Энциклопедия мифологии

ИСИДА

ИСИДА

(егип. :s'.t, греч. Ѕ’.Ισις), в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности, семейной верности, богиня мореплавания. Культ И. пользовался широкой популярностью в Египте и далеко за его пределами, особенно со времени эллинизма. В греко-римском мире её называли «та, у которой тысяча имён». И. - дочьГебаиНут,сестра Осириса (и его супруга),Нефтиды, Сета,матьГора.Основные повествования об И. тесно переплетены с мифом об Осирисе. В мифах И. обычно выступает как верная и преданная супруга. После убийства Осириса Сетом она, отыскав тело мужа, погребла его и, зачав от мёртвого Осириса, родила сына Гора, который должен был отомстить Сету. В мифах подробно описывается жизнь И. в болотах дельты Нила, где она, спасаясь от преследований Сета, воспитала сына Гора. Однажды в её отсутствие ядовитая змея ужалила «прекрасного, золотого, невинного младенца. Его тело было неподвижно, его сердце было бессильно, не бились сосуды его тела» («Исида и Гор в болотах Дельты», текст т. н. стелы Меттерниха). И. подняла крик, призывая на помощь богов и людей. Бог мудростиТотуспокоил несчастную мать и своими заклинаниями исцелил Гора. Когда Гор подрос, И. явилась с ним на суд эннеады (девятки богов) и стала требовать для него, как законного сына Осириса, царский престол. По настоянию Сета она была отстранена от участия в судебном разбирательстве. Боги-судьи собрались на Внутреннем острове и строго запретили перевозчику Немти доставлять туда И. Однако мудрая богиня перехитрила Сета. Приняв образ старухи, она подкупила перевозчика золотым кольцом, и он переправил её на заповедный остров. Там она превратилась в прекрасную девушку и рассказала Сету вымышленную историю о сыне пастуха, которого ограбил какой-то чужеземец, лишив его стад умершего отца. Сет возмутился незаконностью такого поступка и воскликнул, что чужеземца следует побить палкой. Этим он невольно осудил самого себя и признал, что наследство отца должно быть передано сыну.
В дальнейших спорах и столкновениях Гора с Сетом И. помогала своему сыну. Когда жизненная сила Сета проникла в руку Гора и наполнила её отравой, то И. оторвала руку и заменила её здоровой. Она добилась осуждения Сета и признания царём Египта своего сына. Имя И. упоминается почти во всех религиозно-магических текстах, посвящённых Осирису. О ней идёт речь в мифе о споре Гора с Сетом (сохранившемся на папирусе Честер Битти I). В некоторых вариантах мифов (миф о Ра и змее, сказка о фараоне Хуфу и чародеях) И. действует вполне самостоятельно и Осирис даже не упоминается. В магических текстах, написанных на т. н. стеле Меттерниха, об Осирисе упоминается лишь вскользь, а И. стоит на первом плане («Гор и Исида в болотах Дельты» и другие тексты). В мистериях, посвящённых смерти и воскресению Осириса, Осирис безмолвствовал (фигурировала его статуя, которую опускали, подымали и поворачивали), зато И. и её сестра-помощница Нефтида (их изображали жрецы) произносили длинные речи, оплакивая Осириса («Призывания И. и Нефтиды»). Отношение И. к Осирису и Гору считалось в Египте и затем в античном мире поучительным примером семейных добродетелей. Однако такая трактовка образа И. не являлась изначальной. Сохранилось глухое воспоминание об И., выступающей на стороне Сета, злейшего врага её мужа и сына. При этом даётся объяснение такого поведения. Когда она, заступившись за сына, вонзает свой гарпун в Сета, тот восклицает: «Что сделал я против тебя, сестра моя Исида? Позови свой гарпун, да отпустит он меня, ибо я брат твой по матери!». Потом он говорит, что Гор является для И. чужеземцем (т. е. принадлежит не её роду, а роду своего отца). Смущённая этими речами, И. отзывает свой гарпун и разъярённый таким предательством Гор отрубает своей матери голову. Этот вариант мифа является глубоко архаическим. И. поступает здесь в соответствии с нормами материнского права, когда брат по материнской линии является самым близким человеком. Гор, как представитель нового поколения богов, действует уже по нормам отцовского права. Он теснее связан с отцом, а для матери менее дорог, чем родной брат. Этот древнейший вариант мифа был затем искусственно включён в свободное изложение мифа о споре Гора с Сетом, хотя он совершенно не вяжется с общей тенденцией повествования.
В мифе о Ра и змее И. выступает как злая волшебница. Она создаёт и насылает на верховного бога Ра ядовитую змею. Ужаленный бог молит «великую чарами» И. об исцелении, и она спасает его только после того, как он открывает ей своё настоящее имя. Затем И. получает магическую власть над царём богов.
Подобно вавилонской богинеИштар,И. постепенно превращается из злой богини, которая борется за власть с богом Ра и враждует даже со своим сыном Гором, в добрую и благодетельную владычицу. Создаётся классический образ И.- любящей жены и матери, защищающей права своего мужа и сына.
Первоначально И. почиталась в северной части дельты Нила и центром её культа был город Буто. Она, вероятно, олицетворяла небо, и само её имя (егип. Исет, «трон», «место») намекало на рождение ею солнечного бога Гора. Почитателями И. в первую очередь были обитавшие в районе Буто рыбаки. Согласно мифу, когда с Гором случилось несчастье, то они первыми прибежали к ней на помощь («И. и Гор в болотах Дельты»). Как богиня неба И. изображалась в виде коровы или женщины с коровьими рогами на голове. В дальнейшем (после создания гелиопольского пантеона, т. н. Великой эннеады) владычицей неба признаётся мать И. богиня Нут, а сама И. выступает уже в классическом образе супруги и помощницы Осириса.
Почиталась И. и как богиня ветра, создавшая его взмахами своих крыльев; соответственно её (как и сестру Нефтиду) изображали в виде соколицы или крылатой женщины. Вместе с той же Нефтидой, а также богиней Хекет И. выступает как покровительница рожениц, облегчающая роды и определяющая судьбу новорождённых царей («Сказка о Хуфу и чародеях»).
Как супруга Осириса, И. воспринимает порой его функции. По сообщению греческого историка Диодора Сицилийского (следовавшего египетской традиции), она научила людей жать, растирать зёрна; греки отождествляли И. с богиней Деметрой. Однако, как правило, функции земледельца выполняет сам Осирис. Наряду с представлением о водах Нила, вытекающих из тела Осириса, существовало представление о разливе великой реки, переполненной слезами И., горюющей по супругу. Судя по античной традиции, И. была владычицей не только речных, но и морских вод и покровительницей моряков. Возможно, что это представление восходит к ранним египетским верованиям. Сохранились изображения И. с лодкой в руках.
Ни одно египетское божество (за исключением Сераписа) не получило такой широкой популярности в греко-римском мире, как И. В 4 в. до н. э. храм И. был построен в Пирее, во 2 в. до н. э. на острове Делос. Известны также святилища И. в Тифорее (близ Дельф), в Кенхрее (около Коринфа) и других местах Греции. В Италии культ И. распространяется начиная со 2 в. до н. э.; воздвигаются храмы И. в Риме, Помпеях, Беневенте и других городах. Имеются памятники, свидетельствующие о культе И. в Галлии, Испании, Британии. Если сначала её культ связан с культом Осириса, то в греко-римскую эпоху он приобретает самостоятельное значение, и И. выдвигается на первый план, принимая на себя многие функции Осириса. Об И. писали многие античные авторы (с благоговением Плутарх и Апулей, с иронией Лукиан из Самосаты и Ювенал). Культ И. повлиял на христианскую догматику и искусство. Образ богоматери с младенцем на руках восходит к образу И. с младенцем Гором. Статуэтки И. сохранялись как реликвии в некоторых средневековых церквах (в Сен-Жермене, Кёльне).
Образ И. получил отражение в поэзии [напр., у О. Уайльда («Сфинкс»), В. Брюсова («Жрец Исиды», «Встреча») и др.].
Лит.:Коцейовский А., Иератическая часть Берлинского папируса 3008. Призывания Исиды в Нефтиды, «Записки классического отделения Русского археологического общества». 1913, т. 7, с. 133-87; Морэ А., Мистерии Изиды, в его кн.: Цари и боги Египта, пер. [с франц.], М., 1914, с. 171-225.
Д. Г. Редер.

(Источник: «Мифы народов мира».)
Исида
Исида (Изида) — одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Хора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога. Символом Исиды был царский трон, знак которого часто помещается на голове богини. С эпохи Нового царства культ богини стал тесно переплетаться с культом Хатхор, в результате чего Исида иногда имеет убор в виде солнечного диска, обрамленного рогами коровы. Священным животным Исиды как богини-матери считалась «великая белая корова Гелиополя» - мать мемфисского быка Аписа. Очень древний, культ Исиды, вероятно, происходит из Дельты. Здесь находился один из древнейших культовых центров богини, Хебет, названный греками Исеумом (совр. Бехбейт эль-Хагар), лежащий в настоящее время в руинах. В Гелиопольской теологической системе Исида почиталась как дочь бога Геба и богини Нут.
— В мифах, часть которых дошла до нашего времени только в известном пересказе Плутарха, богиня хорошо известна как верная супруга Осириса, тело которого она нашла в долгих странствиях после того, как бога убил его родной брат Сетх. Собрав воедино разрубленные на части останки Осириса, Исида с помощью бога Анубиса сделала из них первую мумию. Вдохнув своими крыльями в забальзамированный труп Осириса на несколько мгновений дыхание жизни, богиня магическим образом зачала от него своего сына Хора. В храме Хатхор в Дендере и храме Осириса в Абидосе сохранились рельефные композиции, на которых показан сокровенный акт зачатия сына богиней в образе соколицы, распростертой над мумией супруга. В память об этом Исида часто изображалась в облике прекрасной женщины с птичьими крыльями, которыми она защищает Осириса, царя или просто умершего. Исида часто предстает и коленопреклоненной, в белой повязке афнет, оплакивающая каждого усопшего так, как когда-то оплакивала самого Осириса.
— Согласно легенде, Осирис стал владыкой загробного мира, в то время как Исида родила Хора в тростниковом гнезде в болотах Хеммиса (Дельта). Многочисленные статуи и рельефы изображают богиню кормящей грудью сына, принявшего облик фараона. Вместе с богинями Нут, Тефнут и Нефтидой, Исида, носящая эпитет «Прекрасная», присутствует при родах каждого фараона, помогая царице-матери облегчиться от беремени.
— Исида — «великая чарами, первая среди богов», повелительница заклинаний и тайных молитв; ее призывают в беде, произносят ее имя для защиты детей и семьи. По преданию, для того, чтобы завладеть тайным знанием и обрести магическую силу, богиня вылепила из слюны стареющего бога Ра и земли змея, ужалившего солнечное божество. В обмен на исцеление Исида потребовала у Ра поведать ей свое тайное имя, ключ ко всем загадочным силам вселенной, и стала «госпожой богов, той, кто знает Ра в его собственном имени». Своим знанием Исида, одна из божеств-покровителей медицины, исцелила младенца Хора, ужаленного в болотах скорпионами. С тех пор, подобно богине Селкет, она иногда почиталась как великая владычица скорпионов. Свои тайные силы богиня передала Хору, тем самым, вооружив его великой магической силой. С помощью хитрости Исида помогла своему сыну Хору одержать верх над Сетхом во время спора за престол и наследство Осириса, стать владыкой Египта.
— Одним из широко распространенных символов богини является амулет тет — «узел Исиды», или «кровь Исиды», часто выполнявшийся из минералов красного цвета — сердолика и яшмы. Как и Хатхор, Исида повелевает золотом, считавшимся образцом нетленности; на знаке этого металла она часто изображается коленопреклоненной. Небесные проявления Исиды — это, прежде всего, звезда Сепедет, или Сириус, «госпожа звезд», с восходом которой от одной слезы богини разливается Нил; а также грозная гиппопотам Исида Хесамут (Исида, мать грозная) в облике созвездия Большой медведицы хранящая в небесах ногу расчлененного Сетха с помощью своих спутников - крокодилов. Также Исида вместе с Нефтидой может представать в облике газелей, хранящих горизонт небес; эмблему в виде двух газелей-богинь носили на диадемах младшие супруги фараона в эпоху Нового царства. Еще одно воплощение Исиды — богиня Шентаит, предстающая в облике коровы покровительница погребальных пелен и ткачества, повелительница священного саркофага, в котором возрождается, согласно осирическому ритуалу мистерий, тело убитого братом Осириса. Сторона света, которой повелевает богиня — запад, ее ритуальные предметы — систр и священный сосуд для молока — ситула.
— Знаменитое святилище Исиды, существовавшее вплоть до исчезновения древнеегипетской цивилизации, находится на острове Филе, неподалеку от Асуана. Здесь богине, почитавшейся во многих других храмах Нубии, поклонялись вплоть до 6 в. н. э., в то время, когда весь остальной Египет уже был христианизирован. Другие центры почитания богини располагались по всему Египту; наиболее известные из них — это Коптос, где Исида считалась супругой бога Мина, владыки восточной пустыни; Дендера, где богиня неба Нут родила Исиду, и, конечно же, Абидос, в священную триаду которого богиня входила вместе с Осирисом и Хором.
— Как вселенская богиня-мать Исида пользовалась широкой популярностью в эпоху Эллинизма не только в Египте, где ее культ и таинства процветали в Александрии, но и во всем Средиземноморье. Хорошо известны ее храмы в Библе, Афинах, Помпеях, Риме. Позже, святилища и мистерии Исиды были широко распространены и в других городах Римской империи, среди которых выделялся храм в Лютеции (совр. Париж). В знаменитом произведении античного автора Апулея «Метаморфозы» описываются церемонии инициации в служители богини, хотя их полное символическое содержание так и остается загадкой. В римское время Исида намного превзошла своей популярностью культ Осириса и стала серьезной соперницей становления раннего христианства.
БиблиографияЯ. Липинская , Марциняк М. «Мифология Древнего Египта». — М., 1983;М. Э. Матье, «Избранные труды по мифологии и идеологии древнего Египта. — М., 1996;А. Морэ «Цари и боги Египта». — М., 1998;Плутарх. «Исида и Осирис». — Киев, 1996;В. В. Солкин. «Египет: вселенная фараонов». — М., 2001;S. Donadoni, S. Curto, A. M. Donadoni Roveri «L'Egypte du myth a l'Egyptologie». — Milano, 1990;F. Dunand. «Le culte d'Isis dans le bassin orientale de la Mediterranee». Vol. I-III. — Leiden, 1973; «Iside. Il Mito, il Mistero, la Magia. — Milano, 1997;M. Munster. «Untersuchungen zur Gottin Isis vom Alten Reich bis zum Ende des Neuen Reiches. — Berlin, 1968;R. Witt. «Isis in the Graeco-Roman world». — London, 1971;L. V. Zabkar. «Six Hymns to Isis in the Sanctuary of Her Temple at Philae and their Theological Significamce». // JEA (1983).
ВНИМАНИЕ: Эта статья не может быть использована без ссылки на автора, так как составляет часть готовящейся к изданию работы «Древний Египет. Энциклопедия».
© В. В. Солкин
(Источник: «Древнеегипетский словарь-справочник».)
ИСИДА
(Изида) - в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и супружеской верности, богиня мореплавания. Исида была дочерью Геба и Нут. сестрой и супругой Осириса, она помогала мужу в обучении людей. Она подарила людям пчел и научила бортничеству. Женщин она научила жать, прясть и ткать, лечить болезни, создала свадебные обряды
(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

Исида ведёт царицу Нефертари.


Исида ведёт царицу Нефертари.
Роспись в гробнице Нефертари в Фивах.
XIX династия.

Исида и Нефтида оплакивают Осириса.


Исида и Нефтида оплакивают Осириса.

Исида и Гор в гнезде из папирусов.


Исида и Гор в гнезде из папирусов.

Исида с младенцем Гором на руках.


Исида с младенцем Гором на руках.
Бронза.
IV—II вв. до н. э.
Кембридж.
Музей Фицуильяма.


Гробница царевича Амон-хер-хеп-шефа: отец царевича Рамсес III и богиня Исида. Около 1160 г. до н.э.


Статуэтка Исиды с Хором-младенцем. 3 в. до н.э.(?)


Стела Меттерниха. 360-342 гг. до н.э. (30 династия)




Синонимы:
богиня, богиня-мать, звезда, изида


  1. исидаИЗИДАЕгипетская богиня жена Осириса Озириса и мать Гора. В эпоху эллинизма культ Исиды был распространен по всей Римской империи. Культ Исиды со всеми его специфическими ...Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
  2. исидав др.егип. религии богиня земного плодородия воды и ветра охранительница умерших мать бога Гора....Атеистический словарь
  3. исидав др.егип. религии богиня земного плодородия воды и ветра охранительница умерших мать бога Гора....Атеистический словарь II
  4. исидав древнеегипетской мифологии одна из наиболее почитаемых богинь культ которой впоследствии широко распространился и за пределами Египта в Малой Азии Сирии Греции Италии Г...Большая Советская энциклопедия II
  5. исидаИСИДА Изида в древнеегипетской мифологии супруга и сестра Осириса мать Гора олицетворение супружеской верности и материнства богиня плодородия воды и ветра волшебства мо...Большой Энциклопедический словарь V
  6. исидаИсида Изида одна из величайших богинь древности ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осирис...Древнеегипетский словарь-справочник
  7. исидав егип. миф. богиня плодородия воды и ветра символ женственности семейной верности богиня мореплавания. Культ И. пользовался широкой популярн. в Египте и далеко за его пр...Древний мир. Энциклопедический словарь
  8. исидав егип. миф. богиня плодородия воды и ветра символ женственности семейной верности богиня мореплавания. Культ И. пользовался широкой популярн. в Египте и далеко за его пр...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  9. исидаИзида в египетской мифологии супруга и сестра Осириса мать Гора олицетворение супружеской верности и материнства богиня плодородия воды и ветра волшебства мореплавания. И...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  10. исидаИсида в мифах древних египтян богиня плодородия воды и ветра символ женственности семейной верности богиня мореплавания. Культ Исиды пользовался широкой популярностью в ...Исторический словарь
  11. исидаИзида в древнеегипетской мифологии супруга и сестра Осириса мать Гора олицетворение супружеской верности и материнства богиня плодородия воды и ветра мореплавания охрани...Мировая художественная культура. Словарь
  12. исидаИсида Исида ы и Изида ы...Орфографический словарь
  13. исидаОрфографическая запись слова исида Ударение в слове Исида Деление слова на слоги перенос слова исида Фонетическая транскрипция слова исида [сид] Характеристика всех звук...Полный фонетический разбор слов
  14. исидаIsis supI египетская богиня которая за пределами Египта нашла большой круг поклонников. Ее значение культ и миф о ней подверглись разнообразным изменениям вследствие азиа...Реальный словарь классических древностей
  15. исидаБогиня в египетской религии. Исида связана с весенним возрождением природы являясь по сути богиней плодородия. Одна из немногих антропоморфных образов египетской религии....Религиозные термины
