Энциклопедия Культурология XX век

ИСТОРИЗМ

ИСТОРИЗМ — принцип рассмотрения мира, природных и социально-культурных реалий в динамике их изменения, становления во времени, развития. Видение истории как опр. целостности, обладающей имманентным смыслом, необходимостью, на базе к-рой зачастую выдвигаются глобальные пророчества будущего, — отличит. черта И. В конечном итоге историцистские проблемы сопряжены с осмыслением существования субъекта во времени, в контексте космич. целого, обществ. эволюции. И. резюмирует содержание той или иной филос. доктрины, зависит от типа мировоззренч. рефлексии, превалирующего в культуре эпохи. Можно выделить натуралистич., религиозно-эсхатологич. и антинатуралистич. разновидности И.
Натуралистич. И. античности специфичен рассмотрением динамики развития социокультурной сферы по аналогии с природными процессами, связан с рефлективным переосмыслением цикличных мифол. представлений. Сообразно с античными концепциями, человек включен в круговорот космич. целого, подчинен велению судьбы, от всевластия к-рой несвободны даже боги. Одновременно в эту эпоху утверждается и идея космич. благовремения — подобающего момента для свершения предначертанных судьбой событий. Поиск субстанциального начала существующего, диалектики вечности и времени обусловливает истор. воззрения и социальные идеалы представителей античной мысли от Гераклита до Платона и Аристотеля.
Христианство приносит с собой универсалистское видение развития единого человечества в перспективе эсхатологич. И. Рассматривая явление Христа как центр и смыслообразующее звено истории, философы эпохи патристики и ср.-вековья подчиняют ее провиденциально-эсхатологич. сценарию, видят в ней постоянное противоборство "града земного" и "града Божия" — церковного сооб-ва. Человек, являясь сопричастным двум градам, оказывается вовлеченным в драму их противостояния. Если Августин полагал столкновение двух градов не примиримым в истории и уповал на завершение бедствий человечества за ее пределами, то Иоахим Флорский верил в торжество царства мира и правды, наступление эры Святого Духа и вечного Евангелия на земле. Фома Аквинский попытался рассмотреть историю как процесс кооперации "града земного" и "града Божия", в к-ром люди, стремящиеся к общему благу, постепенно реализуют веление "естеств. закона", данного им свыше как порождение космич. "вечного божеств, закона".
Ренессансный И. проникнут гуманистич. миросозерцанием, предполагающим самоценность личности и ее истор. деяний, к-рые могут быть постигнуты сами по себе вне ссылок на божеств, провидение. Именно такой подход содержится в работах Ф. Гвиччардини и Н. Макиавелли. Ж. Боден разрабатывает светскую схему всемирной истории, утверждая превосходство совр. ему эпохи по отношению к предшествующим.
Осознание автономии культуры, ее надприродности — важнейшая черта И. Нового времени. Он питается духом рационализма, устремлен на поиск субстанции истории, прогрессивно ведущей к торжеству гуманизма, связан с утверждением глобальных утопий грядущего. Расставание с установками ср.-вековья первоначально, однако рождает скепсис относительно возможностей И. Ф. Бэкон и Декарт весьма невысоко оценивают значимость истор. знания. Его оправдание как важного звена в спектре иных способов постижения мира содержится в трудах Локка, Беркли и Юма. Одновременно в полемике с Декартом формулирует свой антинатуралистич. подход к истории и Вико, сообразно с воззрениями к-рого деяния людей в прошлом и настоящем более доступны разуму, нежели природные феномены. История дана субъекту через совокупность культурных форм, позволяющих судить о логике ее развития, в финальной инстанции продиктована божеств, провидением. Каждая истор. эпоха характеризуется циклич. ритмом движения от божественной к героич. и человеч. стадиям, хотя в целом социальное развитие спиралевидно.
