Энциклопедия Культурология XX век

МАКЛЮЭН

МАКЛЮЭН (McLuhan) Маршал (1911-1980) — канад. культуролог, проф. ун-та в Торонто. Предмет его исследований — повседневная жизнь человека в инфор-мац. об-ве, в мире, созданном новейшими средствами массовой информации; при ее изучении вполне закономерно обращение к поп-культуре, к-рая одна теперь отвечает за формирование человека. Отсюда знаменитый стиль М., напоминающий стиль рекламных обращений и создавший ему славу "жреца поп-философии".
Вслед за Г.А. Иннисом М. утверждает, что решающую роль в культуре играют коммуникац. технологии. Господство тех или иных средств связи определяет облик культуры, задавая способ кодификации реальности
и интенсифицируя деятельность того или иного органа чувств человека. В зависимости от того, деятельность какого органа интенсифицирована в данной культуре, эта культура отличается от всех остальных.
С появлением каждого нового средства коммуникации между ним и старыми средствами разгорается непрерывная гражд. война, в ходе к-рой освобождается огромное количество энергии. Происходит коммуникац. взрыв, в результате к-рого нарушается баланс чело-веч. органов чувств, происходит смена господствующего поставщика информации. Возникают новые социально-экон. и культурные структуры, новая "галактика". История, по М., — череда сменяющих друг друга "галактик", к-рые долгое время могут, не разрушаясь, но изменяя свои конфигурации, проходить одна сквозь другую.
В истории человечества М. выделяет четыре эпохи:
1) эпоха дописьменного варварства; 2) тысячелетие фонетич. письма; 3) "Гутенбергова галактика" — пять сотен лет печатной техники; 4) "Галактика Маркони" — совр.электронная цивилизация.
Эпоха дописьменного варварства — эпоха племенного об-ва, построенного на основе оральной коммуникации. Племенное об-во представлялось нерасчлененным единством как магич. мир слуха. Устное слово чувственно синтетично, что создает опр. сенсорный баланс племенного человека, существующего в резонирующем мире одновременных связей.
Изобретение фонетич. алфавита как активного коммуникац. средства высвободило огромную энергию, взорвавшую племенное единство. Устные звуки трансформировались в визуальные формы, и первобытный человек получил Глаз в дополнение к Уху. По мере того как знание и опыт стали передаваться из поколения в поколение не в устной форме, а письменно-визуальным способом, люди стали утрачивать непосредств. сопричастность в об-ве.
Грамотность вытолкнула человека из племени, заменила целостное племенное об-во визуальными линейными ценностями, сформировала раздробленное сознание. С появлением письменности родилась на свет индивидуально ответственная личность, способная противопоставить себя об-ву.
Ср.-век. культура отличалась относит, сенсорным равновесием. В то же время для верных традициям ср.-век. об-в были характерны единообразие и повторяемость, что обеспечило подготовку великого открытия ср.-вековья — книгопечатания.
Изобретение Гутенбергом в сер. 15 в. печатного станка повлекло за собою значит, революцию в сфере массовых коммуникаций — информ. взрыв, выразившийся в универсальном распространении фонетич. алфавита. Появилась возможность посылать информацию массовой аудитории, к-рую не нужно больше видеть или слышать. Печать оторвала индивида от группы, к к-рой он принадлежал по традиции, и предложила модель скопления массы отд. индивидов, образующих путем сложения могуществ. структуры. Печать проложила путь протестантизму, ибо печатная книга, содержание к-рой читатель мог обдумать в уединении, способствовала индивидуальному постижению истины. Печатная книга гипертрофировала Глаз. Человек Гутенберга начал классифицировать данные и распределять их по категориям, поскольку сущее стало нуждаться в систематизации для удобства рассмотрения. Придумав наборный шрифт, Гутенберг открыл путь технологиям (механизации ремесел). Типография создает первый стандартно-воспроизводимый товар, инициирует массовое производство. Механизация рукописного искусства оказалась первой механизацией ремесел, первым переводом движения на ряд статистич. элементов или кадров.
Галактика Гутенберга была разрушена в 1844, когда появился телеграф Морзе -o первое средство сообщения, знаменующее начало электронной эры. Телеграф нанес удар по индивидуализму и сплотил людей, превратив их в соучастников происходящего в мире, соединил разрозненные части пространства, ускорив распространение информации до скорости света, до скорости нервного импульса. Реакция снова становится мгновенной, возникает состояние всеобщей включенности. Новые средства сообщения — радио, телевидение и компьютер — делают информацию окружающей средой человека; рождаясь, каждый новый человек как бы подключается к мировой информац. сети. Погружаясь в информац. среду, человек получает способность вмещать в себя все человечество и впитывать все пространства и времена мира. Сеть совр. электронных средств коммуникации становится единой нервной системой человечества, и все человечество объединится, образуя единое тело. Возвращение прочного контакта с окружающими на основе электронных средств возродит родоплеменную общность, и мир станет не больше, чем деревня.
Но не одни лишь надежды несет в себе внедрение новых средств связи. Средства связи не просто передатчики информации. Они сами по себе, независимо от передаваемой информации, активно влияют на сознание, структурируя и кодифицируя реальность. "Средство сообщения — само сообщение" — известный афоризм М. Новые средства сообщения, экстериоризируя нервную систему человека, открывают новые возможности эксплуатации и контроля человека. Рождается опасность, невидимая без правильного понимания средств коммуникации. Именно теперь, когда средства коммуникации стали средой обитания человека и условием его существования, необходимо, чтобы человек, хотя бы просто в целях самосохранения, понял их природу. И самое важное для этого — отказаться от иллюзий, что главное — то, как используются средства коммуникации, а не влияние, к-рое они оказывают на человека.
Соч.: The Gutenberg Galaxy. Toronto, 1962; War and Peace in the Global Village. Toronto; N.Y., 1968; Culture is Our Business. N.Y., 1970; The Global Village: Transforma
tions in World Life. A Media in the 21st century. N.Y., 1989; Understanding media: The extensions of man. N.Y., 1987; Прошлобудущее книги // Курьер ЮНЕСКО. 1972, № 1; Телевидение. Робкий гигант//Телевидение вчера, сегодня, завтра. Вып. 7. М., 1987.
Лит.: Marabini J. Marcuse & Mcluhan et la nouvelle revolution mondiale. P., 1973.
А. В. Беляков


