Энциклопедия мифологии

САТАНА

САТАНА

(евр. sâtân, арам. sitenâ" или sâtânâ, «противник в суде, в споре или на войне, препятствующий, противоречащий, обвинитель, наушник, подстрекатель», ср. араб.шайтан;
греч. перевод διάβολος, откуда рус.дьявол,нем. Teufel, «чёрт», и араб.Иблис),в религиозно-мифологических представлениях иудаизма и христианства главный антагонист бога и всех верных ему сил на небесах и на земле, враг человеческого рода, царьадаи повелительбесов.Как существо, воля и действие которого есть центр и источник мирового зла, С. представляет собой известную аналогиюАнгро-Майнью (Ахриману)иранской мифологии; принципиальное различие состоит в том, что, с ортодоксальной точки зрения (оспаривавшейся, впрочем, дуалистическими ересями" типа средневековых богомилов), С. противостоит богу не на равных основаниях, не как божество или антибожество зла, но как падшее творение бога и мятежный подданный его державы, который только и может, что обращать против бога силу, полученную от него же, и против собственной воли в конечном счёте содействовать выполнению божьего замысла - «творить добро, всему желая зла», как говорит Мефистофель в «Фаусте» И. В. Гёте (перевод Б. Пастернака). Поэтому противник С. на его уровне бытия - не бог, а архангелМихаил,предводитель добрыхангелови заступник верующих в священной войне с С.
В Ветхом завете слово «С.» - ещё имя нарицательное, употреблявшееся во всех перечисленных выше смыслах; в специальном применении к С. оно воспринимается как прозвище безымянного врага, у которого могут быть и другие прозвища сходного значения, например, как в апокрифе 2 в. до н. э. «Книга Юбилеев» (17, 18), Мастема (евр. maseteinâh, «вражда»); ср. в евангельских текстах обозначения типа «Лукавый» (греч. poneros, напр. Матф. 6, 13; 12, 19 и 38), «Враг» и т. п. По своей природе С. подобен ангелам («сынамЭлохима),в кругу которых предстаёт пред лицомЯхве(Иов 1, 6).Его отношения с Яхве поначалу не ясны, хотя очевидно, что он зависим от Яхве и боится его запретов (Иов 1, 12; 2, 6; Зах. 3, 2); но человеку он во всяком случае враг и порочит его перед Яхве (Иов 1, 9-10), что даёт ему роль не то прокурора на суде Яхве, не то интригана и наушника при его дворе. С особой враждой он относится к носителям сакральной власти в «избранном народе», будь то царьДавид(1 Парал. 21, 4) или первосвященник Иегошуа (Зах. 1, 2), искушая их и вводя в грех, ставя на их пути препятствия и оковы. Поздно-иудейская литература развивает и систематизирует эти черты. Поведение С. как космического провокатора, подстрекателя и соблазнителя и прежде сближало его образ с образом змия из истории «грехопаденияАдама и Евы, но только теперь их отождествление окончательно формулируется (Прем. Сол. 2, 23-24 и др.). Здесь С. выступает уже не только как клеветник на человека перед Яхве, но и как клеветник на Яхве перед человеком, «приносящий ябеду на творца своего» («Таргум Псевдо-Ионафана» к Быт. 3, 4). Ряд легенд приписывает С„ именуемому такжеСамаэль,плотскую связь с Евой и зачатиеКаина(«Пирке рабби Елиэзер», 21, ср. библейский рассказ о греховном зачатии рода исполинов от соитий «дочерей человеческих» с «сынами Элохима» - смысловую инверсию языческих мифов о рождении полубога от связи смертной с богом; взгляд на Еву как на пособницу и подругу С. подчёркнут в легенде «Ялкут Берешит», 1, 23, согласно которой они были сотворены одновременно; ср. в статье Ева возможную этимологию её имени). Внушениям С. приписываются все чёрные дела из истории «избранного народа», например поклонение израильтянзолотому тельцу(специальная месть С. за получение ими закона Яхве на Синае, см.Моисей; «Шаббат», 89 а и др.), прелюбодеяние Давида с Вирсавией («Сангедрин», 95 а), указ Амана об уничтожении иудеев, даже написанный на пергаменте из рук С. («Эстер рабба», 7).
