Энциклопедия Культурология XX век

УХТОМСКИЙ

УХТОМСКИЙ Алексей Алексеевич (1875-1942) -физиолог, учение к-рого о доминанте имеет помимо естественнонаучного также философско-культурологич., религиозно-нравств. и иск-ведч. аспекты. В 1894 окончил Нижегородскую военную гимназию, учился в Моск. духовной академии; в 1899 поступил в С.-Петербург. ун-т.
Концепция доминанты в ее гуманитарном аспекте — учение о направленности сознания людей на поступки опр. рода. Доминанта сопряжена с постоянной готовностью человека к действиям, она определяется прежде всего духовной волей человека, приобщенного к культурной традиции. В качестве негативно значимой У. расценивал поведенч. установку, сопряженную с самоутверждением и игнорированием близкого, сиюминутного (сознание солипсич., самозамкнутое); и, напротив, единственно достойной человека считал доминанту, при к-рой сознание и поведение направлены на личность и интересы ближнего. Доминанту на свое лицо У. усматривает в индивидуалистически настроенном новоевроп. человеке с его тяготением к беззаботно-комфортабельному существованию, в культуре "всемирно-успокаивающего мещанства", равнодушного к истине. Доминанта "на лицо другого" несовместима с состоянием созерцат. покоя и связана с ответств. включенностью в сиюминутное окружение. Она реализуется в поступках, где твердая воля органически сочетается с непосредственностью. Истоки этой доминанты У. видит в евангельских заповедях, ее поборников и носителей — в мыслителях христиан, ориентации, а также в людях из народа, "простых и немудрых", но обладающих "здоровым чутьем". Именно "интуиция совести" формирует человека как цельную личность. Совпадение со своими мыслями ученый усматривал в суждениях М.М. Пришвина о творч. поведении. Несомненны также переклички учения о доминанте с философией поступка М.М. Бахтина. Вслед за Н.Ф. Федоровым У. по
лагал, что человек становится личностью, когда в нем выражена тяга к соединению всех в исконно общем деле. Разрабатывая концепцию межличностного общения, ученый утверждал, что человеку подобает в окружающих видеть прежде всего "алтари, а не задворки" и что главное в нем — это "жажда собеседника". Действующий в истории закон "заслуженного собеседника", состоящий в том, что к "каждому мир и люди поворачиваются так, как он того заслужил", дает о себе знать в ситуациях не только взаимопонимания и расположенности, но также отчуждения и вражды поколений: обуреваемые жаждой новизны, дети "пожирают" своих отцов. Этой недолжной форме движения истории ученый противопоставляет библейскую родословную, где налицо последовательная эволюция любви. Подлинное собеседование по У. — это (подобно бахтинскому диалогу) не только непосредств. контакт, но также духовное общение с людьми, жившими ранее: гениальные умы — "вечные собеседники для всех". Устный речевой контакт с тем, кто находится рядом, он ставил выше писательства (проповеди Христа, беседы Сократа), лит. творчество выводил из ненасытной жажды сыскать себе по сердцу собеседника. Искусство, по мысли У., подлинно и свято, если оно, являясь выражением глубоких и напряженных переживаний, "судит, жжет, заставляет гореть", но становится вредным, когда оказывается лишь делом удовольствия и отдыха. Учение У. (как и Бахтина) полемично к "теоретизму". Оптимальная доминанта исключает погружение человека в мир абстрактно-логич. конструкций. Самодовлеющее теоретизирование рассматривается как болезненное, патологич. явление в аспекте психоаналитическом: наджизненные умозрения уводят человека от осознания собств. ответственности и виновности, побуждают его к самовозвеличиванию. В сфере психоаналитической У. интересуют по преимуществу не инстинкты голода, размно
жения, самообороны (они расцениваются как примитивы), а духовное самоопределение личности в его внерациональной стороне ("великие социальные влечения", "инстинкт знания и любви" как "самый дальнозоркий"). Человек — прежде всего субъект нескончаемой и напряженной нравств. деятельности: "Человеком нельзя быть, им можно лишь делаться", "естество его делаемо есть". Учение У. о доминанте возникло и упрочилось в русле отеч. культурной традиции. Идея бескрайне широкого единения людей как свободных и ответств. личностей знаменует наследование укорененных в России представлений о соборности и генетически связана как со славянофильскими опытами философствования, так и с отеч. религиозно ориентированной мыслью рубежа 19-20 вв. (в наибольшей мере — с наследием Вл. Соловьева и С. Булгакова).
Соч.: Об инстинктах // Журн. высш. нерв. деятельности им. И.П. Павлова. 1994. Т. 44, вып. 4/5; Из лит. наследия / Вступит, ст. В.Е. Хализева // Филос. науки. 1995. № 1; Космологическое доказательство бытия Божия // Русь. Ростов Великий, 1995, № 1; Доминанта. М.; Л., 1966; Интуиция совести: Письма. Записные книжки. Заметки на полях. СПб., 1996.
Лит.: Ярошевский М.Г. Социально-философские проблемы науки и человека: (К 100-летию со дня рождения А.А. Ухтомского) // ВФ, 1975, № 5; Хализев В.Е. Учение А.А. Ухтомского о доминанте и ранние работы М.М. Бахтина // Бахтинский сб. Вып. 2: Бахтин между Россией и Западом. М., 1991; А.А. Ухтомский в воспоминаниях и письмах. СПб., 1992; Золотарев А.А. А.А. Ухтомский (1875-1942) // Новая Европа. Милан; М., 1996, № 9.
В.Е. Хализев