  1. маклюэнMcLuhan Херберт Маршалл канадский социолог.Утверждал что средства массовой коммуникации формируют характер обществас романтических позиций отрицая цивилизацию письменно...Большой энциклопедический словарь II
  2. маклюэнМАКЛЮЭН McLuhan Херберт Маршалл канадский философ и социолог теоретик коммуникационных технологий автор работ по истории философии и литературы культурологии психофизио...Новейший философский словарь
  3. маклюэнMcLuhan Херберт Маршалл канадский философ и социолог теоретик коммуникационных технологий автор работ по истории философии и литературы культурологии психофизиологии. П...Новейший философский словарь II
  4. маклюэнМАКЛЮЭН McLuhan Херберт Маршалл канадский социолог. Утверждал что средства массовой коммуникации формируют характер общества с романтических позиций отрицая цивилизацию ...Современный энциклопедический словарь
  5. маклюэнМАКЛЮЭН МАКЛЮЭН McLuhan Херберт Маршалл июля Эдмонтон Канада декабря Торонто канадский философ литературовед культуролог первый и самый значительный теоретик электр...Философская энциклопедия
  6. маклюэнМАКЛЮЭН McLuhan Херберт Маршалл канадский философ и социолог специалист по теории коммуникации и массовой культуре автор оригинальной философии истории. Создатель кул...Философская энциклопедия
  7. маклюэнМАКЛЮЭН McLuhanem Маршал канад. культуролог проф. унта в Торонто. Предмет его исследований повседневная жизнь человека в информац. обве в мире созданном новейшими сред...Энциклопедия культурологии