Энциклопедия Культурология XX век

ЖИЗНЬ

ЖИЗНЬ — понятие многозначное, меняет свое содержание в зависимости от области применения. В биол. науках понимается как одна из форм существования материи, осуществляющая обмен веществ, регуляцию своего состава и функций, обладающая способностью к размножению, росту, развитию, приспособляемости к среде. В гуманитарных текстах приобрело культурно-истор. и филос. значения, в к-рых на первый план выходят интуитивно постигаемые первичность жизненной реальности, ее темпоральность, событийность и непрерывность течения. Формируется новое, вбирающее в себя оба подхода содержание понятия Ж. на стыке учений о биол. и культурной эволюции — коэволюции, а также в идеях геннокультурной теории и эволюц. эпистемологии.
Традиционно всех, кто размышлял над феноменом "Ж." относят к представителям "философии Ж.", называя имена Ницше, Дильтея, Зиммеля, Бергсона, Шпенглера, Клагеса, Ортеги-и-Гассета, и, как представляется, весьма искусственно возводят его в ранг самостоят. филос. направления "иррационалистического" толка. В действительности для названных философов понятие Ж., хотя значимое и необходимое, не являлось самоцелью и скорее служило другим, различным для каждого из этих философов задачам. Так, Дильтей вводит это понятие, разрабатывая методологию истор. познания. наук о культуре; Зчммель лишь в последние годы жизни обращается к этой проблеме, после серии осн. работ по социологии и культуре; Шпенглер — при разработке фундаментальной проблемы морфологии истории. Определяющую роль в таком вычленении филос. направления, по-видимому, сыграла работа Риккерта "Философия жизни. Изложение и критика модных течений философии нашего времени", где он писал о столкновении разных подходов к этому феномену в "западно-вост. структуре Ж., к-рая протягивается над Европой". Искусственное конституирование некоего самостоят. филос. направления и дальнейшая оценка его как "иррац." помешали по существу понять филос. поиск нетрадиц. форм выражения феномена Ж. за пределами ее биол. смыслов, в контексте культуры и истории, духовного мира человека. Стремление осмыслить Ж. в ее новом значении — это не отрицание рац. подхода, но необходимость найти новые формы рациональности, не сводящиеся к "образцам", господствовавшим в механистич. естествознании и формальной логике. За этим стояло обращение к иной онтологии — человеч. духовности, укорененной в культуре, искусстве, "жизненном мире"; к иной традиции — гуманитарно-герменевтической, культурно-исторической, ведущей свое начало не только от нем. романтизма, упоминаемого, как правило, в первую очередь, но, по-видимому, от Сократа и диалогов Платона, от "Исповеди" Августина, идеалов гуманистов Ренессанса, в Новое время от Гёте, Шлейермахера и Дильтея — всех тех, кто в филос. размышлениях не ограничивался интеллектуальным опытом естествознания, но обращался к духовному, чувственному и эстетич. опыту поэзии, филологии и истории, гуманитарного знания в целом.
Поиск новых форм рациональности и способов ее выражения, прежде всего с обращением к феномену Ж., был и остается тесно связанным, во-первых, с необходимостью постижения изначального фундаментального опыта восприятия реальности человеком — непосредственному, неэксплицированному знанию, предшествующему разделению на материю и сознание, субъект и объект, а также с пониманием недостаточности формально-логич. дискурса для постижения этого явления без привлечения таких приемов, как интуиция, вживание, вчувствование и т.п. Во-вторых, обращение к понятию "жизнь" необходимо в связи с осознанием недостаточности, неполноты абстракции чистого сознания, сознания вообще, cogito — логич. конструкции, в конечном счете, лишающей Я тех связей, к-рые соединяют его с реальным миром. Введение понятия "Ж." означает признание значимости индивидуального, эмпирического Я как наделенного жизнью индивида, единичность к-рого, по Гегелю, — это всеобщность высшего рода, конкр. бытие всеобщего. Единичное-всеобщее в таком случае предстает как жизнь — живое бытие реальности, обладающей темпоральностью, связностью и целостностью. Такой подход предполагает пласт живой реальной субъективности, связанный с особым типом рациональности, фиксирующей проявления единично-всеобщей жизни. При признании всеобщности индивидуального-единичного Я, одновременно признается и включенность его как течения Ж. в социум, приобретение культурно-истор. содержания, наполняющего человеч. жизнедеятельность.
Обращение к феномену Ж., т.о., предполагает расширение сферы рационального, введение новых его типов и, соответственно, понятий и средств концептуализации, а также принципов перехода иррационального в рациональное, что осуществляется постоянно в научном познании и должно быть также признано как законная процедура в развитии филос. знания и теории культуры. В европ. культуре и философии существуют традиции исследования феномена Ж., по-разному сочетающие биол., психол. и культурно-истор. аспекты проблемы. Необходимо учитывать особенность ситуации и в самой европ. науке 19 в., где формировались новые представления, предполагавшие введение категории "Ж." как базовой в новых областях знания. Это время, когда как бы осознается неполнота существующего научного знания, ориентированного на математику, физику и механику, и "науки о живом", в первую очередь биология с ее дискуссиями между дарвинистами и антидарвинистами, овладевают воображением и умами ученых и философов. "Биологизм" становится неким
знаком антимеханицизма, обращения к живому, к самому человеку и чаще всего не носит спец. характера, но лишь окрашивает терминологию, направление мысли и аргументацию. Именно это сказалось в трактовке категории "Ж." у Ницше и Бергсона. В то же время формирование науки о культуре, в отличие от наук о природе, разработка их общей методологии, принципов и понятий стало предпосылкой разработки категории "Ж." в контексте гуманитарного знания, в частности, в трудах Дильтея и Зиммеля, Шпенглера.
Уже Шопенгауэр, исследуя "мир как волю и представление", вводит понятие Ж. в связке понятий "воля", "время (настоящее, теперь)". Именно в образе Ж. является для представления желание воли, воля тождественна воле к Ж., если есть воля, то будет и жизнь. Воля — это внутреннее содержание, существо мира, а жизнь, видимый мир, явление — только зеркало воли. Он стремится "рассматривать Ж. именно философски, т.е. по отношению к ее идеям"; Ж. свойственно выражать себя в индивидах — мимолетных, выступающих в форме времени явлениях того, что само в себе не знает времени, но принимает его форму, чтобы объективировать свою сущность. При этом формой Ж. служит только настоящее, будущее и прошедшее находятся лишь в понятии, в связи познания.
Ницше, к-рый часто рассматривается как представитель "биол." подхода к жизни, признавая необходимость такого ее определения, например, как "известного количества сил, связанных общим процессом питания" ("Воля к власти"), в действительности рассматривает преимущественно ее собственно человеч. смыслы. Она предстает как наиболее знакомая форма бытия — воля, но в отличие от Шопенгауэра Ницше говорит о воли к власти, стремлению к максимуму чувства власти, но сама Ж. только средство к чему-то: она есть выражение форм роста власти. По Ницше, сознание , "дух" только средство и орудие на службе у высшей Ж., у подъема жизни. Во всяком организме как целом сознат. мир чувств, намерений, оценок является лишь небольшим "отрывком", к-рый нельзя считать целью целого феномена Ж. Наивно было бы возводить удовольствие, или духовность, или нравственность, любую другую частность из сферы сознания на степень верховной ценности и с помощью их оправдывать "мир". Вместе с тем именно эти "средства" были взяты как цель, а Ж. и повышение ее власти были, наоборот, низведены до уровня средств. В связи с этим Ницше ставит вопрос: должна ли господствовать Ж. над познанием, над наукой или познание над Ж.? Он безусловно уверен, что Ж. есть высшая господствующая сила, познание предполагает Ж. и заинтересовано в сохранении Ж. Необходимая "гигиена Ж." направлена против "истор. болезни", заглушения Ж. историческим. Проблема соотношения жизни и истории занимает особое положение в работах философа, поскольку это связано с заботой о здоровье человека, народа и культуры. История состоит на службе у Ж., но если она в избытке, то Ж. разрушается и вырождается, а вслед за нею вырождается и сама история. Когда история служит минувшей Ж. так, что подрывает дальнейшую жизнь и в особенности высшие ее формы, тогда истор. чувство народа не сохраняет, а бальзамирует Ж.. Размышляя об этом в работе "О пользе и вреде истории для жизни", Ницше выявляет пять отношений, в к-рых является опасным для Ж. пересыщение эпохи историей: контраст между внешним и внутренним, ослабляющем личность; иллюзия справедливости; нарушение инстинктов народа, задерживающих его созревание; вера в старость человечества; опасная ирония эпохи к самой себе, влекущая цинизм и эгоистич. практику, подрывающую жизненные силы. Человек нуждается в "окутывающем облаке и пелене тумана", в нек-ром "предохранит, безумии"; нельзя позволять науке господствовать над Ж., "покоренная" Ж. в значительно меньшей мере является Ж. и обеспечивает Ж. в будущем, чем прежняя, управляемая не знанием, но инстинктам и могучими иллюзиями. Эта идея звучит и в ином варианте: нелогичное необходимо. Даже разумнейший человек нуждается от времени до времени в природе, т.е. в своем осн. нелогичном отношении ко всем вещам ("Человеческое, слишком человеческое"). Эта потребность, как и двойственность аполлонического и дионисийского начал, рождают искусство — иллюзию, без к-рой невозможна жизнь. Страх и ужасы существования вынуждают древнего грека заслониться от них блестящим порождением грез — олимпийскими богами в ореоле радостной жизни, — "соблазняющих на дальнейшую Ж." ("Рождение трагедии из духа музыки").
