Энциклопедия мифологии

ЖИВОТНЫЕ

ЖИВОТНЫЕ

Роль Ж., как и вообще анимального (зооморфного или териоморфного) элемента, в мифологии исключительно велика. Она определяется значением, которое имели Ж. на ранней стадии развития человечества, когда они ещё не отделялись со всей резкостью от человеческого коллектива - ни в его синхроническом состоянии (включение Ж. в социальную иерархию, помещение священных Ж. на вершине иерархической лестницы), ни в диахроническом аспекте (идея происхождения данного коллектива от Ж. или от животного предка), ни, наконец, онтологически (представление о Ж. как об особой ипостаси человека).
В силу этих особенностей Ж. в течение длительного времени служили некоей наглядной парадигмой, отношения между элементами которой могли использоваться как определённая модель жизни человеческого общества и природы в целом (прежде всего в аспекте плодородия и цикличности). В этом смысле использование образов Ж. в эпосе или в аллегорической системе апологов, басен, притч, пословиц и т. п. (вплоть до средневековых «Бестиариев») продолжает архаическую традицию.
В мифопоэтическом сознании Ж. выступают как один из вариантов мифологического кода (наряду с растительным, пищевым, химическим, цветовым и т. п.), на основе которого могут составляться целые сообщения, в частности мифы или мифологизированные животные сказки. Поскольку отдельные элементы зооморфного кода имеют постоянно закреплённые за ними значения, которые, однако, могут передаваться и другими кодовыми системами, устанавливается система соответствий между изо-функциональными элементами разных кодов. При этом конкретные элементы зооморфного кода получают способность выступать как классификаторы, которые условно-символически описывают данную ситуацию и, кроме того, могут объединяться в целые комплексы, обнимающие разные сферы бытия (ср. цепи соответствий типа: данное Ж. - растение - страна света - цвет - небесное светило - элемент/стихия - металл - вкус - время года - божество).
Такие классификационные цепи известны как в архаичных мифопоэтических традициях, так и в более позднее время.Особенно распространены примеры соотнесения Ж. со странами света, временами года, стихиями.
Некоторые из входящих в такие классификации Ж. выступают как представители или главы целых классов. В китайской традиции Белый тигр является представителем всех четвероногих, Чёрная черепаха - всех моллюсков, Феникс - всех птиц, Голубой дракон - всех Ж., покрытых чешуёй.
Образы Ж. кодируют также соответствующие месяцы, сутки, годы (обычно в 12-летнем цикле, в частности у народов Центральной и Юго-Восточной Азии). В Китае месяцы связывались последовательно с крысой, волом, тигром, зайцем, драконом, змеей, лошадью, овцой, обезьяной, петухом, собакой, свиньёй. В Тибете и Монголии - с мышью, коровой, тигром, зайцем, драконом, змеей, лошадью, овцой, обезьяной, петухом, собакой, свиньёй (ср. также зоонимию годов в 12-летнем цикле). В Древней Греции проводниками солнца считались кошка, собака, змея, краб, осёл, лев, козёл, вол, ястреб, обезьяна, ибис, крокодил. Мусульмане связывают с небом 10 Ж. и соответственно их хозяев: баран (Ибрахим), ослица (Балам), чибис (Билкис), кит (Иунус), конь (?) ал-Бурак (Мухаммад), вол (Муса), голубь (Нух), верблюд (Салих), собака Китмир (Люди пещеры - Асхаб ал-Кахф), муравей (Сулайман).
Представления о реальных особенностях Ж. в сочетании с их использованием в классификациях, являющихся способом объяснения человеком самого себя и окружающей природы, создают возможность для распространённой в раннеродовом обществе, ещё не умеющем вполне выделить себя из природной сферы, мифологической персонификации себя в природе, для подчёркивания своего единства (как в настоящем, так и в плане преемственности), объяснения ландшафта как наглядной истории своих предков (см.Тотемические мифы). Тотем позволяет связать данный человеческий коллектив с данной территорией, настоящее - с прошлым, культурное и социальное - с природным, а также объединить этот коллектив некоторой общей системой норм поведения (экзогамия, алиментарное табу, особенности ритуала и т. п.). Тотемические предки обычно представлены конкретными видами Ж. или особыми зооантропоморфными существами (полуживотные предки дема у маринданимских папуасов и т. п.); им посвящены особые обряды, целью которых является воздействие на тотем (напр., обряд интичиума в Австралии; см.Австралийская мифология). Поэтому уже в рамках тотемизма существуют мифы о Ж., которые полностью или частично инсценируются во время соответствующих ритуалов в тотемических центрах и служат мотивировкой тех или иных деталей образа и особенностей местности (её ландшафта, фауны, флоры). Таким образом, тотемические Ж. и первопредки зооантропоморфной природы используются в дескриптивной и этиологической функциях. Связь человека, рода с Ж. как тотемом подтверждается не только многочисленными мифологическими мотивами, но и формулами (ср. зачин ряда австралийских мифов: «Это было в то время, когда звери ещё были людьми»), языковой семантикой [ср. частое в конце мифов австралийских муринбата слово demninoi, означающее и «изменить (ся) тело (м)» и «превратиться из человека в животное»], особенностями именослова (даже у тех народов, которые знают лишь вырожденные формы тотемизма).
В пределах одной общности разные тотемические системы могут накладываться друг на друга, давая эффект интерференции и усложнения (напр., родовой, фратриальный тотемизм, тотемизм брачных классов, тотемизм полов, лично-индивидуальные формы тотемизма). Лично-индивидуальная форма близка к нагуализму, в основе которого находится представление об особом животном (нагуале), мистическим образом влияющем на судьбу данного индивидуума (ср. близкие формы культа личных духов-покровителей у североамериканских индейцев и верования в личных покровителей в виде собаки, ворона, лебедя, т. н. fylgja у древних исландцев). С нагуализмом связаны и трудно поддающиеся исследованию мифологические представления о Ж., часто проявляющиеся во время и в форме сновидений.
