленение и разделение на элементы» (SVF II frg. 564) и, по Корнуту (Ibid. I frg. 103), - «Хаос есть возникшая до разделения влага». Ср. у Манилия: «Хаос некогда расчленил смешанные первоначала вещей при их возникновении» («Астрономия» Х 125).
Таким образом, стоики объединили понятие X. с элементами, так что X. представлялся им как бы пределом разреженного состояния элементов и, с другой стороны, творческим началом (принципом) разделения элементов, хотя сам он и лишён всякого разделения и расчленения.
Понимание X. как бесконечной протяжённости, причём не относительно пространства, как обычно, а времени, встречается у Марка Аврелия (IV З): «Обрати внимание на то, как быстро всё предаётся забвению, на Хаос времени, беспредельного в ту и другую сторону...», X. мыслится как некоего рода вечность.
Далее X. понимается как беспорядочное состояние материи. Этот момент в скрытом виде находился во всех тех учениях, которые вообще понимали X. как принцип становления. Досократики Эмпедокл или Анаксагор и поэт Аполлоний Родосский (I 494- 500) уже оперируют с первозданной беспорядочной смесью материальных стихий.
Но у Овидия его мироздание прямо начинается с хаоса вещей и сам X. трактуется как rudis indigestaque moles, «нерасчленённая и грубая глыба», хотя уже с животворными функциями (Ovid. Met. I 5-9).
В обстановке надвигающегося монотеизма в религии и принципата в политике Овидий уже чувствует необходимость некоего специального, творческого начала для превращения беспорядочной материи в упорядоченный космос. Для этих целей выступает у него сначала некий deus et melior natura (21, «бог и лучшая природа»), затем quisquis ille deorum (32 - «тот какой-то из богов»), даже сига dei (48 - «промысел бога»), а потом и прямо raundi fabricator (57 - «устроитель мира») и opifex rerum (79 - «мастер вещей»). Это оформляющее и организующее начало получает в «Фастах» Овидия глубокую философскую формулировку.
Античная мысль вообще двигалась в направлении тех формул, которые можно было бы привлечь для характеристики X. как принципа становления. Стали замечать, что в X. содержится своего рода единство противоположностей: X. всё раскрывает и всё развёртывает, всему даёт возможность выйти наружу; но в то же самое время он и всё поглощает, всё нивелирует, всё прячет вовнутрь. Образ X. в виде двуликого Януса, выступающего как творческое начало, имеется у Овидия (Fast. I 89-144). Янус называет себя res prisca (103, «древняя вещь») и Хаосом. Когда все стихии распределились по своим местам и образовался стройный космос, то Янус, который раньше был globus et sine imagine moles (111, «глыба и безликая громада»), получил определённый facies (113, «лик») и достойный бога вид (112-114). Но и теперь, говорит он, имеется у него остаток прежнего состояния, а именно: способность видеть всё вперёд и назад. Кроме того, Янус своей собственной рукой всё открывает и закрывает, являясь как бы мировой дверью. Он может развернуть мир во всей его красоте и может придать его уничтожению.
Античная концепция X. выдвигала на первый план творческие и животворные моменты этого понятия. У орфиков X. оказался в самом близком отношении к мировому яйцу, породившему из себя весь мир. Интересно рассуждение у Климента Римского («Беседы» VI 3-4), излагающего эти древние учения: «Орфей уподобляет Хаос яйцу. Ведь в яйце - слияние первых элементов. Гесиод предположительно называет Хаосом то, что Орфей называет порождённым яйцом, выброшенным из безграничности материи». Климент Римский пишет о первоначальном беспорядочном состоянии материи, которое постепенно превратилось в этот Х.-яйцо, а отсюда появляются и все реальные формы мира. О гесиодовском X. у Симпликия в Комментарии на «Физику» Аристотеля (IV 1) говорится: «Ясно, однако, что это - не пространство, но беспредельная и изобильная причина богов, которую Орфей назвал страшной бездной». Симпликий развивает мысль, что Эфир и X. являются теми тезисом и антитезисом, из слияния которых образуется всё бытие: из Эфира - эманации богов, а из Бездны-Х. возникает вся беспредельность. В окончательной форме эта концепция сформулирована у Гермия Александрийского (Комментарий к «Федру» Платона 246е): монада - Эфир, диада - X., триада - яйцо. Следовательно, X. диадичен в орфико-пифагорейском смысле этого слова. Однако исходным пунктом является здесь не диада, а монада, и уже в монаде заключено в свёрнутом виде всё развёртываемое в диаде. Поэтому и неоплатоники представляли X. как монаду. В Комментарии к «Государству» Платона (II 138, 19-24) Прокл говорит о noeton chaos, т. е. об «умопостигаемом X.» как об исходном пункте всех эманации и как о той конечной точке, к которой возвращаются все эманации (ср. о нисхождении и восхождении душ из X. и в X. - II 141, 21-28).
Учение о совпадении начал и концов в X. для античного мышления - одна из типичнейших тем. Из этого видно, что X. действительно есть принцип непрерывного, неразличимого и бесконечного становления, т. е. то, что пифагорейцы и орфики называли диадой и без чего невозможно существование ни богов, ни мира, ни людей, ни божественно-мировой жизни вообще.
X. получил яркое развитие и в качестве мифологического персонажа, начиная ещё с Гесиода. У орфиков X. вместе с Эфиром был порождением Хроноса, но сам Хронос рисовался как крылатый дракон с головой быка и льва и с лицом бога, который к тому же именовался ещё и Гераклом (Дамаский, «О первых принципах», 317, 21-318, 2). С другой стороны, X. и Эфир порождали из себя некоего Андрогина, муже-женское начало, являвшееся началом всех вещей, сам же X. у орфиков трактовался как «страшная бездна» (chasma pelorion).
Отсюда уже очень близко до того нового значения слова «хаос», которое встречается по преимуществу в римской литературе и которое либо очень близко связывает X. с видом, либо прямо отождествляет его с ним. X. есть та бездна, в которой разрушается всё оформленное и превращается в некоторого рода сплошное и неразличимое становление, в ту «ужасную бездну», где коренятся только первоначальные истоки жизни, но не сама жизнь. Римляне прибавили к этому ещё и острый субъективизм переживания, какой-то ужасающий аффект и трагический пафос перед этой бесформенной и всепоглощающей бездной. Уже у Вергилия перед самоубийством Дидоны жрица взывает к богам, Эребу и X. - характерная близость X. к подземному миру (Аеп. IV 509-511, VI 264 след.). У Овидия (Met. Х 29-31) X. прямо отождествляется с аидом. У Сенеки X. - общемировая бездна, в которой всё разрушается и тонет (Sen. Thyest. 830- 835). В других текстах Сенеки X. понимается как аид.