Итак, Ж. для Ницше, понимаемая как воля к власти в природном и человеч. смыслах, предстает "первичной реальностью", гл. ценностью, основанием и предпосылкой "духа" и познания. "Первичность" особо подчеркивается им в "Антихристе", где, обращаясь к истинному и единств, христианину — Иисусу, его, по выражению Ясперса, "жизненной практике", философ обнаруживает, что Христос говорит лишь о самом глубоком, внутреннем — Ж., истине, свете. Все остальное — действительность, природа, язык наделены для него лишь ценностью знака, подобия; Ж. как опыт противится для него словам, формулам, законам, догматам символам веры. Ж. он знает и принимает до всего — культуры, государства, гражд. об-ва и распорядка, труда и "мира". Именно такое глубинное понимание Ж., как подлинной природной основы человека близко Ницше, он исходит из него, наделяя при этом новым, главным звучанием: Ж. как воля к власти. Это специфич. воля к аккумуляции силы: в этом рычаг всех процессов Ж. в ее вечном течении и становлении. Все, что над ней, вне и позже нее — это "порча", вырождение, декаданс в людях, умах, мыслях, чувствах, действиях. Эмоц. категоричность Ницше вплоть до нигилизма и разрушения ценностей оправдана, как могут быть поняты и оправданы прозрение и душевная боль, "крик души" человека, осознавшего "вырождение" европ. культуры, разрушение единства аполлонийского и дионисийского начал, господства как "высших" ценностей
рассудочности, упорядоченности и регламентированности — чуждых жизни как воле к власти, искусственных, внеположенных ей форм. Очевидно, что "природность" Ж. у Ницше не понимается буквально биологически, она рассматривается как "основание" человека культуры и социума, исследуется как феномен вечного течения и становления, раскрывающий свое содержание в понятиях воли, воли к власти, ценности, истории, "вечного возвращения", покоренной Ж., порчи, декаданса и в других не столько натуралистич., сколько культурологич. терминах.
Бергсон обращается к категории Ж. на перекрестке нескольких предпосылок: критич. отношения к господствующей в механистич. естествознании идее универсализма причинно-следственной связи, в действительности не исчерпывающей всего богатства отношений в мире; признания "самопроизвольных действий", разл. типов детерминизмов, а также не единого и непрерывного опыта (Кант), но "разл. планов опыта"; наконец, признания разных сфер реальности и особой — "живой материи", к-рую нельзя постичь механистич. и математич. приемами, представляющую собой не "механич. часы", но органич. целое, сходное в своей целостности с живым организмом. Именно эта целостность определяет у Бергсона и само понятие Ж., и время как ее сущностную составляющую. Органич. видение мира рождает важнейший "образ", необходимую метафору — "жизненный порыв", к-рый выражает неукротимое стремление ("потребность творчества") действовать на неорганизованную материю. В "Творч. эволюции", посвященной гл.о. этой теме, описывается "порыв", к-рый, встречая сопротивление косной материи, организует бесконечно разнообр. тела, разл. линии эволюции, переходит от поколения к поколению, разделяясь между видами и индивидами, не теряя в силе, но скорее увеличивая свою интенсивность. Созидающие, творч. усилия Ж. — это постоянное преодоление инерции материи, никогда не завершающаяся борьба организующей силы с первичным хаосом. Жизненный порыв принимает две осн. формы — инстинкт и интеллект, которые служат цели выживания организмов. Интеллект, приступая к исследованию Ж., рассматривает живое как инертное по аналогии с механистич. концепцией всей природы, он характеризуется естественной неспособностью понимать Ж. Инстинкт же, если будет осознана его ограниченность, но одновременно и близость к жизни, может обрести вид интуиции, в к-рой "Ж. сама с собою говорит", постигается непосредственно. Философия должна объединить "частные интуиции", осуществить то, что не может наука с ее традиц. средствами классич. рационализма, — синтезировать интеллектуальные и интуитивные, эмоц., этич. и эстетич., а также допонятийные, дологич. знания и установки человека.
Важнейшая характеристика жизни — время у Бергсона представлена как длительность (duree), реальное время, принципиально отличающееся от условного понимания времени, к-рое создается наукой с помощью схем, понятий и принципов для измерения временных процессов. Эту реальную длительность, ее развертывание человек испытывает и констатирует, а ее части и элементы объединяются с помощью памяти. Психол. понимание времени естественно вытекает из утверждения Бергсона, что жизнь относится к психол. порядку. Живая длительность постигается в созерцании и переживании, время, являясь объективным, течет как бы через субъект, но независимо от него самого, от его деятельности и переживания, он лишь "испытывает" время как данность. Длительность предстает как основа всех сознат., духовных процессов, как продолжение того, чего уже нет, в том, что еще есть, следовательно, Ж. представлена только прошлым (благодаря памяти) и настоящим, но не будущим. В дальнейшем Бергсон выдвинул гипотезу о том, что вся Вселенная должна рассматриваться как длящаяся с разл. ритмами длительности, свойственными разным уровням реальности. Его "биологизм" метафоричен, это скорее язык и способ изложения филос. и психол. идей, нежели разработка собственно биол. знаний. В целом, развивая представление о жизни как жизненном порыве, длительности, Бергсон стремился увидеть возможности новой онтологии, освоение к-рой можно было бы осуществить не столько средствами спец. наук, сколько философией, осваивающей более широкий и богатый опыт, включающий внутр. духовный опыт человека и требующий новых, "вненаучных" и "неклассич." представлений.
Биол. смыслы и даже аллюзии в понимании Ж. отсутствуют у Дильтея, для которого эта категория становится фундаментальной при разработке методологии наук о культуре (о духе) и "критике истор. разума". Его не удовлетворяет причинно-следственная модель сознания, мир научных абстракций, из к-рого исключен сам человек. Вернуть его возможно лишь через обращение к жизни, данной во внутр. опыте как нечто непосредственное и целостное. Дильтей руководствовался гл. принципом — познать жизнь из нее самой и стремился представить мышление и познание как имманентные жизни, полагая, что внутри самой жизни формируются объективные структуры и связи, с помощью к-рых осуществляется ее саморефлексия. Каковы эти структуры и связи и соответствующие им категориальные определения, какова жизнь как действительность, как истор. форма бытия? Как дается жизнь другого и какими методами она постигается? Ответы на эти вопросы стали условием построения новой теории знания, учитывающей специфику внутреннего опыта — переживания жизни.
