Энциклопедия мифологии

КАИН

КАИН

и Авель (Каин, евр. qajin, от арамейского и арабского корня qjn, «ковать», греческое Κάιν; Авель, евр. hebel, этимология неясна; греч. Άβελ), согласно ветхозаветному преданию (Быт. 4, 1-17), сыновья первой человеческой пары - Адама и Евы: «И человек познал Еву, жену свою, и она зачала и родила Каина и сказала: приобрела я мужа вместе с богом. И она ещё родила брата его, Авеля. И был Авель пастырем овец, а Каин был земледельцем. И было по прошествии дней, принёс Каин из плодов земли дар богу. И Авель принёс также из первородных стада своего и из тука их. И призрел бог на Авеля и на жертву его, а на Каина и на жертву его не призрел. И разгневался Каин сильно, и поникло лицо его... И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его». Убив Авеля, К. был вынужден удалиться, так как земля, принявшая кровь брата его от руки его, не могла давать больше «силы своей» для него. Но для того, чтобы К. не был убит в изгнании, бог сделал ему знак и объявил, что тому, кто убьёт К., «отмcтится всемеро». К. поселился в земле Нод, где у него родился сын Ханох (Енох); построив город, К. назвал его именем сына - Ханох. Дальнейший текст (4, 18-22) представляет кенитскую генеалогию (расходящуюся с сифлянской - Быт. 5) от К. до Ламеха и его сыновей. Имена сыновей Ламеха - Иавал, Иувал и Тувал-Каин, сходные с именами Авеля и К., и сообщение о роде их занятий (Иавал - «отец» всех скотоводов, Тувал-Каин - «отец» всех кузнецов) позволяют предположить, что здесь идёт речь ещё об одной версии предания о К. и Авеле, где К. выступает в роли кузнеца. И в том и другом предании братья выступают в роли первопредков -культурных героев.Отрицательный, даже демонический (ср. ниже о зачатии К. от сатаны) характер К. связан с известным у многих народов отрицательным отношением к кузнецам и кузнечному делу (см. в ст.Кузнец). Всякое ремесло и искусство (ср. Иувал - прародитель музыкантов, и ниже - о дочерях К.) связывались с магией.У древних евреев к этому кругу ремесла - искусства-магии относилось, по-видимому, и земледелие. Отсюда, вероятно, К. - кузнец и земледелец. Некоторые учёные связывают библейское предание о К. и Авеле с месопотамскими сюжетами о споре пастуха и земледельца (ср. миф о сватовстве к Инанне земледельца Энкимду и пастухаДумузи -также с предпочтением пастуху). Сюжет предания о К. и Авеле обнаруживает также определённое сходство сблизнечным мифом.
Различные послебиблейские предания о К. и Авеле, будь то иудейские, христианские или мусульманские, восходят очень часто к мидрашистской традиции, т. е. возникли на основе комментирования ветхозаветного текста. Предание о К. и Авеле содержат апокрифические книги «Житие Адама и Евы», т. н. «Апокалипсис Моисея», сирийская «Пещера сокровищ», эфиопская «Книга Адама», некоторые труды отцов церкви, оно упоминается в Коране (5:30-34) и многими мусульманскими авторами. Арабская традиция К. называет Кабилом (хотя она знает и имя К.), составляя таким образом распространённую в фольклоре ассонирующую пару имён -Кабил и Хабил,но одновременно сохраняя память (араб. qabila, «принимать») о народной этимологии имени К., данной в Быт. 4, 1 (от глагола qânâ, «приобрести»). В эфиопской «Книге Адама» имя К. связывается с глаголом qinne', «завидовать», «ревновать». В «Житии Адама» рассказывается, как К., родившись, сразу же вырос, побежал и принёс траву, поэтому его назвали К. - здесь имя К. связывается с евр. qâne, «камыш». «Книга юбилеев» и армянская «Смерть Адама» связывают имя Авеля с глаголом 'âbâl, «носить траур».