Взгляд на историю как особую надприродную реальность, сопряженную с непрекращающимся совершенствованием человеч. духа, задающим прогрессивное постулат, развитие об-ва, начинает утверждаться уже в 17 в. в ходе спора о "древних и новых", в к-ром приняли участие Ш. Перро и Б. де Фонтенель. Просвещенческие теории обществ, прогресса говорят о постулат. совершенствовании разумных начал в истории, запрограммированно ведущих к торжеству свободы и справедливости. Вольтер видит в истории прогрессивное развитие человеч. рода, не исключающее, однако, и регресса, побочных линий эволюции. Для Тюрго прогресс рисуется "естеств. законом" истории. Кондорсе полагал его зависимым от успехов коллективного разума, к-рый низвергнет гнет тиранов и служащих им лицемеров и обманщиков, создав царство свободы и истины. Рационалистич. вера в способность разума обеспечить торжество гуманистич. начал в истории, прогрессивно ведя ее к утопии снятия разъединяющих об-во трагич. противоречий, оказывается секуляризированной версией религиозно-эсхатологич. И. Слабость установки линейного прогрессизма была осознана уже в границах просвещенческого И. Руссо и Гердером. Руссо подметил связь цивилизационного процесса и отчуждения, а Гердер попытался соединить веру в совершенствование человеч. рода с утверждением своеобразия культур отд. народов, не укладывающегося в прокрустово ложе линейно-прогрессистского видения. Еще более острая
критика просвещенческого И. содержится в соч. Шатобриана, А. и Ф. Шлегелей и др. представителей романтизма, осознавших неповторимое своеобразие и самоценность каждой истор. эпохи.
Нем. классич. философия и марксизм продолжают линию И. эпохи Просвещения. Исходя из противопоставления ноуменального мира человеч. свободы противоположной ему сфере природных феноменов. Кант полагал возможным постижение объективной направленности истор. процесса. Хотя в истории и действуют свободные индивиды, она постигается через события, к-рые выступают как внешние феномены, обнаруживающие необходимость, тождественную естественной. В природе наблюдается совершенствование ее форм, история же призвана реализовать цель прогрессивного движения к торжеству интеллектуального и нравств. начал. Подобно Канту, Фихте видит цель земной жизни человечества в установлении обществ, отношений на основе свободы и разума. Природа и история, согласно Шеллингу, оказываются проявлениями Абсолюта. В истории для него становится возможным самопознание, постоянное самообогащение. В границах нем. классич. философии И. находит свою кульминацию в системе Гегеля, для к-рого весь природный и социальный мир предстает порождением абсолютной идеи или Бога. Природа не знает развития во времени, к-рое является достоянием истории, где абсолютная идея на пути самопознания реализуется в стремлении обрести все большую степень свободы. Рассматривая всемирную историю как целостность в перспективе прогрессивного обретения народами новых ступеней свободы, Гегель высказал ряд интересных диалектич. положений, но при этом остался в плену "герметического И." с присущим ему постулированием единой субстанции обществ. жизни, устремленной к заранее известному финалу.
Марксистский И. имеет своим основанием гуманистич. традицию, наследие Просвещения и нем. классич. философии. Внимание Маркса было сосредоточено по преимуществу на социально-филос. проблемах, и лишь впоследствии его И. получил "дополнение снизу" в виде учения о диалектике природы, формах развития материального мира Энгельса. Маркс близок к классич. варианту И., сложившемуся в период Нового времени, хотя пафос его доктрины связан с революц. отрицанием всей предшествующей истории как поработившей человека узами отчуждения. Место субстанциальной абсолютной идеи в его учении занимает всеобщий труд, созидающий ткань истории. Делая акцент на практич. усилиях человека, творящего культурно-истор. мир, Маркс настаивает одновременно на существовании специфич. законов обществ, развития, важности классовой борьбы.
В постклассич. философии наблюдается радикальный разрыв с И. классич. периода. Ее представители отказываются от рационалистич. оптимизма, критикуют субстанциалистские схемы истории, утверждающие веру в необходимость прогресса и запрограммированное торжество гуманистич. начал, универсальные утопии грядущего. Здесь в целом превалирует антинатуралистич. установка, рефлективное осознание зависимости постижения истории от усилий субъекта и культурной ситуации эпохи.