Более определённая роль мотивов, возникающих в рамках промыслового культа (и его ядра промысловой магии), которые либо становятся частью целого мифа, либо остаются на уровне некоей инструкции (она может иметь и словесную форму), регулирующей поведение в соответствующей ситуации. Мощными мифообразующими потенциями обладают мотивы, приурочиваемые к деятельности духов-хозяев (напр., диких зверей, дичи и т. п. на Кавказе, в Сибири, Юго-Восточной Азии, Африке, Австралии, у американских индейцев), особенно когда образы духов-хозяев сублимируются в божественные ипостаси (напр., эскимосские божества типа великой морской богини Седны, связанной с тюленями; Торнгарсоака, имеющего облик белого медведя; Каннакапфалука, обитающего на морском дне, и т. п.). С ними соотносятся особые мифы и ритуалы, в которых элемент анимализма может репродуцироваться и в связи с предметом промысла, и в связи с божеством или духом-покровителем данного Ж., и, наконец, с субъектом промысла - человеком, в котором подчёркиваются и обыгрываются его зооморфные черты, его двуприродность (человеческая и животная) (напр., во время т. н. «медвежьих праздников», широко распространённых у айнов, нивхов и других народов Сибири и Дальнего Востока). В представлении кетов человек и медведь могут выступать как разные ипостаси одного и того же существа, отличающегося от всех других Ж. наличием души (ср. также представление о медведе как об умершем родственнике, рассказы о брачных отношениях медведя и женщины, о воспитании медвежонка в человеческой семье, особенно у айнов, и др.).
Разные формы культа животных (зоолатрии) и их пережитки расширяют круг ритуальных мотивов, относящихся к Ж., и, следовательно, количество мифологических мотивировок (как имплицитных, так и эксплицитных) ритуалов почитания Ж. Также существен учёт ритуальных образов, изображений и предметов, связанных с такими церемониями, как «пляска кенгуру» у австралийцев, «пляска бизонов» у индейцев-манданов, «волчья пляска» у индейцев-квакиутль (ср. также маску ворона у них же), ряжение в медвежьи и волчьи шкуры жреца, шамана, вождя, его дружины, а также виновного, подвергаемого наказанию (ср. рус. диал. обозначение вора - «волк»), изгоя. С этим связаны мотив оборотничества (люди-волки, люди-собаки, люди-медведи в хеттских ритуалах, греческий миф о Долоне-волке и т. н. «волко-люди», мотив Змея Огненного волка у славян, люди-волки в римских луперкалиях, оборотни-вурдалаки, истории, типологически сходные с сюжетом рассказа П. Мериме «Локис» о человеке-медведе, и т. п.) и языковые аналоги оборотничества - имена отдельных людей, племён, городов, стран и т. п.(Ликаонгреческого мифа, ставший волком; ликийцы, Ликия). Если в Евразии мотив оборотничества чаще всего связан с образом волка (на юге и западе) или медведя (на севере и востоке), то в Юго-Восточной Азии в роли оборотня часто выступает тигр, в Африке - леопард, в Южной Америке - ягуар и т. д. Иногда формы оборотничества весьма многообразны (превращение в леопарда, льва, антилопу, павиана, змею и других животных у бушменов; ср. также последовательное превращение героев сказок в самых различных Ж. и в ряде случаев параллельное превращение преследуемых героями противников в серию других Ж.) или же подчинены более сложным космологическим, топографическим, сюжетным схемам: у Нуми-Торума обских угров было много сыновей, обладавших способностью превращаться в различных Ж. и потому почитавшихся в образах гуся, лебедя, ястреба, щуки и т. п.; в соответствии с этим между сыновьями Нуми-Торума и их животными ипостасями членилось знакомое хантам и манси пространство. Особая способность к оборотничеству предполагалась у шаманов, которые, в частности, могли говорить на языке разных Ж. или понимать эти языки, а также у колдунов, ведьм. Широко распространены представления о душе человека в облике птицы (иногда птица - ворон у индейцев квакиутль - уносит душу в иной мир), бабочки, мотылька, пчелы и т. п. Образ души-птицы развит в мифологии Египта, Вавилона, Греции. У народов Средней Азии, гуронов и др. с душой отождествляется голубь (ср. истоки христианского образа голубя и образ голубя - вестника смерти в разных традициях), у якутов, сванов - петух, у других народов - специфические для данного места птицы (у индейцев бороро - попугай арара). Нередко образ души дифференцирован в зависимости и от типа смерти. У тлинкитов души новорождённых, задушенных матерями во время сна, являются в виде сов, а души утонувших детей - в виде морских уток. Но душа отождествляется не только с летающими Ж. (по принципу «лёгкости», «воздушности»). Часто она превращается в хтонических (в частности, водных) Ж. - мышь (следы этого представления отражены даже в ранней христианской иконографии), змею, ящерицу, крокодила, акулу и т. п. или же в Ж., которые считаются близкими человеку, - в медведя в ряде сибирских традиций, обезьяну в Гвинее (душа вождя там же воплощалась в леопарда) и т. п.
Основные и наиболее развитые формы участия Ж. в мифах предполагают ту ситуацию, когда Ж. выступают как объект развитой мифологической системы на её высших уровнях (вплоть до пантеона). Весьма существенны случаи, когда Ж. рассматриваются как персонажи последующих уровней, вплоть до низших (духи - покровители разных природных угодий: лесов, полей, гор, ущелий, рек, озёр, морей, болот и т. д. и даже нечисть, враждебная людям); как органическая ипостась антропоморфных мифологических персонажей; как временная, случайная, однократная форма, принимаемая божеством (Зевс - бык в греческом мифе о похищении Европы); как помощник мифологического персонажа (постоянный или более или менее случайный) или его атрибут, символ; как некая деталь внешнего облика участника мифа и ритуала (напр., образы крылатого или рогатого солнца, шкура, рог, медвежья лапа и т. п. у шамана или жреца и т. п.); наконец, как объект ритуала - жертвенное Ж.
Уже в древнейших памятниках изобразительного искусства, относящихся к верхнему палеолиту, Ж. являются основным объектом изображений. По данным А. Леруа-Гурана, более 80% всех изображений в палеолитических памятниках Франции и Испании составляют Ж. (в совокупности немногим более 4% приходится на изображения женских и мужских фигур). Из 986 изображений Ж. в наскальной живописи франко-кантабрийского района 313 занимает лошадь, 209 - бизон; из остальных Ж.: мамонт - 79, каменный козёл - 78, бык - 71, благородный олень - 68, лань - 64, северный олень - 36, медведь - 24, кошка - 23, рыбы - 7, птицы - 5. Характерно и локальное распределение изображений Ж. в пещерной живописи. 