Библейский текст легенды о К. и Авеле очень краток и труден для понимания. Этим отчасти вызвано обилие толкований в послебиблейской литературе. Мотив искушения Евы змеем (Быт. 3, см. «Грехопадение»),отождествляемым в послебиблейской и христианской литературе с сатаной, лежит, вероятно, в основе предания о зачатии К. от сатаны. Это предание известно у отцов церкви (Епифаний, Иреней, Тертуллиан) и в мидрашах (Пиркэ де р. Элиэзер 32а). Известно также большое число преданий, представляющих различные толкования конфликта между братьями, приведшего к убийству: у К. и Авеля была сестра (или две сестры, одна из которых была красивее другой), из-за неё и возникла ссора («Пещера сокровищ», «Книга Адама», Табари, Ибн аль-Асир, Пиркэ де р. Элиэзер 21, Епифаний); с Авелем родились две сестры-близнецы, одну из которых К. хотел взять в жёны (Берешит рабба 22); К. и Авель поссорились из-за «первой Евы» (там же). Последняя версия относится к кругу преданий о том, что сотворение человека происходило дважды (в Талмуде и Берешит рабба 22); это объясняется тем, что первые Адам и Ева породили духов, сожительствуя с ними. Спор возник из-за неудачной попытки разделить между братьями мир: К. досталось всё недвижимое, Авелю - всё движимое, К. говорил, что земля, на которой стоит Авель, принадлежит ему, Авель же - что одежда на К. принадлежит ему; так возникла борьба, в которой вначале побеждал более сильный Авель, но К. умолил брата не убивать его, и, когда тот, сжалившись, отпустил его, убил Авеля. На вопрос, почему бог не принял жертву К., мидраш отвечает (исходя из текста Быт. 2, 3 - «из плодов земли»), что К. принёс из остатков своей еды (Танума 7 b). Такое же толкование у Ефрема Сирина, сходное - у Филона. Согласно Табари, К. принёс в жертву плоды земли малоценные, в то время как Авель заклал своего любимого агнца. По армянской «Истории о сыновьях Адама и Евы», К. приносил жертву с гордыми словами, обращёнными к богу, Авель же совершил жертвоприношение со смиренным обращением к богу. Бог показал своё благосклонное отношение к жертве Авеля, испепелив её небесным огнём (мидраш Зута; эта традиция известна Ефрему Сирину, Кириллу Александрийскому и др. отцам церкви, её знают Табари и Ибн аль-Асир). Этот мотив изображён на барельефе зала капитула собора в Солсбери (13 в.), на витраже собора в Шалон-сюр-Марн; на бронзовой двери церкви Санкт-Михаэль в Хильдесхейме божья рука указывает на жертву Авеля. Согласно армянской «Истории о сыновьях Адама и Евы», на жертву Авеля ниспал небесный свет. «Апокалипсис Моисея» и армянская «Жизнь Адама и Евы» содержат рассказ о том, как Еве приснилось, что К. пытается выпить кровь Авеля, но она не удерживается в его желудке и выливается изо рта. Сон Евы упоминается также в «Житии Адама». Иероним сообщает еврейское предание о том, что первое братоубийство было совершено в Дамаске, приводя народную этимологию названия города (от евр. dam, «кровь» и hišqâ, «поить»). Существуют другие народные этимологии названий местностей, связанные с преданием о К. и Авеле: согласно Якуту, К. жил в местности Канейна близ Дамаска; Ибн аль-Асир рассказывает, что К., убив брата, отправился вместе с сестрой в Аден (араб. 'adan имеет сходное звучание и одинаковое написание с евр. 'eden, Эдем, ср. Быт. 4, 16 - «и поселился в земле Нод, на востоке от Эдема»). Очень распространено предание о том, что К., собравшись убить брата, не знал, как это сделать, но в это время появился ворон (или сатана в облике ворона) и убил другого ворона куском камня, - К. последовал его примеру (Табари, армянское устное предание). Берешит рабба (22, 4) содержит несколько различных версий: К. убил Авеля камнем; камышом (ср. убийство Авеля палкой в эфиопской «Книге Адама»); К. видел, как Адам закалывает жертву, и таким же образом поразил брата в горло - предписанное место для заклания жертвенного животного. Согласно Тертуллиану, К. задушил Авеля; К. убил Авеля каменным оружием (армянская «История о сыновьях Адама и Евы»). В средневековой Европе было известно предание, согласно которому К. убил Авеля ослиной челюстью (ср. Суд. 15, 15-16 - о Самсоне). По другой распространённой легенде Авель был убит веткой древа познания. Убив Авеля, К. не знал, как быть с телом; тогда бог послал ему двух «чистых птиц», одна из которых, убив другую, зарыла труп в землю, - К. последовал его примеру (Танума 6а). Это предание рассказывает Табари, но вместо «чистых птиц» здесь выступают вороны. Согласно «Апокалипсису Моисея» и армянской «Жизни Адама и Евы», Авеля похоронили только после смерти Адама и вместе с ним, так как в день, когда он был убит, земля отказалась принять тело и