Энциклопедия легковых автомобилей 20-го века

ПОНТИАК

(PONTIAC) Понтиак, США, 1926-

Фирма по производству конных колясок "Понтиак Багги Компани" (Pontiac Buggy Company) была основана в 1893 году Эдуардом М. Мэрфи (Edward M. Murfy) в городе Понтиак, штат Мичиган. С 1907 года она выпускала легковые автомобили "Окленд" (Oakland), а первые машины марки "Понтиак" появились лишь на Нью-Йоркском автосалоне в 1926 году. На их фирменной эмблеме под изображением индейца стояла хвастливая надпись: "Chief of the Sixes" ("Король шестерок"), что вполне соответствовало истине. "Понтиаки" с 6-цилиндровым мотором рабочим объемом 3065 см3оказались настолько удачными, что в 1932 году производство однотипных и более дорогих моделей "Окленд" пришлось прекратить.

В 1930 году первый 6-цилиндровый двигатель с боковыми клапанами заменили новым верхнеклапанным рабочим объемом 3277 см3. С 1932 года последнюю модель "Окленд" с мотором V8 рабочим объемом 4104 см3стали предлагать уже под маркой "Понтиак". В том же году представили модель с рядным 8-цилиндровым двигателем в 3654 см3по низкой цене - менее 600 долларов. Благодаря высокому спросу они заметно потеснили 6-цилиндровые модели, а "Понтиак" по объему производства автомобилей заняла пятое место. В 1933 году по распоряжению нового генерального директора Гарри Дж. Клингера (Harry J. Klinger) был начат выпуск обновленных моделей с 6-цилиндровыми моторами. Особенностями автомобилей "Понтиак" тех лет были передняя независимая подвеска и хорошо продуманная система вентиляции салона, не вызывающая сквозняков. В 1935 году представили элегантный "Сильвер Стрик" (Silver Streak), пользовавшийся таким спросом, что до 1941 года он выпускался с минимальными изменениями. В том же году появилась новая серия "Торпедо" (Torpedo), самые комфортабельные модели которой "Стримлайнер" (Streamliner) и "Чифтен Стримлайнер" (Chieftain Streamliner) пo окончании второй мировой войны вновь были запущены в производство.

В 1949 году на "Стримлайнере" стали устанавливать кузов с плавно спадающей крышей до самой крышки багажника, названный фастбэк (fastback). Выпускавшиеся в то время в Канаде автомобили "Понтиак" были на самом деле копиями моделей "Шевроле" (Chevrolet). В 1950 году "Понтиак" стала продавать модель "Каталина" (Catalina), на которой 2 года спустя установили автоматическую коробку передач "Хайдрамэтик" (Hydramatic). В 1953 году "Понтиак" представила свои первые машины с кузовами хардтоп, у которых боковые стойки опускались вместе со стеклами дверей. В том же году появилось рулевое управление с гидроусилителем. С 1955 года устаревший 8-цилиндровый нижнеклапанный двигатель был заменен новым верхнеклапанным агрегатом V8 рабочим объемом 4703 см3. Чтобы придать автомобилям более динамичный облик, новый 43-летний генеральный директор Банки Кнудсен (Bunkie Knudsen) решил начать производство автомобиля "Сафари-3700" (Safari) и 5-дверного универсала "Стейшн Вэгон" (Station Wagon) спортивного стиля. По его инициативе "Понтиак" в 1958 году начала опытное производство двигателя с механической системой впрыска топлива. В 1959 году "Понтиак", вслед за остальными отделениями концерна "Дженерал Моторс" (General Motors), оснастила свои модели новыми, более широкими и стальными кузовами с модными в то время задними стабил изаторами.

Спустя 2 года в продажу поступил относительно компактный "Темпест" (Tempest) с несущим кузовом и оригинальной схемой трансмиссии "трансэксл" (transaxle), где коробка передач блокировалась с картером главной передачи задних ведущих колес. Однако независимая подвеска задних колес "Темпеста" оказалась неудачной, и в 1964 году ее заменили обычной цельной балкой заднего моста.