В трагедиях Сенеки X. из абстрактной космической картины превратился в предмет трагического пафоса («Медея» 9; «федра» 1238; «Эдип» 572 и др.), в тот мифологический образ, который одновременно и универсален, и космичен, и переживается глубоко интимно, мрачно и экстатически. Последним этапом в развитии античного представления о X. является его неоплатоническое понимание. Поскольку неоплатонизм является позднейшей реставрацией всей древней мифологии, он по необходимости превращал живую и конкретную мифологию в философскую систему абстрактных понятий и по необходимости становился абсолютным идеализмом, в котором главную роль играла теория чистого мышления. Но и в области чистого мышления тоже имеются свои формы и своя бесформенность, свой предел и своя беспредельность, свои законченные образы и своё непрерывное и бесконечное становление. Именно в этом плане древний образ X. опять начинал играть свою основную роль, но уже как один из организующих принципов чистого мышления.
X. представляется как величественный, трагический образ космического первоединства, где расплавлено всё бытие, из которого оно появляется и в котором оно погибает; поэтому X. есть универсальный принцип сплошного и непрерывного, бесконечного и беспредельного становления. Античный X. есть предельное разряжение и распыление материи, и потому он - вечная смерть для всего живого. Но он является также и предельным сгущением всякой материи. Он - континуум, лишенный всяких разрывов, всяких пустых промежутков и даже вообще всяких различий. И потому он - принцип и источник всякого становления, вечно творящее живое лоно для всех жизненных оформлений. Античный X. всемогущ и безлик, он всё оформляет, но сам бесформен. Он - мировое чудовище, сущность которого есть пустота и ничто. Но это такое ничто, которое стало мировым чудовищем, это - бесконечность и нуль одновременно. Все элементы слиты в одно нераздельное целое, в этом и заключается разгадка одного из самых оригинальных образов античного мифологически-философского мышления.
Лит.:Лосев А. Ф., Гесиод и мифология, в кн.: Эстетическая терминология ранней греческой литературы, М.. 1954 («Учёные записки Московского государственного педагогического института им. Ленина», т. 83, в. 4); Lossew A. F„ Chaos antyczny, «Meander», 1957. № 9, S. 283-293; Bórtzler F., Zu den antiken Chaoskosmogonien, «Archiv fur Religionswissenschatten», 1930, Bd. 28; Jager W., Die Theologie der frühen griechischen Denker, Stuttg., 1953; Franke1 Н., Drei Interpretationen aus Hesiod, в его кн.: Wege und Formen fruhgriechischen Denkens, Munch., I960.
А. Ф. Лосев.


первобытный. Мифопоэтическая концепция X. является порождением относительно поздней эпохи, предполагающей уже определённый уровень спекулятивной мысли об истоках и причинах сущего. Наиболее архаичные культуры (напр., австралийских аборигенов) практически не знают понятия X., и, наоборот, идея X. особенно полно, широко и успешно разрабатывалась в древнегреческой традиции на стыке мифопоэтического и ранне-научного периодов (см. в ст.Хаос). К характеристикам X., регулярно повторяющимся в самых разных традициях, относятся связь X. с водной стихией (см.Вода,Океан мировой), бесконечность во времени и в пространстве, разъятость вплоть до пустоты или, наоборот, смешанность всех элементов (аморфное состояние материи, исключающее не только предметность, но и существование стихий и основных параметров мира в раздельном виде), неупорядоченность и, следовательно, максимум энтропических тенденций, т. e. абсолютная изъятость X. из сферы предсказуемого (сплошная случайность, исключающая категорию причинности), иначе говоря, предельная удалённость от сферы «культурного», человеческого, от логоса, разума, слова и как следствие - ужасность, мрачность. Но возможно, важнейшая черта X. - это его роль лона, в котором зарождается мир, содержание в нём некой энергии, приводящей к порождению.
Самые ранние из известных концепций X. - шумерская и древнеегипетская относятся, видимо, к 3-му тыс. до н. э. Вкосмогонических мифахДревнего Египта X. воплощается в образе первородного океанаНуна,характеризуемого небытием, отсутствием неба, земли, тварного мира. Вместе с тем, как следует из «Книги пирамид» (§ 1040 а-d), этому X. неприсуща беспорядочность и ужасность. Внутри Нуна находится творец(Атум, Хепри),который из Нуна творит всё сущее (хепру, «существование», от хепер, «существовать»), «уничтожая X. воды» (гераклеопольское сказание). Среди божеств, создаваемых творцом из Нуна, встречаются такие пары, которые в других традициях характеризуют ещё сам X. (ср. супружескую пару тьмы, пару бесконечности, пару невидимости, см.Огдоада). Пара Нуи - Наунет отсылает к идее мужского и женского творческих начал ещё в пределах самого X. Сотворение мира из X. обратимо: мир не только всё время противостоит силам окружающего его X., но и может быть снова превращён в X. [ср. угрозу недовольного поведением богов Атума в «Книге мёртвых»: «Я разрушу всё, что я создал. Мир снова превратится в X. (Нун) и бесконечность (Хух), как было вначале» (гл. 175)]. Шумерская версия предполагает как бы две стадии воплощения X.: первая - заполненность всего пространства мировым океаном, в недрах которого находилась праматерь всего сущегоНамму,вторая - неразрывная слитность божественной супружеской пары А на и Ки, нарушенная их сыномЭнлилем,оторвавшим родителей друг от друга. В шумерской версии существенно, что угроза X. возникла с рождением Энлиля (элемент «лиль» означает ветер, дуновение воздуха). Его воздушная субстанция и была, собственно, первым заполнением уже космического пространства и первым носителем движения (ср. аналогичную рольШув египетской мифологии). В целом же шумерские представления о X. предполагают более динамичную концепцию, чем древнеегипетская версия, с акцентом на ипостасном характере воплощений X.