выталкивала его на поверхность, говоря, что она не может принять его до тех пор, пока не будет возвращён ей первый сотворённый из неё. Приводятся разные толкования «знака К.»: это - сияние, подобное блеску солнца (Берешит рабба 22, ср. «Житие Адама» - Ева родила К., «и он был сияющим»); более распространённое - рог или рога. Существует множество преданий о возрасте К. и Авеля в момент убийства. Выражение «отметится всемеро» (Быт. 4, 15) лежит в основе предания о том, что К. претерпел семь наказаний (согласно Берешит рабба 23, 3, в течение 700 лет). Это выражение связывается также с Ламехом - седьмым потомком Адама (по кенитской генеалогии), убившим К. (Иероним, Ефрем Сирин, «Пещера сокровищ»). Сцена убийства К. Ламехом изображена в каталанской Библии из Родеза (11 в.), на капители собора в Отёне (12 в.), на барельефе лионского собора (13 в.). Согласно преданию, слепой Ламех по указанию сына, принявшего К. за зверя из-за рога у него на лбу, убил его выстрелом из лука. Увидев, что убит К., Ламех в гневе убивает сына. По другим версиям, Ламех убил К. и его (К.) сына (Ефрем Сирии); К. убивает юноша-пастух (эфиопская «Книга Адама»); К. убивает его слепой сын (Ибн аль-Асир); Ламех не узнал К. из-за кожаной одежды, которая была на нём (армянская «История о сыновьях Адама и Евы»); последнее предание перекликается с рассказом Аль-Кисаи о том, что К. первым из людей стал носить одежду. Известно также предание, согласно которому К. умер только во время потопа (Берешит рабба 22, 8; Ефрем Сирин). Согласно Абу-ль-Фараджу, дочерям К. приписывалось изобретение музыкальных инструментов (ср. евр. qînâ, «пение», араб. qajna, «певица»). Своей красотой, игрой на музыкальных инструментах и пением дочери К. соблазнили праведных сыновей Сифа, и те, спустившись с горы Хеврон, стали жить с ними, несмотря на то, что Сиф заклинал их «кровью праведного Авеля» не смешиваться с семенем К. (эфиопская «Книга Адама», «Пещера сокровищ», армянское «Евангелие Сифа»). Это предание связано с толкованием Быт. 6, 2: «тогда сыновья божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и стали брать их в жёны себе...». «Сыновья божии» отождествлялись с потомками Сифа, «дочери человеческие» - с дочерями К. Аль-Кисаи приводит рассказ о войне между сыновьями Сифа и сыновьями К.; говоря, что это была первая война между сыновьями Адама.
Авель (мандейск. Hibil) занимает значительное место в мандейском пантеоне (хотя легенда о К. и Авеле мандеям не известна). С именами К. и Авеля связаны названия гностических сект кинитов и авелитов (авелонитов).
В христианском средневековом искусстве и литературе образ Авеля рассматривался как прообраз Христа, жертва Авеля - как символ евхаристии, его смерть - как предвестие смерти Христа на кресте. «Жертвоприношение Авеля», изображённое на мозаике базилики Санта-Аполлинаре ин Классе в Равенне (7 в.), расположено напротив «Жертвоприношения Авраама», а на мозаике церкви Сан-Витале (6 в.) - параллельно «Жертвоприношению Мельхиседека». К сюжету легенды о К. и Авеле обращались многие художники 16-17 вв. (Корреджо, Тициан, Я. Тинторетто, А. Дюрер, П. П. Рубенс, Рембрандт и др.). На этом сюжете построена философско-символическая драма Дж. Г. Байрона «Каин», в центре которой К. - герой-бунтарь, усомнившийся во всеблагости бога. В числе поэтических произведений - «Авель и Каин» Ш. Бодлера (русский перевод В. Я. Брюсова).
Лит.:Винников И. Н., Социальная сущность сказания о первом братоубийстве, в кн.: Палестинский сборник, в. 25(88), Л., 1974; Brock-Utne A., Die religionshistorischen Voraussetzungen der Kain-Abel-Geschichte, «Zeitschrift für die Alttestamentliche Wissenschaft», 1936, Bd 54; Goldberg A., Kain: Sohn des Menschen oder Sohn der Schlange, «Judaica», 1969, № 25; Leach E. R., Genesis as Myth and Other Essays, L., 1969; Dietrich W., Wo ist dein Bruder Abel, в сб.: Beiträge zur Alttestamentlichen Theologie, Gött., 1977; Festschrift W. Zimmerli, Gött., 1977; Apowitzer V., Kain und Abel in der Agada, den Apocryphen der hellenistischen, christlichen und muhammedanischen Literatur, W., 1922.
А. А. Папазян.