К С. восходит всё моральное зло мира; внеобразный эквивалент его образа - характерное для Талмуда понятие «злого помысла». Поскольку же порождение греха, сродное с ним и необходимо из него вытекающее, есть смерть (новозаветная формулировка этой ветхозаветной аксиомы - Иаков 1, 15; ср. в рассказе о грехопадении предупреждение Адаму - «смертию умрешь». Быт. 2, 17), С. часто сливается в позднеиудейских легендах и толкованиях с ангелом смерти, «вынимающим» душу человека (напр., «Баба Батра», 16 а). Воинство враждебных человеку духов состоит под властью С. (апокрифы «Мученичество Исаии», 2, 2, и «Житие Адама и Евы», 16), подобно тому какдэвыслужат под началом Ангро-Майнью. Остаётся неясным отношение между С. и такими «начальниками» и «князьями» бесов, какАзазель, Велиар, Вельзевули т. п.; они или тождественны ему, или его соратники. Поскольку иудейский монотеизм в противоположность иранскому дуализму энергично настаивал на принципе «всё от Яхве» («Я образую свет и творю тьму, делаю мир, и произвожу бедствия», Ис. 45, 7), бытие С. представляло для него проблему, в пределах иудаизма едва ли однозначно разрешённую. Напрашивались два пути нейтрализации этой проблемы. Во-первых, можно было акцентировать слабость С., неравный характер его борьбы с Яхве, страх, внушаемый ему первосоздан-ным светоммессии,его бессильную зависть (согласно версии, намеченной в позднеиудейских текстах и перешедшей в Коран, само отпадение С. от Яхве было вызвано этой завистью) к человеческому роду, победу над С. в культовых актах, например в покаянном празднике иом-кипур (сумма цифровых значений букв имени С. по-еврейски потому даёт 364=365-1, что над одним днём в году С. не властен). Этот путь был вполне ортодоксальным для различных направлений иудаизма и оказался приемлем также для христианства, где осмеяние С. связывается с победой над ним Христа. Но в мистике иудаизма возможен иной, противоположный и сомнительный путь, на котором С. ставится в большую близость к богу, как порождение атрибута гнева, вышедшего из божественной всеполноты и обособившегося (ход мысли, повторяющийся у такого христианского еретика, как немецкий философ Я. Бёме). Основания для втого искали в библейских текстах: если одно и то же событие мотивируется в более раннем тексте «гневом Яхве» (2 Царств 24, 1: «Гнев Яхве... возбудил Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду»), а в более позднем тексте - действием С. (1 Парал. 21, 1: «С... возбудил Давида сделать счисление израильтян»), открывалась возможность для интерпретации, делающей С. как бы олицетворением «гнева Яхве». Эту возможность наиболее явно реализуют каббалисты, учащие о некой «левой» или «северной» стороне божества, которая имеет свою эманацию, и эманация эта состоит под знаком Са-маэля, или С. Божественная полнота оказывается у них интегрирующей силу зла как один из своих моментов, причём внутри божества это даже не зло, но становится злом вне его. В различных формах еретической трансформации библейского монотеизма варьируется модель, выявившаяся впервые в иранском зерванизме, гдеЗерванесть родитель не только Ормазда, но и Ахримана; например, средневековые богомилы (ересь на христианской почве, типологически близкая манихейству) говорили о Сатанаиле (C.+'el, «бог») как сыне бога и брате Иисуса Христа. Но и на более ортодоксальной иудаистской почве С. рассматривается как персонаж, едва ли до конца отторгнутый от общения с Яхве. Он свободно восходит на небеса, чтобы обвинять человека перед Яхве (ситуация пролога книги Иова), и сходит с небес, чтобы ввести человека в соблазн, а после снова подняться.
Напротив, прямая полемика против всех попыток выявить корни зла в самом боге звучит в новозаветном тезисе: «Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы» (Иаков 1, 5). Раннехристианские тексты описывают пришествие Христа как второе - после упомянутого у Ис. 14, 12 и отнесённого кЛюциферу-С. -и окончательное низвержение С., выявление его отторженности от горнего мира. Когда ученики Христа впервые выходят на проповедь, Христос видит «С., спадшего с неба, как молния» (Лук. 10, 18). У раннехристианского писателя 2 в. Иринея Лионского зафиксировано предание, согласно которому С. и бесы достигли полной меры в злобе и отчаянии именно в результате прихода, деятельности, жертвенной смерти и воскресения Христа, до конца обнаруживших духовную поляризацию добра и зла в мире. С тех пор С. очевидным образом «осуждён» (Ио. 16, 11) и может только, оставаясь до поры «князем мира сего» (Ио. 12, 31 и др., см.Архонты), вести безнадёжную игру дольнего против горнего и времени против вечности. Даже в своём собственном обиталище он посрамлён сошествием Христа во ад. В будущем С. предстоит кратковременный реванш во временаантихристаи затем окончательное заключение в аду.
Осталось не вполне выясненным, как к этой перспективе относится сковывание архангелом Михаилом С. на срок тысячелетнего царства праведных с последующим выходом С. из темницы и войной инспирируемых имТога и Магогапротив «стана святых и города возлюбленного» (Апок. 20, 1-10). Раннехристианский мыслитель 2-3 вв. Ориген учил, что в конце времён все отпавшие от бога существа, включая С., обратятся и будут спасены (т. н. апокатастасис), но эта доктрина Оригена не получила признания.
