Энциклопедия мифологии

ОНГОНЫ

ОНГОНЫ

(онгон, «чистый», «священный», «первоначальный», «девственный»), в шаманской мифологии монгольских народов умершие предки и их духи. Изображения О. также называются О., считаются вместилищем духов умерших предков, делаются из дерева, шерсти, меха, кожи, войлока, металла и ткани. Различаются О. мужские и женские, родовые и семейные (из них позднее выделились индивидуальные), скотоводческие, кузнечные и др. Первоначально О. в основном - предки тотемного происхождения (О. волка, медведя, коня и др.), в дальнейшем - преимущественно антропоморфные предки, наиболее почитаемые из них - О. великих шаманов. Шаманы призывали О. во время камланий. Хранились родовые О. в священных местах (рощах, горах, пещерах), куда не допускали женщин; семейные О., которыми ведали женщины, - в небольших деревянных ящиках или мешочках, подвешенных к дымовому отверстию в юрте, над косяком двери в домах или амбарах.О. подкармливали, задабривали, им посвящали животных и рабов. В мифологии тувинцев, алтайцев О. аналогичны онгут, эмегендер.
Лит.:Зеленин Д. К.. Культ онгонов в Сибири, М.-Л.. 1936; Вертагаев Т. А., К этимологии некоторых слов в монгольских языках, в кн.: Исследования по восточной филологии. К семидесятилетию профессора Г. Д. Санжеева, М., 1974
Н. Ж.

(Источник: «Мифы народов мира».)

Бурятский онгон.


Бурятский онгон.
Дерево.
Улан-Удэ.
Бурятский краеведческий музей имени М. Н. Хангалова.

Тувинские онгоны.


Тувинские онгоны.

Тувинские онгоны.


Тувинские онгоны.