(Источник: «Мифы народов мира».)

Каин и Авель.


Каин и Авель.
Фрагмент рельефа на фасаде кафедрального собора в Линкольне.
Около 1145.

Каин убивает Авеля.


Каин убивает Авеля.
Картина Я. Тинторетто.
1550—53.
Венеция.
Галерея Академии.


Каин строит город Енох. Около 1675 г.


Синонимы:
изверг, одежда, предатель, преступник, убийца


  1. каинКаин Из Библии. В Ветхом Завете рассказывается о том что Каин сын Адама и Евы убил своего кроткого брата Авеля. Это вызвало гнев Господа Бытие гл. ст. И ныне проклят ...Словарь крылатых слов и выражений
  2. каинсогласно библ. мифологии старший сын Адама и Евы убивший брата Авеля пастыря овец за то что дары его были приняты богом Яхве. отвергшим дары К....Атеистический словарь
  3. каинсогласно библ. мифологии старший сын Адама и Евы убивший брата Авеля пастыря овец за то что дары его были приняты богом Яхве. отвергшим дары К....Атеистический словарь II
  4. каинstrong старший сын Адама и Евы. Его имя впервые упомянутое в Быт исследователи связывают с глаголом кана приобретать добывать. После его рождения Ева сказала Приобрела е...Библейская энциклопедия Брокгауза
  5. каинт.е. приобретение. Первородный сын Адама и Евы Быт. который несмотря на предупреждение Бога поддался греху когда Бог с благоволением принял жертву Авеля и отверг жертву...Библейский энциклопедический словарь
  6. каинприобретение Быт. Иоан. Иуд. Евр. имя двух лиц и название городаа Старший сын Адама и Евы брат Авеля. Приобрела я человека от Господаem говорила Ева по его рождении...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  7. каинКаин приобретенный а Быт. Иоан. Иуд. Евр. первый сын Адама и Евы первый человек рожденный от человека по образу Адама Быт. ставший первым убийцей своего братаб Чис....Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  8. каинсм. Климов Ив. Ив.ВенгеровСинонимы изверг одежда предатель преступник убийца...Большая биографическая энциклопедия
  9. каинсогласно библейскому мифу старший сын Адама и Евы См. Ева земледелец. Убил из зависти брата пастыря овец Авеля См. Авель за то что дары его были приняты богом Яхве отвер...Большая Советская энциклопедия II
  10. каинбиблейский персонаж убивший своего брата Авеля историческая реминисценция персонажем которой стал первый человек убивший другого человека своего брата честного и неутоми...Большая энциклопедия по психиатрии
  11. каинм. библ. Caino Итальянорусский словарь. Синонимы изверг одежда предатель преступник убийца...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  12. каинм. стар.can mem Can каuина alma de Can...Большой русско-испанский словарь
  13. каинсущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  14. каинм. уст. un Can tratre m sclrat m каинова печать на комлибо le sceau de Can...Большой русско-французский словарь
  15. каинКаин законный.strong Жарг. угол.em Скупщик краденого пользующийся доверием у воров. Балдаев ББИ Грачев Мильяненков .Синонимы изверг одежда предатель преступник убийц...Большой словарь русских поговорок
  16. каинм. уст.un Can tratre m sclrat mкаинова печать на комлибо le sceau de Can изверг одежда предатель преступник убийца...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  17. каинКАИН в Библии старший сын Адама и Евы земледелец. Убил из зависти брата Авеля пастыря овец. Проклят Богом за братоубийство и отмечен особым знаком каинова печать....Большой энциклопедический словарь III
  18. каинКАИН в Библии старший сын Адама и Евы земледелец. Убил из зависти брата Авеля пастыря овец. Проклят Богом за братоубийство и отмечен особым знаком каинова печать....Большой Энциклопедический словарь V
  19. каинКаин Каинка dd Географические названия мира Топонимический словарь. М АСТ.Поспелов Е.М. изверг одежда предатель преступник убийца...Географическая энциклопедия
  20. каинв Библии старший сын Адама и Евы земледелец. Убил из зависти брата Авеля пастыря овец. Проклят Богом за братоубийство и отмечен особым знаком каинова печать....Иллюстрированный энциклопедический словарь
  21. каиндревнеевр. Qayin греч. лат. Cain первый сын Адама и Евы брат Авеля.Согласно Книге Бытия Быт К. был земледельцем чью жертву Бог отверг приняв при этом жертву его брат...Католическая энциклопедия
  22. каинКАИН по Библии Книга бытия гл. III старший сын Адама убивший своего брата Авеля. К. совершил первое преступление на земле братоубийство и с именем его связана первая см...Литературная энциклопедия