  16. исидаИсида ы и Изида ыСинонимы богиня богинямать звезда изида...Русский орфографический словарь
  17. исидаIsis миф....Русско-немецкий словарь по искусству
  18. исидаИзида в др.егип. мифологии супруга и сестра Осириса олицетворение супружеской верности и материнства богиня плодородия воды и ветра волшебства мореплавания охранительница...Сексологическая энциклопедия
  19. исидаегип. греч. егип. божество материнства изображавшееся в человеч. облике в древнейшее время почти всегда с иероглифом ее имени тронообразным венцом на голове в эллинист...Словарь античности
  20. исидаисида Изида в древнеегипетской мифологии богиня жизни и здоровья покровительница плодородия и материнства. Новый словарь иностранных слов. by EdwART Исида Изидаstrong ...Словарь иностранных слов русского языка
  21. исидаегипетское божество материнства сестра и супруга Осириса владыки мертвых и бога плодородия. Со временем восприняла черты богини случая Тихе богини плодородия Деметры и ...Словарь исторических имен, названий и специальных терминов
  22. исидав древнеегипетской религии богиня земного плодородия воды и ветра охранительница умерших мать бога Гора. Олицетворение супружеской верности и материнства. Изображалась же...Словарь исторических терминов
  23. исидаИзида. Египетская богиня верная супруга Осириса которая собирает куски расчлененного тела мужа и порождает Гора. В римскую эпоху Исида становится богиней мистерий....Словарь религий, обрядов и верований
  24. исидаИсида Изида Словарь русских синонимов. исида сущ. колво синонимов богиня богинямать звезда изида Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы богиня богинямать...Словарь синонимов II
  25. исидаИсида Изида...Словарь синонимов
  26. исидагреч. Isis одна из важнейших богинь др.егип. пантеона считалась супругой и сестрой бога царства мертвых Осириса и матерью Гора. В др.егип. Религ. текстах И. в осн. высту...Советская историческая энциклопедия
  27. исидаИСИДА Изида в древнеегипетской мифологии супруга и сестра Осириса мать Гора олицетворение супружеской верности и материнства богиня плодородия воды и ветра волшебства мор...Современный энциклопедический словарь
  28. исидаИСИДА Байган японский философ основатель школы Сингаку наука о сердце сочетавшей учение китайского неоконфуцианства с идеями буддизма синтоизма и даосизма....Современный энциклопедический словарь
  29. исидаисида изида в древнеегипетской мифологии богиня жизни и здоровья покровительница плодородия и материнства....Толковый словарь иностранных слов
  30. исидаУдарение в слове ИсидаУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове Исида...Ударение и правописание
  31. исидаИсида ведт царицу Нефертари. Роспись в гробнице Нефертари в Фивах. XIX династия. Исида Изида егип. Исет греч. Isis в древнеегипетской религии и мифологии богиня плодор...Энциклопедический справочник «Африка»
  32. исидаИСИДАдревнеегипетская богиня. Согласно древнему мифу она дочь бога земли Геба и богини неба Нут а также сестра и одновременно супруга Осириса мать его сына Хора. Египтяне...Энциклопедия Кольера II
  33. исидаИСИДА Эйитиро япон. этнолог и фольклорист основатель япон. культурной антропологии. В учился на экон. фте унта в Киото крый был вынужден покинуть изза левых убеждений ...Энциклопедия культурологии
  34. исидаИСИДА Эйитиро япон. этнолог и фольклорист основатель япон. культурной антропологии. В учился на экон. фте унта в Киото крый был вынужден покинуть изза левых убеждений ...Энциклопедия Культурология XX век