Основополагающим для всех определений жизни, по Дильтею, является ее темпоральность, проявляющаяся в "течении жизни", одновременности, последовательности, временного интервала, длительности, изменения. Переживание времени определяет содержание нашей Ж. как беспрестанное движение вперед, в к-ром настоящее становится прошлым, а будущее — настоящим. Собственно настоящего никогда не существует, мы лишь переживаем как настоящее то, что только что
было. Время существует только в единстве с содержанием — наполняющей его человеч. деятельностью, историей и культурой. Переживание времени непроницаемо для познания, если мы пользуемся средствами наук о природе. Никакая интроспекция не может постичь "живое время", его сущность, человек познает себя и других через понимание и только в истории, а не посредством интроспекции; необходимы иные, существующие в философии и в науке о культуре герменевтические способы.
Жизненный процесс, по Дильтею, состоит из внутренне связанных друг с другом переживаний как особого рода действительности, к-рая существует не в мире, но во внутр. наблюдении, в сознании самого себя. Каждое отд. переживание соотнесено с Я, во всем духовном мире мы находим связность — категорию, возникающую из Ж., являющуюся структурой, связывающую переживания. Духовная Ж. возникает на почве физич. мира и является высшей ступенью эволюции, предполагая связные переживания. Но с переживанием мы уже переходим из мира физич. феноменов в сферу духовности и тем самым в область наук о духе. В целом знание о духовном мире складывается из взаимодействия переживания, понимания других людей, истор. постижения субъектов истории, из объективного духа. Способы понимания различаются в зависимости от типа проявления Ж. К первому отнесены образования мысли, в частности, понятия и суждения, к-рые высвобождены из переживания, а понимание направлено только на содержание мысли и ничего не говорит о скрытой подоснове и полноте душевной Ж. Другой тип проявления Ж. — поступок, в к-ром следует отличать состояние душевной Ж., выражающееся в поступке, от жизненной связи, в к-рой коренится это состояние. Поступок выражает лишь часть нашего существа, возможности к-рого он своим свершением уничтожает и, соответственно, поступок также высвобождается из подосновы жизненной связи. Наконец, существует такое проявление Ж., как выражение переживания, к-рое относительно душевной связи может сказать больше, чем интроспекция. Выражение переживания "поднимается из глубин, не освещенных сознанием" и оценивается не в познават. оценках "истинно или ложно", но с позиций правдивого или неправдивого суждения. Именно на границе между знанием и действием открываются глубины Ж., недоступные наблюдению, рефлексии и теории. Разл. типы проявлений Ж. и их своеобр. сочетание определяют тот факт, что каждая Ж. имеет свой собственный смысл, а непосредственным выражением осмысления жизни становится биография, наиболее "инструктивная" форма, в к-рой представлено понимание Ж. Это "праклеточка истории", в к-рой ход жизни осознается самостью в последовательности, и истор. категории вырастают из нее.
Дильтей, рассматривая проблему "непроницаемости" Ж. для познания, признает, что естествознание обладает своим "всеобщим схематизмом" в понятии причинности, господствующей в физич. мире и в специфич. методологии, и стремится разработать иные категории, необходимые для новой методологии, определения нашего отношения к жизни через понимание. Это категории значения, ценности, цели, развития и идеала, причем значение, имеющее непосредственную связь с пониманием, — это всеохватывающая категория, благодаря к-рой постигается Ж. как целое. Она характеризует отношение элементов Ж. к целому, коренящемуся в сущности Ж. Любой жизненный план как знак особого рода — это выражение понимания значения Ж., и можно даже провести аналогию с конструированием смысла и значений слов и предложений при конструировании значения элементов Ж. из их взаимосвязи. Особыми возможностями познания Ж. обладает поэзия, к-рая связана с "комплексом действий Ж.", с переживаемым или понимаемым событием. Поэт вновь создает в своих переживаниях отношение к Ж., утраченное при интеллектуальном подходе и под воздействием практич. интересов. Глубины жизни, недоступные наблюдению и рассудку, извлекаются на свет. В поэзии не существует метода понимания жизни, явления Ж. не упорядочены, она становится непосредств. выражением Ж. как свободное творчество, придающее зримое событийное выражение значимости Ж.. В отличие от поэта историк, также стремящийся познать Ж., выявляет и упорядочивает взаимосвязь действия, осознает реальный ход событий Ж. Здесь выясняется очень важный момент: проявления Ж. одновременно предстают как репрезентация всеобщего. История обнаруживает себя как одна из форм проявления Ж., как объективация Ж. во времени, организация Ж. в соответствии с отношениями времени и действия — никогда не завершаемое целое.
Эти поиски позволяли Дильтею преодолевать не только представления о традиционном теоретико-познават. субъекте, сконструированном Локком, Юмом и Кантом, но и критицизм неокантианцев. Одновременно он стремился обнаружить связь со "спекулятивной" философией, отмечая у Фихте понимание Я не как субстанции, а как жизни, деятельности, динамизма, распознавая в гегелевском "духе" жизненность подлинно истор. понятия. По Гадамеру, действит. мосты были наведены Йорком фон Вартенбургом, разрабатывавшим такое понятие жизненности, к-рое объемлет и спекулятивный и эмпирич. подходы. Особенно значима его идея структурного соответствия жизни и самосознания, к-рую уже развивал в "Феноменологии духа" и в рукописях последних лет жизни Гегель. Между Ж. и самосознанием была подмечена нек-рая аналогия, прежде всего в том, что живое существо отличает себя от мира, но и включает в себя все необходимое от этого мира; так же самосознание все и каждое делает предметом своего знания, но знает в этом самого себя. Жизненное не может быть познано предметным сознанием, в него нельзя проникнуть извне; его можно испытать только изнутри, способом самоощущения, погружения внутрь собственной жизненности. Граф Йорк фон Вартенбург, следуя Гегелю, не только сохраняет как мета
физич. взаимосвязь, соответствие Ж. и самосознания, но принимает его как методол. принцип, возвращаясь к Ж. с теоретико-познават. целью. Необходим такой образ мысли, в к-ром Ж. и история принимаются в принципиальном единстве, а действительность теряет навязанную метафизикой изначальную разделенность на дух и природу. Всему миру присуща жизненность; история и культура возвращаются в природу, "вновь становятся землей". Размышляя об этих проблемах в "Истине и методе", Гадамер приходит к выводу о том, что граф Йорк помог увидеть в дальнейшем связь между гегелевской феноменологией духа и гуссерлевской феноменологией трансцендентальной субъективности, что выразилось в обращении Гуссерля от объективности науки к "жизненному миру" и категории жизни.
Естествознание как наука, полагал Гуссерль, ничего не может сказать нам о наших жизненных нуждах, о смысле или бессмысленности всего человеч. существования. Наука утрачивает свою жизненную значимость, поскольку забыт смысловой фундамент естествознания, человеч. знания вообще — "жизненный мир" как мир "субъективно-соотносительного", в к-ром присутствуют наши цели и устремления, обыденный опыт, культурно-истор. реалии, не тождественные объектам естественнонаучного анализа. Введение понятия "жизненный мир" позволило Гуссерлю существенно расширить сферу познават. деятельности субъекта. Он критикует философию Нового времени за то, что она, по существу, отождествила познание с его частным, хотя и важным видом — научным познанием, тогда как познание во всей его широте включает "разум и неразумное, несозерцаемое и созерцаемое", охватывает всю сферу предикативных и допредикативных суждений, разл. акты веры. Стремление обратиться к "т.зр. Ж.", особенно проявившееся в поздней философии Гуссерля, привело к постижению "Ж. сознания", его отд. переживаний, а также скрытых, имплицитных Интенциональностей сознания как целостности во всей ее бытийной значимости. Но, по существу, речь шла уже не столько о сознании или субъективности, сколько о выходе за пределы сознания к универсальной деятельности — "действующей жизни". По Гадамеру, "жизнь" для Гуссерля — это не только "безыскусная жизнь" естественной установки, но она также трансцендентально редуцированная субъективность как источник всех объективаций. Основатель феноменологии сделал возврат к жизни универсальной филос. темой, не сводимой к методол. проблемам наук о духе. "Жизненный мир" и смыслополагание как основа всякого опыта изменили представление о понятии научной объективности, представшей как частный случай. Обращение к "деятельной жизни", по существу, свело на нет противоположность между природой и духом. Используя понятие "жизнь", Гуссерль стремился преодолеть наивность и мнимость контроверзы идеализма и реализма, показать внутреннюю сопряженность субъективности и объективности как "взаимосвязи переживаний", что говорит о его общности с Дильтеем в стремлении к "конкретности Ж.". Но, в отличие от графа Йорка, оба они, противополагая себя метафизике, не обнаруживают "спекулятивного" содержания понятия "Ж.", его связи с метафизич. традицией.
