Энциклопедия Культурология XX век

МЕНЬ

МЕНЬ Александр Владимирович (1935-1990) — священник Русской Православной Церкви и миссионер, историк религии и библеист, основатель Православного ун-та. Культурологич. взгляды М. развивались в русле христ. персонализма и связаны с его поисками путей обновляющего воздействия христ. духовности на социальную жизнь и культурное творчество. М. исходил из того, что отрыв культуры от Бога опасен для нее же самой тем, что на место Бога тут же ставятся идолы. Поэтому возврат к духовным основам нужен для освобождения от гнета идолопоклонства. Христианство М. видел интенсивно взаимодействующим с культурами разных народов и эпох, сформировавшим в ходе истории немало разнообразных форм культуры и способным создавать новые, духовно оплодотворять творчество человека в самых разных областях. В то же время оно и не сливается ни с одной из культурных форм, т.к. пришло из иного измерения бытия.
Понимая опасности отрыва религ. жизни от культуры и подмены веры культурной традицией, М. видел в культуре великие возможности облагораживающего воздействия на об-во, для реализации к-рых ей нужно питаться духовной энергией христианства. В культуре он ценил устремление человеч. духа к Высшему, духовное возрастание человека и его творч. рез-ты. Согласно М., Дух Божий действует в мире через личность и в личности, в труде и подвиге человека, в его творчестве и жизненном служении. Человек призван творчески трудиться, ибо Творцом является сам Бог, по образу и подобию к-рого создан человек. Тот духовный опыт, к-рый человек выносит из своих контактов с Высшим, должен быть воплощен в жизни и передан другим людям.
Реализуя в культуре свое высшее творч. назначение, такой человек помогает и др. людям двигаться по пути духовного восхождения. Эту миссию совершают вестники и служители Высшей правды, люди с ярким самосознанием, с обширным и глубоким внутренним миром души, "сталкеры духа", чьи прозрения, творч. активность и жизненный подвиг становились источником духовного обновления культур, народов и церквей. Такими были для него Пушкин, Достоевский, Вл. Соловьев, Бердяев, Федоров, Тейяр де Шарден и мн. др. Особо важны святые — люди, несущие на себе печать иного мира и одаренные таинств, избытком жизненной силы, способной преображать облик мира. В "духовном поле" святых должна формироваться и культурная элита — ядро, совесть и самосознание любой нации. Элита в значит, мере формирует все лучшее в народе и она же ответственна за его упадок. Но работать она должна в условиях свободы. Примеры взаимодействия святых и творцов культуры — Сергий Радонежский и Андрей Рублев, старцы Оптиной пустыни и рус. философы и литераторы 19 в.
Согласно М., духовная энергия евангельской веры, обновляя культуру, а через нее и социальную жизнь, поможет появиться новой генерации творчески активных христиан — носителей универсалистского духа будущей Вселенской Церкви Христовой. В ней евангельский идеал будет реализован намного полнее, чем это было к.-л. в истории. Согласно убеждению М., эта Церковь станет духовным ядром будущей вселенской христ. культуры, к-рая вберет в себя высшие достижения каждой из христ. культур прошлого и настоящего. Она же преодолеет ограниченность каждой из традиц. внутрицерковных культур Запада и Востока. Их осн. недостатки М. видел в изоляционистском противостоянии совр. культуре и в приверженности ср.-век. культурному наследию как обязательному на все времена. Не отрицая его высоких духовных достижений и непреходящей ценности, М. защищал идеи, что христ. культура должна быть открытой по отношению к проблемам окружающего мира, не выпадать из взаимодействия и диалога с совр. светской культурой и с культурами Востока, а также не переставать идти по пути духовного возрастания. В Новое время светская культура, "повзрослев", отделилась от Церкви и пошла по пути самостоят. духовных поисков; Церкви же реагировали на это консервацией своей внутр. культуры. Разрыв привел к затяжному болезненному конфликту. Церковь, по М., должна взять на себя свою часть трудов по исцелению этого‘конфликта, а для этого вернуться к истокам подлинно христ. духовности, к евангельскому идеалу.
Соч.: История религии: В поисках пути, истины и жизни: В 7 т. М., 1991-92; Культура и духовное восхождение. М., 1992; Мировая духовная культура. М., 1995.
Лит.: Файнберг В.Л. Практика духовного поиска. М., 1993; Аман И. Александр Мень — свидетель своего времени.М., 1994.
Л. И. Василенко


  1. менья ч.i дал.i Минь....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  2. меньНачальная форма Мень винительный падеж единственное число мужской род одушевленное фамилия...Морфологический разбор существительных
  3. меньМЕНЬ Александр Владимирович издания советского периода выходили под псевдонимом Эммануил Светлов российский богослов историк. Получил высшее светское образование. Закон...Новейший философский словарь
  4. меньАлександр Владимирович издания советского периода выходили под псевдонимом Эммануил Светлов российский богослов историк. Получил высшее светское образование. Закончил М...Новейший философский словарь II
  5. меньмень менник чоловчого роду стота риба дал....Орфографічний словник української мови
  6. меньМень прзвище Жноч прзвища цього типу як в однин так в множин не змнюються....Орфографічний словник української мови
  7. меньр. меня и мня зоол. Lota lota L. минь ня миньок нька мнюх ха ментюх ха ментуз за....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  8. меньМЕНЬ Александр Владимирович православный священник проповедник богослов получивший известность своей просветительскомиссионерской деятельностью в кругах российской интел...Русская энциклопедия
  9. меньменяem и мняem м.iХищная пресноводная рыба налим.РЛ САРsup IV . Мень или Налим рыба. Сл. нат. ист. I .В Онегском округfont .em рfontк в них ловятся рыбы .em налимы лещ...Словарь русского языка XVIII в
  10. меньмень сущ. колво синонимов вьюн ментюк мнюх налим рыба Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы вьюн ментюк налим рыба...Словарь синонимов II
  11. меньМЕНЬ я ч. дал. Минь. Словник укрансько мови в тт. АН УРСР. нститут мовознавства за ред. . К. Блодда. К. Наукова думка . Т. . С. ....Словник української мови в 11 томах
  12. меньМЕНЬ я ч. дал....Словник української мови у 20 томах
  13. меньМЕНЬ Александр Владимирович русский православный священник богослов. Автор книг по основам христианского вероучения истории религии православному богослужению впервые оп...Современный энциклопедический словарь
  14. меньМЕНЬ или мен мен от менять сев. олон. пляска с песнями становятся дружками в круг делая проход шен chaine....Толковый словарь живого великорусского языка
  15. меньМЕНЬ менек ментюк м. кур. менух смол. менюх пск. твер. мень меныш ментус минтус мнюх рыба калека Gadus Lota или Lota vulgaris налим иногда и другие гладкие и слизистые ры...Толковый словарь живого великорусского языка
  16. менья ч. дал. Минь....Толковый словарь украинского языка
  17. меньМень...Электронный словарь анаграмм русского языка
  18. меньМЕНЬ Александр Владимирович священник Русской Православной Церкви и миссионер историк религии и библеист основатель Православного унта. Культурологич. взгляды М. развива...Энциклопедия культурологии
  19. меньрод. п. меня налим диал. мен ум. менек далее менух ментюк то же севск. укр. мень род. п. меня мнюх ментус блр. мень род. п. мня меня ментуз словен. menk род. п. nka чеш....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  20. меньмень род. п. меня налим диал. мен ум. менек далее менух ментюк то же севск. укр. мень род. п. меня мнюх ментус блр. мень род. п. мня меня ментуз словен. menk род. п. nka...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)