Энциклопедия Культурология XX век

КУБИЗМ

КУБИЗМ — одно из первых направлений в искусстве авангарда. Годом возникновения считается 1907, когда Пикассо выставил свою программную кубистич. картину "Девицы из Авиньона", а несколько позже Брак — свою "Ню". Название К. было дано направлению в 1909 критиком Л. Воселем, усмотревшим в картинах нового направления множество "причудливых кубиков". Гл. представителями К. были Пикассо, Брак, Гриз, к ним примыкали Леже, Метценже, братья Дюшан, Пикабиа, Архипенко, Мондриан, Купка и нек-рые др. художники. К. возник как логич. продолжение аналитич. исканий в искусстве нек-рых представителей постимпрессионизма и прежде всего — Сезанна. Выставка его работ 1907 и его знаменитый призыв: "Трактуйте натуру посредством цилиндра, шара, конуса" (к-рый он сам, кстати, не решился до конца реализовать в своем творчестве), — стали энергичным толчком для возникновения К. В чисто формальном плане на него сильно повлияли и приобретшие популярность в худож. кругах Парижа того времени древние примитивы, афр. скульптура, ср.-век. искусство, народное творчество. Исследователи отмечают три фазы в истории К.: сезаннистскую (1907-09), аналитич. (1910-12) и синтетич.(1913-14).
Для первой фазы К. характерно развитие сезанновских идей по выявлению с помощью цвета и полуобъемной формы структурных архитектонич. оснований предметов натуры, прежде всего пейзажа и женской фигуры (Пикассо). Кубисты, полемизируя с импрессионистич. тенденциями, опираются на "перцептивный реализм" Сезанна, стремившегося показать перманентную структуру вещей в их вневременной, как бы статичной реальности. Особенно характерны для этого пе
риода многие монументально-кубистич. работы Пикассо с изображением женских фигур. Мощные граненые ромбообразные и треугольные объемы, из к-рых складываются фигуры, как бы свидетельствуют об устойчивости и непреходящей значимости предметного мира в его конструктивных основах. Кубисты решают задачи репрезентации "вещи в себе", взаимоотношения вещей друг с другом, места вещи в худож. пространстве без помощи традиц. для новоевроп. искусства перспективы и импрессионистской свето-воздушной среды, но путем применения специфич. геометрич. приемов и совмещения разл. точек или углов зрения на предмет. В этом заключалась уже суть второго, аналитич. этапа К.
Аналитическим он был назван одним из его ведущих представителей X. Гризом на основе гл. принципа — деконструирования формы предмета, чтобы выявить в ней ее элементарные геометрич. основания. Кубисты отходят от глубокого пространства, стремясь передать все осн. ракурсы и аспекты предмета только в двумерной плоскости. Ограничивается и сам набор изображаемых предметов и жанров. Начинает господствовать натюрморт с муз. инструментами, бутылками, фруктами; реже пейзажи с домами и портреты. Под аналитич. взглядом кубиста предмет расчленяется на множество отд. геометрич. элементов, ракурсов, граней, к-рые затем опр. образом компонуются на плоскости холста, образуя полуабстрактные, часто изысканно декоративные композиции. Они, по мнению кубистов, наиболее полно и глубоко выражали суть изображаемого предмета, очищенную от субъективизма его восприятия художником. Господствующим становится принцип симультанности, возможно, пришедший в кубизм из ср.-век. живописи или детского рисунка, когда в одном изображении совмещалось несколько разл. точек зрения на один и тот же предмет (фас, профиль, трехчетвертной разворот и т.д.), несколько разновременных моментов бытия одного и того же предмета. При этом возникает новая худож. реальность, почти никак не связанная с натурой, некая абстр. конструкция, составленная из визуальных и пластич. намеков на элементы видимой реальности, но не имеющая с ней уже ничего общего — ни в плане миметическом, ни в плане символическом. Слабая связь с реальностью сохраняется только на формально-ассоциативном уровне. В кубистич. произведении сознательно нарушаются все предметно-пространств. взаимосвязи и взаимоотношения видимого мира. Плотные и тяжелые предметы могут стать здесь невесомыми и, наоборот, легкие и эфемерные — обрести плотность и тяжесть; все планы и уровни пространства перемешаны — стены, поверхности столов, книг, элементы скрипок, гитар, бутылки, листы партитур парят в особом оптически ирреальном пространстве. В 1911 Брак начинает вводить в свои произведения буквы, а вслед за ним Пикассо — цифры, целые слова и их фрагменты, разл. тигюгр. знаки. Это еще больше усиливает плоскостность кубистич. композиций и их абстр. характер.
