Энциклопедия Культурология XX век

ЭЙКЕН

ЭЙКЕН (Eucken) Рудольф (1846-1926) — нем. философ; изучал классич. филологию и др. историю в Гёттингене, дис. — "De Aristoteles dicendi ratione" (О методе исследования Аристотеля). В 1886 слушал лекции Тренделенбурга в Берлине, 1867-71 учитель гимназии в Хузуме, Берлине и Франкфурте. В 1871 приглашен орд. проф. в Базель. В 1874-1920 орд. проф. в Йене. В 1908 получил Нобелевскую премию по лит-ре. В 1912 читал по обмену лекции в США. С 1920, уйдя в отставку, жил лит. трудом. В 1922 выпустил совместно с китайцем Карсун Чангом кн. "Проблемы жизни в Китае и в Европе" — один из первых опытов компаративистской философии. После его смерти в Йене был создан "Эйкеновский союз" и организован "Дом Рудольфа Эйкена".
Философия Э. прошла два этапа формирования. Ученик Г. Тейхмюллера, он воспринял от него новое понимание истории философии как истории понятий и протестантскую традицию изучения Аристотеля и аристотеликов. С к. 1880-х гг. он обращается к свободному философствованию, назвав его "новым идеализмом" и творч. активизмом, чтобы противопоставить господствующим неокантианским направлениям.
Осн. интуиция Э., все более проявляющая себя от книги к книге — переживание духовного кризиса совр. культуры, когда все прежние жизненные связи и ориентированные на них цели полностью пошатнулись. "Человечество — не все в отдельности, но гл. движители его обществ, жизни — потеряло, в первую очередь, веру в Бога, затем в разум, пребывающий в мире, начало терять веру в себя самого, как в последнее основание; в конечном счете жизнь обрела для него полную внутреннюю пустоту и бессмысленность".
Причину кризиса Э. видит в отсутствии гармонии между миром и человеком, связанной с характерными процессами, реально возникающими в истор. действительности, к-рые стремятся обнять все существование и вознести на высшую ступень все непосредственно данное, с т.н. "синтагмами". Ныне действуют две борющиеся синтагмы — натуралистически-механическая и интеллектуалистически-ноэматическая (натурализм и интеллектуализм). Первую надо выводить из механического понимания природы, вторую — из спекулятивной концепции познават. процесса как процесса типического. Совр. культура тесно связана с техникой и все более подчиняет силы природы нашим целям, что облегчает нашу жизнь и делает ее приятной и беззаботной. Основой жизни становятся хоз. и материальные интересы. Однако, новоевроп. обращение к видимому миру делает положение человека в нем неустойчивым. В таком мире отсутствует забота о человеке; сокровища его деятельности, хороши они или дурны, здесь не имеют никакой ценности. В этой связи жизнь человечества представляет собой эпизод лишенного остановки и смысла мирового процесса, в к-ром теряется единичный человек, как и человечество в целом.
Избавление от кризиса возможно через возвращение человека из мира и об-ва к самому себе, он должен создать внутр. жизнь из собств. духовного наследия. Понятие сверхприродной духовной жизни — центральное в философии Э. Проявляется она как действие духовных сил и, как и у Фихте, есть подлинная действительность; природа же эфемерна. Э. везде говорит лишь о культурном процессе, духовной работе и духовной жизни. Но нынешнее противоречие состоит в том, что преобладающее, сопряженное с мировидением, жизненное состояние не оставляет никакого места самостоят. внутр. жизни и внутр. миру. Чтобы спасти свою человечность, люди должны преодолеть противоречие: слепую фактичность, сцепленность и ограниченность природы; недостаточность и ущербность человеч. души, противоречивость, порожденную самим осуществлением духовной жизни на земле.
Духовная жизнь у Э. образует новую действительность покоющейся в себе внутр. жизни, поэтому с вхождением в духовную жизнь начинается новый род истории, истории в собственно человеч. смысле. Как подлинная духовная жизнь в своем корне этична, так и история начинает проникаться этич. элементом. Ведь активность эта направлена не на дело индивидуума, а на "сущностное единение в совместной жизни и творчестве", на "совместную субстанциальную работу" и такая работа становится сущностной при действии субстанциального единства. Духовная жизнь не непосредственно деятельна в нашем сознании, она не столько "дана" сколько "задана", является целью, признаваемой и принимаемой нами. Духовная жизнь у Э. нечто большее, чем индивидуальная трансформация души, она стремится уподобиться божеств. Абсолюту — именно в Боге духовная жизнь, возвышаясь над ограниченностью человека и мира опыта достигает полного в себе и для себя бытия. Утверждение идеи Бога означает признание безосновной глубины действительности, в к-рой человек в своей высшей жизни принимает участие. Совместное деланье духовной жизни, выявление содержания духовных движений называется у Э. "ноологич. методом", и сознательно противопоставляется им психологическому. Это метод включения частного в целое духовной жизни. Обосновывается он учением о предметности сознания, заимствованным у Ф. Брентано. Тем самым в нашей психической жизни открывается устойчивый и неизменный мир идей.
Соч.: Die Einheit des Geisteslebens in Bewusstsein und Tat der Menschheit. Lpz., 1888; Der Kampfum einengeistigen Lebensinhalt. Lpz., 1896; Die geistigen Forderungen
der Gegenwart. В., 1918; Mensch und Welt. Lpz., 1923; Философия истории // Философия в систематическом изложении. СПб., 1909; Осн. проблемы совр. философии религии. СПб., 1909; Смысл и ценность жизни. X.,1911.
А. Г. Вашестов


  1. эйкенОйкен Eucken Вальтер немецкий экономист. Теоретикнеолиберализма выступал за необходимость сочетания государственногорегулирования экономики с принципами свободной конку...Большой энциклопедический словарь II
  2. эйкенЭЙКЕН Aiken Конрад американский писатель. Роман Большой круг привлек внимание З. Фрейда. Лирика книга Собрание стихотворений ....Современный энциклопедический словарь
  3. эйкенЭЙКЕН Рудольф немецкий философ последователь И. Г. Фихте пытался возродить метафизику духа. Нобелевская премия по литературе ....Современный энциклопедический словарь
  4. эйкенЭЙКЕН Ойкен Eucken Вальтер немецкий экономист. Теоретик неолиберализма выступал за необходимость сочетания государственного регулирования экономики с принципами свободно...Современный энциклопедический словарь
  5. эйкенЭЙКЕН EuckenРудольф род. янв. Аурих Восточная Фрисландия ум. сент. Йена нем. философ профессор с . Проповедовал новый идеализм идеалистический активизм состоящий в ...Философская энциклопедия
  6. эйкенЭЙКЕН Euckenem Рудольф нем. философ изучал классич. филологию и др. историю в Гттингене дис. De Aristoteles dicendi ratione О методе исследования Аристотеляem. В слуш...Энциклопедия культурологии