Хайдеггер в период работы над своим гл. трудом "Бытие и время" исследовал проблему жизни, анализируя "суть тенденции Дильтея"(кассельские доклады, 1925), не оцененной в то время философами . Проблема смысла человеч. Ж. — одна из фундаментальных проблем всей зап. философии, но что это за действительность — Ж.? Ответ на этот вопрос и становится для Хайдеггера определяющим при рассмотрении проблемы в целом. Дильтей выделяет в жизни опр. структуры, но он не ставит вопрос: каков же смысл бытия нашего собственного бытия здесь? Феноменология также определяет человека как .взаимосвязь переживания, какая удерживается в совместности единством Я как центра актов. Вопрос о бытийном характере этого "центра" не ставится. Хайдеггер движется от Ж. к бытию (Dasein), стремясь прояснить в человеке феноменологически определяемые бытийные характеристики, увидеть человеч. бытие таким, каким являет оно себя в "повседневном здесь-бытии". Изначальная данность здесь-бытия в том, что оно пребывает в мире. Ж. и есть такая действительность, к-рая пребывает в этом мире, причем так, что она обладает этим миром. Всякое существо обладает окружающим миром не как наличествующим рядом, но как раскрытым, развернутым для него. Ж. и ее мир никогда не бывают рядоположенными, жизнь обладает своим миром. Каким образом мир дан? Первоначально не как объект теор. познания, но как окружающий мир, предметы — первично это не объекты теор. познания, а вещи, с которыми мы имеем практич. отношения. Существование жизни здесь определяется со-существованием других действительностей с тем же бытийным характером — это другие люди. Бытие-в-мире — это совместное бытие друг с другом; я ближайшим образом и прежде всего дан мне самому, "попадаюсь навстречу" самому себе. По большей части мы — это не мы сами, скорее, мы живем изнутри того, что говорится, из того, как вообще смотрят на вещи. Эта неопределенность и правит здесь-бытием, она предстает как "всеоткрытость", правящая существованием людей друг с другом. По большей части это не мы сами, но другие, — "нас живут другие", человек в повседневности — несобственный и такое несобственное бытие и есть присущий человеческому здесь-бытию первичный характер реальности. Можно ли путем такого описания прийти к понятию Ж. и как мое собственное здесь-бытие может быть дано в целом? Хайдеггер видит в этом проблему, т.к. если Ж. предстала в целом, как готовая, то она окончилась, ее более нет; если она длится, "живая", то не может быть взята как завершенность, целостность, Ж. в существенном отношении незавершена, перед ней всегда остается еще часть. Выход из этой трудности он видит в преодолении понимания Ж. как процесса, взаимосвязи переживаний, к-рая где-то прервется. Здесь-бытие должно быть понято как бытие временем, где вре
мя не что-то такое, что проходит во вне меня в мире, но то, что я есть сам. Именно время, к-рое необходимо уразуметь как реальность нас самих, определяет целостность Ж. и в то же время определяет мое собственное бытие в каждый его момент. Человеч. Ж. не проходит во времени, но она есть само время, то время, к-рое есть мы же сами друг с другом. Такое понимание ставит вопрос об историчности Ж. или бытии историчным, где история означает такое совершение, какое есть мы сами, такое, где мы сами тут же. Очевидно, что Хайдеггер предложил свой вариант категориального осмысления Ж. и способ введения этого понятия в текст феноменологич., а не упрощенно-обыденного, эмпирически-интуитивного филос. рассуждения, тем самым преодолевая столь нежелательную "иррациональность", а по существу признавая легитимным другой тип рациональности, явленный, в частности, в феноменологии и ее абстракциях.
Зиммель, посвятивший последнее в своей жизни исследование "Созерцанию жизни", по-своему осознавал логич. трудности "понятийного изображения жизни", опасности вмешательства психологии, но не считал возможным молчать, предполагая, что, обращаясь к Ж., мы достигаем того слоя, где находятся "метафизич. корни самой логики". Как и Дильтей, Зиммель за исходный пункт принимает размышление о природе времени, отмечая, что субъективно переживаемая Ж. ощущаема реально во временном протяжении. Ж. из "вневременной" точки настоящего по двум направлениям трансцендирует любую действительность и тем самым реализует временную длительность, т.е. само время. Ж. он называет такой способ существования, к-рый не ограничивает свою реальность настоящим моментом, полагая ирреальным прошлое и будущее; его прошлое действительно существует в настоящем, а настоящее в будущем. Непрерывный поток Ж. протекает через индивидов, "скапливается" и обретает в них четкую форму, в к-рой индивид противостоит как себе подобным, так и окружающему миру. Но Ж. стремится прорвать всякую органич., душевную, вещную форму и выйти за собственные пределы; Ж. всегда есть ограниченное образование, постоянно преодолевающее свою ограниченность. Она одновременно неизменна и изменчива, оформлена и разрывает форму, связана и свободна; глубочайшей сущностью жизни является то, что она простирается вовне, полагает свои границы, возвышается над собою и выходит за свои пределы. Как прафеномен жизни, самосознание, Я не только противостоит самому себе и делает себя предметом знания, но также судит себя, становится над самим собой, перешагивает через себя, оставаясь самим собой. Зиммель постоянно отмечает, что логически трудно уловить единство в самовозвышении, пребывании Ж. в себе самой и в постоянном оставлении пройденного, она предстает как непрестанная борьба против истор. завершенности и формальной застылости любого содержания культуры. Итак, сущность Ж. видится в трансцендировании, выходе за ее пределы, в непрерывном процессе преодоления замкнутости индивидуальной формы. Ж. всегда есть "более-жизнь", а на уровне духа она создает нечто "большее-чем-жизнь". Содержат, отношение к Ж. как собственной Ж. субъекта выявляет, по Зиммелю, еще два концептуальных момента: действительность Ж. и ее долженствование. Фундаментальность и правомерность выделения первого безусловна, второе — долженствование — требует спец. обоснования, поскольку его следует понимать не только как этическое, моральный долг, но как совершенно общее "агрегатное" состояние создания жизни. Речь идет не об идеальном требовании долженствования, происходящем из внешнего, по Канту, порядка, но о "живом" долженствовании, бытийность к-рого так же не может быть выведена, как бытийность действительности. "Долженствование вообще" обладает объективной значимостью, оно так же не имеет цели, как "действительность вообще" не имеет причины. В своем непрерывном течении Ж. создает свои содержания как в одном, так и в другом образе; долженствование есть такой же способ, каким Ж. сознает себя, каким является действительность. Это такой же "первичный модус", как действительность, посредством к-рого индивидуальное сознание переживает Ж. в целом. Долженствование определяет ритм Ж., к-рая не делает скачков — отд. нравственных поступков, но постоянно порождает одно состояние из другого, проистекающее не из требований дня, а из глубочайшей собственной жизни как "идеальная линия долженствования". Зиммель убежден, что укоренением долга в жизни дана значительно более радикальная объективность, чем этого может достигнуть рац. морализм, к-рому известно лишь долженствование, достигнутое волей. Если же долженствование — "идеальный ряд Ж.", то очевидно, что какой бы ни была действительность, над каждым бытием и событием возвышается идеал, образ того, каким он должен быть в этой Ж. Такое понимание долженствования позволяет преодолеть механич. видение душевной Ж., когда по соответствию отд. действия правилам или нормам судят о человеке в целом. На самом деле в каждом поведении человека "продуктивен" весь человек, а каждое мгновение, событие Ж. есть вся Ж.; не часть Ж. или "сумма частей", а ее целостность, содержащая все следствия своего прошлого и напряжения своего будущего, совершает каждое действие и поступок.