Последняя, синтетич., фаза К. начинается осенью 1912, когда кубисты вводят в свои полотна неживописные элементы — наклейки из газет, театральных программ, афиш, спичечные коробки, обрывки одежды, куски обоев, подмешивают к краскам для усиления тактильной фактурности и пастозности песок, гравий, мелкие предметы. Они не были в этом полными новаторами. Пикассо вполне мог видеть подобные приемы у исп. ср.-век. примитивистов, к-рые нередко наклеивали в своих произведениях реальные элементы одежды вместо того, чтобы изображать их. Однако у них они играли подчиненную, вспомогат. роль. Кубисты же делали на подобных элементах особый худож. акцент. Введением чужеродных живописи предметов в структуру живописного в целом произведения кубисты убедительно доказали, что изобразительно-выразит. средства живописи отныне не обязаны ограничиваться только красками. А главное, — что элементы самой реальной действительности, выведенные из утилитарного контекста обыденной.жизни и введенные в контекст искусства, приобретают иное, собственно худож. значение. Этим открывался путь ко многим направлениям арт-деятельности 20 в., прежде всего к реди-мейд (не случайно, что его изобретатель Марсель Дюшан был близок к кубистам и хорошо знаком с их деятельностью), к дадаизму и к поп-арту, к созданию коллажей, ассамбляжей, инсталляций.
Включение предметных элементов в живописную структуру, а позже и живописная имитация их способствовали созданию особой виртуальной реальности в восприятии зрителя, что свидетельствовало о принципиальном отходе искусства от классич. миметич. функции во всех ее аспектах. Искусство отказывалось что-либо изображать, но начинало создавать нечто свое, новую реальность, до сих пор не существовавшую, пока, правда, на основе конструктивных и конкр. элементов самой реальной действительности. Начав с выявления конструктивных элементов видимой реальности, К. на своей последней стадии пришел к свободному синтезированию этих элементов в новые структуры и фактически абстр. композиции, открыв тем самым путь и к геометрич. абстракционизму (или неопластицизму) Мондриана, и к супрематизму Малевича, и к нек-рым другим направлениям искусства 20 в. Последователи кубистов в Чехии Б. Кубишта, Э. Филла, А. Прохазка, объединив их находки с нек-рыми приемами нем. экспрессионистов, создали свое ответвление К. — кубо-экспрессионизм, а в России Н. Гончарова и К. Малевич, внеся в кубизм элементы футуристич. движения, способствовали появлению рус. ветви К. — кубо-футуризма.
К кубистам позднего периода примыкали нек-рое время и ряд известных скульпторов — А. Архипенко, Ж. Липшиц, Г. Лоренс. Они пытались, и иногда достаточно успешно, решать в пластике задачи, поставленные кубистами-живописцами. При этом объемность и иная материальная фактура, использование реального света и тени на скульптурных объемах, пространств, сдвиги плоскостей, форм, объемов, варьирование пустотами и
наполненностями открыли перед ними и новые, чисто пластич. перспективы, в рез-те чего они все достаточно скоро отошли от К. и двинулись своими путями в искусстве 20 в.
Осн. теор. идеи кубистов были изложены участниками этого направления и примыкавшими к ним критиками, в частности в работах Глеза и Метценже "О кубизме" (1912) и Аполлинера "Живописцы кубисты. Эстетич. медитации" (1913).
Лит.: Gleizes A., Metzinger J. Du ‘Cubisme‘. P., 1912; Apollinaire G. Les Peintres cubistes. Meditations esthetiques. P., 1913; Janneau G. L‘Art cubiste. Theories et realisations. Etude critique. P., 1929; Gray Ch. Cubist Aesthetic Theories. Balt., 1953; Fry E. Der Kubismus. Koln, 1966; Daix P. Der Kubismus in Wort und Bild. Stuttg., 1982; The Essential Cubism: Braque, Picasso and their Friends: 1907-1920. L., 1983.