В ряду основоположников постклассич. И. обычно называют одного из создателей академич. варианта философии жизни Дилыпея, положившего начало движению критики истор. разума. Порицая Канта за "забвение истории и жизни", а Гегеля за поиск находящейся в саморазвитии субстанции социальной реальности, Дильтей полагал существующими во времени многообразные уникальные культурные образования. Переживание и интерпретация их "духовных миров" понимались им как находящиеся в компетенции истор. разума, чьи потенциальные возможности были предметом его пристального анализа. Критика истор. разума была продолжена теоретиками неокантианства — Виндельбандом и Риккертом, противопоставившими "науки о природе", ищущие законы, и историю, принадлежащую к "наукам о культуре", ориентированным на постижение уникально-неповторимого. Отвергая самую возможность существования всеобщей истории как дисциплины, Риккерт, тем не менее, не отрицал значимость умозрительного конструирования философско-истор. схем. Его положит, отношение к кантовскому видению истории в перспективе человеч. свободы, нашедшему свое продолжение в соч. др. представителей нем. классич. философии, говорит о частичном оправдании классич. И. в границах его критич. переосмысления. Более радикальные выводы делают в данной связи такие теоретики неогегельянства, как Кроче и Коллингвуд. Принимая гегелевский тезис о совершенствовании в истории объективного духовного начала, они одновременно резко критикуют спекулятивную философию истории с ее субстанциалистской установкой и тенденцией схемосозидания. История понимается как борьба за свободу, зачастую обреченная на поражение, а не как ее прогрессивное триумфальное шествие. Кроче сформулировал продуктивные тезисы о взаимосвязи истории и современности, истории и философии. Они получили развитие в трудах Коллингвуда, утверждавшего существование априорной идеи истории, направляющей синтетич. усилия разума, адресующего непрестанно свои вопросы прошлому в свете совр. ситуации.
Наряду с движением критики истор. разума, повергшим рационалистич. оптимизм классич. новоевроп. И., делу развенчания глобально-прогрессистских конструкций способствовали и концепции локальных цивилизаций Шпенглера, Тойнби, Сорокина. История предстает в них сотканной из отд. культур, отмеченных неповторимым своеобразием, рождающихся, расцветающих, стареющих и безвозвратно покидающих ее сцену. Шпенглер полагал, что единое человечество — иллюзия, а каждая из культур герметична по отношению к другим. В работах Тойнби и Сорокина присутствует идея диалога культур, преемственности традиции, позволяющая говорить о целостности истории и нелинейном варианте прогрессивного развития.
Против любых классич. и неклассич. разновидностей И. выступил К. Поппер, обвинивший их в культивировании мыслительной модели, прокладывающей дорогу тоталитарному утопизму. Однако даже в границах англо-амер. аналитич. философии истории сегодня звучит призыв к созданию целостной картины развития человечества на критико-гносеологич. основе (В. Б. Галли, А.К. Данто, X. Фэйн и др.). Структуралистская полемика Леви-Стросса с программой И. выявила многие ее слабости. В противовес тотализирующим картинам культурно-истор. развития Фуко предложил проект "общей истории", раскрывающей основные дискурсивные формации, определявшие деяния людей в прошлом и функционирующие в настоящем. В грамматологии Деррида истор. традиция предстает объектом критич. декон-струкции, вскрывающей корни совр. явлений. Подобная генеалогич. установка, противоположная классич. И., роднит постструктуралистские штудии Фуко и Деррида.
Наиболее созвучна культурной ситуации конца 20 в. герменевтич. трактовка И. Хайдеггер полагал, что история производна от бытия человека во времени, а понимание, дающее видение ее событий, — неотъемлемая характеристика экзистенциальной активности. Темы связи истории и традиции, круговой структуры понимания и его языковой обусловленности стали основными у Гадамера, исходящего из основоположений экзистенциальной герменевтики Хайдеггера. Интересны варианты герменевтич. И., представленные в синтезе марксизма и экзистенциализма Сартра и в неомарксистской теории коммуникативного действия Хабермаса. Перспективный вариант соединения герменевтики с аналитич. теориями истор. дискурса предлагает сегодня Рикёр. Герменевтич. И. устойчиво доминирует в зап. философии наших дней, составляя методол. базу многочисл. светских и религ. теорий.