  23. каинпо Библии Книга бытия гл. III старший сын Адама убивший своего брата Авеля. К. совершил первое преступление на земле братоубийство и с именем его связана первая смерть н...Литературная энциклопедия II
  24. каинКАИН по Библии Книга бытия гл. III старший сын Адама убивший своего брата Авеля. К. совершил первое преступление на земле братоубийство и с именем его связана первая см...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  25. каинКАИН англ. Cain герой мистерии Д.Г.Байрона Каин . В интерпретации Байрона библейский Каин превращается в романтического героя богоборца революционера духа восставшего п...Литературные герои
  26. каина м.em О предателе убийце по библейскому сказанию о Каине сыне Адама убившем своего брата Авеля. Товарищи казаки! Вас ведут на братоубийственную войну на разгром революц...Малый академический словарь
  27. каинКаин библ. старший из двоихсыновей Адама и Евы земледелец. Убил своего младшего брата скотовода Авеля позавидовав тому что жертва брата оказалась угоднее Богу чем его со...Мифологический словарь
  28. каинНачальная форма Каин единственное число именительный падеж мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  29. каинкаин м. Предатель преступник убийца....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  30. каинКаин Каин а библ. и каин а предатель убийца бран....Орфографический словарь
  31. каинu мu предатель убийца бран. изверг одежда предатель преступник убийца...Орфографический словарь русского языка
  32. каинбибл. изверг одежда предатель преступник убийца...Орфографический словарь русского языка
  33. каинкаин каины каина каинов каину каинам каина каинов каином каинами каине каинах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  34. каинКаинприобретение Быт. Иоан. Иуд. Евр. имя двух лиц и название городаа Старший сын Адама и Евы брат Авеля. Приобрела я человека от Господа говорила Ева по его рожден...Полная популярная библейская энциклопедия
  35. каинОрфографическая запись слова каин Ударение в слове Каин Деление слова на слоги перенос слова каин Фонетическая транскрипция слова каин [кан] Характеристика всех звуков к...Полный фонетический разбор слов
  36. каинКан перен. кан юда....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  37. каинКаин а библ.em и каин а предатель убийца бран.em Синонимы изверг одежда предатель преступник убийца...Русский орфографический словарь
  38. каинKain eo Kaino...Русский-африкаанс словарь
  39. каинКаин м.iCain...Русско-английский словарь
  40. каинабыл...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  41. каинКаин . Синонимы изверг одежда предатель преступник убийца...Русско-китайский словарь
  42. каинnecilvks briesmonis...Русско-латышский словарь
  43. каинКаин...Русско-суахили словарь
  44. каинкаин хоин...Русско-таджикский словарь
  45. каинм .кабил адм улы абилне туганы .кч.кан коючы...Русско-татарский словарь
  46. каинСамый первый преступник...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  47. каинКаин а м.em одуш.em ltem др.евр.em Qayin.strong с прописной буквы. В библейской мифологии старший сын Адама и Евы убивший своего брата Авеляem.strong перен.em Предатель у...Словарь иностранных слов русского языка
  48. каинстарший сын Адама и Евы убивший брата Авеля. Нарицательное имя предателя убийцы....Словарь исторических терминов
  49. каинКаин библ. В библейском мифе Каин один из сыновей Адама и Евы см.u Ева. После того как он убил своего брата Авеля это было первое убийство на земле Бог сделал ему знамен...Словарь личных имен
  50. каинНастоящее имя Климовu Иван ИвановичПроизведенияi Каин. Сибирь. М. . РНБ Перед загл. авт. И.И.Климов Каин. Шифр . Климцов И.И. Каин. Недремлющие люди Хроника. М. Источ...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Псевдонимы
  51. каинКаин см. злодей...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  52. каина м.iВ Библии сын Адама и Евы убивший своего брата Авеля.Не знал ли бог что Каин убил брата своего но однакож вопрошал его Каине! Гдfont есть Авель брат твой! Гедеон .В ...Словарь русского языка XVIII в
  53. каинкаинСм. злодей....Словарь синонимов II