Л. С. Бычкова


  1. кубизмфранц. cubisme от cube куб модернистское течение в изобразительном искусстве преимущественно в живописи й четверти в. которое выдвинуло на первый план формальную задачу...Большая Советская энциклопедия II
  2. кубизмгреч. kubos позвонок модернистское течение и изобразительном искусстве. В стремлении выявить геометрическую структуру объма кубисты разлагают предмет на плоские грани или...Большая энциклопедия по психиатрии
  3. кубизмиск. м. cubismo Итальянорусский словарь....Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  4. кубизмм. иск.cubismo m...Большой русско-испанский словарь
  5. кубизмсущ. муж. рода только ед. ч.кубзм уem...Большой русско-украинский словарь
  6. кубизмм. иск. cubisme m...Большой русско-французский словарь
  7. кубизмм. иск.cubisme m...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  8. кубизмфранц. cubisme от cube куб авангардистское течение визобразительном искусстве й четв. в. Развивалось во Франции П.Пикассо Ж. Брак Х. Грис в других странах. Кубизм выдв...Большой энциклопедический словарь II
  9. кубизмКУБИЗМ франц. cubisme от cube куб авангардистское течение в изобразительном искусстве й четв. в. Развивалось во Франции П. Пикассо Ж. Брак Х. Грис в других странах. Ку...Большой Энциклопедический словарь V
  10. кубизмпервое художественное направление отказавшееся от изображения реального чувственно воспринимаемого мира. Существует вполне обоснованное предположение что сам термин кубиз...Евразийская мудрость от А до Я
  11. кубизмфранцузское cubisme от cube куб авангардистское течение в изобразительном искусстве й четверти в. Развивалось во Франции П. Пикассо Ж. Брак и другие и других странах. К...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  12. кубизмКУБИЗМ а м. cubisme ampLT cube. Авангардистское формалистическое течение в европейском изобразительном искусстве нач. в. стремясь выявить геометрическую структуру объема...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  13. кубизмфранц. куб авангардистское течение в изобразительном искусстве преимущественно в живописи первой четверти ХХ века. Впервые термин появился во французской критике как на...История и теория культуры
  14. кубизмcubisme фр. от cube куб Одно из первых направлений в искусстве авангарда. Годом возникновения считается когда Пикассо выставил свою программную кубистическую картину Д...Лексикон нонклассики
  15. кубизмКУБИЗМ Направление в живописи зародившееся во Франции около года которое может быть рассматриваемо как реакция импрессионизму см это слово с его тяготением к световой п...Литературная энциклопедия
  16. кубизма м.em Модернистское течение в изобразительном искусстве первой четверти в. которое выдвигало на первый план формальную задачу конструирования объемной формы на плоскост...Малый академический словарь
  17. кубизмфр. Cub куб модернистское течение в изобразительном искусстве начала XX века предшествовавшее абстракционизму. Зародился и развивался во Франции. Его основоположниками ...Мировая художественная культура. Словарь
  18. кубизмкорень КУБ суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова КУБИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный КУБ ИЗМ Слово Кубизм содержит следующие морфемы или час...Морфемный разбор слова по составу
  19. кубизмНачальная форма Кубизм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  20. кубизмкубизм м. Разновидность абстракционизма в европейском изобразительном искусстве первой четверти XX в. выдвигавшая формальный принцип конструирования объемной формы на пло...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  21. кубизмкубизм кубизм а...Орфографический словарь
  22. кубизмu м...Орфографический словарь русского языка
  23. кубизмкубизм...Орысша-қазақша «Жеңіл және тоқыма өнеркәсібі» терминологиялық сөздік
  24. кубизмкубизм кубизмы кубизма кубизмов кубизму кубизмам кубизм кубизмы кубизмом кубизмами кубизме кубизмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  25. кубизмОрфографическая запись слова кубизм Ударение в слове кубизм Деление слова на слоги перенос слова кубизм Фонетическая транскрипция слова кубизм [кбизм] Характеристика все...Полный фонетический разбор слов