Производственная программа моделей "Понтиак", которые по своему корпоративному статусу находились между "Шевроле" (Chevrolet] и "Олдсмобил" (Oldsmobile), в 1965 году включала 8 семейств моделей. Это были среднеразмерные автомобили "Темнеет", "Темнеет Кастам" (Custom), "Темнеет Ле Ман" (Le Mans) и "Темнеет GTO". Полноразмерные модели "Понтиак" включали семейства "Каталина", "Стар Чиф" (Star Chief), "Бонневиль" (Bonneville) и "Гран При" (Grand Prix). Покупателю предлагались 12 двигателей мощностью от 142 до 380 л.с., а также механические и автоматические коробки передач. Осенью 1965-го модели "СТО" выделились в отдельную серию, получив в качестве стандартного мотора 6,4-литровую "восьмерку" в 335 л.с.

В 1967-м появилась вторая спортивная модель "Файрберд" (Firebird), однотипная с "Шевроле Камаро" (Camaro). Обе они составляли конкуренцию бестселлеру тех лет, автомобилю "Форд Мустанг" (Ford Mustang). В базовом варианте "Файрберд" оснащался 6-цилиндровым двигателем, а в комплектациях "Формула" (Formula) и "Транс Ам" (Trans Am) - мотором V8.

В 1971-м появилась компактная модель "Вентура" (Ventura), а через год - мощный "Гранд AM" (Grand Am) с двигателем V8 рабочим объемом 6,56 л.

С 1974 года все модели "Понтиак" получили передние дисковые тормоза. Топливный кризис 70-х годов, введение жестких нормативов на токсичность отработавших газов, повышенное налогообложение автомобилей с плохой топливной экономичностью коренным образом изменили типаж и структуру американских легковых автомобилей. Уже в начале 80-х годов производственная программа "Понтиак" включала автомобили разных классов - от малогабаритной машины серии "1000" с 1,8-литровым дизелем фирмы "Исудзу" (Isuzu) мощностью всего 52 л.с. до большого седана классической компоновки "Паризьен" (Parisienne) с 5-литровым мотором V8 в 152 л.с.

В 90-х годах произошел полный переход на новые модели переднеприводной компоновки. В 1997 году покупателям предлагались небольшие "Санфайр" (Sunfire) и "Гранд Ам", которые впервые увидели свет соответственно в 1995 и 1996 годах. Они оснащаются 4- и 6-цилиндровыми моторами рабочим объемом 2,2-3,1 л мощностью 122-162 л.с. Более просторные и мощные "Гран При" и "Бонневиль" приводятся силовыми агрегатами только с 3,1-3,8-литровыми двигателями V6 мощностью 162-243 л.с. (последний - с объемным нагнетателем). Для спортивных автомобилей "Файберд"сохранена классическая компоновка с задними ведущими колесами. Последнее поколение "огненных птиц" выпускается с 1992 года. В базовом исполнении машины оборудуются 3,8-литровыми моторами V6 в 202 л.с. Исполнение "Транс Ам" 1998 года имеет двигатель V8 в 5665 см3мощностью 309 л.с. и в варианте с 6-ступенчатой механической коробкой передач развивает скорость 256 км/ч. Время разгона с места до 96 км/ч составляет 5,3 с.

Однообъемный универсал повышенной вместимости (УПВ) "Понтиак Транс Спорт" (Trans Sport), представленный в 1989 году, привлек к себе большое внимание благодаря необычной форме кузова. В 1996 году появилось второе поколение этих машин с более заурядной внешностью и новым 3,4-литровым мотором V6 мощностью 182 л.с.


Понтиак Сильвер Стрик

Представленный в 1935 году "Сильвер Стрик" имел решетку радиатора, которая напоминала маску фехтовальщика. Это был первый "Понтиак" с передней независимой подвеской, оборудованный 6- и 8-цилиндровыми двигателями. Его мотор крепился на раме с эластичными подушками, снижавшими передачу вибраций на раму и кузов. "Сильвер Стрик" оказался настолько удачным, что в 1935-1936 годах для расширения его выпуска было создано дополнительное сборочное производство.

Понтиак Сильвер Стрик

Понтиак Сильвер Стрик (1935)
Двигатель:рядный 8-цилиндровый нижнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня:82,6 х 88,9 мм
Рабочий объем:3801 см3
Мощность:85 л.с.
Коробка передач:механическая 3-ступенчатая
Рама:лонжеронная
Подвеска:передняя независимая рычажно-пружинная, цельная балка заднего моста на полуэллиптических рессорах
Тормоза:барабанные всех колес
Кузов:купе, седан
Максимальная скорость:130 км/ч

