Энциклопедия мифологии

НАГИ

НАГИ

(др.-инд. nâga), в индуистской мифологии полубожеетвенные существа со змеиным туловищем и одной или несколькими человеческими головами.
Н. считались детьми Кадру, женыКашьяпы,и постоянно враждовали с птицами и их царёмГарудой,рождённым другой женой Кашьяпы - Винатой. Н. принадлежит подземный мир -питала,где находится их столица Вхо-гавати и где они стерегут несметные сокровища земли. Н. считаются мудрецами и магами, способными оживлять мёртвых и менять свой внешний вид. В человеческом облике Н. часто живут среди людей, причём их женщины - нагини, славящиеся своей красотой, нередко становятся жёнами смертных царей и героев. Так, на деву шке-нагини женился герой «Махаб-хараты» Ашваттхаман, сынДроны;царевна-нагини Улупи была женойАрджуны,а нагини Кумудвати - женой Куши, сынаРамы.В мифах названы многие цари Н., среди которых наиболее известны тысячеголовый змейШеша,поддерживающий землю; Васуки, использованный богами иасурамив качестве верёвки при пахтанье мирового океана; Такшака. Обширный цикл мифов о Н. имеется в первой книге «Махабхараты», где говорится о великом жертвоприношении змей, предпринятом царём Джанамеджаей в отместку за убийство его отца Парикшита царём Н. - Такшакой. Жертвоприношение остановил мудрец Астика (племянник Васуки), воспользовавшийся правом высказать любое желание (это право предоставил ему Джанамеджая за то, что Астика его благословил) (Мбх. I 13-54). Одна из легенд этого цикла рассказывает, как Н. получили бессмертие, отведавамриты,но при этом их языки раздвоились, ибо им пришлось слизывать амриту с острых стеблей травы куши (I 30).
В индийских источниках представление о Н. - божественных змеях - смешивается с представлением о Н. - исторических племенах, живших на северо-западе Индии ещё до прихода туда ариев. «Нагадвипа» («страна нагов») рассматривалась как одна из девяти областей Бхаратаварши, т. е. Индии (Вишну-пур. II 3, 6); с корнем «нага» связано большое число индийских топонимов.Предполагается, что реальные Н. были племенами монголоидной расы, имевшими своим тотемом змею (кобру), и что мифологическая интерпретация была, таким образом, наложена на историческую основу.
Лит.:Vogel J- P., Indian serpent-lore; or, the Nägas in Hindu legend and art, L., 1927.
П. А. Гринцер.

В буддийской мифологии Н. - змееподобные полу божества. По всей вероятности, Н. играли важную роль в мифологии доарийской Индии, и во включении их в буддийскую мифологию некоторые буддологи (Э. Конзе и др.) видят даже признак неарийского происхождения буддизма. Описания Н. встречаются во многих канонических текстах, например в «Джатаках». Н. разделяются на два класса - живущих в воде (в реках и морях) и на суше. Н. могут превращаться и в человека. Нередко они вступают в любовные отношения как с женщинами, так и с мужчинами, потомки этих связей чрезвычайно нежны, так как имеют «водяную сущность». Н. часто гневаются; считается, что их дыхание ядовито, а взгляд может принести смерть. К буддизму Н. относятся благосклонно и часто выступают его горячими приверженцами. СамШакьямуни,ещё до того как стать буддой, несколько раз перерождался в образе нага. В мифологии махаяны распространены легенды, повествующие о том, как известный философ Нагарджуна добыл у Н. сутру «Праджняпарамиту», которая ими охранялась до тех пор, пока люди не созрели до её понимания. Вне Индии Н. сопоставлялись с местными змееподобными божествами (как, напр.,с лу вТибете).
Лит.:Bless L. W., The Buddha and the Nâga: a study In Buddhist folk religiosity, «History of Religion., 1973, ». 13, N 1, p. 36-58.
Л. Э. Мялль.

