Энциклопедия мифологии

У ДИ

У ДИ

(«пять императоров», «пять государей», «пять божеств»), У тай («пять великих»), в китайской мифологии собирательное понятие для обозначения пяти мифологических персонажей. Разные древние авторы по-разному расшифровывали это понятие, упоминаемое уже в «Чжоу ли» («Чжоуской книге обрядов»), где говорится о жертвоприношениях У д. По одной версии. Уд. - это пять псевдоисторических (точнее - мифологических) правителей древности, по другой - пять небесных государей, по третьей - духи пяти стихий. По первой версии, сформулированной философом Ван Су (195-256), в число У д. входятШао-хао(царь стихии металла),Чжуань-сюй(царь стихии воды),Ди-ку(царь стихии дерева), мудрый правительЯо(царь стихии огня) и его преемникШунь(царь стихии земли).В других источниках под У д. понимают Жёлтого государя -Хуан-ди,Чжуань-сюя, Ди-ку, Яо и Шуня, или Тай-хао,Янь-ди,Хуан-ди, Шао-хао и Чжуань-сюя. В некоторых древних сочинениях Уд. - это первопредокФу-си,божественный земледелецШэнь-нун,Хуан-ди, Яо и Шунь. Существуют и другие варианты.
По версии, сложившейся, видимо, к 3 в. до н. э.. Уд. - это пять небесных государей, символизирующих пять направлений (четыре стороны света и центр): владыка востока Цан-ди («зелёный государь»), то есть дух по имени Лин-вэй-ян («чудотворный, могущественный, глядящий вверх»), воплощением его духа считаетсяЦин-лун(«зелёный дракон») - символ востока, владыка юга - Чи-ди («красный государь», то есть дух по имени Чи-бяо-ну («красное пламя»), воплощением его духа считается Чжу-цяо («красная птица») - символ юга, владыка центра Хуан-ди («жёлтый государь»), то есть дух по имени Хань-шу-ню («заглотивший стержень»), воплощением его духа считается единорогцилинь -символ центра, владыка западаБай-ди(«белый государь»),' то есть дух по имени Чжао-цзюй («призывающий и отталкивающий»?), воплощением его духа считаетсяБай-ху(«белый тигр»), владыка севераХэй-ди(«чёрный государь»), то есть дух по имени Се-гуан-цзи [«запись гармонии и света (?)»], воплощением которого считаетсясюань-у(черепаха, перевитая змеей). Считалось, что у каждого из У д. есть свой помощник, соответственно: у владыки востока -Гоу-ман, увладыки юга -Чжу-жун,у владыки центра -Хоу-ту,у владыки запада - Жу-шоу, у владыки севера - Сюань-мин.
Термин «Уд.» употребляется также как обозначение абстрактных духов пяти стихий, так как считалось, что пяти стихиям (дерево, огонь, земля, металл, вода) на небе соответствуют У д., а на земле у шэнь («пять духов»). У д. в первом значении (как пять мифических государей-первопредков) обычно употребляется в паре с понятиемСанъ хуан(«три государя») в выражении «сань хуан У ди».

Лит.:Ян Куань, Чжунго шангу ши дао лунь (Введение в древнейшую историю Китая). в кн.: Гу ши бянь (Спорные вопросы древней истории), т. 7, ч. 1, Шанхай, 1941, с. 246-69; Сыма Цянь, Исторические записки («Ши цзи»), пер. с кит., т. 1, М., 1972, с. 133-49, 221-22; Лисевич И. С., Моделирование мира в китайской мифологии и учение о пяти первоэлементах, в кн.; Теоретические проблемы восточных литератур, М., 1969, с. 262-68.
Б. Л. Рифтин.

(Источник: «Мифы народов мира».)

  1. у диУ тай в кит. миф. собират. понятие для обозначения пяти миф. персонажей. По первой версии сформулиров. философом Ван Су в число У ди входят Шаохао царь стихии металла...Древний мир. Энциклопедический словарь