Лит.: Кон И.С. Проблема истории в истории философии // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Вып. 4. Томск, 1966; Лосев А.Ф. Античная философия истории. М., 1977; Григорьян Б.Т. Философия и философия истории // Философия и ценностные формы сознания. М., 1978; Кол-лингвуд Р.Дж. Идея истории: Автобиография. М., 1980; Барг М.А. Эпохи и идеи: становление историзма. М., 1987; Элиаде М. Космос и история. М., 1987; Губман Б.Л. Смысл истории. М., 1991; Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993; Трёльч Э. Историзм и его проблемы. М., 1994; Сгосе В. Teoria e storia della storiografia. Bari, 1927; Meinecke F. Die Entstehung des Historismus. Munch., 1946; Shinn R.L. Christianity and the Problem of History. N.Y., 1953; Sampson R.V. Progress in the Age of Reason. Camb., 1956; Bruning W. Geschichtsphilosophie dei-Gegenwart. Stuttg., 1961; Mann G. Die Gmndprobleme der Geschichtsphilosophie von Plato bis Hegel // Der Sinn der Geschichte. Munch., 1961; Aron R. Dimensions de la conscience historique. P., 1965; Lowith K. Nature, History and Existentialism and other essays in the Philosophy of History. Evanston, 111., 1966; Reill P.H. The German Enlightenment and the Rise of Historicism. Berk., 1975; Fornara Ch. The Nature of History in Ancient Greece and Rome. Berk., 1983.
Б.Л. Губман


  1. историзмпринцип подхода к действительности как изменяющейся во времени развивающейся. Принцип И. первоначально был выдвинут и разрабатывался в философских системах Дж. Вико Вольт...Большая Советская энциклопедия II
  2. историзмм.historiologa fem mtodo histrico...Большой русско-испанский словарь
  3. историзмсущ. муж. рода только ед. ч.рассмотрение предметов и явлений в их историческом развитиисторизм уem...Большой русско-украинский словарь
  4. историзмм. mthode f historique historique m...Большой русско-французский словарь
  5. историзмhistoricism . Подход к пониманию истории подчеркивающий уникальность каждой эпохи в которой любую ситуацию или период можно понять только в собственных условиях. Обычно и...Большой толковый социологический словарь
  6. историзмот греч. historia рассказ о прошлых событиях англ. historism нем. Historismus. Принцип научного познания объективной действительности в соответствии с крым вещи и явлен...Большой толковый социологический словарь II
  7. историзмм.mthode f historique historique m принцип слово...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  8. историзмИСТОРИЗМ принцип подхода к действительности как развивающейся во времени. Предполагает рассмотрение объекта как системы закономерностей его развития. Истоки историзма в ...Большой энциклопедический словарь III
  9. историзмИСТОРИЗМ принцип подхода к действительности как развивающейся во времени. Предполагает рассмотрение объекта как системы закономерностей его развития. Истоки историзма в...Большой Энциклопедический словарь V
  10. историзмподход к действительности как изменяющейся во времени развивающейся....Глоссарий философских терминов
  11. историзмпринцип подхода к действительности как развивающейся во времени. Предполагает рассмотрение объекта как системы закономерностей его развития. Истоки историзма в учениях Г...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  12. историзмИСТОРИЗМ а м. historisme m. strong. Воспроизведение прошлого увлечение прошлымem. БАС. Отграничиваются они ampLTхудожники Золотого рунаgt и от имитаторов проникнутых исто...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  13. историзмпринцип подхода к действительности как развивающейся и изменяющейся во времени. Можно выделить два значения понятия И. широкое значение И. как мировоззренческий принцип...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  14. историзма м.em Свойственный диалектике принцип изучения и оценки каждого предмета и явления в их историческом развитии.Интерес к прошлому воспроизведение его в произведениях иску...Малый академический словарь
  15. историзмкорень ИСТОР суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова ИСТОРИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный ИСТОР ИЗМ Слово Историзм содержит следующие морфемы...Морфемный разбор слова по составу
  16. историзмНачальная форма Историзм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  17. историзмhistoricism подход при кром идеи исоч. рассматриваются в рамках историч. контекских развития и создания. Такой подход предполагает осмысление текста идеи или теории путем...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  18. историзмот лат. historia история историческое сознание или сознание того что все познаваемое является ставшим представление о действительности как становящейся и развивающейся ...Начала современного естествознания
  19. историзмисторизм . м. Принцип изучения и оценки действительности как развивающейся изменяющейся во времени исторический подход при рассмотрении чегол. Воспроизведение прошлого....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  20. историзмисторизм историзм а...Орфографический словарь
  21. историзмu м принцип слово...Орфографический словарь русского языка
  22. историзмлат. принцип мышления человека определяющий восприятие и оценку какого бы то ни было явления в контексте той культуры где оно зародилось и развивалось. Историзм это сора...Основы духовной культуры
  23. историзмпринцип подхода к изучению действительности как изменяющегося развивающегося со временем процесса взаимообуславливающих взаимозависимых явлений и событий в их причинносле...Отечественная история в терминах и понятиях
  24. историзмпринцип подхода к действительности как развивающейся во времени. Предполагает рассмотрение объекта как системы закономерностей его развития. Истоки историзма в учениях Г...Политическая наука - Словарь-справочник
  25. историзмИСТОРИЗМ historicism Учение согласно которому историческими событиями управляют естественные законы определяющие в свою очередь общественное и культурное развитие религию...Политология. Словарь.
