Энциклопедия мифологии

ПАНДАВЫ

ПАНДАВЫ

(др.-инд. pandavas), главные герои древнеиндийского эпоса «Махабхарата», пять сыновей царя Панду: Юдхиштхира, Бхима, Арджу-на, Накула и Сахадева. Панду лишь номинально считался отцом П.: из-за наложенного на него проклятия он не мог иметь детей, и его первая жена Кунти родила Юдхиштхиру, Бхиму и Арджуну соответственно от богов Дхармы, Ваю и Индры, а вторая - Мадри близнецов Накулу и Сахадеву от Ашвинов. На П. в эпосе частично перенесены мифологические характеристики их божественных отцов.
По рассказу «Махабхараты», П. воспитывались вместе со своими двоюродными братьями кауравами при дворе царя Дхритараштры в Хастинапуре. С детства кауравы, и особенно старший среди них - Дурьодхана, завидовали П.и преследовали их. Так, когда П. находились на празднестве в городе Варанавате, Дурьодхана пытался сжечь их в построенном по его приказу смоляном доме, но, предупреждённые своим дядей Видурой, П. выбрались из западни. После сваямварыДраупадиП. получили её себе в жёны. Дхритараштра отдал им западную половину своего царства, и П. выстроили себе новую столицу - Индрапрастху. Однако спустя несколько лет Дурьодхана послал Юдхиштхире вызов на игру в кости, и Юдхиштхира проиграл кауравам царство, братьев, самого себя и Драупади. Драупади удалось добиться от Дхритараштры свободы для себя и своих мужей, но вскоре Юдхиштхира вторично был втянут в игру и, проиграв и на сей раз, был вынужден уйти вместе с братьями на 13 лет в изгнание. 12 лет изгнания П. провели в лесу, а последний год - в услужении у царя племени матсьев Вираты. По окончании срока изгнания П. потребовали вернуть им царство, но Дурьодхана отклонил их требование, и спор их смогла решить лишь братоубийственная война; в ней приняли участие почти все цари Индии. Сражение, в котором П. помогал своими советамиКришна,произошло наКурукшетре.От войска кауравов осталось в живых лишь три человека, но ночью после битвы эти трое во главе с Ашваттхаманом пробрались в лагерь П. и истребили всех спящих там воинов. Спаслись лишь пять братьев-П. и Кришна.
Рассказ о борьбе П. и кауравов составляет главное содержание «Махабхараты», которое по-разному интерпретируется исследователями. Учёные, принадлежащие к мифологической школе, рассматривали его как солнечный миф (А. Людвиг, Л. Дхар), как гуманизированную версию ведийского мифа о борьбе богов иасуров(А. К. Кумарсвами), как трансплантацию мифологических представлений, связанных с трёхчленным функциональным делением индоевропейского пантеона (Ж. Дюмезиль, М. Ви-кандер) и т. п. С другой стороны, специалисты, придерживающиеся взглядов исторической школы (К. Лассен, А. Макдонелл, Э. У. Хопкинс, М. Винтерниц, В. Рубен и др.), убеждены в реальной исторической основе событий, описанных в эпосе. Учитывая устное происхождение «Махабхара-ты», можно предположить, что исторические предания и легенды были циклизованы в ней в форму большой эпопеи с помощью традиционной фольклорно-мифологической сюжетной модели, прослеживаемой и в других эпических памятниках.
Лит.:Гринцер П. А.. «Махабхарета» и •Рамаяна», М., 1970; его же. Древнеиндийский эпос. Генезис и типология, М., 1974; Невелева С. Л„ Мифология древнеиндийского эпоса, М., 1976; Hopkins E. W., The great epic of India, N. Y., 1901; Sukthankar V. S., On the Meaning of the Mahabharata, Bombay, 1967; Dumézil G„ Mythe et épopée. L'idéologie des trois fonctions dans les épopées des peuples indo-européens, [P., 1968].
П. А. Гринцер.

(Источник: «Мифы народов мира».)

  1. пандавыв индуистской мифологии воиныбратья герои Махабхаратысыновья Панду Юдхиштхира Бхима Арджуна Накула и Сахадева. Их общейженой была Драупади. Борьба Пандавов и Кауравов ос...Большой энциклопедический словарь II
  2. пандавыПАНДАВЫ в индуистской мифологии воиныбратья герои Махабхараты сыновья Панду Юдхиштхира Бхима Арджуна Накула и Сахадева. Их общей женой была Драупади. Борьба Пандавов и Ка...Большой энциклопедический словарь III
  3. пандавыПАНДАВЫ в индуистской мифологии воиныбратья герои Махабхараты сыновья Панду Юдхиштхира Бхима Арджуна Накула и Сахадева. Их общей женой была Драупади. Борьба Пандавов и К...Большой Энциклопедический словарь V
  4. пандавымиф. герои др.инд. эпич. поэмы Махабхаратаem. Согл. поэме П. пять сыновей царя госуд. Хастинапура Панду из рода Бхарата Юдхиштира Бхима Арджуна Накула и Сахадева вступи...Древний мир. Энциклопедический словарь
  5. пандавымиф. герои др.инд. эпич. поэмы Махабхарата. Согл. поэме П. пять сыновей царя госуд. Хастинапура Панду из рода Бхарата Юдхиштира Бхима Арджуна Накула и Сахадева вступили...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  6. пандавыПАНДАВЫ главенствующие персонажи индийской эпопеи Махабхарата сложилась к IV в. до н.э. на основе сказаний истоки которых восходят ко второй половине го тысячелетия до н...Литературные герои
  7. пандавыПандавы др.инд. герои Махабхараты пятеро сыновей царя Панду Юдхиштхира Бхима Арджуна Накула и Сахадева. Изза наложенного на него проклятия Панду не мог иметь детей но ег...Мифологический словарь
  8. пандавыСанскр. Потомки Панду.Источник Теософский словарь...Религиозные термины
  9. пандавыбратьевгероев история борьбы которых с Каурэвэми составляет основу сюжета индийского эпоса Махабхарата....Словарь исторических терминов
  10. пандавымифич. герои др.инд. эпич. поэмы Махабхарата. Согласно поэме П. пять сыновей царя госва Хастинапура Панду из рода Бхарата Юдхиштира Бхима Арджуна Накула и Сахадева всту...Советская историческая энциклопедия
  11. пандавыПАНДАВЫ в индуистской мифологии воиныбратья герои Махабхараты сыновья Панду Юдхиштхира Бхима Арджуна Накула и Сахадева. Их общей женой была Драупади. Борьба Пандавов и Ка...Современный энциклопедический словарь
  12. пандавыПАНДАВЫ в индуистской мифологии воиныбратья герои Махабхараты сыновья Панду Юдхиштхира Бхима Арджуна Накула и Сахадева. Их общей женой была Драупади. Борьба Пандавов и К...Энциклопедический словарь естествознания