Энциклопедия мифологии

АСУРЫ

АСУРЫ

(др.-инд. Asura, букв. «обладающий жизненной силой»), в ведийской и индуистской мифологии: 1) класс небесных персонажей, обладающий колдовской силоймайя.В «Ригведе» А. могут быть и боги[адитьи(прежде всего Варуна и Митра),Агни, Индраи др.], и (редко) небесные демоны - противники богов. Но уже в «Атхарваведе» под А. понимаются только демоны (изредка выступающие и как враги людей - АВ VIII 6, 5); ср. «Каушикасутра» (87, 16; 88, 1), тогда как боги называются исключительнодева(deva-); в упанишадах боги также - сура (sura-), откуда толкование имени А. как «не-боги» (а-сура). К этому времени окончательно складывается противопоставление А. богам. Вместе с тем уже в позднеиндийской литературе формируется представление об А. как высшем классе демонов, противостоящем богам.
Боги побеждают А. (РВ Х 157, 4); Агни обещает исполнить гимн, с помощью которого боги разобьют А. (X 53, 4); кБрихаспати.обращаются с мольбой сокрушить А. (II 30, 4); Индра побеждает тех или иных представителей асурского рода, прежде всегоВритру,асуру по преимуществу, Пипру (X 138, 3), Варчина (VII 99, 5; вместе сВишну),поэтому Индру (иногда и Агни, солнце) называют асурахан («убийца А.»). После гибели А. идут в царство Варуны. В эпоху брахман А., связанные с тьмой и ночью (Шат.-бр. II 4, 2, 5; Тайтт.-самх. I б, 9, 2), окончательно становятся врагами богов, и битвы между ними образуют большую часть сюжетов, в которых участвуют А.
В качестве создателя А. обычно называютПраджапати(или Брахму - в более поздних вариантах): А. возникли из его ожившего дыхания («Тайттирия-брахмана»; в другой версии этого же текста из брюшной полости); из нижнего дыхания («Шатапатха-брахмана»), из капель («Тайттирия-Араньяка»; вместе с другими видами демонов), из паха Брахмы-Праджапати (« Вишну-пурана», «Ваю-пурана») и т. д.Весь состав А. не поддаётся точному определению, но часто под А. понималидайтьев, данавови других потомковКашьяпы. СА. связан ряд мифологических сюжетов: А. рождены Брахмой, они - старшие братья богов, обладающие мудростью, мощью и майей; на небе у них было три града - железный, серебряный и золотой, а также грады в подземном царстве. Верховный жрец А. и их наставник - Ушанас, сын Бхригу; их царь - Хираньякашипу. А. возгордились, исполнились зла, и счастье отвернулось от них. Индра сокрушил их в битвах, аРудраиспепелил три града А. и низверг их с неба. Демон-вепрь Эмуша крадёт у богов зерно для жертвоприношения и собирается варить кашу, но Индра поражает демона, а Вишну уносит зерно из царства А. и возвращает его богам. Многочисленны войны богов с А.: Индра поражает А. Шамбару,Намучи,Пуломана и берёт дочь последнего Шачи в жёны; боги во главе с Индрой и Рудрой освобождаютТаруот Сомы, которому помогают А. во главе с Ушанасом; Индра поражает Вритру и т. п. А. вместе с богами участвуют в пахтанье океана; боги похищаютамриту(лишь асуру-демону Раху удаётся глотнуть её, и поэтому голова его становится бессмертной); А. вступают в бой, но Вишну и боги загоняют их под землю и на дно океана. Вишну в облике вепря поражает асуру Хираньякшу и утверждает землю посреди океана; асура Хираньякашипу заточает в темницу своего сынаПрохладу,почитавшего Вишну; Вишну в образе получеловека-полульва является царю А., поражает его и освобождает Прахладу; Вишну в облике карлика приходит к Бали-царю А. и помогает вернуть богам власть над вселенной, до того пребывавшую в руках А. Асуры участвуют и во многих других сюжетах (сказания оЯяти,оСунде
и его брате Упасунде, о Ваджранге и Тараке, о разрушении крепости асур Трипуры, оРаване,о том, какАгастьяпокарал Илвалу, царя А., и т. п.). Соотношение А. и дева находит параллель в др.-ираи. ahura-:daeva- с той разницей, что у иранцев слово ahura (см.Ахуры) обозначало богов, daeva (см.Дэвы) - демонов.
Лит.:Kuiper F. В. J., The Basic Concept of Vedic Religion, «History of Religions», 1975, v. 16, p. 107-20.
В. Н. Топоров.