В мон-кхмерской мифологии Н. обитают под землёй и в водных источниках; могут превращаться в красивых женщин. По одному из мифов, основатель кхмерского государства Прах Тхон смог проникнуть в их мир, сидя на дереве, которое каждую ночь опускалось под землю. Там он женился на дочери их царя, который дал ему сам-пот (поясную одежду) с изображением Н. В старину жених должен был дарить невесте такой сампот. Прежде во время брачной церемонии жениху и невесте спиливали немного передние зубы, чтобы они не смогли превратиться в Н. Женщина-Н. - центральный образ кхмерских династийных мифов. Согласно одному из них, кхмерский король должен был проводить ночи вместе с многоголовой Н. и от этого зависело благосостояние страны. В одном буддийском мифе Мучилинде-Н. принадлежит заслуга спасения Будды во время потопа, в другом - Н. обманным путём стал учеником Будды и был разоблачён. Изображения Н. часты на барельефах Ангкора.
У лаотянцев особенно выражена функция Н. как духов - защитников страны. Так, считается, что столицу Лаоса Луангпрабанг охраняют двенадцать Н. во главе с Тхао Бунсонгом и Тхао Тонгкхуангом. По указанию Н. был построен город Вьентьян, бывшая столица одного из княжеств. Н. в дождливый сезон обитают в прудах и на рисовых полях, залитых водой, а в сухой - плавают в реках и тогда бывают злы. С наступлением сезона дождей устраивались обряды с целью облегчить Н. переход из рек во внутренние водоёмы для обеспечения плодородия полей. Н. обитают также в скалах. По средневековым лаосским манускриптам, существует пятнадцать царей Н. (прайя нак). Они живут у слияний рек, на порогах. Эти духи вод могут превращаться в людей. Согласно этим данным, наиболее могучие Н. - Пха Сыа, охраняющий север страны, и Паксопроп.
я. в. Чеснов.

(Источник: «Мифы народов мира».)

  1. нагив индуизме и буддизме мифические существа змеи. Обитают в пещерахи водоемах. Изображаются в виде змей с человеческим торсом и человеческойголовой укрытой сверху веером з...Большой энциклопедический словарь II
  2. нагиНАГИ в индуизме и буддизме мифические существа змеи. Обитают в пещерах и водоемах. Изображаются в виде змей с человеческим торсом и человеческой головой укрытой сверху в...Большой энциклопедический словарь III
  3. нагиНАГИ в индуизме и буддизме мифические существа змеи. Обитают в пещерах и водоемах. Изображаются в виде змей с человеческим торсом и человеческой головой укрытой сверху ...Большой Энциклопедический словарь V
  4. нагив индуист. миф. полубожеств. существа со змеиным туловищем и одной или неск. человеч. головами. Н. считались детьми Кадру жены Кашьяпы и постоянно враждовали с птицами и ...Древний мир. Энциклопедический словарь
  5. нагиНаги индуист. будд. . В индуистской мифологии полубожественные существа со змеиным туловищем и одной или несколькими человеческими головами. Н. считались детьми Кадру ж...Мифологический словарь
  6. нагикорень НАГ окончание И Основа слова НАГВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой НАГ И Слово Наги содержит следующие морфемы или части пристав...Морфемный разбор слова по составу
  7. нагив индийской мифологии змеи которые часто принимают человеческий облик. В Руководстве по индийскому буддизму его исследователь А. Керн определяет нагов как похожих на обла...Символы, знаки, эмблемы
  8. нагиНАГИ в индуизме и буддизме мифические существа змеи. Обитают в пещерах и водоемах. Изображаются в виде змей с человеческим торсом и человеческой головой укрытой сверху в...Современный энциклопедический словарь
  9. нагиНаги венгер. Nagy большой произносится Надь составная часть многих географических имен. См. слова с приставкой Надь....Энциклопедический словарь
  10. нагиНАГИ в индуизме и буддизме мифические существа змеи. Обитают в пещерах и водоемах. Изображаются в виде змей с человеческим торсом и человеческой головой укрытой сверху ...Энциклопедический словарь естествознания
  11. нагивенгер. Nagy большой произносится Надь составная часть многих географических имен. См. Надь....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона