Энциклопедия Культурология XX век

МЕРЕЖКОВСКИЙ

МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич (1865 1941) — писатель, лит. критик, публицист, религ. философ рус. серебряного века. В 1884-88 — студент ист.-филол. ф-та С.-Петербург, ун-та, где прошел период увлечения позитивизмом (Спенсер, Конт, Милль, Дарвин) и неудовлетворенности им, испытал влияние народнич. идеологии и лит-ры, впервые почувствовал интерес к религ. исканиям и новейшей франц. лит-ре. Совокупность этих противоречивых тенденций определила дальнейшее развитие М. как художника и мыслителя. В 1889 М. женился на 3. Гиппиус, ставшей неизменным спутником его жизни и его единомышленником во всех духовных исканиях.
В 90-е гг. М. сближается с редакцией журн. "Сев. вестник" (А. Волынский, Л. Гуревич), вокруг к-рого начинает формироваться группа рус. символистов, и становится одним из теоретиков и практиков рус. символизма. Однако М. не удовлетворился одной литературно-худож. деятельностью: он стремился к реализации культурного синтеза, где ведущую роль должны были сыграть философия, религия и общественно-полит. активность творч. мысли. Один из инициаторов и ярких представителей богоискательства, М. не только вовлекал философско-религ. и социально-полит, вопросы в свою культурологич. эссеистику и публицистику; в 1901-03 М. организует в Петербурге Религиозно-филос. собрание (закрыто по решению Св. Синода) со своим печатным органом (журн. "Новый путь", 1903-04; в 1905 выходил под названием "Вопросы жизни"), в 1907-17 возобновленное как Религиозно-филос. об-во. В 1906-14 М. и Гиппиус живут в Париже, время от времени приезжая в Россию. В конце 1919 они окончательно эмигрируют, осуществив побег через Минск и Варшаву в Париж (где у М. была с дореволюц. времени собств. квартира). Здесь разворачивалась последующая лит. деятельность М. — в рамках культуры рус. зарубежья. Среди обществ, акций М. — создание литературно-фи
лос. об-ва-клуба "Зеленая лампа" (1926), выросшего из воскресного лит. салона М. и Гиппиус; его стеногр. отчеты печатались в париж. журн. "Новый корабль".
Своеобразие творчества М. в том, что в своих худож. произведениях (начиная со сборника стихов "Символы", 1892, и прозаич. трилогии "Христос и Антихрист", 1896-1905) он прежде всего религ. философ, подчиняющий повествование, сюжет, систему образов, даже истор. материал, нередко дающий М. тему повествования, заданной рассудочной концепции, составляющей гл. содержание лит. сочинений М.; в произведениях философско-публицистич. М. прежде всего художник, подчиняющий логико-понятийную конструкцию образно-ассоциативному видению целого (двухтомное исследование "Л. Толстой и Достоевский", 1901-02; "Гоголь и черт", 1906; "Две тайны рус. поэзии", 1915; сб. филос. эссеистики "Вечные спутники", 1897; "Грядущий Хам", 1906; "Не мир, но меч: К будущей критики христианства", 1908; "В тихом омуте", 1908; Больная Россия, 1910 и др.). М. создает не только новый жанр — культурология. эссеистики, но и новую область культурной деятельности, где более или менее органично сплавляются искусство и философствование, религ. искания и полит, публицистика, литературно-худож. повествование на отвлеченно-филос. темы и беллетризация религиозно-филос. утопий. Не методол. эклектизм, но культурологич. синтез разл. областей знания и типов творч. деятельности — в этом состоит истор. значение творчества М. Этот синтез принципиально изменяет характер исходных синтезируемых явлений: религ. искания приобретают характер худож. фантазий, полит, прогнозы и анализы приближаются к апокалиптич. пророчествам, литературно-критич. анализы худож. явлений становятся культурфилос. моделями мира.
Не будучи по убеждениям ни западником, ни славянофилом, М. производил впечатление западника среди славянофилов и славянофила среди западников; он стремился и в отношениях культур и цивилизаций преодолеть дуализм Европы и России, достичь органич. синтеза взаимоисключающих тенденций. В своих компаративных культурологич. изысканиях М. вводит триаду: Запад — Россия — Восток, причем Россия, в его толковании, обладая опр. сходством и с Востоком ("новый Китай"), и с Западом (Франция, Германия, Англия), по преимуществу своеобразна, даже уникальна. Поэтому от России М. ожидает или всемирного спасения, или всемирной катастрофы, гибели, Апокалипсиса. М. стремится соединить традиции Чаадаева и Хомякова, Белинского и Вл. Соловьева, Некрасова и Тютчева. В 1921, в эмиграции, М. писал, имея в виду Октябрьскую революцию: "Наша русская беда — только часть беды всемирной", "Мы — первые, но не последние". Глубокий анализ явлении рус. культуры и рос. истории, своеобразный "мизантропич. патриотизм" приводили М. к точным и проницат. прогнозам в отношении России и ее истор. судьбы. Так, в эссе "Грядущий Хам" он почти за два десятилетия предсказал наступление в России тоталитаризма и описал черты его полит, строя и характер тоталитарной культуры. Зато представления М. о Западе оказались очень наивными и традиц. для отеч. культурологич. мысли: ему казалось, что рус. вопрос — это всемирный вопрос и спасение России от большевизма — осн. задача и смысл зап. цивилизации; потому он возлагал все надежды на "крестовый поход против коммунизма": то на Пилсудского, то на Муссолини, то на Гитлера (каждый раз трагически разочаровываясь в своих иллюзиях и расчетах).
Гл. культурологич. проблема всех культурфилос. и худож. произведений М. — перевод бинарных, дуальных моделей, свойственных менталитету рус. культуры, на код тернарных (троичных) структур зап. ментальности. Для М. очевидно, что дуальные модели (типа Христос и Антихрист, дух и плоть, добро и зло, царство и рабство, революция и контрреволюция, истина и ложь, Россия и Запад, народ и интеллигенция и т.п.) чреваты расколом, взрывом, разрушит, трагедией для всех, ввергнутых в мир неразрешимых антиномий. Триады гораздо стабильнее, устойчивее: подобно Троице, они обладают свойством "нераздельности и неслиянности", — это, по М., универсальная модель диалектики единого и многого, единства и борьбы противоположностей, начало культурного синтеза. М. не случайно тяготеет к трилогиям и трехчастным композициям своих произведений; многие свойства и понятия раскладываются у него по триадам: три лика Грядущего Хама, три лика будущего спасения России, три свойства большевизма, три отличит. черты символизма и т.д. По существу, проблема перекодирования диад в триады до сих пор остается одной из самых актуальных культурологич. задач культурно-типологич. исследований, особенно в связи с посттоталитарным развитием России.
Соч.: Полн. собр. соч.: В 17т. СПб., 1911-13; Полн. собр. соч.: В 24 т. М., 1914; Собр. соч.: В 4 т. М., 1990; В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. М., 1991; Больная Россия: Избр. Л., 1991; Воскресшие боги (Леонардо да Винчи). М., 1993; Акрополь: Избр. лит.-критич. статьи. М., 1991; Эстетика и критика: В 2 т. М.; Харьков, 1994-96; Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995; Иисус Неизвестный: В 2 т. М., 1996.
Лит.: Поварцов С. Траектория падения: (О лит.-эстетич. концепциях Д. Мережковского) // ВЛ, 1986, № 11; Соколов А.Г. Судьбы рус. лит. эмиграции 1920-х годов. М., 1991; Кондаков И. Перед страшным выбором: (Культурно-истор. генезис рус. революции) // ВЛ, 1993, № 6; Ильин И.А. Творчество Мережковского // Ильин И.А. Одинокий художник: Статьи, речи, лекции. М., 1993; Михайлов О.Н. Лит-ра рус. зарубежья. М., 1995; Гайденко П. Соблазн "святой плоти": (Сергей Соловьев и русский серебряный век) // ВЛ, 1996, № 4.
И. В. Кондаков


  1. мережковскийМережковский Д. С. род. в г. поэт романист критик и публицист. В х г.г. ударился в крайний мистицизм. Вместе с З. Гиппиус В. Розановым Минским и др. основывает в Петерб...1000 биографий
  2. мережковскийМЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич [. . Петербург . . Париж] русский писатель. Сын дворцового чиновника. Окончил историколит. отделение Петерб. унта. Первый сб. Стихотворе...Большая советская энциклопедия
  3. мережковскийДмитрий Сергеевич русский писатель религиозныйфилософ. Брат К. С. Мережковского. Работа Мережковского О причинах упадкаи новых течениях современной русской литературы ...Большой энциклопедический словарь II
  4. мережковскийДмитрий Сергеевич СанктПетербург Париж русский писатель критик философ. Сын мелкого дворцового чиновника. Учился на историкофилологическом факультете Петербургского ун...Литература и язык. Современная энциклопедия
  5. мережковскийМЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич беллетрист поэт критик публицист религиозный мыслитель. Р. в семье крупного дворцового чиновника. Окончил историкофилологич. факультет Пе...Литературная энциклопедия
  6. мережковскийДмитрий Сергеевич [] беллетрист поэт критик публицист религиозный мыслитель. Р. в семье крупного дворцового чиновника. Окончил историкофилологич. факультет Петербургского...Литературная энциклопедия II
  7. мережковскийМЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич беллетрист поэт критик публицист религиозный мыслитель. Р. в семье крупного дворцового чиновника. Окончил историкофилологич. факультет Пе...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  8. мережковскийМЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич русский писатель и поэт философ. Муж З.Н. Гиппиус. В качестве поэта эссеиста и романиста выступил одним из зачинателей символизма в русск...Новейший философский словарь
  9. мережковскийДмитрий Сергеевич русский писатель и поэт философ. Муж З.Н. Гиппиус. В качестве поэта эссеиста и романиста выступил одним из зачинателей символизма в русской литературе...Новейший философский словарь II
  10. мережковскийМЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич русский писатель религиозный философ. Муж . Н. Гиппиус. Работа Мережковского О причинах упадка и новых течениях современной русской литера...Русская энциклопедия
  11. мережковскийДмитрий Сергеевич рус. писатель И шашки наголо! Из ножен прошедшего блесните блесните! Дни мира усните Цыц! Старые провопли Мережковским усните Рыдал он папашей нежно...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  12. мережковскийМЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич рус. писатель И шашки наголо! Из ножен прошедшего блесните блесните! Дни мира усните Цыц! Старые провопли Мережковским усните Рыдал он ...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  13. мережковскийМЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич русский писатель религиозный философ. Брат К. С. Мережковского. Работа Мережковского О причинах упадка и новых течениях современной русско...Современный энциклопедический словарь
  14. мережковскийМЕРЕЖКОВСКИЙ Константин Сергеевич российский биолог. Брат Д. С. Мережковского. Труды по альгологии систематике беспозвоночных антропологии. Один из основоположников теор...Современный энциклопедический словарь
  15. мережковскийМЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич [ авг. дек. ] рус. писатель поэт и религ. философ. Род. в чиновничьей семье. Окончил историкофилологич. факт Петерб. унта . В нач. х г...Философская энциклопедия
  16. мережковскийМЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич писатель лит. критик публицист религ. философ рус. серебряного века. В студент ист.филол. фта С.Петербург унта где прошел период увлече...Энциклопедия культурологии