Библейский вариант предания о X., сохраняемый в книге Бытия и в некоторых других частях Библии, испытал очень сильное влияние вавилонской схемы, хотя образ Х.-бездны выступает здесь уже в сильно демифологизированном виде. Мировая бездна (др.-евр. tĕhŏm, слово, родственное аккадскому Ti’âmat, видимо, близко и к собственному имени, ср. употребление tĕhŏm без определённого артикля, кроме некоторых примеров во множественном числе) описывается не как что-то вечное, абсолютное, исконно самостоятельное, а как созданное творцом. Но бездна X., будучи вторичной во времени, созданной и ограниченной в своих возможностях [«доселе дойдёшь и не пройдёшь, и здесь предел надменным волнам твоим», - сказал господь морю-бездне (Иов 38, 11 и др.)], актуальна. Бог не только грозит потопом (который не есть простое наводнение, а именно выпущенная на волю божьим попущением бездна-Х.), но и освобождает бездну - tĕhŏm от преград (ср. Быт. 7, 11). Но и в этом случае бог сохраняет контроль над хаотическим потопом.
Другая особенность древнееврейской концепции образов X. состоит в том, что все, кто противится богу и пытается нарушить мировой порядок, помещаются в морские воды, т. е. в остаток бездны на земле (ср.Левиафани другие образы библейских чудовищ - Таннин-дракон, Раав, Нахаш). Следовательно, библейская традиция исходит из отчётливо богоборческого X. Сходная ситуация отмечена и в более ранней, угаритской мифологии, где известны бог смертиMy ту,морской бог-чудовищеЙамму,противник «благого божества»Балу.В финикийской космогонии (в противоположность древнееврейской) мутный, темный X. беспределен, вечен и изначален.
В некоторых традициях господствуют так называемые апофатические описания X., когда он определяется через то, что в нём отсутствует («нулевой» X.). Среди наиболее известных примеров - ведийская картина того, что предшествовало творению (РВ Х 129, 1-2). Однако и эти апофатические описания дополняются характеристиками иного типа: «Мрак был сокрыт мраком вначале. Неразличимая пучина - всё это» (РВ Х 129, 3). В этой пучине X. дышало, «не колебля воздуха». Единое нечто, «и не было ничего другого, кроме него» (X 129, 2). Это Единое, заключённое в пустоту, было порождено силой жара -тапаса.Первоисточником творимого мира было желание. В других версиях желание и творение связываются с золотым зародышем (см.Хираньягарбха), плававшим в X. - океане. Согласно версии «Шата-патха-брахманы» (II 1, 6), из мировых вод, воплощающих X., возникло божество с творческими потенциями. Ср. также отрывок из «Брихадара-ньяка-упанишады» (V 5, I): «Вначале этот [мир] был водой. Эта вода сотворила действительное - это Брахман. Брахман [сотворил] Праджапати, Праджапати - богов...». Описания «нулевого» X. известны из «Старшей Эдды» [«В начале времён не было в мире ни песка, ни моря, ни волн холодных; земли ещё не было и небосвода, бездна сияла, трава не росла» («Прорицание вёльвы», 3); в древне-скандинавской мифологии X. понимался и в более специфическом смысле - как пучина, ограниченная на севере холодным и тёмным Нифльхеймом и на юге тёплым и светлым Муспельсхеймом], из океанийского мифа о сотворении мира богом Тане (ср. версию с острова Туамоту: «Не было больше ничего в мире - ни песка, ни горных хребтов, ни океана, ни неба. И глубокая тьма была над пеной волн перед ликом бездны»; при этом предполагается, что уже существовал Тане, проливающий воды), из месоамериканского эпоса «Пополь Вух» и из целого ряда других традиций. Как и X., характеризующийся смешанностью и бесформенностью, этот «нулевой» X. организуется введением серии основоположных различительных признаков (вода - твердь, тьма - свет, холод - тепло, ночь - день, женское - мужское, низ - верх и т. п.), но, если в первом случае X. противится попыткам его организации, оформления (что и даёт начало мифам типа древнесемитских), то во втором случае X. нейтрален по отношению к его преобразованиям. В китайской мифологии X. предстаёт прежде всего местом рождения начала, развитие которого в конечном счёте приводит к возникновению вселенной. В книге «Хуайнань-цзы» - это два божества, возникшие из X. и начавшие его упорядочение. В конфуцианских сочинениях X. бесформен и стихии смешаны; творение начинается с того, что чистое ци (ци - нерасчленённая первоматерия, первоэфир) становится небом, мутное же - землёй (ср. также «Лунь-хэн» Ван Чуна, 1 в. н. э.). Особую версию составляет миф об изначальной массе слитых воедино неба и земли, внутри которой зарождаетсяПань-гу.В «Даодэцзине» Лао-цзы (6-5 вв. до н. э.) говорится (гл. 25) о том, что в X., прежде чем возникли небо и земля, зарождается лишённое формы дао, которое можно считать матерью Поднебесной. Это дао выступает как творческое организующее начало в цепи человек - земля - небо - дао - естественность. Роль X. в мифопоэтических традициях не исчерпывается только космогоническим циклом. И после устроения космоса вселенная чаще всего понимается как некий центр, как видимая поверхность; периферия же (вовне и внизу) остаётся не только менее космизованной, но иногда толкуется как остаток X., обычно ослабленного, приглушённого, но тем не менее существующего и по временам угрожающего космосу, миру. Мифопоэтические описания мировых катастроф, катаклизмов (см.Потоп) как раз и предполагают не полное изгнание Х„ а только его оттеснённость. С остатками X. на земле связан ужас, страх, порождаемый тьмой, ночью, бесформенностью, отсутствием надёжных границ между человеком и царством X. [«И бездна нам обнажена с своими страхами и мглами, и нет преград меж ней и нами - вот отчего нам ночь страшна» (Ф. И. Тютчев)]. Царство смерти, с которым тоже связан страх, нередко описывается как своего рода X. (в двух вариантах: или бесформенность и разъятость, или противоположность этому свету).
X. - не только образ мифопоэтического искусства, но и одно из научных понятий, без которого не могли обойтись ни ранние античные космогонии, ни И. Кант, ни ряд современных мыслителей.
Лит.:Ильин В. Н., Шесть дней творения, Париж, 1930; Лосев А. Ф., Хаос, в кн.: Философская Энциклопедия, т. 5. М., 1970; Светлов Э., Хаос и Логос, в его кн.: Магизм и единобожие, Брюссель, [1971]; Gunkel Н., Schöpfung und Chaos in Urzeit und Endzelt, Gott., 1895; Delltzsch F., Das babylonische Welt-schopfungsepos, Lpz., 1896; Sethe K., Amun und die acht Urgotter von Hermopolis, В., 1929; Emuna elish. The Babylonian epic of creation-translation and commentary by S. Langdon, Oxf., 1923; Bortzler F., Zu den antiken Chaoskos-mogonien, «Archiv für Religionswissenschaft», 1930, Bd. 28; Cornford F. М., Princlplum Sapientia, Camb., 1952; Jaeger W., The theology of the Early Greek Philosophers, Oxt., 1947; Before philosophy. The intellectual adventure of ancient man, Harmondsworth, 1967; Кirk G. S„ Raven J. E„ The presocratic philosophers, Camb., 1957; Lossew A. F., Chaos antyczny, «Meander», 1957, Roc 12, № 9; Teilhard de Chardin P., Hymne de 1'Univere, P., 1961; Guthгie W. К. С., A history of Greek philosophy, v. 1 - The Earlier presocratics and the Pythagoreans, Camb., 1962; McKenzie J. L., The two-edged sword, N. Y., 1966; Rad G. vоn. Old Testament theology, v. 1-2, L., 1975; Heide1 A., The Babylonian Genesis. The story of creation, 2 ed., Chi.-L., 1963. См. также лит. при статьяхКосмос,Космогонические мифыиОкеан мировой.
В. Н. Топоров.

(Источник: «Мифы народов мира».)
Хаос
— (греч. chaos), беспредельная первобытная масса, из которой образовалось впоследствии все существующее. Отец Никты и Эреба.
// Алексей ФАНТАЛОВ: Рождение мира из Хаоса
(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

Синонимы:
ад кромешный, анархия, бардак, бедлам, безалаберщина, беспорядок, гиннунгаган, ералаш, кавардак, каша, кутерьма, нагромождение, непорядок, неразбериха, нескладица, неурядица, неустройство, первозданный хаос, поэтический беспорядок, путаница, рабочий беспорядок, раскардаш, светопреставление, скопление, сумбур, сумятица, творческий беспорядок, художественный беспорядок


Антонимы:
порядок


  1. хаосlat.i chaosхаос...Ять - белорусско-русский словарь и словарь белорусской латиницы
  2. хаосХАОС в др.греч. мифологии поэзии и философии докосмическое состояние зияющая прабездна от др.греч. strong зиять зевать разевать рот быть пустым и голодным неупорядочен...Античная философия
  3. хаосЖивописнобеспорядочное нагромождение крупных каменных глыб неправильной формы иногда среди скал в пейзажном парке символизирующее исходное состояние видимого мира. Термин...Архитектурный словарь
  4. хаосгрец. Живописне нагромадження великих брил у пейзажному парку нод серед скель символ вихдного стану свту. Згдно грецькй мфолог Х. наповнена туманом темрявою безодня як...Архітектура і монументальне мистецтво
  5. хаосгреч. chaos В греческой мифологии беспредельная первобытная масса из которой образовалось впоследствии все существующее. В переносном смысле беспорядок неразбериха. Ма...Астрономический словарь
  6. хаосХаос...Белорусско-русский словарь
  7. хаосХАОС греч. chaos от chaino разверзаюсь изрыгаю в др.греч. мифологии беспредельная изначальная масса из крой образовалось впоследствии вс существующее. В переносном смысл...Большая советская энциклопедия
  8. хаосгреч. chos от chino разверзаюсь изрыгаю в древнегреческой мифологии беспредельная изначальная масса из которой образовалось впоследствии вс существующее. В переносном см...Большая Советская энциклопедия II
  9. хаосI хаос м. миф. caos первозданный хаос ирон. il caos primigenio II хаос м. беспорядок confusione f disordine в доме хаос la casa sottosopra Итальянорусский словарь. Син...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  10. хаосхаос см. хаос IIхаос I м миф. Chaos k a ] n тк. sg неизм.хаос II м беспорядок путаница Chaos k a ] n тк. sg неизм. Durcheinander n Синонимы ад кромешный анархия б...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  11. хаосIstrong хаосм миф. Chaos n тк. sg неизм. IIstrong хаос хаосм беспорядок путаницаem Chaos n тк. sg неизм. Durcheinander n Синонимы ад кромешный анархия бардак бедлам безал...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  12. хаосIcaos mem desorden m хаосм. миф.caos mнный хаuос ирон.em el caos primitivo...Большой русско-испанский словарь
  13. хаоссущ. муж. родахаос уem...Большой русско-украинский словарь
  14. хаосм. chaos kao m dsordre m первозданный хаос confusion f complte dsordre complet хаос в делах chaos dans les affaires хаос камней amoncellement m de pierres...Большой русско-французский словарь
  15. хаосот греч. chaos беспорядок неразбериха англ. chaos нем. Chaos. . В древнегреческой мифологии и космогонии беспредельное бесформенное пространство из крого был создан су...Большой толковый социологический словарь II
  16. хаосгреч. chaos в греческой мифологии беспредельная первобытнаямасса из которой образовалось впоследствии все существующее. В переносномсмысле беспорядок неразбериха....Большой энциклопедический словарь II
  17. хаосХАОС греч. chaos в греческой мифологии беспредельная первобытная масса из которой образовалось впоследствии все существующее. В переносном смысле беспорядок неразбериха...Большой Энциклопедический словарь V
  18. хаосI хаосу ч.i перен. Цлковите безладдя. Безладне скупчення сумш чогонебудь. Плутанина сумбур. Безладн сумбурн незрозумл д вчинки. Про стан сну непритомност марення т. н. ...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  19. хаоссиноним случайности состояние беспорядка и нерегулярности....Глоссарий философских терминов ИФ им.Киренского РАН
  20. хаосхаос у безлад...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  21. хаосхаос у у мфолог...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  22. хаоссогл. Гесиоду Х. располагается среди первопотенций наряду с Геей тартаром и Эросом им дается одноврем. и физич. Х. как бесконеч. и пустое мировое пространство и миф. пони...Древний мир. Энциклопедический словарь
