Энциклопедия Культурология XX век

МЕЦ

МЕЦ (Metz) Кристиан — лидер неклассич. франц. киноэстетики, киносемиотик, разрабатывающий структурно-психоаналитическую теорию кино. В психоанализе и лингвистике М. усматривает два осн. источника семиологии кино, единств, науки, способной дать в перспективе подлинное знание о человеке. Кино представляется М. узлом глубинного совпадения семиотики, бессознательного, истории, культуры, окрашенного социальным символизмом: кино — социальная практика некоего специфич. означающего. Но кино — это и сон, дыра в социальной ткани, бегство от об-ва.
Задачей теории кино является выявление соотношений означаемого и означающего, воображаемого и символического, выявление психоаналитич. подосновы киноязыка. При этом приоритет отдается означающему, а не означаемому, символическому, а не воображаемому, форме, а не содержанию. Означаемое фильмов характеризуется М. как статичный надтекст, образуемый неврозами кинематографистов. Означающее же образует собственно фильм, его текст и коды. Аналогично воображаемому как сфере изложения противопоставляется
символическое как область выражения. Придавая фильму привлекательность, питая кино, воображаемое грозит поглотить символическое, подменить теорию кино властью воображаемого. Одной из целей структурно-психоаналитич. теории кино является его освобождение от воображаемого ради символического, обогащенного семиологией, чье внимание перемещается с изложения на выражение.
Полагая, что символическое в кино увенчивает воображаемое, М. рассматривает последнее в двух отношениях — обыденном (по Э. Морену) и психоаналитическом (по Фрейду, Лакану, М. Клейн). Первичное, обыденное воображаемое сливается с кинофикцией — вымышленным рассказом, а также кинотехникой — кинопленкой, фонограммой. Психоаналитич. воображаемое предстает как первичное ядро бессознательного, изначальное вытеснение, знак зеркала, признак двойничества, бессознат. влечения к матери, комплекс кастрации. Все это воспроизводится игрой киноэкрана — психич. приставки. Воображаемое — киносон, символическое — код этого сна, позволяющий исследовать механизм соединения невзрачного фантазматического воображаемого с изгибами означающего.
Разрабатывая сновидческую концепцию кинематографа, М. проводит аналогию сексуальных и кинематографич. актов. Зеркало экрана для него — тело, фетиш, к-рый можно любить, соединяя воображаемое (идентификация с персонажем), реальное (отчуждение от персонажа) и символическое (утверждение кинофикции). Киноаппаратура — метафора и фетиш умств. деятельности: зрителю достаточно закрыть глаза, чтобы уничтожить фильм, но он же способен и вызвать его, являясь одновременно киноаппаратом, воспринимающим экраном и регистрирующей камерой. Киноэкран — эдиповская замочная скважина, позволяющая воочию увидеть то, что в жизни обычно остается вытесненным — эротику, садизм. Все это превращает кино в своего рода перманентный стриптиз.
Исследуя зрительские реакции, М. приходит к выводу о тройственной структуре "фильмического состояния", распадающегося на сны, мечты (фантазии) и явь.
Уподобляя сон детству, ночи, мечту- взрослению, вечеру, явь — зрелости, дню, М. приходит к выводу, что фильм сильнее мечты, но слабее сна; это смесь трех зеркал, в к-рых сливаются впечатления действительности и псевдореальности.
Кино — "нереальная реальность". Структурообразующим ориентиром кинозрителя является киноудовольствие. Именно с ним сообразуются такие механизмы, как киноиндустрия, направленная на установление хороших зрительских отношений с фильмом; зрительский ментальный механизм, позволяющий воспринимать и потреблять кинопродукцию; традиц. история и теория кино, кинокритика, чей объект- кино как "хорошая, интересная вещь", независимо от того, хвалят или ругают конкретные фильмы. Эти механизмы находятся в области воображаемого, а не символического.
Традиц. или "социоисторич." кинокритика смешивает реальный объект (фильм) с воображаемым (понравившийся фильм, т.е. зрительский фантазм), приписывает первому достоинства второго и т.о. обволакивает и защищает его подобно кокону. Такая авторская вкусовая кинокритика квалифицируется М. как нестрогая, нетеоретическая. Ее механизм, направленный на генерализацию частного фильмического удовольствия, увековечивание сиюминутного, так же диаметрально противоположен результату, как брак — любви. Подобная критика превращается в "милосердный страшный суд", служанку купли-продажи, один из способов побудить зрителя "спонтанно" устремиться в кинотеатры.
В качестве альтернативы М. разрабатывает "символич." кинокритику, проникнутую "садизмом познания" и изучающую свой объект "против шерстки". Критик-психоаналитик должен порвать с кино, сохранив воспоминания о своей любви к нему. Такой подход амбивалентен, пользующийся им кинокритик неизбежно ломает и теряет свою игрушку, но семиолог вновь находит ее, — утверждает М.
Переходя от общеэстетич. положений к конкр. структурно-психоаналитич. исследованию кинематографа, М. сосредоточивается на психоанализе трех выделяемых им структур: сценария (означаемого), текстовой системы фильма (означающего) и киноозначающего. Трактуя сценарий в широком смысле как тематику уже отснятого фильма, его интригу, персонажи, пейзажи, монтаж, язык, М. видит в нем воображаемое означаемое, чреватое "вторым сценарием" — символическим означающим. Роль психоанализа и состоит в высвобождении неявных значений сценария, его превращении в означающее: изучать сценарий с психоаналитич. (или шире — семиотической) т.зр. значит конструировать его как означающее. Призывая к изучению механизма кино в целом, М. подчеркивает, что гл. отличие нового эстетич. подхода к кинематографу заключается не в противопоставлении отдельного фильма (один-единственный фильм) "интегралу кино" (все существующие фильмы), но в изучении текстов и культурных кодов.
Соч.: Essais sur la signification au cinema. T. 1-2. P., 1968-72; Langage et cinema. P., 1971; Le signifiant imaginaire. Psychanalyse et cinema. P., 1977; Essais semiotiques. P., 1977.
H. Б. Маньковская


