Энциклопедия Культурология XX век

ЛОССКИЙ

ЛОССКИЙ Владимир Николаевич (1903-1958) — богослов; представитель "рус.зарубежья"; и на сегодняшний день он остается одним из наиболее значимых православных теологов, влияние к-рого усиливается не только в православных, но и в католич. и протестантских кругах. Родился в семье рус. философа-интуитивиста Н. О. Лосского. Учился в Петроград, ун-те и Сорбонне, в Ин-те византологич. исследований им. Н.П. Кондакова в Праге. Интересы Л. в университетский период были сосредоточены на изучении ср.-век. истории и философии под руководством Гревса, Карсавина, Ф. Лота, Жильсона.
Глубокое знание культуры средневековья и Запада, и Востока, а также приобретенная за эти годы колоссальная теологич. эрудиция позволили Л. обрести фундаментальное и непосредственное знание одновременно двух духовных миров: визант. мистич. богословия и схоластики, и мистики зап. средневековья. В этот же период Л. все больше привлекает практич. сторона жизни православной Церкви. Он среди основателей православного Братства св. Фотия в Париже принимает активное участие в сложной и противоречивой жизни православной Церкви на Западе. Несмотря на все трудности религ. жизни в эмиграции, Л., в отличие от многих своих коллег богословов и религ. философов в период церковного раскола рус. эмиграции 1930-31, выступает против выхода из юрисдикции Моск. Патриархата. К этому же времени относится полемика Л. с софиологами: он выступает с оценкой богословского труда о. С. Булгакова "Агнец Божий" с позиций христ. догматики. В итоге этой полемики возник труд "Спор о Софии" (1936), к-рый можно считать первым опытом самостоят. творчества Л. Для Л., с большим уважением относившегося к творчеству С. Булгакова, его богословская концепция была неприемлемой: имперсонализм, природно-софийный детерминизм, смешение личности и природы — в этом кроется коренное заблуждение всей софиан-ской системы о. Сергия. В целом же 30-е гг. проходят для него в глубокой подготовит, работе: Л. посвящает себя тщательному изучению вост. и зап. патристики — творений Псевдо-Дионисия Ареопагита, Августина, Фомы Аквинского, Григория Паламы и др. отцов церкви, Мейстера Экхарта. Результатом стало создание богословской системы, сразу же признанной классической, открывающей новый этап в развитии православия — "Очерка мистич. богословия Вост. Церкви" (1944). В "Мистич. богословии" окончательно определяется осн. характер теологии Л. — богословие как экзистенциальное знание. Л. акцентирует внимание на необходимости более полной и глубокой разработки проблем собственно христ. учения о человеке. Но несмотря на усиление значимости антропол. элементов, Л. отказывается от антропол. обоснования мира, выстраивая учение о человеке на ортодоксальном принципе теоцентризма. Богословская антропология Л. — это не замкнутая система, не "осовремененная" логич. схема патристич. учения, а оригинальная попытка определить человека Традиции, измененного христ. религ. реальностью и преображенного этой встречей с существованием "иного".
Ключевым принципом теологии Л. является апофатич. отрицат. метод, для него составляющий прежде всего расположенность ума, отказывающегося от составлений понятий о Боге и решительно исключающего всякое абстрактное и чисто рационалистич. богословие. В концепции Л. Бог непознаваем в силу онтологически высшего уровня бытия по сравнению с миром, единение с ним есть "обожение", совершенно новое состояние, прежде не достигавшееся человеком в его естестве.
В послевоенные годы Л. ведет интенсивную исследоват. деятельность, круг его богословских тем чрезвычайно расширяется: систематизация святоотеческого учения, разработка тринитарного вопроса с критикой римско-католич. филиоквизма; особый интерес представляют исследования по проблемам христ. гносеологии, роли апо-фатизма как осн. метода православного богословия.
В 50-е гг. Л. пишет ряд статей, посвященных проблеме человека, открывая новую страницу своего богословия — богословия человеч. личности.
Принципиальную новизну состояния человека в христианстве Л. связывает прежде всего с тем, что человеку впервые открывается тайна Бога, одновременно личного и абсолютного. Всю богословскую концепцию Л. можно рассматривать под углом пересечения двух величайших тайн бытия — тайны Бога и тайны человека ("Видение Бога", 1962, изд. посмертно; "По образу и подобию Бога", 1967). Богословие Л. устремлено на взаимное раскрытие апофатики Бога и человека. Богопознание, являющее собой высший смысл человеч. бытия, может быть удовлетворительно раскрыто совр. человеку только через постижение тайны самого человека, его сущности и предназначения, его неповторимости, единственности. Л. определяет личность как предлагаемый христианством новый модус существования человека, открывающий ему бесконечные возможности бытия путем выхода человека за пределы своего существования.
Тогда же Л. возвращается к изучению мистики Мейстера Экхарта ("Апофатич. богословие и познание Бога в учении Мейстера Экхарта", I960). Несмотря на важность и значительность этой работы, она была лишь подготовкой к труду более обширному и значительному — сравнит, исследованию двух феноменов 14 в., в историч. плане один от другого не зависящих, но часто совпадающих в своей духовной проблематике: нем. мистике с ее кульминацией в творчестве Мейстера Экхарта, и афонского исихазма, богословское осознание к
рого связывается с именем Григория Паламы. Однако в полной мере этим замыслам не дано было осуществиться.
Долгое время работы Л. оставались почти единств. изложением православной теологии для зап. христианства. Большая часть его наследия посвящена делу ознакомления Запада с рус. культурой, православной традицией христ. Церкви, широкому диалогу с протестантскими и католич. теологами; при этом он всегда стремился обратить внимание на то общее наследие, что и поныне объединяет разделенные Церкви.
Соч.: Апофатич. богословие и познание Бога в учении Мейстера Экхарта. Париж, 1960; Видение Бога. Париж, 1962. По образу и подобию Бога. Париж, 1967; Святой Иоанн Дамаскин и византийское учение о духовной жизни. Париж, 1968; Очерк мистич. богословия Вост. Церкви; Догматич. богословие. М., 1991.
Лит.: Богословские труды. Сб. 8, поcв. Владимиру Лосскому. М., 1972; Рещикова В., Маков Г. Владимир Николаевич Лосский //ЖМП. 1978. N 6; Арх. Василий. Памяти Владимира Лосского // Богословские труды. 1985. № 26; Хоружий С.С. Проблемы аскетики и мистики православия. М., 1995.
М.В. Федулоеа