  23. хаоссогл. Гесиоду Х. располагается среди первопотенций наряду с Геей тартаром и Эросом им дается одноврем. и физич. Х. как бесконеч. и пустое мировое пространство и миф. пони...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  24. хаосот гр.зиять открытая зияющая пропасть беспорядочное бесформенное неопределенное состояние вещей в древнегреческой космогонии первобытное состояние или первовещество из к...Евразийская мудрость от А до Я
  25. хаосгреч. chaos беспредельная первобытная масса сложное нерегулярное апериодич. изменение физ. системы в пространстве иили во времени. Примеры хаотич. процесса броуновское д...Естествознание. Энциклопедический словарь
  26. хаосгреческое chaos в древнегреческой мифологии и философии изначальное беспорядочное и бесформенное состояние мира из которого возникает Порядок или Космос во всм его много...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  27. хаосХАОС а м. chaos m. ampLT гр. chaos. .strong В грекоримской мифологии беспредельное мировое пространство с изначальным смешением всех стихийem. Космогония греков начинает...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  28. хаосу древних греков изначальное бесформенное и беспорядочное состояние мира существовавшее до возникновения всех вещей....История мировых цивилизаций - Словарь обязательных терминов и понятий
  29. хаосгреч. chaos зияние от chasco разеваю в современной культуре понятие связанное с оформлением в неклассической европейской культуре парадигмальной матрицы исследования нели...История философии
  30. хаосХАОСstrongгреч. chaos зияние от chasco разеваю в современной культуре понятие связанное с оформлением в неклассической европейской культуре парадигмальной матрицы иссл...История философии II
  31. хаосХУНЬ ДУНЬ ХаосПонятие традиц. кит. философии особенно характерное для даосизма. Этимология не ясна. Повидимому это слово древнего происхождения передававшее первоначально...Китайская философия. Энциклопедический словарь II
  32. хаосгр. зияние разверстое пространство пустое протяжение термин античной мифологии и философии означающий неупорядоченное бесформенное состояние мира до упорядоченного космо...Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов
  33. хаосгр. зияние разверстое пространство пустое протяжение термин античной мифологии и философии означающий неупорядоченное бесформенное состояние мира до упорядоченного космо...Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов
  34. хаособычно трактуется как противоположность космосу или то что за его пределами то в чем невозможно обнаружить внутреннюю упорядоченность закономерность осмысленность. Реакци...Краткий религиозно-философский словарь
  35. хаосв мифологии зияющее неизмеримое мировое пространство первоначальный источник всякой жизни. Позднейшие философы стали называть Хаосом беспорядочную массу из которой образо...Краткий словарь античности
  36. хаосХаос chaos n в мозгу которых господствует хаос от массы непродуманных опытов quorum cerebrum chaos quoddam ac indigesta experimentorum moles obruit...Латинский словарь
  37. хаоси хаосstrong а м.em .strong хаосВ древнегреческой мифологии и философии беспредельное пространство представляющее собой беспорядочную смесь материальных элементов мира и...Малый академический словарь
  38. хаосХаос греч. зияние разверстая пустота пустое пространство существовавшее до начала мира. Порождением X. были Гея Эреб Эрос Тартар Никта. У орфиков X. порождение вечного...Мифологический словарь
  39. хаосгреч. chaos беспредельная первобытная масса из которой образовалось впоследствии все существующее. Отец Никты и Эреба. Алексей ФАНТАЛОВ Рождение мира из Хаоса...Мифы Древней Греции, словарь-справочник
  40. хаоскорень ХАОС нулевое окончаниеОснова слова ХАОСВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ХАОС Слово Хаос содержит следующие морфемы или части прис...Морфемный разбор слова по составу
  41. хаосНачальная форма Хаос винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  42. хаосот греч. chaos и chainein зиять открытая зияющая пропасть беспорядочное бесформенное неопределенное состояние вещей в античной космогонии первобытное состояние беспр...Начала современного естествознания
  43. хаосгреч. chaos зиять зев разверстое пространство а в переносном смысле беспорядок неразбериха б в греч. мифологии беспредельная первобытная масса из которой образовалось все...Новая философская энциклопедия
  44. хаосхаос I м. Беспорядочная материя неорганизованная стихия зияющая бездна наполненная туманом и мраком из которой по древним мифологическим представлениям впоследствии об...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  45. хаосхаос хаос а мифол. и хаос а беспорядок...Орфографический словарь
  46. хаосIstrong хаосu мu в греческой мифологии IIstrong хаосu мu беспорядок неразбериха Синонимы ад кромешный анархия бардак бедлам безалаберщина беспорядок гиннунгаган ералаш ка...Орфографический словарь русского языка
  47. хаосхаос менник чоловчого роду безпорядок хаос менник чоловчого роду у мфолог первсний свтовий простр що являв собою сумш усх стихй...Орфографічний словник української мови
  48. хаосIstrong [хасу м.em на с у мфолог [хаосу м.em на с безладдя...Орфоепічний словник української мови
  49. хаосI хаос су м. на с у мфологII хаос су м. на с безладдя....Орфоэпический словарь украинского языка
  50. хаосхаос....Осетинско-русский словарь
  51. хаосгр. зияние бездна первозданное смешение та первобытная смесь элементов из чего потом возник упорядоченный Космос. Это зияющее пустой пространство существовавшее до созд...Основы духовной культуры
  52. хаосphys...Политехнический русско-французский словарь
  53. хаосхаос хаосы хаоса хаосов хаосу хаосам хаос хаосы хаосом хаосами хаосе хаосах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  54. хаосОрфографическая запись слова хаос Ударение в слове хаос Деление слова на слоги перенос слова хаос Фонетическая транскрипция слова хаос [хаас] Характеристика всех звуков ...Полный фонетический разбор слов
  55. хаосХаос су сов в с...Правописний словник Голоскевича
  56. хаосChaos от по Гесиоду Hesiod. theog.u зияющее неизмеримое мировое пространство существовавшее прежде всех вещей мрачный первоначальный источник всякой жизни в мире. И...Реальный словарь классических древностей