Новозаветные тексты полностью отказываются от каких бы то ни было наглядных образов С. Напротив, средневековая фантазия изощрялась в детализации таких образов, наделяя С. исполинским телом неимоверных размеров, чудовищным смешением антропоморфных и животных черт, многорукостью и т. п. Пасть С. часто оказывается тождественной с входом в ад, так что попасть в ад значит быть сожранным С. В «Божественной комедии» Данте («Ад», XXXIV) С., наполовину вмёрзший в лёд ада (символ холода нелюбви), являет уродливую пародию на образы небес: у него три лица (насмешка надтроицей),причём одно из них - красное (гнев как противоположность любви), другое - бледно-жёлтое (бессилие или леность как противоположность всемогуществу), третье - чёрное (невежество как противоположность всеведению), шесть крыльев нетопыря, соответствующих шести крыльямхерувима.Зубы его пастей терзаютИуду Искариота,предателя высшего духовного авторитета, и Брута и Кассия - крамольников, посягнувших на высший государственный авторитет. Напротив, Дж. Мильтон в «Потерянном рае» сообщает образу С. мрачную величавость, делающую его пригодным к роли эпического героя (в том же направлении идёт трагедия нидерландского поэта И. ван ден Вондела «Люцифер», герой которой умеет быть импозантным в своём тщеславии и рассуждает о необходимости исправить ошибку бога на пользу самому богу). Только после романтизма («демонические» образы Дж. Байрона, «Демон» М. Ю. Лермонтова и т. п.), в струе либерализма и антиклерикализма, образ С. как вольнолюбивого мятежника может стать однозначно положительным, обретая черты идеализированного греческого божества («К С.» Дж. Кардуччи, поэма М. Раписарди «Люцифер»; особняком стоит «Литания С.» Ш. Бодлера). Для А. Франса как наследника этой традиции уже аксиоматично, что С. - идеал, и он играет с этой аксиомой в «Восстании ангелов», вывёртывая её наизнанку и доказывая, что даже С., придя к власти, перестанет быть симпатичным. Параллельно с этим «сатанистские» мотивы разрабатывались декадентством конца 19 в. и его позднейшими вариациями (графика Ф. Ропса и т. п.). Всем «реабилитациям» С. (напр., в трактате Дж. Папини «Дьявол», 1953) противостоит попытка возродить традиционный образ страшного, унылого и внутренне мёртвого космического властолюбца как Саурона в сказочном эпосе Толкьена «Повелитель колец».
Лит.;Scholem G., Gut und Böse in der Kabbala,Werblowsky R. J. Z., Lucifer and Prometheus. A study of Milton's Satan, L., 1952.
С. С.Аверинцев.


Шатана, героиня осетинского нартского эпоса; дочьУастырдзки,рождённая мёртвойДзерассой.За месяц она вырастала, как за год, а за год - словно за три года. Среди нартских девушек ей не было равной по красоте. От света её лица тёмная ночь превращалась в день, а её слова были прямее солнечных лучей и острее меча. С. выбирает себе в женихи доблестного и умногоУрызмага,своего брата по матери. Получив отказ Урызмага, который был женат, С. обманом добивается своего. С. считается матерью двух неродных сыновей -СосланаиБатрадза.По зову С. Ватрадз приходил на помощь нартам. С. - щедрая, гостеприимная хозяйка, распределительница всех припасов. Она спасает нартов от голодной смерти, устраивает пир, на который созывает всех жителей нартского села, ей принадлежит заслуга в изобретении двух популярных напитков осетин-алан - пива и алутона. Однажды во время сушки солода С. увидела птичку, которая, поклевав сначала хмель, а затем солод, ослабела и стала прыгать по земле из стороны в сторону. Тогда С. смолола солод, сварила его, процедила варево и добавила в него крепкую закваску из хмеля. Получился чудесный напиток - пиво. Но С. не удовлетворилась этим. Она приготовила еще и ронга: для этого по ее приказанию был зарезан баран, которого затем сварили в пиве (по другим вариантам - в меде). В эпосе ронг - самый любимый напиток нартов. Без С. не обходится ни одно важное событие, она - защитница интересов и безопасности нартов. Так, когдаБоратарешили убить старого Урызмага, пригласив его для этого на свой пир, С. дала ему платок и велела, в случае опасности, бросить его на пол. Почувствовав, что Бората решили осуществить своё намерение, Урызмаг бросил платок, и немедленно на помощь ему явился Батрадз. В другой раз С. разгадывает тайный смысл Урызмагова послания, в котором он просил нартов прислать за него выкуп - сто сотен однорогих быков, столько же двурогих, трёхрогих, четырёхрогих и пятирогих. Она сказала, что Урызмаг просит не выкуп, а войско, причём разное количество рогов означает разные виды вооружения. Она, рискуя жизнью, перегоняет нартский скот в страну Сайнаг-алдар, спасая его от гибели. Надевая мужские доспехи, С. сражается как воин.