  1. лосскийВладимир Николаевич русский православный богослов сынН. О. Лосского. Родился в России с в Праге затем в Париже. Во времянемецкой оккупации Франции активно участвовал в...Большой энциклопедический словарь II
  2. лосскийНиколай Онуфриевич русский философ и психолог. Основатель теории интуитивизма и персонализма в России в которой доказывал что знание является переживанием сравнимым с д...История психологии в лицах
  3. лосскийЛОССКИЙ Владимир Николаевич русский философ и богослов. Сын Н.О. Лосского. Учился в Петроградском с и Пражском университетах Сорбонне закончил в и получил ученую степ...Новейший философский словарь
  4. лосскийВладимир Николаевич русский философ и богослов. Сын Н.О. Лосского. Учился в Петроградском с и Пражском университетах Сорбонне закончил в и получил ученую степень по м...Новейший философский словарь II
  5. лосскийНиколай Онуфриевич русский философ. Окончил Петербургский университет где впоследствии стал профессором. Доктор философии . В выслан из России. Профессор в Праге Брати...Новейший философский словарь II
  6. лосскийЛОССКИЙ Николай Онуфриевич философ основатель интуитивизма и представитель персонализма в России. Профессор Петербургского университета с в выслан за границу до жил в...Русская энциклопедия
  7. лосскийЛОССКИЙ Николай Онуфриевич философ один из крупнейших представителей интуитивизма и персонализма в России. В выслан за границу до жил в Чехословакии в в США. Гла...Современная энциклопедия
  8. лосскийЛОССКИЙ Владимир Николаевич русский православный богослов сын Н. О. Лосского. Родился в России с в Праге затем в Париже. Во время немецкой оккупации Франции активно уча...Современный энциклопедический словарь
  9. лосскийЛОССКИЙ Николай Онуфриевич российский философ один из крупнейших представителей интуитивизма и персонализма в России. В выслан за границу до жил в Праге в в НьюЙорке....Современный энциклопедический словарь
  10. лосскийЛОССКИЙ Николай Онуфриевич [. . Кресловка ок.em Витебска . СенЖеневьевдеБуа] рус.em философидеалист представитель интуитивизма и персонализма. В выслан за границу. До ...Философская энциклопедия
  11. лосскийЛосский Николай Онуфриевич писатель. Род. в г. Уволенный из шестого класса гимназии за пропаганду атеизма и социализма отправился без паспорта за границу и поступил вол...Энциклопедический словарь
  12. лосскийНиколай Онуфриевич писатель. Род. в г. Уволенный из шестого класса гимназии за пропаганду атеизма и социализма отправился без паспорта за границу и поступил вольнослуша...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  13. лосскийЛОССКИЙ Владимир Николаевич богослов представитель рус.зарубежья и на сегодняшний день он остается одним из наиболее значимых православных теологов влияние крого усилив...Энциклопедия культурологии