Энциклопедия Культурология XX век

РИД

РИД (Read) Герберт (1893-1968) — англ. писатель и теоретик искусства. Исходя из традиций романтизма, обосновал глубинную закономерность нового, авангардного искусства, решительно перенеся последнее из сферы повседневной критич. полемики в область общей философии культуры. Сыграл в осмыслении авангарда столь же этапную роль, как и другой "неоромантик", Воррингер.
Первоначально работал служащим в банке. Учился в
Лидсском ун-те, был участником Первой мир. войны. Как поэт дебютировал в 1914 собрником "Нагие воины", с 1926 по 1966 выпустил несколько книг "Избранного"; в 40-е гг. входил в лит. кружок "Новый Апокалипсис". Работал в Лондон. Музее Виктории и Альберта, в 1933-39 был гл. редактором ведущего англ. иск.-ведческого журнала "Бэрлингтон Мэгезин", а в последний период жизни — президентом Ин-та совр. искусства в Лондоне и Об-ва худож. педагогики.
Филос. идеи Р. обнаруживают известную близость концепциям Бергсона и Коллингвуда. В целом Р. продолжал линию романтико-эстетич. анархизма, веря в раскрепощающую роль худож. творчества, причем это "раскрепощение" означало для Р. не революционизацию, а в конечном счете стабилизацию социального сознания. Согласно его теории искусство, переводя иррациональные силы человеч. психики в план творч. созидания, гармонизирует об-во, не маскируя при этом противоречий последнего (и не нуждаясь в прямой полит. ангажированности).
Эстетич. оптимизм, свойственный культурологич. концепции Р., резко противостоит тревожному фатализму Воррингера, хотя Р. и пропагандировал взгляды своего герм. коллеги в Англии, издав в 1927 англ. перевод его книги "Формальные проблемы готики". К тому же он не принимал воррингеровского понимания "абстракции", предпочитая термин "органическая форма" (посредством к-рой искусство как бы следует природе, вовсе не обязательно ограничиваясь при этом прямым, подражат. натуроподобием). Для наглядной иллюстрации этой формотворческой — и в конечном счете культуротворческой — органики Р. широко привлекал примеры из первобытных и древних слоев худож. истории; причем архаика эта, возрождающаяся в совр. искусстве, воспринималась Р. не в нигилистич., но в жизнестроительном ключе. Непринужденно переходя от непосредств. критич. впечатлений к теории и наоборот, изложил свои взгляды в книгах "Смысл в искусстве" (1931), "Искусство и об-во" (1931), "Форма в совр. поэзии" (1932), "Искусство сегодня" (1933), "Искусство и промышленность" (1934), "Обучение искусством" (1943), "Философия совр. искусства" (1952), "Искренний голос чувства. Исследования англ. романтич. поэзии" (1953), "Образ и идея" (или "Икона и идея", 1955).
Р. немало способствовал укреплению мирового авторитета совр. англ. худож. культуры, поддерживая в качестве критика деятельность таких мастеров, как Г.Мур, Б.Хепуорт и Б.Николсон, произведения к-рых были для него парадигмами "органич. формы". Придавал исключит, значение вопросам популяризации искусства и проблемам эстетич. педагогики — в этом отношении образцовыми являются выдержавшие массу переизданий и переводов "Краткая история совр. живописи" (1959) и "Краткая история совр. скульптуры" (1964). Итоги своей творч. и научной деятельности подвел в книге "Вопреки привычному. Автобиогр. опыты" (1963).
Воззрения Р. — подлинная "сумма" философии "классич. модернизма" (согласно зап. художественно-критич. классификации, обозначающей так авангардистские течения, сформировавшиеся до постмодернистского рубежа). Хотя к концу жизни в мышлении Р. усилились ноты истор. пессимизма, склонность к медитациям о грядущей "гибели искусства", его наследие выразительно опровергает такого рода пророчества, утверждая высокую гуманитарную миссию худож. творчества как оптимального средства самоопределения и самоупрочения культуры. Однако с распространением постмодернистской "новой критики" подобные антинигилизм и гуманитарность воспринимаются все более неоднозначно — скорее как монументальный парадокс, нежели как всеобъемлющее здание.
Соч.: Art and Industry. L., 1934; The Grass Roots of Art. L., 1947; Art and the Evolution of Man. L., 1951; Icon and Idea. Camb., 1955; Art and Society. L., 1967; The Meaning of Art. L., 1972; Определение искусства; Искусство и бессознательное // Совр. книга по эстетике: Антология. М., 1957.
М.Н. Соколов