Ничто не ускользает от её глаза и небесного зеркала, с помощью которого она всё узнает, сидя на семиярусной башне. Имя С. соответствует Сатаней у адыгов, балкарцев, карачаевцев, абазин, Сатаней-Гуаша - у абхазов.
Лит.:Мамиева Н., Сатана в осетинском нартском эпосе, Орджоникидзе, 1971.
Б. А. Калоев.

(Источник: «Мифы народов мира».)

Сатана, искушающий Иисуса Христа на кровле храма.


Сатана, искушающий Иисуса Христа на кровле храма.
Миниатюра греческой Хлудовской псалтыри.
IX в.
Москва.
Исторический музей.

Сатана в аду с душой Иуды в руках.


Сатана в аду с душой Иуды в руках.
Фрагмент иконы «Страшный суд».
Новгородская школа.
Середина XV в.
Москва.
Третьяковская галерея.


Синонимы:
абаддонна, абадонна, аггел, азазель, ангел тьмы, анчутка, бафомет, бес, велиар, вельзевул, вий, враг, враг рода человеческого, демешка, демиург, демон, диавол, дух тьмы, дьявол, иблис, искуситель, князь тьмы, куд, лукавый, люцифер, мефистофель, некошный, неназываемый, нечистая сила, нечистый, нечистый дух, обезьяна, окаянный, отец лжи, падший ангел, самаэль, сатанюка, черная сила, черный, черт, чертяка, шайтан, шишига


  1. сатанаlat.i satanaсатана...Ять - белорусско-русский словарь и словарь белорусской латиницы
  2. сатанаот др.евр. сатан букв. противодействующий дьявол по учению ряда религий злой дух или глава злых духов виновник зла в мире властелин ада толкающий людей к греху. Историч...Атеистический словарь
  3. сатанаот др.евр. сатан букв. противодействующий дьявол по учению ряда религий злой дух или глава злых духов виновник зла в мире властелин ада толкающий людей к греху. Истори...Атеистический словарь II
  4. сатанаСатана...Белорусско-русский словарь
  5. сатанаЕвр. слово сатан означает прежде всего врага противника Цар в частн. противника выдвигающего обвинение перед судом Пс в Синод. пер. диавол Зах и след. а также всяког...Библейская энциклопедия Брокгауза
  6. сатанаевр. сатан т. е. противник. Первоначально это слово употреблялось в значении противника вообще. Так например в Чис. евр. текст говорится что ангел Господень вышел прот...Библейский энциклопедический словарь
  7. сатанасатана др.евр. противник в своем первоначальном смысле противник это слово в еврейском тексте Ветхого Завета употребляется очень часто Чис. переведено Ангел Цар. навет...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  8. сатанаПар. и др. Еврейское слово означающее вообще противника и врага. В свящ. Писании название это вообще прилагается к диаволу который есть начальник злых духов враг Божий и...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  9. сатанам. Satana m бран. satanasso Итальянорусский словарь. Синонимы абаддонна абадонна аггел азазель ангел тьмы анчутка бафомет бес велиар вельзевул вий враг враг рода челове...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  10. сатанасатана м Satan m a Teufel m dСинонимы абаддонна абадонна аггел азазель ангел тьмы анчутка бафомет бес велиар вельзевул вий враг враг рода человеческого демешка демиург де...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  11. сатанамSatan m Teufel m абаддонна абадонна аггел азазель ангел тьмы анчутка бафомет бес велиар вельзевул вий враг враг рода человеческого демешка демиург демон диавол дух тьмы ...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  12. сатанамуж да жена одна сатанамуж и жена одна сатанаСинонимы абаддонна абадонна аггел азазель ангел тьмы анчутка бафомет бес велиар вельзевул вий враг враг рода человеческого ...Большой русско-английский фразеологический словарь
  13. сатанам.satans mem satn m...Большой русско-испанский словарь
  14. сатанасущ. муж. рода только ед. ч.ч одуш....Большой русско-украинский словарь
  15. сатанам. satan m муж и жена одна сатана посл. mari et femme une seule me...Большой русско-французский словарь
  16. сатанаСам сатана пестовалstrong кого. Народн. Неодобр.em То же что сатане в дядьки годится.strong ДП . Сатана бы тебя вас егоstrong и пр. взял!strong Прост. Устар. Бран.em Выра...Большой словарь русских поговорок
  17. сатанамен. чол. роду тльки одн. жив....Большой украинско-русский словарь
  18. сатанам.satan mмуж и жена одна сатана посл. mari et femme une seule me абаддонна абадонна аггел азазель ангел тьмы анчутка бафомет бес велиар вельзевул вий враг враг рода че...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  19. сатанато же что дьявол....Большой энциклопедический словарь II