  57. хаосХаос от греч. зиять у большинства древних философов изначальное беспорядочное и бесформенное состояние мира. У Гесиода он означал пустое неизмеримое пространство существо...Религиозные термины
  58. хаосхаос а мифол.em и хаос а беспорядокem Синонимы ад кромешный анархия бардак бедлам безалаберщина беспорядок гиннунгаган ералаш кавардак каша кутерьма нагромождение непоряд...Русский орфографический словарь
  59. хаосbaaierd eo kaosochaos eo kaoso...Русский-африкаанс словарь
  60. хаосXaos . qdim yunan satirind dnyann v ondak hyatn ml glmsindn daha vvl mvcud olmu qarmaqarq qeyrimtkkil alm materiya . qarmaqarqlq hrcmrclik....Русско-азербайджанский словарь
  61. хаосм....Русско-английский психологический словарь
  62. хаосхаос Iм. миф.ichaos IIм. разг.imess chaos...Русско-английский словарь
  63. хаосхаос м. беспорядок chaos utter confusion....Русско-английский словарь II
  64. хаосхаос м. Chaos....Русско-английский словарь II
  65. хаосm. ад кромешный анархия бардак бедлам безалаберщина беспорядок гиннунгаган ералаш кавардак каша кутерьма нагромождение непорядок неразбериха нескладица неурядица неустрой...Русско-английский словарь математических терминов
  66. хаосм.напр. в квантовой оптикеem chaos randomness внутренний хаос гамильтонов хаос детерминистский хаос динамический хаос квантовый хаос классический молекулярный хаос класси...Русско-английский словарь по физике
  67. хаосchaos...Русско-английский словарь по электронике
  68. хаосchaos havoc...Русско-английский словарь политической терминологии
  69. хаосN...Русско-армянский словарь
  70. хаосХаос и хаос хаос...Русско-белорусский словарь
  71. хаос[c darkred]хаос муж.i...Русско-белорусский словарь II
  72. хаосхаоuс су хаос динамический...Русско-белорусский словарь математических, физических и технических терминов
  73. хаосхаос су...Русско-белорусский физико-математический словарь
  74. хаосkosz zrzavar zrzavar kosz ад кромешный анархия бардак бедлам безалаберщина беспорядок гиннунгаган ералаш кавардак каша кутерьма нагромождение непорядок неразбериха нес...Русско-венгерский словарь
  75. хаосхаос м перен....Русско-греческий словарь (Сальнов)
  76. хаосха Синонимы ад кромешный анархия бардак бедлам безалаберщина беспорядок гиннунгаган ералаш кавардак каша кутерьма нагромождение непорядок неразбериха нескладица...Русско-ивритский словарь
  77. хаосI миф. хаос грек мифологиясында дние жаратылыстан брын блдыр тман тпсз тиы болан деген ымII беспорядок неразбериха былы астанкестен ретсз тртпсз йытйы тснксз...Русско-казахский словарь
  78. хаосбылы аласапыран...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  79. хаосхаос берекесздк...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  80. хаосретсз жнсз...Русско-казахский терминологический словарь «Медицина»
  81. хаосхаос...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  82. хаосхаос I м. миф. хаос байыркы гректердин мифологиясында дйн пайда болгонго чейин болгон туман жана карагылык менен толтурулган чексиз тпсз мейкиндик. хаос II м. беспорядок ...Русско-киргизский словарь
  83. хаосhnlun zlun wzhng ytunzoСинонимы ад кромешный анархия бардак бедлам безалаберщина беспорядок гиннунгаган ералаш кавардак каша кутерьма нагромождение непорядок неразберих...Русско-китайский словарь
  84. хаосQarqlq qarmaqarqlq haos...Русско-крымскотатарский словарь
  85. хаоскъарышыкълыкъ къармакъарышыкълыкъ хаос...Русско-крымскотатарский словарь II
  86. хаосhaoss haoss jklis juceklis...Русско-латышский словарь
  87. хаосЗамбараагйдэл эх захгй байдал...Русско-монгольский словарь
  88. хаосм. Chaos n Wirrwarr n Durcheinander n....Русско-немецкий словарь
  89. хаосChaos...Русско-нидерландский словарь
  90. хаосхаосм миф. хаос м перен ....Русско-новогреческий словарь
  91. хаосforvirring kaos tukkel tukel uorden uryddighet ustyr virvar ад кромешный анархия бардак бедлам безалаберщина беспорядок гиннунгаган ералаш кавардак каша кутерьма нагромож...Русско-норвежский словарь
  92. хаос...Русско-персидский словарь
  93. хаосchaos bezad baagan...Русско-польский словарь
  94. хаосм мифu caos mu беспорядокem caos mu неразберихаem balbrdia fu confuso f ад кромешный анархия бардак бедлам безалаберщина беспорядок гиннунгаган ералаш кавардак каша кутер...Русско-португальский словарь
  95. хаосХаосkivangaito vi kizaazaa vi makorowezo мн.em makunjubo мн.em mchafuko mi uchafuko ед. maem mparaganyo mi mtangauko mi tawanyiko ma vurumai ma...Русско-суахили словарь
  96. хаосхаос хаос...Русско-таджикский словарь
  97. хаосkarmaakarklk uyumsuzluk Istrong хаос м миф. kaos heyula IIstrong хаос хаосм kaos karmakarklk uyumsuzluk породить полный хаос в чмл.em bir eyde tam bir kaos durumu yara...Русско-турецкий словарь
  98. хаосфиз. хаос су Синонимы ад кромешный анархия бардак бедлам безалаберщина беспорядок гиннунгаган ералаш кавардак каша кутерьма нагромождение непорядок неразбериха нескладица...Русско-украинский политехнический словарь
  99. хаосchaos...Русско-французский словарь по химии
  100. хаосbo doputn chaos mima nepodek rozhranost sple zmatek zm...Русско-чешский словарь
  101. хаоссущ.муж.син. путаница беспорядок ант. порядок упорядоченность арпашу йркесрлх птрмах птрашу хаос в делах сенчй арпашу...Русско-чувашский словарь
  102. хаосkas.strong kaos...Русско-шведский словарь
  103. хаосKaos...Русско-шведский словарь II
  104. хаос.strong kaos.strong korralagedus korratus segadik segiolek tohuvabohu...Русско-эстонский словарь
  105. хаосхаос а миф.em первозданныйхаос путаница хаос в делах в голове нагромождение чегол. хаос льдов беспорядок в помещении в жилье и т.п. в квартире такой хаос!Синонимы ад кром...Русское словесное ударение
  106. хаосм. хаос жарг. отлично потрясающе фантастически...Сербско-русский словарь
  107. хаосбездна великая глубь. Хаос образ состояния мира до творения. Подобная характеристика удивительно точна как еще можно определить содержание еще спящего вечного источника ...Символы, знаки, эмблемы
  108. хаосот греч.em зиять у большинства др. философов изначальное беспорядочное и бесформ состояние мира. Так у Гесиода воспринимавшего X. мифологически он означал пустое неизмер...Словарь античности