Понятие Ж. в ее "непреходящем конфликте" с формой стало у Зиммеля базисным для объяснения динамики и развития культуры. Невозможно дать Ж. строгое понятийное определение, ибо логическим действием не выявляется, а скорее скрывается сущность Ж. Ее иррациональность может быть, хотя бы отчасти, схвачена в понятиях только в том случае, если Ж. приобретет те или иные формы — формы культуры. Понятие формы фиксирует разл. образования Ж., претендующие на устойчивость и даже вневременность и проявляющие стремление существовать сами по себе, независимо от Ж., требующие для себя самостоят, прав и значения. Но Ж. — непрерывный поток, она быстро выходит за пре
делы, поставленные той или другой формой, иными словами, вступает в конфликт с культурой, нарастание и разрешение к-рого есть путь обновления всей культуры. Ж. с необходимостью структурируется, она "обречена" вечно воплощаться в формах, выражать себя в культуре, а затем, разрешая конфликт, сбрасывать старые формы, чтобы принять новые ("Конфликт совр. культуры").
Особенно тесно взаимосвязаны понятия "Ж." и "культура" в широко известной морфологии культуры Шпенглера. В опр. смысле его видение Ж. существенно дополняет и обогащает идеи Бергсона и Зиммеля. Общее представление Бергсона о "жизненном порыве", к-рый в бесконечной "творч. эволюции" преодолевает косность материи, организует бесконечное разнообразие тел, видов, поколений, у Шпенглера на уровне Ж. как истории наполняется богатейшим содержанием и многообразием форм культуры. Созидающие, творч. усилия жизни, по Бергсону, в концепции Шпенглера предстают как истор. формотворчество народов и культур, к-рых он насчитывает восемь (егип., инд., вавилон., кит., араб., греко-рим., западно-европ. и культура майя), равноценных по уровню зрелости. Общая идея Зиммеля — Ж. как вечное воплощение в формах культуры и их преодоление —

  1. жизньсуществованиеstrong активныйstrong жизнь существование индивидуального объекта организованная активностьдеятельное существование внутренняя активность активное идущее ...Идеографический словарь русского языка
  2. жизнь. Совокупность явлений происходящих в организмах. С позиций материализма особая форма существования и движения материи самопроизвольно возникшая на определенной стадии е...Словарь практического психолога
  3. жизньСпособ существования организмов в виде обмена веществ с окружающей средой в ходе которого организм как открытая система получает вещества служащие строительным материалом...Адаптивная физическая культура
  4. жизньЖИЗНЬ см.также СМЫСЛ ЖИЗНИ СУДЬБА Жизнь как чужой язык все говорят с акцентом. Кристофер Морли Жизнь есть сон снящийся Богу. Хорхе Луис Борхес Жизнь это эпидемическая б...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  5. жизньодна из форм существования материи качественно более высокая чем физич. и химич. формы закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Ж. реализ...Атеистический словарь
  6. жизньодна из форм существования материи качественно более высокая чем физич. и химич. формы закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Ж. реализ...Атеистический словарь II
  7. жизньодна из величайших тайн Божиих ибо жизнь не есть свойство материи тела плоти но дается ей Быт. Быт. Быт. . Жизнь человека в его крови Быт. и эту жизнь Священное Писан...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  8. жизньЖИЗНЬ Многочисленные определения сущности Ж. можно свести к двум основным. Согласно первому Ж. определяется субстратом носителем е свойств напр. белком согласно второму Ж...Биологический энциклопедический словарь
  9. жизнь. Совокупность явлений происходящих в организмах. С позиций материализма особая форма существования и движения материи самопроизвольно возникшая на определенной стадии е...Большая психологическая энциклопедия
  10. жизньЖИЗНЬ русский дореволюц. литературнополитич. журнал. Изд. в в Петербурге в в Лондоне и Женеве. Фактич. руководителем журнала ставшего органом легального марксизма iбы...Большая советская энциклопедия
  11. жизньЖИЗНЬ высшая по сравнению с физической и химической форма существования материи закономерно возникающая при определнных условиях в процессе е развития. Живые объекты отли...Большая советская энциклопедия
  12. жизньIstrong высшая по сравнению с физической и химической форма существования материи закономерно возникающая при определнных условиях в процессе е развития. Живые объекты от...Большая Советская энциклопедия II
  13. жизньIstrong высшая по сравнению с физической и химической форма существования материи закономерно возникающая при определнных условиях в процессе е развития. Живые объекты от...Большая Советская энциклопедия II
  14. жизньвероятно общеславянск. живот жизнь нажитое имущество . способ существования белковых тел Ф.Энгельс . в витализме некая неуловимая нематериальная субстанция свойственная б...Большая энциклопедия по психиатрии
  15. жизньж. vita возникновение жизни на Земле origine della vita sulla Terra дать жизнь комул. высок. dare la vita a qd жизнь растений la vita delle piante рисковать жизнью r...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  16. жизньvita Жизнь есть способ существования белковых тел и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел ...Большой медицинский словарь
  17. жизньжизнь ж Leben n d образ жизни Lebensweise f общественная жизнь ffentliches Leben средства к жизни Existenzmittel n pl при жизни когол. zu js Lebzeiten всю мою жизнь mein ...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  18. жизньжLeben nобраз жизни Lebensweise fобщественная жизнь ffentliches Lebenсредства к жизни Existenzmittel n plпри жизни коголибо zu js Lebzeitenвсю мою жизнь mein Leben l...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  19. жизньжизньLebenСинонимы биография бытие бытование бытье век векованье гой действительность дни долгоденствие живот жизнедеятельность жизненные функции жизненный процесс жизнен...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  20. жизньЖИЗНЬ англ. life. Извлечение предмета научного исследования из жизненного контекста и возвращение в него результатов задача которая рано или поздно возникает перед науко...Большой психологический словарь
  21. жизньbios existence life...Большой русско-английский словарь биологических терминов
  22. жизньв жизньвдохнуть жизньвойти в жизньвоплотить в жизньвоплощать в жизньвступать в жизньвступить в жизньвходить в жизньдаровать жизньдать жизньдорого отдавать свою жизньдорог...Большой русско-английский фразеологический словарь
  23. жизньж. в разн. знач.vida fние зарождеuние жиuзни surgimiento de la vidaбраз жиuзни modo de vida de vivir modus vivendiдства к жиuзни medios de vidaственная жизнь vida soc...Большой русско-испанский словарь
  24. жизньf Leben n Lebenslauf m половая жизнь...Большой русско-немецкий медицинский словарь
  25. жизньсущ. жен. рода. особая форма существования и движения материи. физиологическре существование человека животного. деятельность человека общества в тех или иных проявлениях...Большой русско-украинский словарь
  26. жизньж. в разн. знач. vie f общественная жизнь vie publique хозяйственная жизнь страны vie conomique du pays духовная жизнь vie spirituelle intellectuelle семейная жизнь v...Большой русско-французский словарь
  27. жизньБрать взять к жизниstrong. См. Брать взять на жизнь.strong Выпасть из жизни.strong Прикам.em Совершенно совсем забыть чтол. МФС . Вычеркнуть из жизниstrong кого что. Раз...Большой словарь русских поговорок
  28. жизньж. в разн. знач.vie fобщественная жизнь vie publiqueхозяйственная жизнь страны vie conomique du paysдуховная жизнь vie spirituelle intellectuelleсемейная жизнь vie de...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  29. "жизнь"ЖИЗНЬ литературнополитический журнал издававшийся в СанктПетербурге в в Лондоне и Женеве в . С орган легальных марксистов....Большой энциклопедический словарь III
  30. жизньЖИЗНЬ литературнополитический журнал издававшийся в СанктПетербурге в в Лондоне и Женеве в . С орган легальных марксистов....Большой Энциклопедический словарь V