  20. сатанаСАТАНА то же что дьявол....Большой энциклопедический словарь III
  21. сатанаСАТАНА то же что дьявол....Большой Энциклопедический словарь V
  22. сатанасатана загальна назва...Велика чи мала літера? Словник-довідник
  23. сатанаи ч. Уявна надприродна стота яку зображують у вигляд людини з козячими ногами хвостом ржками уособленням злого начала. ч. i ж. Уживаться як лайливе слово антихрист....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  24. сатанав религ. представл. иудаизма и христианства гл. антагонист бога и всех верных ему сил на небесах и на земле враг человеч. рода царь ада и повелитель бесов. абаддонна абад...Древний мир. Энциклопедический словарь
  25. сатанаСатана в иудаизме и христианстве главный антагонист Бога и всех верных Ему сил на небесах и на земле враг человеческого рода царь ада и повелитель бесов. В Ветхом Завете...Исторический словарь
  26. сатанаСатана Satan indecl Satanas ae m Lucifer diabolus...Латинский словарь
  27. сатанамин. цв. ТактТ Улисс Ленфильм при участии Госкино.жанр психологический триллер. реж. Виктор Аристов сцен. Виктор Аристов опер. Юрий Воронцов худ. Владимир Банных комп. Ар...Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)
  28. сатанаСАТАНА англ. Satan евр. satan букв противник в суде в споре или на войне герой поэм Д.Мильтона Потерянный рай и Возвращенный рай .Наибольшую известность приобрел образ...Литературные герои
  29. сатанаы .strong м.em В некоторых религиях злой дух злое начало противостоящее богу властелин ада дьявол.Старухе продававшей бублики почудился сатана в образине свиньи который б...Малый академический словарь
  30. сатанаперсонифицированное злое начало в иудаизме и христианстве в иудаизме представляет человеку возможность для совершения дурных поступков и выступает прокурором на страшном ...Мир Лема - словарь и путеводитель
  31. сатанаСатана иуд. христ. противник главный противник Бога и Божьих сил властитель ада и повелитель бесов олицетворение мирового зла. Считается падшим ангелом поэтому его прот...Мифологический словарь
  32. сатанакорень САТАН окончание А Основа слова САТАНВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой САТАН А Слово Сатана содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  33. сатанаНачальная форма Сатана единственное число именительный падеж мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  34. сатанасатана м. и ж. разг. Тот кто является воплощение зла. Употр. как бранное слово по отношению к такому человеку....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  35. сатанаСатана м. Князь тьмы властелин ада злой дух противополагаемый Богу Дьявол в религии и теософии....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  36. сатанаСатана Сатана ы м. царь тьмы глава злых духов и сатана ы м. бран....Орфографический словарь
  37. сатанацарь тьмы глава злых духов абаддонна абадонна аггел азазель ангел тьмы анчутка бафомет бес велиар вельзевул вий враг враг рода человеческого демешка демиург демон диавол ...Орфографический словарь русского языка
  38. сатанаu мu бран. абаддонна абадонна аггел азазель ангел тьмы анчутка бафомет бес велиар вельзевул вий враг враг рода человеческого демешка демиург демон диавол дух тьмы дьявол ...Орфографический словарь русского языка
  39. сатанасатана менник чоловчого роду стота...Орфографічний словник української мови
  40. сатанаевр. противник враг так называют злой дух повелителя ада и бесов. Сатана враг Бога он отвращает от него людей вводит их во грех губит души. Он владеет страстями помог...Основы духовной культуры
  41. сатанаСатанаПар. и др. Еврейское слово означающее вообще противника и врага. В свящ. Писании название это вообще прилагается к диаволу который есть начальник злых духов враг Б...Полная популярная библейская энциклопедия
  42. сатанаОрфографическая запись слова сатана Ударение в слове Сатана Деление слова на слоги перенос слова сатана Фонетическая транскрипция слова сатана [стна] Характеристика всех...Полный фонетический разбор слов
  43. сатанаСатана ни н...Правописний словник Голоскевича
  44. сатанадиавол Люцифер. Был Денницей величественным ангелом несшим на себе печать совершенства полноту мудрости и венец красоты. Но возгордился возомнил себя выше Бога и был све...Православный энциклопедический словарь