96% изображений зубров, 94% - бизона и 88% - лошади находятся в наиболее сакральной зоне - в центральной части стены в подземных залах или при расширениях пещеры. На другие зоны (вход; повороты, переходы, сужения между подземными залами; вход в уголки - альковы; периферия, центральная часть стены) приходится 88% изображений оленя, 86% - каменного барана, 82% - медведя, 79% - лани, 72% - северного оленя, 70% - мамонта. Эти отношения подтверждаются также и распределением человеческих изображений (соответственно 100% женских фигур в первом случае, 76% мужских фигур в другом). Преимущественное расположение в наиболее сакральной зоне изображений женских и мужских фигур (Ж. и людей), а также округлых и удлинённых знаков позволяет выявить основную идею верхнепалеолитических памятников, концептуальное ядро мировоззрения людей древнего каменного века - плодородие, имеющее своим источником отношение женского и мужского начал. Зооморфный код, в котором даны эти идея и начала, вполне определяет исключительную роль Ж. в верхнем палеолите (позднейшая символика данного типа восходит в своих истоках именно к этому времени). Есть некоторое основание (хотя и не вполне надёжное из-за малочисленности примеров) предполагать, что изображения птиц и рыб в какой-то степени могли отсылать соответственно к идееверха и низа(или вертикального и горизонтального). Тем не менее на материале наскальной живописи верхнего палеолита едва ли возможна реконструкция некоего аналога мифа, предполагающего хотя бы микросюжет. Наскальные изображения более позднего времени (в частности, в Скандинавии, Прионежье, Сибири, Африке), продолжая в качестве основной тему Ж., характеризуются уже более чёткой организацией пространства (верх - низ, правое-левое) и его семантизацией, а также появлением простейших мотивов следующих типов: кортежи Ж. данного вида; чередование разных видов Ж.; обозначение верха, середины и низа изображением разных видов Ж.; Ж. и человек (в частности, человек преследует Ж. и т. п.). В искусстве одного из значительных центров неолитической революции в Чатал-Хююке образы Ж. включаются уже в более определённый контекст. Материалы Чатал-Хююка характеризуются, с одной стороны, наличием фигурок Ж., но (в отличие от фигурок человека) располагающихся всегда вне гробницы; с другой стороны, развитием образа богини (юная женщина; мать, дающая жизнь; старая женщина, однажды в соседстве с хищной птицей), подчёркиванием её хтонических связей и прежде всего смешанными и более сложными композициями: девушка, женщина и мальчик в соседстве с леопардами; богиня и леопард; мужское божество на быке; богиня, дающая рождение бычьей голове, и т. п. В этих образах ещё отчётливо обнаруживаются некоторые особенности палеолитических изображений Ж., но их распределение, аранжировка и правила композиции существенно иные.
В соответствии с трёхчленным делением мирового дерева (см.Древо мировое) по вертикали распределяются и Ж. С верхом соотносятся птицы, особенно часто орёл, нередко какая-нибудь фантастическая птица (иногда на вершине дерева симметрично находятся две птицы, как бы дублирующие солнце и месяц). С серединой соотносятся копытные (лошади, быки, коровы, олени, лоси, антилопы, овцы, козы и т. д.), иногда пчёлы; копытные располагаются симметрично по сторонам дерева, нередко образуя при этом последовательность Ж., иерархически организованных и по горизонтали (напр., лошади, коровы, овцы и т. д.). С низом дерева (его корнями) соотносятся змеи, лягушки, мыши, рыбы, бобры, выдры, иногда медведи или чудовища хтонического типа. Подобные описания (как словесные, так и в изобразительном искусстве) мирового дерева с распределением Ж. в изобилии известны в древних ближневосточных традициях, в Индии, Иране и Китае, в сибирских шаманских традициях (отчасти у американских индейцев), в старых индоевропейских культурах, включая славянскую. Эти описания, как и соответствующие ритуалы, существующие в ряде традиций, дают основания для реконструкции мифа, подтверждаемого и другими источниками, прежде всего т. н. «основного» мифа. Громовержец на небе (его атрибут часто орёл, ср. роль этой птицы в царской геральдике и символике; в конкретных исторических вариантах мифа у громовержца есть и ездовое животное - лошадь, козёл и т. п.) поражает своего противника (чаще всего змея, фантастическое чудовище) в нижнем мире и освобож дает, возвращая на землю (средний мир), копытных Ж„ иногда четыре стада их, похищенных змеем и томившихся взаперти. В ритуале, соответствующем этой части мифа, Ж. приносятся в жертву у дерева (в послепалеолитическом искусстве, напротив, обнаруживается тенденция к вытеснению изображений Ж. человеческими, ср. статуэтки Великой матери, т. н. «Венер» и т. п.). Многочисленные варианты этого мифа (вплоть до сказочного сюжета № 301 в системе Аарне Томпсона, где герой поражает в подземном царстве дракона или спасается на вершине дерева, откуда его выносит на землю орёл) образуют целый корпус вариантов, которые, однако, сохраняют мифологическую семантику Ж., принимающих в этом сюжете участие. Четырёхчленная горизонтальная схема мирового дерева также увязывается с мотивами Ж. В разных традициях Ж. являются хозяевами «четырёх стран света» («четырёх направлений»), в частности на печатях из Мохенджо-Даро (ср. тетраду древнекитайских священных Ж.: дракон, феникс, единорог-цилинь и черепаха). Вероятно, т. н.локапалыи ваханы в индуистской традиции продолжают эту же схему. Иногда Ж.-ваханы не вполне отделимы отаватар.Так, бык Нанди выступает и как аватара Шивы. В других случаях одно божество может иметь несколько аватар (напр., Вишну), подобно тому как в буддийской традиции различные Ж. являются воплощениями Бодхисаттвы. Сама идея повторных рождений в колесе жизни и смерти предполагала в Индии возможность перевоплощений и в различных Ж. Наконец, с ваханами и локапалами так или иначе связаны образы Ж., которые поддерживают землю (слоны, кит, черепаха и т. д.), небо или же выводят человека из нижнего мира, чтобы он стал первым земным насельником. Иногда одно какое-нибудь Ж. выступает как мифологический образ космической зоны (ср. древнеегипетское изображение неба в виде коровы), как символ связи всех трёх зон (напр., америндский космический змей, который соединяет все три зоны, может находиться на небе) или даже восстанавливает исходную структуру вселенной после того, как небо упало на землю (восточноболивийский миф).
Эти мотивы, в конечном счёте, отсылают нас к многочисленному классукосмогонических мифов,в которых роль творца принадлежит Ж. Во многих мотивах творения вселенной (или Земли) решающая роль отводится гагаре, нырку, утке, ворону, змее, ящерице, черепахе и др. Ещё чаще Ж. выступает в качествекультурного герм,который может совмещать в себе две роли - творца некиих космических элементов (солнце, месяц, звёзды, воды, горы, устройство поверхности земли) и основателя новой культурно-социальной традиции (устройство общества, обучение ремёслам и т. п.). Иногда это Ж.-демиург состоит в конфликте с другим Ж., в обладании которого находятся элементы космоса или природные силы. Таков миф индейцев северо-западного побережья Тихого океана о вороне, который похитил у Серого орла солнце, месяц, звёзды, пресную воду и огонь, укрепил светила на небе, а воду и огонь сбросил на землю, у тлинкитов ворон Йель победил волка Хануха и отнял у него огонь и воду, став впоследствии племенным божеством, у индейцев квакиутль Великий ворон подарил людям солнце и научил их многим полезным вещам, а ворон Иелх добыл для людей огонь. Ту же задачу в индийских мифах и сказаниях решают койот, бобр, олень, дятел (похитивший огонь у волков) и другие Ж. У ненцев есть поверье, что пользоваться огнём люди научились у белого медведя. В мифах некоторых народов многие Ж. совместно участвуют в мироустройстве: коршун, орёл, ворон, медведь, горный лев и другие достали солнце, укрепили его на небе, причём некоторые из Ж. вынуждены были остаться там, дав начало созвездиям (скат стал Малой Медведицей, шкура медведя - Большой Медведицей). Великий заяц (или кролик) у алгонкинов не только сотворил мир, но и уничтожил злых духов, создал тайный союз ведунов и изобрёл рыболовные снасти. В Африке в качестве культурных героев наряду с полузооморфными персонажами нередко выступают заяц, шакал, хамелеон, черепаха, паук, богомол. Там же Ж. особенно часто выступают как основатели или покровители тайных союзов (леопард, змея, антилопа, шимпанзе, крокодил, питон у племён кпелле и менде в Западном Судане; лев и шакал у боссо-сорокои в Судане; леопард и змея у гбанде в Либерии; крокодил и обезьяна у темне в Сьерра-Леоне и т. п.). В мифах племён юго-восточной Австралии клинохвостый орёл в образе героя Бунджила создал людей и все вещи, установил брачные классы, научил людей ремёслам. Сходные деяния приписываются в Океании Тагаро-ястребу и Нденгеи-змее, а также другим существам, совмещающим в себе человеческую и животную природу. Иногда эти мотивы сочетаются с мотивами метаморфозы Ж. в человека, человека в Ж., одного Ж. в другого, Ж. в космическое тело или элемент земного ландшафта. Подобные превращения иногда характеризуютЖ.-трикстеров,также нередко выступающих в функции культурного героя.
В результате сложных (или неполных) метаморфоз возникают чудовищные существа, совмещающие в себе черты нескольких Ж. или человека и Ж.; в китайской мифологии Пань-гу является демиургом и культурным героем, дракон не только воплощает зло, но и выступает носителем положительных функций, будучи подателем дождя, охранителем сокровищ и т. д. Известен и другой (механический) вариант сочетания Ж. - их кортежи (т. н. политерионы), часто выступающие в мифах, сказках типа «Теремок» (особенно в кумулятивных), изображениях (преимущественно фризового типа). Многие сказки о Ж. дают основания для реконструкции соответствующих мифов с участием Ж. или, по крайней мере, частных мотивов, в которых Ж. могут выступать в функции божественных персонажей. Эта ситуация вполне подтверждается реально засвидетельствованными случаями обожествления животных - как в некоторых до сих пор существующих традициях (Индия, Юго-Восточная Азия, Африка и т. д.), так и в традициях, известных по источникам. Из последних особого упоминания заслуживают божества в облике Ж., почитавшиеся в Древнем Египте: бык в Мемфисе, шакал в Сиуте, ибис и павиан в Гермополе, корова в Дендере, баран в Элефантине, кошка в Бубастисе, крокодил в Файюмском оазисе и т. п. Во всём Египте почитался бык Апис, содержавшийся в особом помещении: ритуал его погребения отличался особой пышностью. Апис связывался с богом Пта (как его душа и как оракул); вместе с тем он сочетался и с Осирисом, образуя синкретическое божество Осирис-Апис. Известно также обожествление и других быков - чёрного Мневиса в Гелиополе и черно-белого Бухиса в Гермонтисе. В виде Ж. (иногда в сочетании с человеческими частями) представлялись Тот - ибис, Себек - крокодил, Анубис - собака, Гор - сокол, Сет - змея, Уаджет - змея, Рененутет - змея, Хатор - корова, Нут - корова, Бастет - кошка, Сехмет - лев, Хнум - баран, Таурт - гиппопотам, Хекат - лягушка и т. п. В некоторых мифах участвуют божества-Ж.: Небо-корова рождает Pa - золотого телёнка; Ра в образе кота убивает змея; Ра борется со змеем Апопом; Гор-сокол вступает в поединок с Сетом-змеей и т. д. Отчасти сходная картина наблюдается у древних майя: бог-змей Йаш Чан (на рельефах змей с человеческой головой, в рукописях - человек), бог дождя Тит Соот (изредка - голова дождя, тело змеи, обычно - человек), бог-улитка, бог-лягушка (однажды в человеческом облике), бог-гриф Ти (птица или человек с головой грифа), Небесный пёс (олицетворение молнии) и др.; у ацтеков: Кецалькоатль - бог солнца в виде пернатого змея; Коатлике - полуженщина-полузмея; Тлалтекутли - бог земли с чертами крокодила и жабы; в Вавилоне: Иштар в образе коровы, собаки, голубя; Тиамат в образе зверя-птицы (дракон), Мардук в связи со змеей, хищной птицей, драконом и др.; в Индии: Хануман - бог-обезьяна; Ганеша - человеко-слон и др. (ср. также конские ипостаси: Дадхикра, Таркшья, Пайдва, Эташа, возможно, первоначально Ашвины и т. п.).
Даже греческая мифология, с её отчётливо антропоморфными образами, содержит довольно значительный пласт, связанный с Ж. Этот пласт, если иметь в виду мифологических персонажей высшего уровня и те черты Ж. в их облике, которые обычно имеют мотивировку в мифе, формируется из разных источников. В их числе: спорадические превращения богов в Ж., имеющие сюжетный характер, - Зевса - в быка, орла, лебедя, муравья (ср. также превращение германского Одина), Диониса - в быка, козла, льва, пантеру, Посейдона - в коня, Деметры - в кобылицу (иногда в Ж. обращается персонаж, связанный в мифе с тем или иным божеством; ср. превращение Афиной Арахны в паука и др.); сохранение териоморфных черт в образе богов (Пан и козёл, Артемида и медведица, Гера и корова); почитание богов в ипостаси Ж. (Афина как змея, Дионис как бык и т. п.); священные Ж. богов или соответствующие их атрибуты (орёл и бык у Зевса, сова и змея у Афины, лань и медведица у Артемиды, мышь у Аполлона Сминфейского, конь, бык и дельфин у Посейдона и т. д.); животные эпитеты богов - Зевс Ликейский (Волчий), Аполлон Ликейский, Аполлон Сминфейский (Мышиный), Дионис Таврос (Бык) и др.; жертвенные животные, предназначенные определённым богам (ворона, грифон, волк - Аполлону, петух, змея - Асклепию) и т. д.
Ритуалы, связанные с жертвоприношением Ж. (гекатомба, ашвамедха и т. п.), их захоронением (т. н. «медвежьи пещеры» палеолита и неолита, медвежьи кладбища у нанайцев, некрополи быков, крокодилов, кошек в Древнем Египте и т. п.) или изготовлением фигурок Ж., ещё более расширяют наши представления о роли Ж. в сакральной сфере и о мифологическом значении тех или иных видов Ж. Данные фольклора, символики, суеверий, примет, языка также включаются в ряд источников, позволяющих реконструировать связь образов Ж. с мифологическим началом. Ср. широкое применение зооморфных образов в воспитании ребёнка (сказки о Ж., игрушки, изображающие Ж., игры, ласкательные слова и т. д.) и в сфере символики, эмблематики, геральдики - вплоть до бытовой сферы (предметы, украшения, сувениры в виде животных; название ряда болезней - рак, жаба и др.; строительных и иных конструкций).