  31. жизньодна из форм существования и саморазвития материи закономерно возникающая при определенных условиях. Живые объекты отличаются от неживых сложным химическим молекулярным с...Время как объективно-субъективный феномен
  32. жизньодна из форм существования материи закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Организмы отличаются от живых объектов обменом веществ раздра...Глоссарий по биосоциологии
  33. жизньмногозначное понятие имеющее несколько смыслов. естественнонаучный биологический метафизический судьба человека историкокультурный биографический. В общем плане жизн...Евразийская мудрость от А до Я
  34. жизньформа бытия органического мира. Организмы отличаются от неживых объектов обменом вв раздражимостью способностью к размножению росту развитию активной регуляции своего сос...Естествознание. Энциклопедический словарь
  35. жизньодна из форм существования материи способная к развитию эволюции. Живые организмы отличаются от неживых объектов обменом веществ раздражимостью способностью к размножению...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  36. жизньжыцьц...Кароткі расейска-беларускі фізыялягічны слоўнік
  37. жизньсамоподдержание самовоспроизведение и саморазвитие больших систем элементарно состоящих из сложных органических молекул происходящее в результате обмена веществ внутри эт...Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов
  38. жизньсамоподдержание самовоспроизведение и саморазвитие больших систем элементарно состоящих из сложных органических молекул происходящее в результате обмена веществ внутри эт...Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов
  39. жизньпятое агрегатное состояние вещества характеризующееся некоторыми особенностями это долговременный результирующий процесс в котором наблюдаются фазовые преобразования при...Краткий критериологический словарь
  40. жизньв общепринятом смысле нечто общее в растениях животных и людях активное начало проявляющееся в обширном многообразии функций. В жизни привлекательны постоянное самообновл...Краткий религиозно-философский словарь
  41. жизньЖИЗНЬ под этим названием разновременно издавались четыре журнала. .strong Литературный научный и политический журнал выходивший в Петербурге с января до мая . До апреля...Литературная энциклопедия
  42. жизньпод этим названием разновременно издавались четыре журнала. . Литературный научный и политический журнал выходивший в Петербурге с января до мая . До апреля выпускался ...Литературная энциклопедия II
  43. жизньЖИЗНЬ под этим названием разновременно издавались четыре журнала. Литературный научный и политический журнал выходивший в Петербурге с января до мая . До апреля выпуск...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  44. жизньи ж.em Особая форма движения материи возникающая на определенном этапе ее развития.Возникновение жизни на земле.em Основой жизни являются белковые соединения которые пр...Малый академический словарь
  45. жизньIstrongодна из высших форм движения материи носителями которой являются нуклеопротеидные тела обладающие свойством органической целостности т.е. способностью саморегулято...Медицинская энциклопедия
  46. жизнькорень ЖИ суффикс ЗНЬ нулевое окончаниеОснова слова ЖИЗНЬВычисленный способ образования слова Суффиксальный ЖИ ЗНЬ Слово Жизнь содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  47. жизньНачальная форма Жизнь винительный падеж единственное число женский род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  48. жизньТульской Чернского...Населённые пункты и почтовые индексы России
  49. жизньЖИЗНЬstrong комплекс процессов наличие которого отличает организмы от косной природы. В основе этого комплекса лежит способность организмов получать энергию от Солнца пр...Научно-технический энциклопедический словарь
  50. жизнькомплексное многозначное явление и понятие. . В естественнонаучном биологическом смысле понятие жизни тождественно понятию органического явления согласно Э. Расселу харак...Начала современного естествознания
  51. жизньодна из основных тем философского размышления долгое время остававшаяся прерогативой не столько философии сколько естествознания и теологии. Известен ряд концепций происх...Новая философская энциклопедия
  52. жизньЖИЗНЬ Термин классической философии фиксирующий способ бытия наделенных внутренней активностью сущностей в отличие от нуждающихся во внешнем источнике движения и эволю...Новейший философский словарь
  53. жизньТермин классической философии фиксирующий способ бытия наделенных внутренней активностью сущностей в отличие от нуждающихся во внешнем источнике движения и эволюции нежи...Новейший философский словарь II
  54. жизньжизнь ж. Особая форма существования материи возникшая на определенной ступени ее развития главным признаком которой и отличием от неживых объектов является обмен веществ...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  55. жизнькомплекс феноменов питание ассимиляция рост воспроизведение рождение и смерть характерных для организмов. Биологические науки термин биология был создан лишь в начале XIX...Новый философский словарь
  56. жизнь. Полный набор тех свойств которые отличают живое от неживого. На данный момент следует довольствоваться неудовлетворительной циркулярностью этого определения. Правильно ...Оксфордский толковый словарь по психологии
  57. жизнь. Полный набор тех свойств которые отличают живое от неживого. На данный момент следует довольствоваться неудовлетворительной циркулярностью этого определения. Правильно ...Оксфордский толковый словарь по психологии
  58. жизньжизнь жизнь и...Орфографический словарь
  59. жизньu жu Р.u Д.u Пр.u жизни мн.u жизни Р.u жизней биография бытие бытование бытье век векованье гой действительность дни долгоденствие живот жизнедеятельность жизненные функц...Орфографический словарь русского языка
  60. жизньдр.рус. это процесс телеснодушевнодуховного становления человека от рождения до смерти. Жизнь человека умещается в возрастов младенец дитя отрок юноша муж средовик стар...Основы духовной культуры
  61. жизньжизнь жизни жизни жизней жизни жизням жизнь жизни жизнью жизнями жизни жизнях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  62. жизньОрфографическая запись слова жизнь Ударение в слове жизнь Деление слова на слоги перенос слова жизнь Фонетическая транскрипция слова жизнь [жизн] Характеристика всех зву...Полный фонетический разбор слов
  63. жизньестественный процесс биологического социального и духовного существования человека который в разных этических традициях и учениях рассматривается как абсолютное благо и в...Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел словарь
  64. жизньжиття живоття. [Життя смерть. Нов форми життя. Ми не все знамо про Шевченкове життя на засланн. Чи для тогож нам бог дав живоття Неч.Лев.]. Специальнее время жизни вк у...Російсько-український словник (Українська академія наук)
  65. жизньБороться не на жизнь а на смерть.hБоротися на життя на смерть боротися до загину.Будничная жизнь.hБуденне життя буденщина щоденщина.Вести жизнь.hПровадити життя жити.Вес...Російсько-український словник сталих виразів
  66. жизньформа существования материи закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития реализующаяся в живых организмах. Основные черты Ж. обмен веществ раз...Российская социологическая энциклопедия
  67. жизньдар Божий результат творческого акта Бога обладающего неизбывной жизненной силой. Жизнь принадлежит Богу и поэтому посягательство на любую жизнь страшный грех. Исключени...Русская энциклопедия
  68. жизньжизнь иСинонимы биография бытие бытование бытье век векованье гой действительность дни долгоденствие живот жизнедеятельность жизненные функции жизненный процесс жизненный...Русский орфографический словарь
  69. жизньlewe eo vivo...Русский-африкаанс словарь
  70. жизньJ . mxtlif mnalarda hyat жизнь человека insann hyat общественная жизнь ictimai hyat семейная жизнь ail hyat политическая жизнь страны lknin siyasi hyat городская жизнь hr...Русско-азербайджанский словарь
  71. жизньж. life existence здоровый образ жизни healthy living качество жизни life quality лишить себя жизни to take onesem life to commit suicide на всю жизнь for life образ ...Русско-английский медицинский словарь