  45. сатанаПолюбиться сатана краще вд ясного сокола.Можна закохатися в лиху людину....Приповідки або українсько-народня філософія
  46. сатанаПолюбится сатана пуще ясного сокола.hПолюбиться сатана краще вд ясного сокола. Пр.em Кому як мара йому як зоря. Пр.em Кому як квтка а кому як повтка. Пр....Російсько-український словник сталих виразів
  47. сатанаСм. БЕС.Источник Энциклопедия Русская цивилизация абаддонна абадонна аггел азазель ангел тьмы анчутка бафомет бес велиар вельзевул вий враг враг рода человеческого демешк...Русская энциклопедия
  48. сатанаСатана ы муж. царь тьмы глава злых духовem и сатана ы муж. бран.em Синонимы абаддонна абадонна аггел азазель ангел тьмы анчутка бафомет бес велиар вельзевул вий враг враг...Русский орфографический словарь
  49. сатанаLucifer eo SatanoSatan eo Satano...Русский-африкаанс словарь
  50. сатанаМ мн. нет . eytan iblis . ж zool. satana saqqall meymun cinsi....Русско-азербайджанский словарь
  51. сатанасатана м. тк. ед.iSatan...Русско-английский словарь
  52. сатанасатана ж. Satan сатанинский satanic....Русско-английский словарь II
  53. сатанаПокажется сатана лучше ясного сокола П Покажется сатана лучше ясного сокола П Дьявол гордился да с неба свалился ДСинонимы абаддонна абадонна аггел азазель ангел тьмы анч...Русско-английский словарь пословиц и поговорок
  54. сатанаN...Русско-армянский словарь
  55. сатанаСатана дябал шаман...Русско-белорусский словарь
  56. сатанамиф. бран.i сатана муж.iдябал муж.i чорт род.i чорта муж.iразг.i шаман муж.i...Русско-белорусский словарь II
  57. сатанасатана абаддонна абадонна аггел азазель ангел тьмы анчутка бафомет бес велиар вельзевул вий враг враг рода человеческого демешка демиург демон диавол дух тьмы дьявол ...Русско-ивритский словарь
  58. сатанашайтан блс...Русско-казахский словарь
  59. сатанаблс...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  60. сатанам. ибилис шайтан....Русско-киргизский словарь
  61. сатанаmgu mсатанинский [] mgu[sh]de абаддонна абадонна аггел азазель ангел тьмы анчутка бафомет бес велиар вельзевул вий враг враг рода человеческого демешка демиург демон ди...Русско-китайский словарь
  62. сатанаeytan...Русско-крымскотатарский словарь
  63. сатанашейтан...Русско-крымскотатарский словарь II
  64. сатанаstans...Русско-латышский словарь
  65. сатанаtonas...Русско-литовский словарь
  66. сатанаЧтгр ад...Русско-монгольский словарь
  67. сатанам. Satan m....Русско-немецкий словарь
  68. сатанасатанам ....Русско-новогреческий словарь
  69. сатанаdjevel satan абаддонна абадонна аггел азазель ангел тьмы анчутка бафомет бес велиар вельзевул вий враг враг рода человеческого демешка демиург демон диавол дух тьмы дьяво...Русско-норвежский словарь
  70. сатанаszatan...Русско-польский словарь
  71. сатанамSatans mu Sat m абаддонна абадонна аггел азазель ангел тьмы анчутка бафомет бес велиар вельзевул вий враг враг рода человеческого демешка демиург демон диавол дух тьмы д...Русско-португальский словарь
  72. сатанаСатанаadui mbaya ma ib[i]lisi ma maleuni...Русско-суахили словарь
  73. сатанасатана шайтон иблис...Русско-таджикский словарь
  74. сатанам иблис шайтан...Русско-татарский словарь
  75. сатанамeytan ifrit абаддонна абадонна аггел азазель ангел тьмы анчутка бафомет бес велиар вельзевул вий враг враг рода человеческого демешка демиург демон диавол дух тьмы дьяво...Русско-турецкий словарь
  76. сатанаshayton...Русско-узбекский словарь Михайлина
  77. сатанаlucifer satan...Русско-чешский словарь
  78. сатанасущ.муж.син. дьявол шуйттан авйл Муж и жена одна сатана погов. Армпе упшкй пипе хуплчй...Русско-чувашский словарь
  79. сатанаsatan.strong satan...Русско-шведский словарь
  80. сатана.strong kurat.strong kurivaim paharet prguline prguvrst saatan saatanahing saatananahk sarviline...Русско-эстонский словарь
  81. сатанато же что дьявол.Источник Словарь сексуальных терминов абаддонна абадонна аггел азазель ангел тьмы анчутка бафомет бес велиар вельзевул вий враг враг рода человеческого д...Сексологическая энциклопедия
  82. сатанам.сатана...Сербско-русский словарь
  83. сатанасм. Пыльный вихрь.i Синонимы абаддонна абадонна аггел азазель ангел тьмы анчутка бафомет бес велиар вельзевул вий враг враг рода человеческого демешка демиург демон диаво...Словарь ветров