  1. ридхълм мem рид м...Болгарско-русский словарь
  2. ридPИД Reed Джoн . Портленд . Москва деятель амер. рабочего движения писатель и публицист. Род. в семье судьи. После окончания Гарвардского унта занимался журналистикой. В ...Большая советская энциклопедия
  3. ридРИД ReidToMac . Строп Кинкардин . Глазго английский философидеалист основатель шотландской школы здравого смысла. С проф. философии Королев колледжа в Абердине с проф. ...Большая советская энциклопедия
  4. ридРИД Reid Томас Майн . Баллирони Ирландия. Лондон английский писатель. Сын священника. В уехал в США занимался журналистикой. Участвовал в американомексиканской войне . i...Большая советская энциклопедия
  5. ридReed Джон американский писатель журналист. Один изорганизаторов КП США. В годы й мировой войны военныйкорреспондент в Европе. Участник Октябрьской революции события ко...Большой энциклопедический словарь II
  6. ридReid Томас шотландский философ и психолог. Окончил унт в Абердине остался в нем в качестве библиотекаря а затем в г. занял в этом унте кафедру философии. В труде Иссле...История психологии в лицах
  7. рид.strong Reed Джон Портленд Москва американский писатель. Родился в обеспеченной семье окончил Гарвардский унт работал корреспондентом в ряде газет и журналов. Страсть ...Литературная энциклопедия
  8. ридРИД см. Диаграмма Рида Самойлов К. И.Морской словарь. М.Л. Государственное Военноморское Издательство НКВМФ Союза ССР...Морской словарь
  9. ридПридумал Всадника без головы...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  10. ридДин певец Майн писатель...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  11. ридТомас Майн Рид англ. писатель Сколько миль воды винтом нарыто и встает живьем страна Фениамора Купера и Майн Рида. М...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  12. ридРИД Томас Майн Рид англ. писатель Сколько миль воды винтом нарыто и встает живьем страна Фениамора Купера и Майн Рида. М...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  13. ридReed Джон .X. .X. деятель амер. рабочего движения писатель и публицист. Род. в семье судьи. В окончил Гарвардский унт и приступил к журналистской деятельности. Вскоре ...Советская историческая энциклопедия
  14. ридТомас . Строн Кинкардин . Глазго шотл. философ основатель шотландской школы здравого смысла. Р. выступал против скептицизма Юма и всей линии брит. эмпиризма и сенсуализма...Советский философский словарь
  15. ридРИД Reid Томас английский философ основатель шотландской школы здравого смысла....Современный энциклопедический словарь
  16. ридРИД Reed Джон американский писатель журналист. Один из организаторов КП США. В годы й мировой войны военный корреспондент в Европе. Участник Октябрьской революции событ...Современный энциклопедический словарь
  17. ридРИД Томас Майн английский писатель. Авантюрноприключенческие романы связаны с темой борьбы и страданий угнетенных народов Америки Белый вождь Квартеронка Оцеола вождь ...Современный энциклопедический словарь
  18. ридРИД Reid Томас шотл. философ основатель шотландской школы здравого смысла. Р. выступал против скептицизма Д. Юма и всей линии британского эмпиризма и сенсуализма утверж...Философская энциклопедия
  19. ридРИД Readem Герберт англ. писатель и теоретик искусства. Исходя из традиций романтизма обосновал глубинную закономерность нового авангардного искусства решительно перене...Энциклопедия культурологии