Энциклопедия мифологии

АДИТЬИ

АДИТЬИ

(др.-инд. Âdityâs/as/), в древнеиндийской мифологии особая группа небесных богов, сыновейАдити.[в Атхарваведе» (IX 1, 4) мать А. золотоцветная Мадхукаша]. В «Ригведе» им посвящено целиком шесть гимнов. Число А. в ранних текстах обычно семь (РВ IX 114, 3 и др.), хотя в гимне II «Ригведы» (27, 1) их шесть: Митра, Арьяман, Бхага, Варуна, Дакша, Анша. В Х гимне «Ригведы» (72,8) - восемь: с семерыми Адити пошла к богам, а восьмого - Мартанду (см.Вивасват) отвергла; ср. «Атхарваведу» (VIII 9, 21) и «Тайттирия-брахману» (I 1, 9, 1), где А. перечисляются: Митра, Варуна, Арьяман, Анша, Бхага, Дхатар, Индра, Вивасват; в «Шатапатха-брахмане» наряду с восьмерыми А.упоминаются и двенадцать А. (VI I, 2, 8; XI б, 3, 8). Несколько раз в качестве А. упоминается Сурья. В VIII гимне к А. в «Ригведе (18, 3) среди других А. присутствует и Санитар. В «Атхарваведе» солнце и луна - А. (VIII 2, 15), солнце - сын Адити (XIII 2, 9, 37), Вишну перечисляется в ряду других А. (XI 6, 2). Однажды в «Ригведе» (VII 85, 4) Индра как А. образует пару с Варуной.
А. обнаруживают связь с солярными божествами (А. и солнце, РВ VII 60, 4; А. призываются при восходе солнца, VII 66, 12; более близкая связь отдельных А. с солнцем, напр. Митры); ср. эпитеты А. - «золотой», «блестящий», «далековидящий», «многоглазый», «бессонный» и т. п. Космологические функции А. - удерживание трёх земель и трёх небес (РВ II 27, 8-9; V 29, 1 и др.); всего, что покоится и движется (II 27, 3-4); А. видят всё насквозь; они хранители вселенной (VII 51, 2). А. наполняют воздушное пространство (X 65, 1-2). Они обладают небесной силой и именуются всевладыками, царями, повелителями неба. К людям они благосклонны и милосердны (I 106, 1 и др.); они предохраняют от всего злого, помогают при опасности, в нужде, наказывают и прощают грехи, предоставляют убежище, награждают благочестивых, дают долгую жизнь. А. - хранителириты(РВ VI 51, 3) и враги лжи (II 27, 2, 9; VIII 19, 34 и др.). Для ведийского периода характерно также указание на поэтическую функцию А. (VII 66, 12), на их молодость («юные всевладыки»), асурские качества (см.Асуры), на их связь с Индрой, Сомой, Агни. В гимнах и упанишадах иногда обращаются одновременно к А.,руд-рам, васуи др.

В послеведийский период число А. достигает двенадцати. Они толкуются как солнечные боги и соотносятся с двенадцатью месяцами (ср. связь семи А. с днями недельного цикла). Следы индивидуализации внутри группы А. отходят на задний план, и А. начинают выступать как групповое божество по преимуществу с классифицирующей функцией. Этому не препятствует складывающееся представление о Вишну как величайшем из А.
Сам класс А. (как и их мать Адити) и составляющие его божества обозначаются именами с абстрактным значением. По мнению немецкого учёного П. Тиме, в ведах А. - отвлечённые понятия, выступающие как мифологические классификаторы. Имя А. и прежде всего их матери выглядит как поздняя замена старого названия. Вероятно, мотив Адити и семи сыновей продолжает схему основного мифа: громовержец и разъединённая с ним его супруга, рождающая семерых сыновей, последний из которых особо выделен. Учитывая бесспорные древне-иранские соответствия именам и образам некоторых из А., приходится формирование семичленной группы абстрактных божеств отнести к индоиранскому периоду, ср.Амеша Спентадревнеиранского пантеона.
Лит.см. при статьеАдитья.
В. Н. Топоров.

(Источник: «Мифы народов мира».)

  1. адитьив др.инд. миф. особая группа небесных богов сыновей Адити Митра Варуна Арьяман Анша Бхага Дхатар Индра Вивасват....Древний мир. Энциклопедический словарь
  2. адитьив древнеиндийской мифологии дети Адити группа небесных богов Митра Арьяман Бхага Варуна Дхатар Индра Вивасват Сурья...Краткий справочник мифологических терминов
  3. адитьиАдитьи др.инд. группа небесных богов сыновей Адити. В ранних текстах Ригведы их шесть Митра Арьяман Бхага Варуна Дакша Анша. В более поздних текстах их число меняется от...Мифологический словарь
  4. адитьиСанскр. Семеро сыновей Адити семеро планетарных богов.Источник Теософский словарь...Религиозные термины