Энциклопедия мифологии

БОДХИСАТВА

БОДХИСАТВА

бодхисаттва (санскр. bodhisattva, пали bodhisatta, букв. «существо, стремящееся к просветлению»), в буддийской мифологии человек (или какое-нибудь другое существо), который принял решение статьбуддой.Побуждением к такому решению считают стремление выйти из бесконечности перерождений -сансарыи спасти все живые существа от страданий. Концепции В. мифологий хинаяны и махаяны совпадают в общих чертах. Однако, по хинаяне, путь Б. прошли только бывшие будды (их число не превышает 24) и будда современной эпохиШакьямуни,а также пройдёт будда будущего мирового порядка -Майтрея,все остальные люди могут достичь лишь состоянияархата.Таким образом, число Б. в хинаяне невелико, и путь Б. не считается универсальным. В махаяне путь Б. доступен для всех (поэтому махаяну называют и бодхисатваяной - колесницей В.). Число Б. в махаяне теоретически бесконечно, и они обитают не только в земном мире, но и в других мирах (число которых тоже приближается к бесконечности). Путь Б. начинается с «поднятия духа просветления» (бодхичиттотпада), после чего Б. (обычно в присутствии какого-нибудь будды или другого Б.) даёт обеты спасти все живые существа от оков сансары. Используя на своём пути шесть парамит - духовных совершенств (щедрость, нравственность, терпеливость, мужественность, способность к созерцанию, мудрость), Б. достигает «противоположного берега», т. е.нирваны.; спомощью парамит Б. добивается высшего понимания и высшего сострадания ко всем живым существам, что и считается идеальным состоянием Б. Поскольку будды после достижения полной нирваны уже не могут оказать помощь живым существам, то величайшие Б. (махасаттвы - «великие существа») предпочитают остаться в сансаре, подчиняясь добровольно законамкармы,пока все живые существа не спасены.
Путь Б. разделён на уровни (бхуми). В ранних махаянских сутрах этих уровней семь, но примерно с 3 в. н. э. их число увеличивается до десяти. Длительность пути Б.равняется примерно трём «неисчислимым кальпам» (каждая - миллионы лет), причём в течение первой достигается только первый уровень, в течение второй - седьмой, а в течение третьей - десятый. На своём пути Б. перерождается много раз, причём в облике не только человека, но и любого другого существа, находящегося в сансаре. Б. десятого уровня может сам выбирать форму своего существования, он даже может одновременно иметь несколько воплощений.
В пантеон махаяны в качестве Б. включены реально существующие люди, которых впоследствии (а отчасти уже прижизненно) наделили мифологическими чертами. Среди них - индийские учителя и теоретики буддизма (Нагарджуна, Шантидева, Асанга и др.), основатели тибетских школ буддизма (Цзонкаба, Марпа и др.). Но главную роль в махаяне играют чисто мифологические Б. Имена их встречаются уже в самых ранних махаянских сутрах. В «Садхар-мапундарике» упоминается 23 Б., в «Вималакиртинирдеше» - более 50. В литературе махаяны часто приводится список из восьми Б.:Самантабхадра, Ваджрапани, Авалокитешвара, Манджушри,Майтрея, Акашагарбха,Кшитигарбха,Сарваниваранавишкамбхин; к ним иногда прибавляют ещё двух - Махастхамапрапту и Трайлокявиджаю. В Индии наиболее популярными были Манджушри, Авалокитешвара, Махастхамапрапта и Майтрея, в Китае и в Японии - Авалокитешвара(Гуань-инь, Каннон)и Кшитигарбха(Дицзан-ван, Дзидзо),в Тибете и в Монголии - Авалокитешвара, Ваджрапани и Манджушри. Мифологические Б. принадлежат к определённым буддам (напр., Авалокитешвара выступает как эманацияАмитабхи)и представляют собой активный аспект данного будды. В мифологии ваджраяны каждому из пяти дхьянибудд (см. в ст.Будда) соответствует определённый Б. Таким образом, мифологические Б. не обязательно прошли путь Б„ иногда они скорее эманации будд. Из мифологических Б. могут эманировать другие Б. иидамы(напр.,Ямантака -из Манджушри). В Тибете высшие духовные иерархи считаются воплощениями мифологических Б. (далай-лама и Кармапа считаются воплощениями Авалокитешвары).
Лит.:Dayal Н., The Bodhisattva doctrine in Buddhist Sanskrit literature, L., 1932; The jewel ornament of liberation, translated and annotated by Н. V. Guenther, L.. 1959.
Л. Э. Мялль.

(Источник: «Мифы народов мира».)

Бодхисатва.


Бодхисатва.
Стенная роспись.
IV—V вв.
Аджанта.


Синонимы:
наставник, святой, ступень


  1. бодхисатвасанскр. букв. тот чья сущность знание согласно учению буддизма существо достигшее высш. совершенства и имеющее право погрузиться в нирвану но отказывающееся от этого из...Атеистический словарь
  2. бодхисатвасанскр. букв. тот чья сущность знание согласно учению буддизма существо достигшее высш. совершенства и имеющее право погрузиться в нирвану но отказывающееся от этого и...Атеистический словарь II
  3. бодхисатваБОДХИСАТВА бодисатва санскр. тот чья сущность просветление по представлениям буддистов наставник ведущий людей попути внутр. совершенствования и тем приближающий их к ос...Большая советская энциклопедия
  4. бодхисатвабодисатва санскр. тот чья сущность просветление по представлениям буддистов наставник ведущий людей по пути внутреннего совершенствования и тем приближающий их к освобож...Большая Советская энциклопедия II
  5. бодхисатвасанскр. тот чья сущность знание существо достигшее совершенства и имеющее право погрузиться в нирвану но отказавшееся от этого ради помощи идущим по пути нравственного со...Большая энциклопедия по психиатрии
  6. бодхисатвабодисатва санскритское тот чья сущность просветлениев буддизме махаяны идеальное существо которое в отличие от архатахинаяны выступает прежде всего как наставник и обра...Большой энциклопедический словарь II
  7. бодхисатваБОДХИСАТВА бодисатва санскритское тот чья сущность просветление в буддизме махаяны идеальное существо которое в отличие от архата хинаяны выступает прежде всего как нас...Большой Энциклопедический словарь V
  8. бодхисатвабодхисаттва в будд. миф. человек или к.н. существо крый принял решение стать буддой. Побуждением к такому решению считают стремл. выйти из бесконечности перерождений са...Древний мир. Энциклопедический словарь
  9. бодхисатвабодхисаттва в будд. миф. человек или к.н. существо крый принял решение стать буддой. Побуждением к такому решению считают стремл. выйти из бесконечности перерождений са...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  10. бодхисатвав буддизме особенно в махаяне человек стремящийся к просветлению бодхи. Бодхисаттвой становится тот кто решил выйти из круга перерождений сансары и достичь состояния будд...Евразийская мудрость от А до Я
  11. бодхисатвабодисатва санскритское тот чья сущность просветление в буддизме махаяны идеальное существо наставник людей ведущий их по пути нравственного совершенствования к достижени...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  12. бодхисатваНачальная форма Бодхисатва слово обычно не имеет множественного числа единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  13. бодхисатваbodhisattva санскрит тот чья сущность просветление в буд. учении махаяна глубоко почитаемое идеальное существо земное и вместе с тем небесное. Земные Б. стремятся дост...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  14. бодхисатвабодхисатва бодхисатва ы м. в буддизме тот кто достиг духовного совершенства и ж. духовное совершенство...Орфографический словарь
  15. бодхисатваОрфографическая запись слова бодхисатва Ударение в слове бодхисатва Деление слова на слоги перенос слова бодхисатва Фонетическая транскрипция слова бодхисатва [батхсадв]...Полный фонетический разбор слов
  16. бодхисатвабодхисатва ы муж. в буддизме тот кто достиг духовного совершенстваem и жен. духовное совершенствоem Синонимы наставник святой ступень...Русский орфографический словарь
  17. бодхисатваpsСинонимы наставник святой ступень...Русско-китайский словарь
  18. бодхисатвабодхисатва ступень святой наставник Словарь русских синонимов. бодхисатва сущ. колво синонимов наставник святой ступень Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синон...Словарь синонимов II
  19. бодхисатвабодхисатва ступень святой наставник...Словарь синонимов
  20. бодхисатваБОДИСАТВАСинонимы наставник святой ступень...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  21. бодхисатваБОДХИСАТВА см. БОДИСАТВА...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  22. бодхисатваБодисатва санскр. тот чья сущность просветление по представлениям буддистов наставник ведущий живые существа к просветлению. Учение о Б. появилось в буддизме в начале н...Советская историческая энциклопедия
  23. бодхисатваБОДХИСАТВА бодисатва санскритское тот чья сущность просветление в буддизме махаяны идеальное существо которое в отличие от архата хинаяны выступает прежде всего как наст...Современный энциклопедический словарь
  24. бодхисатваУдарение в слове бодхисатваУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове бодхисатва...Ударение и правописание
  25. бодхисатваТихо Тис Твид Тахо Таиса Таис Сход Схват Стих Стах Стадо Став Соха Сода Сова Сито Сдоба Свод Свита Сваха Сват Сахиоб Сахиб Саха Сати Сад Сабо Сааб Охи Охват Оха Отбив Ота...Электронный словарь анаграмм русского языка