  26. историзмисторизм историзмы историзма историзмов историзму историзмам историзм историзмы историзмом историзмами историзме историзмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  27. историзмОрфографическая запись слова историзм Ударение в слове историзм Деление слова на слоги перенос слова историзм Фонетическая транскрипция слова историзм [старизм] Характер...Полный фонетический разбор слов
  28. историзмпринцип изучения действительности и минувших событий и явлений в их становлении и развитии в органической связи с порождающими их условиями....Профессиональное образование
  29. историзмисторизм аСинонимы принцип слово...Русский орфографический словарь
  30. историзмМ мн. нет tarixilik hadislrin izahnda tarixi prinsip saslanma....Русско-азербайджанский словарь
  31. историзмисторизм м.ihistorical method...Русско-английский словарь
  32. историзмhistoricism...Русско-английский словарь политической терминологии
  33. историзмГстарызм...Русско-белорусский словарь
  34. историзмгстарызм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  35. историзмтарихи тарихаят историзм затты былысты тарих трысынан алып арау историзм в обучении пед. блм берудег тарихилы...Русско-казахский словарь
  36. историзмтарихат...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  37. историзмтарихилы...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  38. историзмм. историзм нерселерди жана кубулуштарды тарыхый кз караш менен кароо....Русско-киргизский словарь
  39. историзм. Синонимы принцип слово...Русско-китайский словарь
  40. историзмTarihlq...Русско-крымскотатарский словарь
  41. историзмтарихлыкъ...Русско-крымскотатарский словарь II
  42. историзмvsturiskums...Русско-латышский словарь
  43. историзмсобирательное обозначение для различных эклектических направлений в искусстве второй половины в. ориентирующихся на возрождение художественных стилей прошлогоem Historis...Русско-немецкий словарь по искусству
  44. историзмhistorisme принцип слово...Русско-норвежский словарь
  45. историзммhistoricismo mu histerismo m принцип слово...Русско-португальский словарь
  46. историзмм тарихилык...Русско-татарский словарь
  47. историзмHistorism...Русско-эстонский словарь
  48. историзмисторизм принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени и закономерно развивающейся в соответствии с принципом историзма разработанным марксистсколенинско...Словарь иностранных слов русского языка
  49. историзмпринцип подхода к изучению действительности как изменяющейся во времени развивающейся. Включает рассмотрение всех явлений как системы обладающей особой внутренней структу...Словарь исторических терминов
  50. историзмСпособность художественной литературы точно воссоздавать облик колорит дух ушедшей исторической эпохи в конкретных картинах жизни человеческих судьбах и событиях. И. прид...Словарь литературоведческих терминов
  51. историзмисторизм слово принцип Словарь русских синонимов. историзм сущ. колво синонимов принцип слово Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы принцип слово...Словарь синонимов II
  52. историзмисторизм слово принцип...Словарь синонимов
  53. историзмфилософский принцип познания действительности который включает в себя следующие требования изучение настоящего современного состояния предмета рекнострукция его прошлого...Словарь-справочник по философии
  54. историзмпринцип науч. мышления рассматривающий все явления как развивающиеся на основе определ. объективных закономерностей. В ист. науке возникновение И. было связано с преодоле...Советская историческая энциклопедия
  55. историзмпринцип подхода к действительности как изменяющейся во времени развивающейся. Принцип И. первоначально был выдвинут и разрабатывался в филос. системах Вико Вольтера Руссо...Советский философский словарь
  56. историзмHistorismus historicism historicisme. В XX в. значение понятия И. колебалось от нейтрального Теодор Литт Манхейм и позитивного Ротхакер Ф. Майнекке до негативного Тиллих ...Современная западная философия
  57. историзмИСТОРИЗМ принцип подхода к действительности как развивающейся во времени. Предполагает рассмотрение объекта как системы закономерностей его развития. Истоки историзма в ...Современная энциклопедия