  1. ухтомскийУХТОМСКИЙ Александр Владимирович [ с. Поздино Новгородской губ. . . Люберцы ныне Моск. обл.] участник революц. движения в России машинист Моск.Казанской ж. д. эсер. Во в...Большая советская энциклопедия
  2. ухтомскийУХТОМСКИЙ Дмитрий Васильевич [ с. Семновское ныне Ярославской обл. . с. АрхангельскоеДубки ныне Тульской обл.] русский архитектор. Учился в Москве в Школе математических ...Большая советская энциклопедия
  3. ухтомскийУХТОМСКИЙ Алексей Алексеевич [. с. Вослома ныне Ярославской обл. . Ленинград] советский физиолог акад. АН СССР чл.корр. . Ученик Н. Е. Введенского. iВ окончил Петерб. у...Большая советская энциклопедия
  4. ухтомскийДмитрий Васильевич российский архитекторпредставитель барокко. Достраивал колокольню ТроицеСергиевой лавры нынев Сергиеве Посаде с . Создал архитектурную школу команду ...Большой энциклопедический словарь II
  5. ухтомскийАлексей Алексеевич российский физиолог создатель учения о доминанте как главном принципе работы нервных центров и организации поведения. Профессор чл.кор. АН СССР д. ...История психологии в лицах
  6. ухтомскийУХТОМСКИЙ Алексей Алексеевич российский физиолог. Академик Академии наук СССР . Окончил Петербургский университет и работал там же на кафедре физиологии человека и жив...Новейший философский словарь
  7. ухтомскийАлексей Алексеевич российский физиолог. Академик Академии наук СССР . Окончил Петербургский университет и работал там же на кафедре физиологии человека и животных кото...Новейший философский словарь II
  8. ухтомский.strong УХТОМСКИЙ Алексей Алексеевич физиолог академик АН СССР . Исследовал процессы возбуждения торможения и механизм лабильности органов и тканей. Создатель учения о д...Русская энциклопедия
  9. ухтомскийУХТОМСКИЙОт реки Ухтомы. Таких две недалеко от Владимира и близ Белого озера. Ф.Источник Словарь русских фамилий. Ономастикон...Словарь фамилий
  10. ухтомскийАлексей Владимирович .XII. активный участник революц. движения в России машинист Моск.Казанской ж. д. эсер. Род. в с. Поздино Новгородской губ. После учебы в ремесл. ...Советская историческая энциклопедия
  11. ухтомскийУХТОМСКИЙ Алексей Алексеевич российский физиолог академик АН СССР . Исследовал процессы возбуждения торможения и механизм лабильности. Создал учение о доминанте об усвое...Современный энциклопедический словарь
  12. ухтомскийУХТОМСКИЙ Дмитрий Васильевич российский архитектор представитель барокко. Достраивал колокольню ТроицеСергиевой лавры ныне в Сергиеве Посаде с . Создал архитектурную шко...Современный энциклопедический словарь
  13. ухтомскийУХТОМСКИЙ Андрей Григорьевич российский гравер. Гравюры на меди с четким штрихом тонкими светотеневыми переходами....Современный энциклопедический словарь
  14. ухтомскийУХТОМСКИЙ УХТОМСКИЙ Алексей Алексеевич [ июня с. Вослома Ярославской губ. августа Ленинград] русский физиологэкспериментатор. В слушатель Московской духовной акад...Философская энциклопедия
  15. ухтомскийУХТОМСКИЙ Алексей Алексеевич физиолог учение крого о доминанте имеет помимо естественнонаучного также философскокультурологич. религиознонравств. и искведч. аспекты. В ...Энциклопедия культурологии