Понтиак GТО

Эта модель поступила на рынок в начале 1964 года. Аббревиатура "GTO" (Grand Turismo Omologata) заимствована у одной из спортивных моделей "Феррари" (Ferrari). Первоначально "GTO" являлся специальным вариантом автомобиля "Темпест Ле Ман". С 1966 модельного года он "получил самостоятельность". Благодаря хорошим скоростным качествам и умеренной цене автомобиль пользовался заслуженной популярностью у покупателей: только в 1966 году было продано 95 тысяч "GTO". Однако модель имела характерные недостатки, присущие типичной ходовой части стандартного американского легкового автомобиля тех лет, - посредственную управляемость и недостаточно эффективные тормоза, не соответствующие применению мощных моторов. Первые варианты "GTO" оборудовали самым большим двигателем "Понтиак" V8 рабочим объемом 6374 см3, развивавшим 335 и 360 л.с. в зависимости от применяемых карбюраторов. Появился новый мотор в 6555 см3, мощностью 335 л.с. в базовой комплектации.

Понтиак GТО

Понтиак GTO (1967)
Двигатель:V8 верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня:104,65 х 95,25 мм
Рабочий объем:6555 см3
Мощность:335 л.с. при 5000 об/мин
Коробка передач:механическая 3-ступенчатая
Рама:из лонжеронов коробчатого сечения
Подвеска:передняя независимая рычажно-пружинная, цельная балка заднего моста на продольных рессорах
Тормоза:барабанные всех колес
Кузов:кабриолет, 2-дверный седан
Максимальная скорость:210 км/ч

Понтиак Файрберд Транс Ам

Первая спортивная модель "Файрберд" появилась в 1967 году. Она являлась двойником "Шевроле Камаро" (Chevrolet Camaro). С их помощью концерн "Дженерал Моторс" пытался удовлетворить огромный спрос на дешевые автомобили спортивного типа.

Второе поколение "Файрберд" увидело свет в начале 1970 года. От предыдущего семейства новые машины отличались более удлиненным 4-местным 2-дверным кузовом хардтоп и измененной подвеской, рассчитанной на скоростную езду. Например, по заказу машина оснащалась передними и задними стабилизаторами поперечной устойчивости. Передние колеса были оборудованы дисковыми тормозами.

В стандартную силовую установку входили рядный 6-цилиндровый 4,1-литровый двигатель мощностью 155 л.с. и 3-ступенчатая механическая коробка передач. Комплектация "Эсприт" (Esprit) оснащалась мотором V8. С механической коробкой передач предлагался 5,7-литровый агрегат в 255 л.с., а с автоматической - 6,55-литровый в 265 л.с. Скоростные "Формула-400" (Formula) и "Транс Ам" (Trans Am) оборудовались форсированными 6,55-литровыми двигателями в 330 и 345 л.с. В 1971-м "Дженерал Моторс" изменил способ определения мощности двигателей. Раньше она указывалась в "брутто" (мотор на стенде без глушителя, вентилятора и др.), теперь приводилась мощность двигателя в полной комплектации, т.е. в состоянии "нетто". В результате численные значения мощности резко упали. Например, мощность моторов "Файрберд" в 255 л.с. "брутто" стала соответствовать 170 л.с. "нетто", а самый мощный вариант в 345 л.с. "брутто" оказался 250-сильным "нетто".

В 1973-м появилась комплектация "Транс Ам", оснащенная 7,5-литровым форсированным мотором V8 типа "SD-455", развивавшим 314 л.с. "нетто" при 4000 об/мин. В комплектации с автоматической 3-ступенчатой коробкой передач автомобиль массой 1750 кг обладал хорошей приемистостью - время разгона с места до 96 км/ч составляло 5,4 с, а до 160 км/ч он разгонялся за 12,8 с. Максимальная скорость 212 км/ч достигалась с передаточным числом главной передачи 3,42 и была ограничена предельно допустимой частотой вращения коленчатого вала двигателя в 5700 об/мин. Эксплуатационный расход топлива автомобиля "Понтиак Файрберд Транс Ам" составлял 20-24 л/100 км.