Лит.:Колмачевскнй Л., Животный эпос на Западе и у славян, Казань, 1882; Кагаров Е. Г., Культ фетишей, растений и животных в Древней Греции, СПБ, 1913; Зеленин Д. К., Табу слов у народов Восточной Европы и Северной Азии, Л., 1929; Золотарев А. М., Пережитки тотемизма у народов Сибири, Л., 1934; Штернберг Л. Я., Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936; Пропп В. Я., Исторические корни волшебной сказки, Л., 1946; Токарев С. А., Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; Абрамова 3. А., Палеолитическое искусство на территории СССР, М,-Л., 1962; Формозов А. А., Очерки по первобытному искусству, М., 1969; Ранние формы искусства, М., 1972; Соколова 3. П., Культ животных в религиях, М., 1972; Gubernatis A. de, Zoological mythology, v. 1-2, L., 1872; Frazer J. G., Totemism, Edinburgh, 1887; его же, Totemism and exogamy, v. 1-4, L., 1910; Durkheim Е., Les formes élémentaires de la vie religieuse. P., 1912; Boas F., Primitive art, Oslo, 1927; Funk and Wagnalls standard dictionary of folklore, mythology and legend, v. 1, Chi., 1949; Jensen Ad. Е., Mythos und Kult bei Naturvölkern, 2 Aufl., Wiesbaden, I960; Campbell J., The masks of God: primitive mythology, N. Y., 1959; Jobes G., Dictionary of mythology, folklore and symbols, v. 1, N. Y., 1961, p. 97-98; Laming-Emperaire A., La signification de l'art rupestre paléolithique, P., 1962; Levi-Strauss С., La pensée sauvage, P., 1962; его же, Le totémisme aujourd'hui. P., 1962; Leroi-Gourhan A., Les religions de la préhistoire (Paléolithique). P., 1964; его же, La préhistoire. De l'art occidental, P., 1965; Holm E., Tier und Gott. Mythik, Mantik und Magie der südafrikanischen Urjäger, Basel-Stuttg., 1965; Mellaart J., Earliest civilizations of the Near East, L., 1965; его же, Catal Hüyük: a neolithic town in Anatolia, L., 1967; Henkel A. und Schöne A., Emblemata. Handbuch zur Sinnbildkunst des XVI und XVII Jahrhunderts, Stuttg., 1967.
В. Н. Топоров.

(Источник: «Мифы народов мира».)
животные
В мифологии и воззрениях кельтов весьма важную роль играли животные - как домашние, так и дикие. Превращения, вообще изменение облика - характерная черта кельтских легенд, и очень часто люди и боги поневоле или по собственному желанию принимали облик разных животных. Так, например, племянники Финна Мак Кумалла были превращены в псов. Особенно важное место в культуре кельтов занимали олени и кабаны. Основными домашними животными считались лошади, свиньи, овцы, быки и собаки, в особенности - охотничьи гончие псы. Археологические раскопки показали, что кельты приносили животных в жертву различным божествам (см. также глава 27).З
(Источник: «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. с англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.)

Бык и лошадь.


Бык и лошадь.
Наскальное изображение.
Верхний палеолит.
Пещера Ласко.
Франция.

Наскальное изображение.


Человек с бизоньей головой преследует животное с головой бизона и туловищем лани и оленя с перепончатыми передними лапами.
Наскальное изображение.
Верхний палеолит.
Пещера. Франция.

Бизоны, лошадь и различные знаки.


Бизоны, лошадь и различные знаки.
Наскальное изображение.
Верхний палеолит.
Пещера Пиндаль. Испания.

Змей охраняет истоки Нила.


Змей охраняет истоки Нила.

Богини-покровительницы Северного и Южного Египта.


Богини-покровительницы Северного (в образе змеи) и Южного (в образе самки коршуна) Египта.

Египетская богиня Баст с головой кошки.


Египетская богиня Баст с головой кошки.

Египетский бог Анубис с головой шакала или собаки.


Египетский бог Анубис с головой шакала или собаки.

Египетский бог Тот с головой ибиса.


Египетский бог Тот с головой ибиса.

Рис. 1.


Рис. 1.

Египетский фараон сосёт молоко небесной коровы.


Египетский фараон сосёт молоко небесной коровы.

Львиноголовая птица Анзуд, когтящая оленей.


Львиноголовая птица Анзуд, когтящая оленей.
Плита из шумерского храма в Эль-Обейде.
3 тысячелетие до н. э.

Львы, управляемые антропозооморфным героем с орлиной головой, и восседающее на их спинах божество.


Львы, управляемые антропозооморфным героем с орлиной головой, и восседающее на их спинах божество.
Базальтовая статуя из Кархемиша.
IX в. до н. э.

Сцены с животными из шумеро-аккадского эпоса о Гильгамеше.


Сцены с животными из шумеро-аккадского эпоса о Гильгамеше.
Инкрустация на арфе из Ура.
3 тысячелетие до н. э.

Быки-зебу, охраняемые божеством, лев с птицей, раздирающей быка, змеи и другие.гие животные.


Быки-зебу, охраняемые божеством, лев с птицей, раздирающей быка, змеи и другие.гие животные.
Рельефное изображение на шумерском стеатитовом сосуде из Тель-Аграба.
4—3 тысячелетие до н. э.

Дракон бога Мардука.


Дракон бога Мардука.
Глазурованный рельеф на «воротах Иштар» в Вавилоне.
VI в. до н. э.
Берлин.
Переднеазиатский музей.

Дикий бык, символизирующий бога бури.


Дикий бык, символизирующий бога бури.
Глазурованный рельеф на «воротах Иштар» в Вавилоне.
VI в. до н. э.
Берлин.
Переднеазиатский музей.

Животные в сцене переезда души покойного в подземный мир.


Животные в сцене переезда души покойного в подземный мир.
Фрагмент этрусской росписи могилы «Кампана» в Вейях.
Вторая половина VII в. до н. э.

Медуза.


Медуза.
Деталь украшения этрусской колесницы из Перузии.
Середина VI в. до н. э.

Геракл, побеждающий речного бога Ахелоя.


