Энциклопедия мифологии

БАЛУ

БАЛУ

позднее Баал (общесемит. b'l, букв. «хозяин», «владыка»), Ваал (греч.), в западносемитской мифологии одно из наиболее употребительных прозвищ богов отдельных местностей и общих богов.
Наибольшим распространением пользовался культ Б. - бога бури, грома и молний, дождя и связанного с дождём плодородия [именовался также Баал-Хаддад, позднее Хаддад (hdd); ср. аккад.Адад].В Угарите этот бог - главный герой мифов [Алиййану-Б., Алиййан ('al'iyn), «силач»], ему посвящён мифологический цикл. Особый интерес угаритской традиции к нему объясняется, видимо, его ролью бога - покровителя Угарита.
Б. - сынИлуиАсират,но одновременно его называют сыном Дагана (см.Дагон; возможно, Илу считался отцом Б. как первопредок; по позднему финикийскому преданию, мать Б., одна из наложниц Урана, в данном случае соответствующего, очевидно, Илу, попала к Дагону, уже будучи беременной от Урана). Имеются упоминания о трёх дочерях Б., являющихся, одновременно, и его жёнами: Падарай [(pdry), очевидно, «жироносная», т. е. «питательница»], Талай [(tly), «росная», т. е. подательница росы] и Арцай [('ars), «земля», богиня земли, возможно, связанная с позднейшим Арцу (см. в ст.Бел) и, вероятно, соответствующая в теогонии Санхонйатона - Филона Гее, супруге Урана(Баалшамела?)].Сестра и возлюбленная Б. -Анат.
Б. именуется богатырём, сильнейшим из героев, скачущим на облаке, князем [Баал-Зебул (b'l zbl), отсюда библ.Вельзевул],возвышенным; известны его изображения в облике быка (символ плодородия) или воина, поражающего землю молнией-копьём. Он живёт на горе Цапану («северная», на иврите Цафон, античн. Касиус, соответствует современному Джебель ал-Акра) и является её владыкой (Баал-Цапани, b'l spn).
В борьбе богов младшего поколения за власть над миром и богами он фактический властелин вселенной, оттеснивший Илу на задний план.Владыка земли и плодородия, Б. вместе с Анат противостоит хтоническим и связанным с морской стихией разрушительным силам и предстаёт какумирающий и воскресающий бог.Главный враг Б. - бог смерти и подземного мираМуту.Согласно мифу, Муту, пожелавший отнять у Б. власть над миром и богами, требует, чтобы тот явился к нему на пир в подземное царство. Устрашённый, Б. оказывает Муту почтение и, по-видимому, является к нему, признавая, таким образом, его власть над собой; впоследствии Б. гибнет, по-видимому, убитый Муту. Илу, Анат и другие добрые боги оплакивают его; Анат с помощью богини солнцаШапашнаходит тело Б. и, совершив оплакивание, погребает его на горе Цапану. Анат обвиняет Асират в том, что та враждебна Б. По настоянию Асират Илу назначает владыкой боговАстара.Анат требует от Муту вернуть Б. и, получив отказ, уничтожает Муту, разрубает, сжигает, размалывает в муку его тело и рассеивает по полю. Б. воскресает и возвращает себе власть. Муту появляется на седьмой год после своей гибели и вновь борется с Б.; Шапаш угрожает Муту наказанием Илу; борьба заканчивается победой Б. Схватка между Б. и Муту постоянно возобновляется; гибель Б. приводит к увяданию и засухе, а его воскресение влечёт за собой расцвет в природе.
Б. борется и с богом морской стихии Йамму, который требует, чтобы Б. стал его рабом. Б. побеждает Йамму, используя в качестве оружия чудесные палицы, сделанныеКусар-и-Хусасом(в другом мифе победительницей Йамму выступает также Анат). Врагами Б. являются Латану(Левиафан)и другие хищные чудовища. Известен миф о создании для Б. дворца (символ власти и могущества): Анат с помощью Асират добивается разрешения Илу на постройку дворца, который строит на горе Цапану Кусар-и-Хусас, покрывая его золотом и серебром. При этом после долгих споров с Б. он делает во дворце окно (ср.: через окно в дом проникает смерть, Иерем. 9, 21).
Сказания о громовержце Б. известны и по хеттским источникам: согласно мифу, Асират (Ашерту) пытается соблазнить Б., он, по указанию Илу (Элькунирши), выполняет её желания и унижает её, между ними начинается вражда. В Египте Б. отождествлялся сСетом.В мифах, очевидно, палестинского происхождения, он снимает печать, наложенную Гором (Астаром?) на лоно Анат иАстарты; Раотдаёт их ему в жёны; рассказывалось о священном соитии Сета и Анат. По египетским источникам известен также палестинский миф о борьбе Сета и Йамму, посредницей в которой выступает Астарта; побеждает Сет.
Вероятно, Баал-Хаддад (Алиййану-Б.) тождествен более позднему (1-е тыс. до н. э.) финикийскому Баал-Аддиру [Аддир ('dr), «могучий»]. Почитание Хаддада было широко распространено в Сирии с конца 2-го тыс. до н. э.; его супругой считаласьАтаргатис.В эпоху эллинизма отождествлялся сЗевсом.
См. также статьиБаал-Хаммон,Баалшамем.
и. ш. Шифман.

(Источник: «Мифы народов мира».)

Балу, поражающий землю молнией.


Балу, поражающий землю молнией.
Стела.
Белый известняк.
Угарит.
Первая половина 2 тысячелетия до н. э.


Синонимы:
баал, божество, ваал


  1. балуБаал Ваал в зап.семит. миф. одно из наиболее употребит. прозвищ богов отдел. местностей и общих богов. Наибольшим распростр. пользовался культ Б. бога бури грома и молн...Древний мир. Энциклопедический словарь
  2. балуБалу позднее Баал Ваал в мифах западных семитов прозвище богов отдельных местностей и общих богов. Наибольшим распространением пользовался культ Балу бога бури грома и...Исторический словарь
  3. балукорень БАЛ окончание У Основа слова БАЛВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой БАЛ У Слово Балу содержит следующие морфемы или части пристав...Морфемный разбор слова по составу
  4. балуУчитель Маугли...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  5. балубалу сущ. колво синонимов баал божество ваал Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы баал божество ваал...Словарь синонимов II