2) В буддийской мифологии А. (санскр. и пали asura, «не бог») существа, образующие один из шести разделовсансары.А. жили когда-то как боги в небе Траястринса (см.Девалока), но были изгнаны главой этого неба Шакрой. А. обитают в основном в пещере горы Меру и ведут ожесточённые бои с богами, хотя всегда терпят поражение. Яблоком раздора между А. и богами является мифическое дерево Читтапатали, корни которого находятся во владениях А., но плоды созревают в небесах. В мифологии ваджраяны А. символизируют зависть.
л. М.

(Источник: «Мифы народов мира».)

  1. асурыв индуистской мифологии могучие соперники и враги боговнизвергнутые с неба и превратившиеся в демонов....Большой энциклопедический словарь II
  2. асурыАСУРЫ в индуистской мифологии могучие соперники и враги богов низвергнутые с неба и превратившиеся в демонов....Большой энциклопедический словарь III
  3. асурыАСУРЫ в индуистской мифологии могучие соперники и враги богов низвергнутые с неба и превратившиеся в демонов....Большой Энциклопедический словарь V
  4. асурысанскр. пали персонажи инд. мифологии вначале обитавшие на небесах и равные богам а потом изза постоянных конфликтов с богами низвергнутые на более низкие уровни Вселенн...Буддизм
  5. асуры. В вед. и индуист. миф. класс небесных персонажей обладающий колдовской силой майя. В Ригведеem А. могут быть и боги адитьи прежде всего Варуна и Митра Агни Индра и др...Древний мир. Энциклопедический словарь
  6. асурыВ вед. и индуист. миф. класс небесных персонажей обладающий колдовской силой майя. В Ригведе А. могут быть и боги адитьи прежде всего Варуна и Митра Агни Индра и др. и ...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  7. асурысамоназвание асура асур народность общей численностью тыс. чел. проживающий на территории Индии. Язык асури. Религиозная принадлежность верующих традиционные верования...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  8. асурыв ведийской и индуистской мифологии класс демонов...Краткий справочник мифологических терминов
  9. асурыАсуры др.инд. . обладающие жизненной силой древние обитатели неба предшествовавшие индуистским и ведийским богам. Свергнутые и превратившиеся в демонов выступают проти...Мифологический словарь
  10. асурыасуры асуры асур ед. асура ы м. мифол....Орфографический словарь
  11. асурыф.п. асуралар...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  12. асурыОрфографическая запись слова асуры Ударение в слове асуры Деление слова на слоги перенос слова асуры Фонетическая транскрипция слова асуры [аср] Характеристика всех звук...Полный фонетический разбор слов
  13. асурыСанскр. Экзотерически элементалы и злые боги считаются вредоносными демоны и не боги. Но эзотерически противоположное. Ибо в самых древних частях Риг Веды этот термин ...Религиозные термины
  14. асурыасуры асур ед. ч. асура ы муж. мифол.em...Русский орфографический словарь
  15. асурыасуралар...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  16. асурыв индуистской мифологии могучие соперники богов низвергнутые с неба и превратившиеся в демонов....Словарь исторических терминов
  17. асурыАСУРЫ самоназвание асура асур народность общей численностью тыс. чел. проживающий на территории Индии. Язык асури. Религиозная принадлежность верующих традиционные вер...Современная энциклопедия
  18. асурыАСУРЫ в индуистской мифологии могучие соперники и враги богов низвергнутые с неба и превратившиеся в демонов....Современный энциклопедический словарь
  19. асурыв индийской мифологии демоны см. Бесы Демоны....Сонник Странника
  20. асурыУдарение в слове асурыУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове асуры...Ударение и правописание
  21. асурыАСУРЫ в индуистской мифологии могучие соперники и враги богов низвергнутые с неба и превратившиеся в демонов....Энциклопедический словарь естествознания