  109. хаоспорядокСинонимы ад кромешный анархия бардак бедлам безалаберщина беспорядок гиннунгаган ералаш кавардак каша кутерьма нагромождение непорядок неразбериха нескладица неуря...Словарь антонимов
  110. хаосБеспорядок...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  111. хаосБеспорядок в масштабе Вселенной...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  112. хаосХАОС греч. chaos неизмеримое пустое темное пространство. первобытная безвидная масса смешение всех элементов из которой произошел мир. в музыке нестройная масса звуков...Словарь иностранных слов русского языка
  113. хаосв греческой мифологии беспредельная первобытная масса из которой образовалось впоследствии асе существующее в мире. В переносном значении беспорядок неразбериха....Словарь исторических терминов
  114. хаосгреч. chaos зияние от chasco разеваю в современной культуре понятие связанное с оформлением в неклассической европейской культуре парадигмальной матрицы исследования н...Словарь постмодернизма
  115. хаосхаос см. беспорядок...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  116. хаосневообразимый хаосСинонимы ад кромешный анархия бардак бедлам безалаберщина беспорядок гиннунгаган ералаш кавардак каша кутерьма нагромождение непорядок неразбериха нескл...Словарь русской идиоматики
  117. хаосхаосСм. беспорядок....Словарь синонимов II
  118. хаосхаос См. беспорядок. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. хаос кавардак каша ералаш поэтический беспорядок п...Словарь синонимов II
  119. хаосхаос кавардак каша ералаш поэтический беспорядок первозданный хаос художественный беспорядок сумбур сумятица неурядица безалаберщина бедлам светопреставление скопление не...Словарь синонимов
  120. хаосIstrong A сущu см. _Приложение IIв греческой мифологии зияющая бездна первозданная стихия из которой впоследствии образовалось все существующееО странникчеловек! Познай С...Словарь ударений русского языка
  121. хаосхаос безокий Гиппиус беспредельный Мережковский бурный Полежаев дикий Арцыбашев Бунин изначальный Бальмонт предрассветнодозвездный Брюсов черный Брюсов Гиппиус В.Ивановdd...Словарь эпитетов III
  122. хаос. Мифологическое представление о беспредельном мировом пространстве с изначальным смешением всех стихий произносится с ударением хаос.Беспредельный бессмысленный вечный д...Словарь эпитетов II
  123. хаосХАОС И ХАОС. . Мифологическое представление о беспредельном мировом пространстве с изначальным смешением всех стихий произносится с ударением хаос. Беспредельный бессмысл...Словарь эпитетов
  124. хаосh хаосbig сущ.муж.неод.i ед.им. в самой отдаленности хаос океан смутное смешение хлябей которыеПр. густые леса кручи скалы хаос ужасный все смешано в этомПс. ед.вин. в к...Словарь языка Грибоедова
  125. хаосважнейшая категория синергетики отражающая независимость элементов мира степень их свободы стохастичность. Хаос в синергетике выступает в качестве созидающего начала конс...Словарь-справочник по философии
  126. хаосхаос ч. гр. вд розверзаюсь . У давньогрецькй мфолог безмежний простр безладна сумш матеральних елементв свту з яких начебто виникли Гея земля Ерос любов Ереб морок та Ню...Словник іншомовних слів
  127. хаосхаос грец. вд розверзаюсь . У давньогрецькй мфолог безмежний простр безладна сумш матеральних елементв свту з яких начебто виникли Гея земля Ерос любов Ереб морок та ...Словник іншомовних слів Мельничука
  128. хаосдив.em анархя безладдя...Словник синонімів Вусика
  129. хаосБЕЗЛАДДЯ ГАРМИДЕР звукв мшанина сумш думок плутанина каша хмар безладне нагромадження п! АНАРХЯ....Словник синонімів Караванського
  130. хаосБЕЗЛАДДЯstrong вдсутнсть або порушення порядку денебудь брак будьякого ладу БЕЗЛАДstrong НЕЛАДstrong НЕПОРЯДОКstrong РЕЙВАХstrong розм. ХАОСstrong пдсил. БЕДЛАМstrong пдс...Словник синонімів української мови
  131. ха́о́сХАОС у ч. . У старогрецькй мфолог безмежний свтовий простр що являв собою сумш усх стихй. Де Бомон розвива уявлення про первсну космчну епоху в стор земл хаос Вибр. пра...Словник української мови в 11 томах
  132. хаосХАОС у ч. У старогрецькй мфолог безмежний свтовий простр що являв собою сумш усх стихй.Де Бомон розвива уявлення про первсну космчну епоху в стор земл хаос з наук. лт.В...Словник української мови у 20 томах
  133. хаосБезлад безладдя гудля див. безпорядок анархя нерозбериха...Словник чужослів Павло Штепа
  134. хаосХАОС греческое chaos в древнегреческой мифологии и философии изначальное беспорядочное и бесформенное состояние мира из которого возникает Порядок или Космос во всм его ...Современная энциклопедия
  135. хаосХАОС греч . chaos в греческой мифологии беспредельная первобытная масса из которой образовалось впоследствии все существующее. В переносном смысле беспорядок неразбериха...Современный энциклопедический словарь
  136. хаосв повседневном словоупотреблении хаос означает беспорядок и неразбериху в своем терминологическом значении хаос используется для обозначения тонкого сложного выд.В.Г. и н...Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
  137. хаосиноск.em неустройство беспорядок Ср.em В душе царил полнейший хаосem все в ней было скомкано перепутано.М. Горький. Еще о черте. Ср.em К порядку мало в ней привычкиКруго...Толково-фразеологический словарь Михельсона
  138. хаосХаосъstrong иноск.em неустройство безпорядокъ. Ср.em Въ душ царилъ полнйшй хаосъem все въ ней было скомкано перепутано.М. Горькй. Еще о чорт. Ср.em Къ порядку мало въ ней...Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  139. хаосхаос хаосstrong и хаосstrong сущ.em м.em употр. сравн. часто Морфология нет чего хаосаstrong и хаосаstrong чему хаосуstrong и хаосуstrong вижу что хаосstrong и хаосstro...Толковый словарь Дмитриева
  140. хаосХАОС м. греч. состоянье планеты нашей до мироздания. Неустройство беспорядок безразличное смешенье. Хаотическое состоянье расстроенное в высшей степени беспорядочное....Толковый словарь живого великорусского языка
  141. хаосхаос [гр. chaos] полный беспорядок неразбериха....Толковый словарь иностранных слов