  54. каинкаин См. злодей. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. каин злодей преступник изверг предатель убийца Словарь...Словарь синонимов II
  55. каинкаин злодей преступник изверг предатель убийца...Словарь синонимов
  56. каиневр. приобретение стяжание старший сын Адама и Евы. Ева. изверг одежда предатель преступник убийца...Словарь церковнославянского языка
  57. каинбибл. первый сын Адама и Евы убивший своего брата Авеля Там мир заключен. И как Каин Там заштемпелеван теплом Окраин забыт и охаян И высмеян листьями гром. П Пусть сосны ...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  58. каинКАИН библ. первый сын Адама и Евы убивший своего брата Авеля Там мир заключен. И как Каин Там заштемпелеван теплом Окраин забыт и охаян И высмеян листьями гром. П I Пусть...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  59. каинКАИН в Библии старший сын Адама и Евы земледелец. Убил из зависти брата Авеля пастыря овец. Проклят Богом за братоубийство и отмечен особым знаком каинова печать....Современная энциклопедия
  60. каинКАИН в Библии старший сын Адама и Евы земледелец. Убил из зависти брата Авеля пастыря овец. Проклят Богом за братоубийство и отмечен особым знаком каинова печать....Современный энциклопедический словарь
  61. каинКАИН каинка м. бранное самый наглый сорванец отчаянная голова готовый на все....Толковый словарь живого великорусского языка
  62. каинКАИН а м. стар. Изверг преступник [по имени Каина братоубийцысогласно библейскому сказанию проклятого Богом]. II прил. каннский аяое и каинов а о. Каинова печать на комн...Толковый словарь Ожегова
  63. каинКАИН каина м. простореч. . Тяжкий преступник убийца изверг. Повесть о ВанькеКаине. . Употр. как резкое бранное выражение. Что ты ночью бродишь каин чорт занес тебя сюда! ...Толковый словарь русского языка II
  64. каинкаин каин а м. стар. Изверг преступник по имени Каинабратоубийцы согласно библейскому сказанию проклятого Богом.прил. ский ая ое и ов а о. Каинова печать на комн. о всеми...Толковый словарь русского языка II
  65. каинКАИН а м. стар. Изверг преступник [по имени Каина братоубийцы согласно библейскому сказанию проклятого Богом]. прилагательное каннский ая ое и каинов а о. Каинова печат...Толковый словарь русского языка
  66. каинУдарение в слове КаинУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове Каин...Ударение и правописание
  67. каинкаин каины каина каинов каину каинам каина каинов каином каинами каине каинах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы изверг одежда преда...Формы слова
  68. каинКина Кан Каин Аник Аки Ника Анк Инк...Электронный словарь анаграмм русского языка
  69. каинКаин с евр. приобретение имя старшего сына Адама и Евы. Как первый плод чадорождения в греховном состоянии Каин был угрюм и злобен и из зависти убил своего кроткого брат...Энциклопедический словарь
  70. каинКАИН в Библии старший сын Адама и Евы земледелец. Убил из зависти брата Авеля пастыря овец. Проклят Богом за братоубийство и отмечен особым знаком каинова печать....Энциклопедический словарь естествознания
  71. каинс евр. приобретение имя старшего сына Адама и Евы. Как первый плод чадорождения в греховном состоянии Каин был угрюм и злобен и из зависти убил своего кроткого брата Аве...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  72. каинодежда у народов ЮгоВосточной Азии полотнище до м. обертываемое вокруг пояса достигающее колен или щиколоток используется в основном как рабочая одежда. КАЛАЗИРИС егип. ...Энциклопедия женской одежды
  73. каинодежда у народов ЮгоВосточной Азии полотнище до м обертываемое вокруг пояса достигающее колен или щиколоток используется в основном как рабочая одежда. Энциклопедия мод...Энциклопедия моды и одежды
  74. каинКаинstrong предатель братоубийца. В соврем. значении искон. Восходит к собственному библейскому имени сына Адама убившего своего брата Авеля. Ср. иродi....Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  75. каинпредатель братоубийца. В соврем. значении искон. Восходит к собственному библейскому имени сына Адама убившего своего брата Авеля. Ср. иродem.Синонимы изверг одежда пред...Этимологический словарь русского языка
  76. каинвид одежды у народов ЮгоВосточной Азии полотнище до м обертываемое вокруг пояса достигающее колен главным образом как рабочая одежда или щиколоток. См. также КАМБЕН.Син...Этнографические термины