  58. историзмИСТОРИЗМ принцип подхода к действительности как развивающейся во времени. Предполагает рассмотрение объекта как системы закономерностей его развития. Истоки историзма в ...Современный энциклопедический словарь
  59. историзмСлово или словосочетание связанное с историческим прошлым обозначающее явление которое ушло из жизни общества боярин подымное emналог со двора капрал пищалъ верста нэпман...Справочник по этимологии и исторической лексикологии
  60. историзмпринцип познания являющийся методологическим выражением саморазвития действительности. Включает в себя изучение настоящего современного состояния предмета исследования ...Тематический философский словарь
  61. историзмпринцип изучения действительности и минувших событий и явлений в их становлении и развитии в органической связи с порождающими их условиями.Синонимы принцип слово...Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
  62. историзмисторизм принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени и закономерно развивающейся в соответствии с принципом историзма разработанным марксистсколенинск...Толковый словарь иностранных слов
  63. историзмИСТОРИЗМ а м. Рассмотрение явлений событий в их историческомразвитии с исторической точки зрения....Толковый словарь Ожегова
  64. историзмИСТОРИЗМ историзма мн. нет м. науч. Методологический принцип рассмотрения предметов и явлений в их истории....Толковый словарь русского языка II
  65. историзмисторизм историзм а м. Рассмотрение явлений событий в их историческом развитии с исторической точки зрения....Толковый словарь русского языка II
  66. историзмИСТОРИЗМ а м. Рассмотрение явлений событий в их историческом развитии с исторической точки зрения....Толковый словарь русского языка
  67. историзмУдарение в слове историзмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове историзм...Ударение и правописание
  68. историзмRzeczownik историзм m historyzm m...Универсальный русско-польский словарь
  69. историзмИСТОРИЗМ одна из центральных категорий исторических наук истолковывающих мир и прежде всего социальную жизнь как постоянное обновление становление и использующих време...Философская энциклопедия
  70. историзмпринцип подхода к объективной действительности в процессе ее науч. исследования и. практич. преобразования как к изменяющейся во времени развивающейся. Принцип И. являетс...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  71. историзмот лат. historia история историческое сознание т.е. сопровождающее всякое познание сознание того что все является ставшим даже духовное бытие. В новое время было признано...Философский энциклопедический словарь II
  72. историзмпринцип познания вещей и явлений в их становлении и развитии в органической связи с порождающими их условиями. И. означает такой подход к явлениям крый включает в себя ис...Философский энциклопедический словарь
  73. историзмисторизм историзмы историзма историзмов историзму историзмам историзм историзмы историзмом историзмами историзме историзмах Источник Полная акцентуированная парадигма по ...Формы слова
  74. историзмТим Стр Сотр Сорт Сорм Сорит Сор Сомит Сом Смотр Смит Сми Ситро Сито Сити Сим Рот Рост Ром Ритм Рис Рио Рим Ост Орт Орс Мтс Мот Мост Морс Морис Морзист Тимор Мор Моир Мит...Электронный словарь анаграмм русского языка
  75. историзмИСТОРИЗМ принцип подхода к действительности как развивающейся во времени. Предполагает рассмотрение объекта как системы закономерностей его развития. Истоки историзма в...Энциклопедический словарь естествознания
  76. историзмИСТОРИЗМ принцип рассмотрения мира природных и социальнокультурных реалий в динамике их изменения становления во времени развития. Видение истории как опр. целостности об...Энциклопедия культурологии
  77. историзмот греч. historia рассказ о прошлых событиях англ. historism нем. Historismus. Принцип научного познания объективной действительности в соответствии с которым вещи и яв...Энциклопедия социологии
  78. историзмИСТОРИЗМ от греч. historia рассказ о прошлых событиях о том что узнано исследовано философский принцип требующий рассматривать любое явление в его возникновении развити...Энциклопедия эпистемологии и философии науки