  26. кубизмкубзм му....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  27. кубизмкубизм а...Русский орфографический словарь
  28. кубизмМ мн. нет kubizm XX srin vvllrind rssamlqda obyektlri n sad hndsi fiqurlar klind vermkdn ibart cryan....Русско-азербайджанский словарь
  29. кубизмкубизм м. иск.icubism...Русско-английский словарь
  30. кубизмкубизм м. иск. cubism....Русско-английский словарь II
  31. кубизмКубзм...Русско-белорусский словарь
  32. кубизмиск.i кубзм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  33. кубизмкуби...Русско-ивритский словарь
  34. кубизмм. архит. cubismo m...Русско-итальянский политехнический словарь
  35. кубизмкубизм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  36. кубизм....Русско-китайский словарь
  37. кубизмkubisms...Русско-латышский словарь
  38. кубизмKubismus...Русско-немецкий словарь по искусству
  39. кубизмм искu cubismo m...Русско-португальский словарь
  40. кубизмkbizm...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  41. кубизмkubismus...Русско-чешский словарь
  42. кубизмKubism...Русско-эстонский словарь
  43. кубизмкубизм...Русское словесное ударение
  44. кубизмСтиль от Рубика...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  45. кубизмКУБИЗМ [фр. cubisme] иск. авангардистское АВАНГАРДИСТСКИЙ течение в изобразительном искусстве начала XX в. кубисты разлагали предмет на плоские грани или уподобляли его ...Словарь иностранных слов русского языка
  46. кубизмКУБИЗМ Направление в живописи зародившееся во Франции около года которое может быть рассматриваемо как реакция импрессионизму см это слово с его тяготением к световой п...Словарь литературных терминов
  47. кубизмнаправление модернизма предпринявшее попытку смоделировать средствами художественного творчества специфическую теорию познания фундированную презумпцией антипсихологизм...Словарь постмодернизма
  48. кубизмКУБИЗМ франц . cubisme от cube куб авангардистское течение в изобразительном искусстве й четв. в. Развивалось во Франции П. Пикассо Ж. Брак Х. Грис в других странах. Ку...Современный энциклопедический словарь
  49. кубизмкубизм [фр. cubisme] авангардистское формалистическое течение в европейском изобразительном искусстве нач. в. стремясь выявить геометрическую структуру объема кубисты р...Толковый словарь иностранных слов
  50. кубизмКУБИЗМ а м. В изобразительном искус стве начала в.формалистическое направление последователи крого представляли предметныймир в простых геометрических формах куба конуса...Толковый словарь Ожегова
  51. кубизмКУБИЗМ кубизма мн. нет м. от куб искус. Направление в живописи частично и в др. искусствах в начале века изображавшее предметы действительности разложенными на простейш...Толковый словарь русского языка II
  52. кубизмкубизм кубизм а м. В изобразительном искусстве начала в. формалистическое направление последователи крого представляли предметный мир в простых геометрических формах куб...Толковый словарь русского языка II
  53. кубизмКУБИЗМ а м. В изобразительном искус стве начала в. формалистическое направление последователи крого представляли предметный мир в простых геометрических формах куба кону...Толковый словарь русского языка
  54. кубизмУдарение в слове кубизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове кубизм...Ударение и правописание
  55. кубизмRzeczownik кубизм m kubizm m...Универсальный русско-польский словарь
  56. кубизмкубизм кубизмы кубизма кубизмов кубизму кубизмам кубизм кубизмы кубизмом кубизмами кубизме кубизмах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку ....Формы слова
  57. кубизмКубизм франц. cubisme от cube куб модернистское течение в изобразительном искусстве преимущественно в живописи первой четверти XX в. Возникновение кубизма относят к ког...Художественная энциклопедия
  58. кубизмМик Ким Узи Уик Зуб Бум Бук Бзик Зубик Изм Узик Кум Куб Кубизм...Электронный словарь анаграмм русского языка
  59. кубизмКУБИЗМ одно из первых направлений в искусстве авангарда. Годом возникновения считается когда Пикассо выставил свою программную кубистич. картину Девицы из Авиньона а нес...Энциклопедия культурологии
  60. кубизмот фр. cube куб направление в изобразительном творчестве зародившееся во Франции его теоретики живописцы Ж. Метценже А. Глез и поэт Г. Аполлинер и существовавшее в гг...Эстетика