Геракл, побеждающий речного бога Ахелоя (в образе рогатого змея).
Фрагмент росписи краснофигурного стамноса.
Конец VI в. до н. э.
Лондон.
Британский музей.

Тифон и Зевс.


Тифон и Зевс
(изображение Тифона строится по вертикали: верх соотносится с крыльями, низ — со змеями).
Фрагмент росписи чернофигурной халкидской гидрии.
Около 530 до н. э.
Мюнхен.
Музей античного прикладного искусства.

Змей Тифон, в которого стреляет из лука младенец Аполлон.


Змей Тифон, в которого стреляет из лука младенец Аполлон, сидящий на руках у своей матери Лето.
V в. до н. э.

Японские зооморфные божества ветра и грома.


Японские зооморфные божества ветра и грома.
Роспись парных двустворчатых ширм художника Соацу.
Первая половина XVII в.
Киото.
Монастырь Кэнниндзи.

Вестник смерти коршун Моан.


Вестник смерти коршун Моан.
Фрагмент росписи блюда.
Майя.
VIII—IX вв.

Зооморфные скульптуры на стене храма Кецалькоатля в Теотиуакане.


Зооморфные скульптуры на стене храма Кецалькоатля в Теотиуакане.
Мексика.

Ягуар как солнечный символ.


Ягуар как солнечный символ.
Рельеф.
Теотиуакан. Мексика.

Изображение койота на ацтекском гербе.


Изображение койота (животного, связанного с нижним миром) на ацтекском гербе.
Мехико.
Мексиканский фонд пластических искусств.

«Пернатый змей».


«Пернатый змей».
Скульптура на стене храма.
Чичен-Ица. Мексика.

Ацтекские символические изображения орла и ягуара.


Ацтекские символические изображения орла и ягуара.
Париж.
Библиотека Ларусс.

Ацтекское изображение змея, луны и богини луны.


Ацтекское изображение змея, луны и богини луны.
Тласольтеотль.

Орёл вычерпывает жизнь из змея.


Орёл вычерпывает жизнь из змея.
Ацтекский рисунок.
Из «Ватиканского кодекса».
Лондон.
Британский музей.

«Пернатый змей».


«Пернатый змей».
Индейский рисунок.
Из «Кодекса Борджа».
Лондон.
Британский музей.

«Чудо Георгия о Змии».


«Чудо Георгия о Змии»
(Георгий поражает копьём дракона).
Новгородская икона.
XIV в.
Москва.
Третьяковская галерея.

Ганеша на руках у Шивы и Парвати.


Ганеша на руках у Шивы и Парвати.
Современная индийская литография.