  84. сатанаВоплощенное зло...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  85. сатанаНа востоке шайтан а кто у нас...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  86. сатанаМуж и жена одна...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  87. сатанаСАТАНА еврейск. satan. по священному писанию духискуситель главный из павших ангелов. род обезьян из сем. узконосых. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского...Словарь иностранных слов русского языка
  88. сатанапротиводействующий дьявол. По учению ряда религий злой дух или глава злых духов виновник зла в мире властелин ада толкающий людей к греху....Словарь исторических терминов
  89. сатанаНастоящее имя Майоровu Иван АлексеевичПериодические изданияi Пересмешник Источникиi Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деятелей В т...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Псевдонимы
  90. сатанасатана см. бес...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  91. сатанасатанаСм. бес....Словарь синонимов II
  92. сатанасатана См. бес. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. сатана лукавый сатанюка иблис князь тьмы дух тьмы падши...Словарь синонимов II
  93. сатанасатана лукавый сатанюка иблис князь тьмы дух тьмы падший ангел враг рода человеческого отец лжи демиург нечистый мефистофель велиар вельзевул анчутка чертяка черная сила ...Словарь синонимов
  94. сатанадив.em жорстокий чорт...Словник синонімів Вусика
  95. сатанар. Сатанал д! ДДЬКО сатанюка....Словник синонімів Караванського
  96. сатанаЧОРТstrong уявна надприродна стота яка втлю в соб зло БСstrong ЧОРТЯКАstrong розм. ГАСПИДstrong АСПИДstrong розм. ГАСПИДЯКАstrong пдсил. розм. ДДЬКОstrong розм. КУЦАКstro...Словник синонімів української мови
  97. сатана́САТАНА и . ч. Уявна надприродна стота яку зображують у вигляд людини з козячими ногами хвостом ржками уособленням злого начала бс диявол чорт злий дух. Який же вн той ...Словник української мови в 11 томах
  98. сатанаСАТАНА и. ч. Те саме що диявол. Який же вн той сатана спитав смливо Денис. А який же вн Чорний. голова як копиця на голов чорн роги а оч як кавуни. Вдомо сатана як сат...Словник української мови у 20 томах
  99. сатанато же что ДЬЯВОЛ см. тж ВИЕЛЬЗЕВУЛ ДИАВОЛ ЛУКАВЫЙ в знач. . Она женщина смеялась смехом сатаны И этот смех отталкивал и жалил. Глаза сверкали радости полны И каждый в них...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  100. сатанаСАТАНА то же что ДЬЯВОЛ см. тж ВИЕЛЬЗЕВУЛ ДИАВОЛ ЛУКАВЫЙ тж в знач. нариц. Она женщина смеялась смехом сатаны И этот смех отталкивал и жалил. Глаза сверкали радости полны...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  101. сатанаСАТАНА то же что дьявол....Современная энциклопедия
  102. сатанаСАТАНА то же что дьявол....Современный энциклопедический словарь
  103. сатанаВидеть его перенести унижение....Сонник Хассе
  104. сатанагреч.u satanas от др.евр.u satan враг заговорщик дьявол злой дух властелин ада в христианстве. Образ С. утвердился в XI веке. С символ предателя. Цвет С черный символ в...Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  105. сатанаSatan. Др.esp. satan противник подстрекатель препятствующий противодействующий противоречащий. Дьявол высшееангельское существо восставшее против Творца еще до сотворения...Теологический энциклопедический словарь
  106. сатанаиноск.em бранн.em злой человекОн сатане в дядьки годится.Сатанинская злоба. Ср.em Какие они Божьи люди. Сатаныem порожденья. Дуня невольно содрогнулась когда с чистых д...Толково-фразеологический словарь Михельсона
  107. сатанаСатанаstrong иноск.em бранн. злой человкъ.Онъ сатан въ дядьки годится.Сатанинская злоба. Ср.em Каке они Божьи люди. Сатаныem порожденья. Дуня невольно содрогнулась когда ...Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  108. сатанаСАТАНА м. диавол или черт бес нечистый злой дух шайтан. Сатанин что лично его нский к нему относящ. Сатанинская злоба. Сатанинщина сатановщина дьявольщина бесовщина. Сата...Толковый словарь живого великорусского языка
  109. сатанаСАТАНА ы м. В религиозной мифологиито же что дьявол а такжепрост. м. и ж. бранно о человеке. С. там правит бал там действуют силызла книжн. Муж и жена одна с. поел. их м...Толковый словарь Ожегова
  110. сатанаСАТАНА сатаны мн. нет м. др.евр. satan враг. . Дьявол злой дух олицетворенное злое начало в разных вероучениях религ. Мария в тишине коварному внимала сатане. Пушкин. Б...Толковый словарь русского языка II