Понтиак Файрберд Транс Ам

Понтиак Файрберд Транс Ам (1973)
Двигатель:V8 верхнеклапанный карбюраторный
Диаметр цилиндра и ход поршня:105,4 х 106,93 мм
Рабочий объем:7464 см3
Мощность:314 л.с. при 4000 об/мин
Коробка передач:автоматическая 3-ступенчатая или механическая 4-ступенчатая
Рама:лонжеронная
Подвеска:передняя независимая рычажно-пружинная, цельная балка заднего моста на продольных рессорах
Тормоза:передние дисковые, задние барабанные
Кузов:2-дверный хардтоп
Максимальная скорость:212 км/ч

Понтиак Фиеро

В конце 1978 года руководство концерна "Дженерал Моторс" приняло решение о разработке серии двухместных "персонифицированных" спортивных автомобилей на шасси типа "Р". На них впервые применили компоновкус центральным расположением двигателя и коробки передач в одном блоке. С осени 1983 года началось производство двухместного спортивного купе "Фиеро" (Fiero), ставшего первым американским серийным автомобилем с кузовом, собранным из пластмассовых панелей на стальном каркасе. Подобный способ позволял легко изменять форму кузова путем установки различных по форме пластмассовых деталей. Поначалу "Фиеро" оснащался силовым агрегатом, состоящим из 4-цилиндрового 2,5-литрового двигателя мощностью 93 л.с. и механической 4-ступенчатой или автоматической 3-ступенчатой коробкой передач. Машина отличалась неплохими динамическими качествами и очень хорошей топливной экономичностью. Несмотря на то, что американские журналисты присудили "Фиеро" титул "Лучшего автомобиля США 1984года", спрос на него оказался невысоким, и через пять лет он был снят с производства.

Понтиак Фиеро

Понтиак Фиеро (1984)
Двигатель:рядный 4-цилиндровый верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня:101,6x76,2 мм
Рабочий объем:2471 см3
Мощность:93 л.с.
Коробка передач:механическая 4-ступенчатая или автоматическая 3-ступенчатая
Рама:стальная платформа, склеенная при помощи полиэфирных смол
Подвеска:независимая рычажно-пружинная всех колес
Тормоза:дисковые всех колес
Кузов:2-местное купе
Максимальная скорость:156 км/ч

Понтиак Бонневилль

Модель "Понтиак Бонневилль" (Bonneville) существует уже четыре десятилетия и остается одной из наиболее солидных и просторных среди машин отделения "Понтиак". История последней современной переднеприводной модели началась осенью 1986 года. Она была унифицирована по кузову и шасси с однотипными "Бьюик Ле Сейбр" (BuickLe Sabre) и "Олдсмобил 88" (Oldsmobile). С тех пор почти каждый год "Бонневиль" подвергался модернизации, а в 1991 году получил новый кузов длиной 5,13 м. Силовой агрегат модели 1995 года состоял из 3,8-литрового двигателя V6 и автоматической гидромеханической 4-ступенчатой коробки передач. Стандартный вариант мотора развивал 208, а с объемным клапанным нагнетателем - 243 л.с. Уровень комфорта модели "Бонневилль" соответствует принятым в США нормам для автомобилей такого класса. При собственной массе машины около 1650 кг с двигателем мощностью 243 л.с. время разгона с места до 96 км/ч составляет только 7,1 с, а максимальная скорость ограничена 202 км/ч.

Понтиак Бонневилль

Понтиак Бонневилль-SSEi (1995)
Двигатель:V6 с объемным нагнетателем
Диаметр цилиндра и ход поршня:96,5 х 86,4 мм
Рабочий объем:3791 см3
Мощность:243 л.с. при 5200 об/мин
Коробка передач:автоматическая 4-ступенчатая
Подвеска:независимая рычажно-пружинная всех колес
Тормоза:передние дисковые, задние барабанные с АБС
Кузов:4-дверный 5-местный седан
Максимальная скорость:ограничена до 202 км/ч

Понтиак Транс Спорт

Однообъемный универсал повышенной вместимости (УПВ) "Транс Спорт" (Trans Sport) с трансформируемым 7-местным салоном впервые появился в 1989 году. Он имел достаточно смелую и революционную конструкцию. Его кузов уникальной по тем временам формы представлял собой стальной несущий каркас, облицованный стеклопластиковыми панелями. Характерной особенностью машины были затемненные стекла с металлизированным напылением, отражающие солнечные лучи и, тем самым, способствующие понижению температуры в салоне на 6-8 градусов при солнечной погоде. Поперечно расположенный силовой агрегат поначалу включал 3,1-литровый двигатель V6 мощностью 122 л.с. и автоматическую 3-ступенчатую коробку передач.

В 1997-м появилось второе поколение этих УПВ. На этот раз более просторный кузов выполнили в традиционном стиле. Он стал цельнометаллическим несущим с подрамниками на резиновых подушках. Кроме этого аналогичную конструкцию получили и другие однотипные модели "Дженерал Моторс" - "Шевроле Вентур" (Chevrolet Venture), "Олдс мобил Силуэт" (Oldsmobile Silhouette) и "Опель/Воксхолл Синтра" (Opel/Vauxhall Sintra). Последняя пока собирается в США и оснащается иными силовыми агрегатами.