  142. хаосхаос [гр chaos] в древнегреческой мифологии зияющая бездна наполненная туманом и мраком из которой произошло все существующее....Толковый словарь иностранных слов
  143. хаосХАОС а и ХАОС а м. . хаос. В древнейших мифологическихпредставлениях беспорядочная материя неорганизованная стихия из кройобразовалось впоследствии все существующее. Перв...Толковый словарь Ожегова
  144. хаосХАОС хаоса м. греч. chaos. . чаще хаос. В древнегреческой мифологии и философии беспорядочная материя неорганизованная стихия существовавшая в мировом пространстве до об...Толковый словарь русского языка II
  145. хаосхаос хаос а и ХАОС а м. . В древнейших мифологических представлениях беспорядочная материя неорганизованная стихия из крой образовалось впоследствии вс существующее. Перв...Толковый словарь русского языка II
  146. хаосХАОС а и ХАОС а м. . хаос. В древнейших мифологических представлениях беспорядочная материя неорганизованная стихия из крой образовалось впоследствии вс существующее. Пер...Толковый словарь русского языка
  147. хаосIstrong хаосу ч. перен. Цлковите безладдя. Безладне скупчення сумш чогонебудь. Плутанина сумбур. Безладн сумбурн незрозумл д вчинки. Про стан сну непритомност маренн...Толковый словарь украинского языка
  148. хаосУдарение в слове хаосУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове хаос...Ударение и правописание
  149. хаосбеспорядок хаос...Украинско-русский политехнический словарь
  150. хаосIstrong хаосмф. хаос chaos mess disorderвиникнути з хаосу to rise out of chaos...Українсько-англійський словник
  151. хаос...Українсько-грузинський словник (Георгій Чавчанідзе)
  152. хаосKaos...Українсько-датський словник
  153. хаосem em...Українсько-китайський словник
  154. хаосKaos...Українсько-норвезький словник
  155. хаос[haos]...Українсько-польський словник
  156. хаосI. хаос у m chaos II. хаос у m niead...Українсько-польський словник (Мар'ян Юрковський, Василь Назарук)
  157. хаосKaos...Українсько-шведський словник
  158. хаосRzeczownik хаос m chaos m bezad m anarchia f bezrzd f zamt m...Универсальный русско-польский словарь
  159. хаоссложное нерегулярное апериодическое изменение состояния физ. системы в пространстве иили во времени. Происхождение хаотического поведения может быть обусловлено разл. пр...Физическая энциклопедия
  160. хаосбукв. зияющее неорганизованная реальность беспорядочное бесформенное состояние мира или какихлибо процессов неупорядоченная бессистемность как первоначальное состояние б...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  161. хаосмодель реальности в соответствии с которой реальность представляет собой множество событий и процессов ведущих себя случайным образом то есть реализующих одну из бесконеч...Философия науки
  162. хаосот греч. зияние разверстое пространство пустое протяжение неупорядоченное бесформенное состояние мира до образования упорядоченного космоса. В досократовский философии х...Философия науки и техники
  163. хаосХАОС греч. chaos в греч. мифологии зияющая бездна наполненная туманом и мраком из которой произошло все существующее совершенно бесформенное беспорядочное неопределенно...Философская энциклопедия
  164. хаосгреч. первичное бесформенное состояние мира бесконечное пространство от разверзаюсь изрыгаю термин антич. мифологии и философии означающий неупорядоченную первопотен...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  165. хаосот греч. chainein зиять открытая зияющая пропасть беспорядочное бесформенное неопределенное состояние вещей в древнегреч. космогонииamp первобытное состояние или первовещ...Философский энциклопедический словарь II
  166. хаосдив. закон хаос...Філософський енциклопедичний словник
  167. хаосхаос хаосы хаоса хаосов хаосу хаосам хаос хаосы хаосом хаосами хаосе хаосах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы ад кромешный анархия ...Формы слова
  168. хаосСоха Оха Оса Хаос...Электронный словарь анаграмм русского языка
  169. хаосХаос у древних греков космогоническое понятие зияющего от зиять пространства существовавшего раньше мироздания материальным содержанием его были туман и мрак. По учен...Энциклопедический словарь
  170. хаосу древних греков космогоническое понятие зияющего от зиять пространства существовавшего раньше мироздания материальным содержанием его были туман и мрак. По учению орфи...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  171. хаосХАОС греч. chaos зияние от chasco разеваю в современной культуре понятие связанное с оформлением в неклассической европейской культуре парадигмальной матрицы исследова...Энциклопедия История философии
  172. хаосХаос греч.em сhaos древнегреческое космологическое понятие обозначающее изначальное бесформенное состояние мира. Хаосу противостоит упорядоченный космос. dd Большой толк...Энциклопедия культурологии
  173. хаосот греч. chaos беспорядок неразбериха англ. chaos нем. Chaos. . В древнегреческой мифологии и космогонии беспредельное бесформенное пространство из крого был создан су...Энциклопедия социологии
  174. хаосХаосstrong. Заимств. в начале XVII в. из греч. яз. где chaosi суф. производное от chaini разверзаюсь раскрываюсь. Хаосi буквально разверстая бездна беспредельное простр...Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  175. хаосВероятно через нем. Сhаоs то же с ХVI в. см. Шульц I из лат. сhаоs от греч. расселина. В знач. первозданное смешение получило известность благодаря Платону и Овидию см....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  176. хаосЗаимств. в начале XVII в. из греч. яз. где chaosem суф. производное от chainem разверзаюсь раскрываюсь. Хаосem буквально разверстая бездна беспредельное пространство. С...Этимологический словарь русского языка
  177. хаосхаос хаосВероятно через нем. Сhаоs то же с ХVI в. см. Шульц I из лат. сhаоs от греч. расселина. В знач. первозданное смешение получило известность благодаря Платону и ...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)
  178. хаосЛатинское chaos.Греческое chaos первоначальное состояние мира.Слово хаос заимствовано из греческого языка и известно в русском языке с начала XVII в. Слово хаос как фил...Этимологический словарь русского языка Семенова