  111. сатанасатана сатана ы м. В религиозной мифологии то же что дьявол а также прост. м. и ж. бранно о человеке. С. там правит бал там действуют силы зла книжн. Муж и жена одна с. п...Толковый словарь русского языка II
  112. сатанаСАТАНА ы м. В религиозной мифологиито же что дьявол а также прост. м. и ж. бранно о человеке. Сатана там правит бал там действуют силы зла книжное. Муж и жена одна сатан...Толковый словарь русского языка
  113. сатанаи ч. Уявна надприродна стота яку зображують у вигляд людини з козячими ногами хвостом ржками уособленням злого начала. ч. em ж. Уживаться як лайливе слово антихрист....Толковый словарь украинского языка
  114. сатанаУдарение в слове СатанаУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове Сатана...Ударение и правописание
  115. сатанамф.Satan Lucifer розм.em devil archenemy Father of lies fiend...Українсько-англійський словник
  116. сатанадябал шатан...Українсько-білоруський словник II
  117. сатанаДябал...Українсько-білоруський словник II
  118. сатанадябалшатан...Українсько-білоруський словник
  119. сатана...Українсько-грузинський словник (Георгій Чавчанідзе)
  120. сатанаFanden satan...Українсько-датський словник
  121. сатанаDjevel faen fanden satan...Українсько-норвезький словник
  122. сатана[satana]...Українсько-польський словник
  123. сатанаи m szatan diabe...Українсько-польський словник (Мар'ян Юрковський, Василь Назарук)
  124. сатанамиф. бран. и пр. сатана...Українсько-російський словник
  125. сатанаDjvul fan satan...Українсько-шведський словник
  126. сатанаRzeczownik сатана m szatan m Lucyfer...Универсальный русско-польский словарь
  127. сатанаВ християнств гршний ангел покараний Богом за пиху неслухнянсть на вчне осудження кинутий до пекла вважаться джерелом зла грха владу с. перемг сус Христос хоча наслдки...Універсальний словник-енциклопедія
  128. сатанав християнств гршний ангел покараний Богом за пиху неслухнянсть на вчне осудження кинутий до пекла вважаться джерелом зла грха владу с. перемг сус Христос хоча наслдки...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  129. сатанаодин чорт бс ддько одна сатана грубо. Все одно однаково те ж саме. Вовтузився ван Псня й дал видно в нього няк не вязалась петля. ване що ти робиш Псня не перериваючи ро...Фразеологічний словник української мови
  130. сатанаСан Сатана Астан Аста Асан Ант Анат Аант Атас Танс Стан Сант Наст...Электронный словарь анаграмм русского языка
  131. сатанаСАТАНА то же что дьявол....Энциклопедический словарь естествознания
  132. сатанаhаСатан Первоначальное значение слова в Библии противник помеха. И сказал Давид Ныне же Господь Бог мой дал мне покой кругом нет помехи и нет бедствия I Ц. V . Другое зна...Энциклопедия иудаизма
  133. сатанаСатана евр.em арам.em sitena или satana противник в суде в споре или на войне препятствующий противоречащий обвинитель наушник подстрекатель срв. араб шайтан греч.em пер...Энциклопедия культурологии
  134. сатанаСатанаstrong. Др. рус. заимств. из греч. яз. где satansi из др.евр. см. шайтанi. Сатанаi на месте исходного сотонаi в результате закрепления аканья на письме....Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  135. сатанадр.русск. сатана ХIV в. Срезн. III также ст.слав. сотона русск.цслав. сотона Остром. Мар. Зогр. Еuсh. Sin. Супр. см. Дильс Aksl. Gr. и сл. древнее заимств. из греч. от ...Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  136. сатанаЭто название возникшее из имени собственного злого духа противостоящего божественному началу. Восходит к древнееврейскому а было заимствовано русским из греческого где су...Этимологический словарь Крылова
  137. сатанаДр. рус. заимств. из греч. яз. где satansem из др.евр. см. шайтанem. Сатанаem на месте исходного сотонаem в результате закрепления аканья на письме.Синонимы абаддонна а...Этимологический словарь русского языка
  138. сатанасатана сатанадр.русск. сатана ХIV в. Срезн. III также ст.слав. сотона русск.цслав. сотона Остром. Мар. Зогр. Еuсh. Sin. Супр. см. Дильс Aksl. Gr. и сл. древнее заимств...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)
  139. сатанаГреческое satanas сатана.Арабское saitan сатана.Древнерусское сатана сотона.Слово сатана известно в древнерусском языке с XI в. заимствовано из старославянского в форм...Этимологический словарь русского языка Семенова