Новый УПВ можно заказать с разными вариантами колесной базы (2845 и 3045 мм). В его салоне устанавливаются комфортабельные трансформируемые кресла, система кондиционирования воздуха и другое оборудование. Силовой агрегат включает двигатель V6 рабочим объемом 3,35 л мощностью 182 л.с. и автоматическую 4-ступенчатую коробку передач. Европейская комплектация "Шевроле Транс Спорт" имеет более мощный двигатель (186 л.с.). Разгон с места до 100 км/ч осуществляется за 11,2 с.

Понтиак Транс Спорт

Понтиак Транс Спорт (1997)
Двигатель:V6 с системой впрыска и электронным управлением
Диаметр цилиндра и ход поршня:92,0 х 84,0 мм
Рабочий объем:3350 см3
Мощность:182 л.с. при 5200 об/мин
Коробка передач:автоматическая 4-ступенчатая
Подвеска:независимая, передняя типа "МакФерсон", задняя пружинно-торсионная
Тормоза:передние дисковые, задние барабанные
Кузов:5-дверный 7-8-местный
Максимальная скорость:180 км/ч

  1. понтиакPontiac марка автомобиля США. EdwART.Словарь автомобильного жаргона Синонимы автомобиль...Автомобильный словарь
  2. понтиакПОНТИАК Pontiac город на С. США в шт. Мичиган. Сев.зап. пром. пригород Детройта. тыс. жит. . Значит. центр автомоб. промсти зды Дженерал моторе корпорейшен Произво авточ...Большая советская энциклопедия
  3. понтиакПОНТИАК Pontiac ок. вождь индейского племени оттава из группы алгонкинов в Сев. Америке. В х гг. в. возглавил подготовку восстания индейских племн против англ. колониза...Большая советская энциклопедия
  4. понтиакPontiac ок. вождь индейского племени оттава в егг. возглавил борьбу северных индейских племен против английскихколонизаторов....Большой энциклопедический словарь II
  5. понтиакПонтиак город в штате Мичиган США. Назван в честь вождя индейского племени оттава Понтиака ок. dd Географические названия мира Топонимический словарь. М АСТ.Поспелов Е...Географическая энциклопедия
  6. понтиакНачальная форма Понтиак неизменяемое женский род одушевленное фамилия...Морфологический разбор существительных
  7. понтиакПонтиак Pontiac ок. глава племенного союза североамер. индейцев вождь племени оттавов многолетний союзник французов. После поражения французов в г. и захвата англичанам...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  8. понтиакпонтиак понтиак а автомобиль...Орфографический словарь
  9. понтиакu мu автомобиль автомобиль...Орфографический словарь русского языка
  10. понтиакОрфографическая запись слова понтиак Ударение в слове понтиак Деление слова на слоги перенос слова понтиак Фонетическая транскрипция слова понтиак [пантак] Характеристик...Полный фонетический разбор слов
  11. понтиакпонтиак а автомобильem Синонимы автомобиль...Русский орфографический словарь
  12. понтиакпонтиак сущ. колво синонимов автомобиль Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы автомобиль...Словарь синонимов II
  13. понтиакПОНТИАК Pontiac ок . вождь индейского племени оттава в е гг. возглавил борьбу северных индейских племен против английских колонизаторов....Современный энциклопедический словарь
  14. понтиакPontiac промышленный город в юговост. Мичигане США на р.Клинтон жителей . На его месте когдато находилась летняя стоянка Понтиака вождя индейского племени оттава. Город...Страны и города мира. Словарь
  15. понтиакПонтиак марка автомобилей производимых концерном General Motors и продаваемых в США и Канаде с г. до сих пор. Название по имени Понтиака. Понтиак Pontiac ок. вождь ин...Судьба эпонимов. Словарь-справочник
  16. понтиакУдарение в слове понтиакУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове понтиак...Ударение и правописание
  17. понтиакПока Питон Пион Пинта Пинок Пино Пинк Пикт Пико Пикан Пик Пиано Пиан Патон Патио Пат Панк Пани Пан Пакт Паки Пак Оптик Опт Опиат Опанк Опак Опа Октан Окат Окапи Ока Нто Н...Электронный словарь анаграмм русского языка