  72. жизньсм.u время жизни средняя продолжительность жизни II см.u претворять в жизнь проводить в жизнь Синонимы биография бытие бытование бытье век векованье гой действительность ...Русско-английский научно-технический словарь
  73. жизньж.life pl.u livesполный жизни vibrant аскетическая жизнь бездеятельная жизнь беспорядочная жизнь бессмысленная жизнь внеутробная жизнь внутренняя жизнь внутриутробная жи...Русско-английский психологический словарь
  74. жизньжизнь ж. в разн. знач.ilife existence образ жизни way mode of life living умеренный образ жизни plain living вступать в жизнь start out in life зажиточная жизнь pro...Русско-английский словарь
  75. жизньжизнь ж. life возникновение жизни на Земле the origin of life on Earth жизнь медленно возвращалась к нему life slowly returned to his body при жизни during ones lifetime...Русско-английский словарь II
  76. жизньf.life время жизни lifetimeСинонимы биография бытие бытование бытье век векованье гой действительность дни долгоденствие живот жизнедеятельность жизненные функции жизненн...Русско-английский словарь математических терминов
  77. жизньlife existence Немногие стороны нашей жизни не были затронуты влиянием. Few aspects of our lives have not been influenced by. strong Синонимы биография бытие бытование б...Русско-английский словарь научного общения
  78. жизньж....Русско-английский словарь по физике
  79. жизньbeing life...Русско-английский словарь по электронике
  80. жизньlife...Русско-английский словарь политической терминологии
  81. жизньЖизнь бьет ключом Ж Жизнь прожить не поле перейти Ж Жизнь протянется всего достанется Ж Жизнь это движение Ж Такова жизнь ТСинонимы биография бытие бытование бытье век...Русско-английский словарь пословиц и поговорок
  82. жизньlife living living activitiesСинонимы биография бытие бытование бытье век векованье гой действительность дни долгоденствие живот жизнедеятельность жизненные функции жизне...Русско-английский технический словарь
  83. жизньbeing existence life...Русско-английский экономический словарь
  84. жизньсущ.life существованиеem existence образ жизниem livingбыть лишнным жизни to be deprived of ones life посредством смертельной инъекцииem to be put to death by a deadly l...Русско-английский юридический словарь
  85. жизньN...Русско-армянский словарь
  86. жизньЖыцц между жизнью и смертью памж жыццм смерцю ни в жизнь н за што нкол не на жизнь а на смерть не на жыцц а на смерць жизнь бьт ключом жыцц кпць крынчыць вруе по гро...Русско-белорусский словарь
  87. жизньжен. в разн. знач.i жыцц ср.iмежду жизнью и смертью памж жыццм смерцюни в жизнь н за што нколне на жизнь а на смерть не на жыцц а на смерцьжизнь бьт ключом жыцц кпць...Русско-белорусский словарь II
  88. жизньЖивоuт м образ жизни...Русско-болгарский словарь
  89. жизньlet большая жизнь az let tengereвсю свою жизнь egsz letbenпри жизни letben amg ltкак жизнь hogy vagyvanлишить себя жизни ngyilkossgot elkvetni биография бытие бытов...Русско-венгерский словарь
  90. жизньжизнь ж общественная образ и о борьба за...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  91. жизньжизнь [] Синонимы биография бытие бытование бытье век векованье гой действительность дни долгоденствие живот жизнедеятельность жизненные функции жизненный процесс ...Русско-ивритский словарь
  92. жизньvida...Русско-испанский экономический словарь
  93. жизньvita...Русско-итальянский медицинский словарь
  94. жизньvita...Русско-итальянский экономический словарь
  95. жизньvita...Русско-итальянский юридический словарь
  96. жизнь. только ед.ч. мр мр сру трмыс общественная жизнь оам мр кипучая жизнь айнаан мр образ жизни трмыс дстр. реальная действительность аиат болмыс случай из жизни мрде болан ...Русско-казахский словарь
  97. жизньмр трмыс трлкв жизни...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  98. жизньтршлк мр...Русско-казахский терминологический словарь «Биология»
  99. жизньмр...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  100. жизньмыр...Русско-казахский терминологический словарь «Пищевая промышленность и бытовое обслуживание»
  101. жизньмр...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  102. жизньж. в разн. знач. мр тиричилик турмуш жан жашоо жизнь человека кишинин мр вопрос идт о его жизни маселе анын башы жннд болуп жатат борьба за жизнь жашоо чн крш отдать свою...Русско-киргизский словарь
  103. жизньshngmng shnghu shngcnвозникновение жизни на Земле жизнь растительного мира жизнь вселенной законы жизни спасти комулибо жизнь рисковать жизнью жертвовать жизнью ...Русско-китайский словарь
  104. жизньayat mrдуховная жизнь maneviy ayatникогда в жизни mr bill i bir zaman aslaна всю жизнь mr boyunca mr canотдать жизнь за родину vatan in cann feda etmek активность дея...Русско-крымскотатарский словарь
  105. жизньаят омюр духовная жизнь маневий аят никогда в жизни омюр билля ич бир заман асла на всю жизнь омюр боюнджа омюр джан отдать жизнь за родину ватан ичюн джаныны феда этмек...Русско-крымскотатарский словарь II
  106. жизньvita ae f...Русско-латинский медицинский словарь
  107. жизньizpostt dzvi ms dzve...Русско-латышский словарь
  108. жизньgalva gyvenimas gyvyb gyvata...Русско-литовский словарь
  109. жизньэряма эряф...Русско-мокшанский словарь
  110. жизньАмьдрал амь амь нас аж трх с ахуй амьдрал намтар тх...Русско-монгольский словарь
  111. жизньж. в разн. знач. Leben n повседневная жизнь Alltagsleben n семейная жизнь Familienleben n духовная жизнь geistiges Leben общественная жизнь gesellschaftliches ffentli...Русско-немецкий словарь
  112. жизньсрок жизниem Lebzeiten...Русско-немецкий словарь по искусству
  113. жизньLeben...Русско-немецкий экономический словарь
  114. жизньLeben...Русско-немецкий юридический словарь
  115. жизньLeven...Русско-нидерландский словарь
  116. жизньжизньж в разн. знач. Духовная общественная зажиточная совместная семейная походная образ и условия и вести праздную борьба за пол...Русско-новогреческий словарь
  117. жизньliv vita биография бытие бытование бытье век векованье гой действительность дни долгоденствие живот жизнедеятельность жизненные функции жизненный процесс жизненный путь ж...Русско-норвежский словарь
  118. жизнь...Русско-персидский словарь
  119. жизньycie...Русско-польский словарь
  120. жизньжvida fu existncia fu biografia f вопрос жизни и смерти стоимость жизни вздорожание жизни дать жизнь дерево жизнь древо жизнь книга жизни цветы жизни вечная жизнь растите...Русско-португальский словарь
  121. жизньMaisha мн.em dunia hayati roho uhai ед.em ulimwengu ед.em uzima ед.emжизнь отшельника usufii eд....Русско-суахили словарь
  122. жизньжизнь ат зист зиндаг зиндагон жизнь умр он ат зиндаг зиндагон...Русско-таджикский словарь
  123. жизньж .тереклек возникновение жизни на земле жирд тереклекне барлыкка киле .гомер в течение всей его жизни бтен гомере буена на всю ж. гомерг гомер буена .тормыш общественная...Русско-татарский словарь
  124. жизньyaamhayatyaantmr yaam hayat yaama yaant mr mrсемейная жизнь aile hayat yaamполитическая жизнь страны lkenin siyasal yaamобраз жизни yaam tarz yaayбезопасность жизни ...Русско-турецкий словарь
  125. жизньhayot maishat tirikchilik tiriklik turmush umr...Русско-узбекский словарь Михайлина
  126. жизньfemelm eloственная жизнь yhteiskuntaelmчная жизнь yksityiselmвия жизни elinolot...Русско-финский словарь
  127. жизньvie...Русско-французский медицинский словарь
  128. жизньexistence it ivobyt ivot...Русско-чешский словарь
  129. жизньсущ.жен. ант. смерть пурн пурну пурннй возникновение жизни на Земле р инче пурн пуланса кайнй. пурн мр кунул долгая жизнь варам мр прожить жизнь в труде пурна лесе иртте...Русско-чувашский словарь
  130. жизньlevnad.strong levnadliv.strong liv ett lngt livдолгая жизнь har du slktingar i livetтвои родственники живы det dagliga livetповседневная жизньliv.strong liv det politiska...Русско-шведский словарь
  131. жизньLiv levnad livtid...Русско-шведский словарь II
  132. жизнь.strong elu.strong eluaastad...Русско-эстонский словарь