Синонимы:
братья наши меньшие, живность, животное, зверье, скот, скотина


  1. животныеЖИВОТНЫЕ см.также СОБАКИ КОШКИ ЦИРК Лошадь единственное животное в которое можно забивать гвозди. Пшекруй Терпеть не могу лошадей посередине они неудобны а по краям оп...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  2. животныеЖивотные в Библии это живые существа надел. как и человек способностью самостоят. совершать произвольные движения а также способностью к восприятию. От сотворения мира Ж...Библейская энциклопедия Брокгауза
  3. животныеевр. хайот. Животные. Бог сотворил человека господином над всеми животными Пс. Он привел их к нему чтобы тот назвал их соответственно их свойствам распоряжался и пользов...Библейский энциклопедический словарь
  4. животные. Животные Библии разделялись на четыре класса на животных живущих на суше четвероногих больших и малых Лев. на рыб морских ст. птиц небесных ст. и пресмыкающихся ст....Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  5. животныеживотные живые существа созданные Богом перед сотворением человека. В Писании упоминаются следующие животные птицы и насекомые агнец лошак аист медведь акриды моль ан...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  6. животныеЖИВОТНЫЕ Animalia царство живых организмов одно из самых крупных подразделений в системе органич. мира. Возникли вероятно ок. млрд. лет назад в море в форме клеток напом...Биологический энциклопедический словарь
  7. животныеЖИВОТНЫЕ одна из двух осн. групп мира живых существ другая группа растения. iВсе Ж. гетеротрофные организмы т. е. питаются готовыми органич. соединениями и не способны ...Большая советская энциклопедия
  8. животныеодна из двух основных групп мира живых существ другая группа Растения. Все Ж. гетеротрофные организмы т. е. питаются готовыми органическими соединениями и не способны а...Большая Советская энциклопедия II
  9. животныеодна из основных групп мира живых существ характеризующаяся гетеротрофным способом питания иногда миксотрофным способностью активно перемещаться в пространстве отсутствие...Большой медицинский словарь
  10. животныеn pl в соч. иммунные животныеинбредные животныекроссбредные животныелинейные животныерандомбредные животныеэкспериментальные животные...Большой русско-немецкий медицинский словарь
  11. животныеЖИВОТНЫЕ организмы составляющие одно из царств органического мира. Общие свойства животных и растений клеточное строение обмен веществ обусловлены единством их происхожде...Большой энциклопедический словарь III
  12. животныеЖИВОТНЫЕ организмы составляющие одно из царств органического мира. Общие свойства животных и растений клеточное строение обмен веществ обусловлены единством их происхожд...Большой Энциклопедический словарь V
  13. животныене относящиеся к растениям разнообразные организмы исключая с точки зрения права человека. В некоторых случаях законодатель дает более узкое определение понятия Ж. напр. ...Большой юридический словарь
  14. животныеЖИВОТНЫЕ не относящиеся к растениям разнообразные организмы исключая с точки зрения права человека. В некоторых случаях законодатель дает более узкое определение понятия...Большой юридический словарь II
  15. животныеорганизмы составляющие одно из царств органич. мира. Общие свойства Ж. и рний клеточное строение обмен вв обусловлены единством их происхождения. Однако в отличие от рний...Естествознание. Энциклопедический словарь
  16. животныеодноклеточные и многоклеточные организмы составляющие одно из царств органического мира. Возникли вероятно в протерозое около млрд. лет назад в море. На Земле животные п...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  17. животныеодна из основных групп мира живых существ характеризующаяся гетеротрофным способом питания иногда миксотрофным способностью активно перемещаться в пространстве отсутствие...Медицинская энциклопедия
  18. животныекорень ЖИВОТ суффикс Н окончание ЫЕ Основа слова ЖИВОТНВычисленный способ образования слова Суффиксальный ЖИВОТ Н ЫЕ Слово Животные содержит следующие морфемы или...Морфемный разбор слова по составу
  19. животныецарство живых организмов подразделяющееся на подцарства простейших и многоклеточных группа гетеротрофных существ как правило способных к активному передвижению и поедающи...Начала современного естествознания
  20. животныеживотные животных животным животных животными животных...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  21. животныеЖивотные. Животные Библии разделялись на четыре класса на животных живущих на суше четвероногих больших и малых Лев. на рыб морских ст. птиц небесных ст. и пресмыкающ...Полная популярная библейская энциклопедия
  22. животныесельскохозяйственные домашние зоопарковые и цирковые животные а также пушные звери птица рыба пчелы и другие представители животного мира Ст. Закона Республики Беларусь О...Право Белоруссии - Понятия, термины, определения
  23. животныемн. ч. с.em animals см. тж животное активноядовитые животные асептические животные беспатогенные животные инбредные животные линейные животные пассивноядовитые живо...Русско-английский медицинский словарь
  24. животныеdzvnieki...Русско-латышский словарь
  25. животныеhayvonot...Русско-узбекский словарь Михайлина
  26. животныеzvata zvectvo...Русско-чешский словарь
  27. животныеЖИВОТНЫЕЛошадь единственное животное в которое можно забивать гвозди. Пшекруй Терпеть не могу лошадей посередине они неудобны а по краям опасны. Уинстон Черчилль Человек...Сводная энциклопедия афоризмов
  28. животныеЭто понятие включает в себя все многообразие животного мира. Обратимся к древним религиям животных почитали в Индии Египте и Месопотамии. Человек отождествлялся с сильным...Сексуальные сны
  29. животныеодна из осн. групп живых организмов составляющая царство в системе органич. мира. Ж. гетеротрофные организмы лишь немногие жгутиковые сочетают гетеротрофный способ питани...Сельскохозяйственный энциклопедический словарь
  30. животныеК животным применяются общие правила об имуществе постольку поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное. При осуществлении прав не допускается жесток...Словарь - бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право
  31. животныеживотные одна из основных групп мира живых существ характеризующаяся гетеротрофным способом питания иногда миксотрофным способностью активно перемещаться в пространстве ...Словарь медицинских терминов
  32. животныеСимволизируют инстинктивную жизнь плодородие и изобилие инстинктивные и эмоциональные порывы которые необходимо обуздать прежде чем вступать в сферу духовного пассивное у...Словарь символов
  33. животныеживотные сущ. колво синонимов братья меньшие братья наши меньшие живность животное зверье скот скотина Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы брать...Словарь синонимов II
  34. животныеЖИВОТНЫЕ не относящиеся к растениям разнообразные организмы исключая с точки зрения права человека. В некоторых случаях законодатель дает более узкое определение понятия...Словарь юридических терминов
  35. животныеЖИВОТНЫЕ одноклеточные и многоклеточные организмы составляющие одно из царств органического мира. Возникли вероятно в протерозое около млрд. лет назад в море. На Земле ж...Современная энциклопедия
  36. животныеЖИВОТНЫЕ организмы составляющие одно из царств органического мира. Общие свойства животных и растений клеточное строение обмен веществ обусловлены единством их происхожде...Современный энциклопедический словарь
  37. животныеЖивотные могут играть во сне любую роль. Как показывает история именно сны о животных доказали истинную ценность сновидений в целом. Они раскрывают суть личностных пробле...Сонник Лоффа
  38. животныеВидеть во сне животных зверей необычного вида означает наяву испытать тревоги и волнения.Белые животные предвещают свидание с друзьями.Видеть разъяренных животных к устр...Сонник от А до Я
  39. животныев основном отражают три категории страсти инстинктивную часть сознания самого спящего других людей и материальное положение. Среди этого както агрессию алчность коварство...Сонник Странника
  40. животныевсе животные странного необычного вида означают тревоги затруднения. Например слишком необычный вид две головы и прочее очень необыкновенные помехи или слишком сильные тр...Сонник Цветкова
  41. животныеЖИВОТНЫЕ НАСЕКОМЫЕ РЕПТИЛИИ тип пришельцев см. Физиология пришельцев которые характеризуются внешним видом отчетливо напоминающим млекопитающих рептилий рыб а также таки...Уфологический словарь-справочник
  42. животныеживотные животных животным животных животными животных Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы братья наши меньшие живность животное звер...Формы слова
  43. животныеЖИВОТНЫЕ организмы составляющие одно из царств органического мира. Общие свойства животных и растений клеточное строение обмен веществ обусловлены единством их происхожд...Энциклопедический словарь естествознания
  44. животныеВ мифологии и воззрениях кельтов весьма важную роль играли животные как домашние так и дикие. Превращения вообще изменение облика характерная черта кельтских легенд и о...Энциклопедия кельтской мифологии
  45. животныеодин из объектов гражданских прав ст. ГК РФ. КЖ. применяются общие правила об имуществе постольку поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное. Ж. на...Энциклопедия юриста