  1. мецМЕЦ Metz город на С.В. Франции на р. Мозель. Адм. ц. департамента Мозель. тыс. жит. . Крупный трансп. узел. Один из гл. экономич. центров Лотарингии. iМашиностроение хим...Большая советская энциклопедия
  2. мецMetz город на С.В. Франции на р. Мозель. Административный центр департамента Мозель. тыс. жителей . Крупный транспортный узел. Один из главных экономических центров Лота...Большая Советская энциклопедия II
  3. мецMetz город во Франции в Лотарингии на р. Мозель адм. ц.департамента Мозель. тыс. жителей . Машиностроение химическаяпищевая промышленность. Университет....Большой энциклопедический словарь II
  4. мецМец МЕЦ Metz гл. гор. округа немецк. Лотарингии на зап. грце Германии современная классн. герм. крсть при слиянии рр. Мозеля и Сейля в клм. от франц. грцы находится в у...Военная энциклопедия (1911-1915)
  5. мецМец город адм.em ц.em деп.em Мозель Франция. В древности это галльск.em укрепление Divodurum междуречьеstrong находившееся при впадении в р.em Мозель его ппem Сей. В рим...Географическая энциклопедия
  6. мецНачальная форма Мец единственное число именительный падеж мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  7. мецМец менник чоловчого роду мсто у Франц...Орфографічний словник української мови
  8. мецМец цу цов м....Правописний словник Голоскевича
  9. мец.См. Метца...Словарь русского языка XVIII в
  10. мецмец сущ. колво синонимов город Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы город...Словарь синонимов II
  11. мецМец Metz город в Лотарингии СВ. Франции на берегу Мозеля. тыс. жителей . Основан на месте галльского поселения с V в. стал называться Меттис с XIV в. получил совр. назва...Словарь современных географических названий
  12. мецMetz город на В. Франции адм. ц. деп. Мозель Лотарингия. т. ж. . Крупный ж.д. узел порт на р. Мозель. В древности Divodurum гл. поселение кельтского племени медиоматри...Советская историческая энциклопедия
  13. мецМЕЦ Metz город во Франции в Лотарингии на р. Мозель адм. ц. департамента Мозель. тыс. жителей . Машиностроение химическая пищевая промышленность. Университет....Современный энциклопедический словарь
  14. мецMetz промышленный город в Лотарингии С.В. Франции на р.Мозель недалеко от границы с Германией жителей . В прошлом столица средневекового королевства франков Австразия ...Страны и города мира. Словарь
  15. мецМ. на сх.em Франц у департамент Лотариня на р. Маас мська агломераця тис.em мшк.em торговельний промисловий машинобудування очистка нафти туристичний центр унв.em музе р...Універсальний словник-енциклопедія
  16. мецМец...Электронный словарь анаграмм русского языка
  17. мецМец Metz город и первоклассная крепость в немецкой Лотарингии при впадении Сейля Seille в Мозель. ворот между которыми замечательны Немецкие Porte des Allemands XV в. С...Энциклопедический словарь
  18. мецMetz город и первоклассная крепость в немецкой Лотарингии при впадении Сейля Seille в Мозель. ворот между которыми замечательны Немецкие Porte des Allemands XV в. С г....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  19. мецMetzФранкопрусская войнаКрепость была окружена немцами после разгрома марш. Базена под Гравелотом авг. . После ряда безуспешных попыток прорваться через прусские линии Б...Энциклопедия битв мировой истории
  20. мецМЕЦ Metzem Кристиан лидер неклассич. франц. киноэстетики киносемиотик разрабатывающий структурнопсихоаналитическую теорию кино. В психоанализе и лингвистике М. усматривае...Энциклопедия культурологии