  133. жизнькомплекс феноменов питание ассимиляция рост воспроизведение рождение и смерть характерных для организмов. Биологические науки термин биология был создан лишь в начале XIX...Сверхкраткий философский словарь
  134. жизньЖИЗНЬЖизнь как чужой язык все говорят с акцентом. Кристофер Морли Жизнь есть сон снящийся Богу. Хорхе Луис Борхес Жизнь это эпидемическая болезнь передающаяся половым пу...Сводная энциклопедия афоризмов
  135. жизньмертвечинасмертьСинонимы биография бытие бытование бытье век векованье гой действительность дни долгоденствие живот жизнедеятельность жизненные функции жизненный процесс ...Словарь антонимов
  136. жизньLife См. Ашрама Законы Природы и Жизни Инкарнация Стадии Жизни ....Словарь йоги
  137. жизнь. Одна из форм существования материи закономерно возникающая при определенных условиях в процессе развития последней. . Период времени между рождением и смертью человека....Словарь конфликтолога
  138. жизньжизнь vita Жизнь есть способ существования белковых тел и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей эт...Словарь медицинских терминов
  139. жизньформа существования целостных высокомолекулярных систем отличающаяся обменом веществ и энергии способностью к размножению росту активной регуляции своего состава и функци...Словарь по биомедицинской этике
  140. жизньЖизнь существование житье житьебытье проживание общежитие век дни живот долгая жизнь долгоденствие долголетие многолетие. Славное житье не житье а масленица. Бренное суще...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  141. жизньЖИЗНЬstrong и ж. в зн.u межд.Выражает любую эмоцию в зависимости от ситуации.Теперь буду деньги лопатой грести жизнь! вот как хорошоВот времена пошли спишь жрешь и номерк...Словарь русского арго
  142. жизньи ж.i.Состояние живого организма противоп. смерть.Ни одной почти вещи не сыщем которую бы тот или другой народ не употребляли в пищу и тfontм самим как жизнь так и здрави...Словарь русского языка XVIII в
  143. жизньподлинная жизнь райская жизньСинонимы биография бытие бытование бытье век векованье гой действительность дни долгоденствие живот жизнедеятельность жизненные функции жизне...Словарь русской идиоматики
  144. жизньжизньСуществование житье житьебытье проживание общежитие век дни живот долгая жизнь долгоденствие долголетие многолетие.Славное житье не житье а масленица. Бренное сущест...Словарь синонимов II
  145. жизньжизнь Существование житье житьебытье проживание общежитие век дни живот долгая жизнь долгоденствие долголетие многолетие. Славное житье не житье а масленица. Бренное суще...Словарь синонимов II
  146. жизньжизнь существование бренное бытие бытье жить житьбыть проживание общежитие век дни живот долгоденствие долголетие многолетие масленица разлюлималина сказка жизненная пир ...Словарь синонимов
  147. жизньжизнь Бабища румяная и дебелая Сологуб Базар крикливый Бога Фет бескрасочная Ладыженский безнадежно скучная Ауслендер безотрадная Лермонтов К.Р. беспечальная Чехов беспри...Словарь эпитетов III
  148. жизньЖизненный уклад способ существования быт времяпрепровождение.О жизни доставляющей радость счастье о деятельной трудовой содержательной жизни.Активная благородная богатая ...Словарь эпитетов II
  149. жизньЖИЗНЬ. Жизненный уклад способ существования быт времяпрепровождение. О жизни доставляющей радость счастье о деятельной трудовой содержательной жизни. Активная благородная...Словарь эпитетов
  150. жизньh жизньbig сущ.жен.неод.i ед.им. Ведь знаете как жизнь мне ваша дорога!ГоУ . Мой ангел жизнь моя Бесценный душечка ПопошьГоУ . Пускай истерзана так будет жизнь твояГН . ...Словарь языка Грибоедова
  151. жизньh Жизнь h . Достояние достаток совокупность жизненных благ Тогда при Олзfont Гориславличи сfontяшется и растяшеть усобицами погыбашеть жизньem ДаждьБожа внука въ княжихъ...Словарь-справочник «Слова о полку Игореве»
  152. жизньв общем плане особый способ бытия организмов существенными сторонами которого являются обмен веществ с окружающей средой и воспроизведение себе подобных. Живые системы с...Словарь-справочник по философии
  153. жизньмоск. життяжиття живоття животння буття...Словник чужослів Павло Штепа
  154. жизньжиття...Словник-антисуржик
  155. жизньЖизньstrong . Достояние достаток совокупность жизненных благ Тогда при Олз Гориславличи сяшется и растяшеть усобицами погыбашеть жизнь ДаждьБожа внука въ княжихъ крамола...Слово о полку Игореве - словарь-справочник
  156. жизньформа существования материи закономерно возникающая при определ. условиях в процессе е развития. Живые объекты отличаются от неживых обменом веществ непременным условием ...Советский философский словарь
  157. жизньЖИЗНЬ одна из форм существования материи способная к развитию эволюции. Живые организмы отличаются от неживых объектов обменом веществ раздражимостью способностью к размн...Современная энциклопедия
  158. жизньЖИЗНЬ литературнополитический журнал издававшийся в СанктПетербурге в в Лондоне и Женеве в . С орган легальных марксистов....Современный энциклопедический словарь
  159. жизньВидеть во сне свою жизнь измененной то есть представлять ее в ином варианте нежели она сложилась в реальности предвещает наяву новые альтернативы для вашей будущей судьбы...Сонник от А до Я
  160. жизньособый способ бытия организмов существенными сторонами которого является обмен веществ с окружающей средой и воспроизведение себе подобных особая форма существования хара...Тематический философский словарь
  161. жизньLife. Бог источник жизни. Бог имеющий причину своего бытия лишь в себе самом часто предстает в ВЗ и НЗ как Бог живой напр. Втор Нав Пс Мф Ин Рим . А Господь Бог есть...Теологический энциклопедический словарь
  162. жизньна планете по [] форма движения материи высшая по отношению к физическим и химическим формам обладающая рядом специфических особенностей. Ф.Энгельс Жизнь есть способ суще...Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
  163. жизньжизнь сущ.em ж.em употр. наиб. часто Морфология нет чего жизниstrong чему жизниstrong вижу что жизньstrong чем жизньюstrong о чм о жизниstrong мн. что жизниstrong нет чег...Толковый словарь Дмитриева
  164. жизньЖИЗНЬ ж. жись жизть простонародное живот житие бытие состояние особи существование отдельной личности. В обширном. смысле жизнь обусловлена только питанием и усвоением пи...Толковый словарь живого великорусского языка
  165. жизньЖИЗНЬ жизни ж. . только ед. существование вообще бытие в движении и развитии. Жизнь мира. Законы жизни. . только ед. Состояние организма в стадии роста развития и разруше...Толковый словарь русского языка II
  166. жизньжизнь жизнь и ж. Совокупность явлений происходящих в организмах особая форма существования материи. Возникновение жизни на Земле. Ж. Вселенной. Законы жизни. Физиологичес...Толковый словарь русского языка II
  167. жизньЖИЗНЬ и ж. . Совокупность явлений происходящих в организмах особая форма существования материи. Возникновение жизни на Земле. Ж. Вселенной. Законы жизни. . Физиологическо...Толковый словарь русского языка
  168. жизньжыцьц...Тэрмінолёгія лёгікі і псыхолёгіі
  169. жизньУдарение в слове жизньУдарение падает на букву и...Ударение и правописание
  170. жизньЖИЗНЬ лт.худож. полт. люстрований журнал. Виходив щотижня у липн грудн в Одес. Видавався на кошти газ. Одесский листокem редактор яко С. Штерн був водночас редактором...Українська літературна енциклопедія
  171. жизньRzeczownik жизнь f ycie n Archaiczny ywot m...Универсальный русско-польский словарь
  172. жизньбиологическая форма движения материи качественно более высокая чем физическая или например химическая но включающая их в снятом виде так как они обеспечивают деятельность...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  173. жизньвысокоорганизованная форма и единица бытия способная к избирательному обмену веществом и энергией с окружающей средой их переработкой и усвоением для осуществления своих ...Философия науки
  174. жизньЖИЗНЬ особое качественное состояние мира возможно необходимая ступень в развитии Вселенной. Естественнонаучный подход к сущности Ж. сосредоточен на проблеме ее происхожд...Философская энциклопедия
  175. жизньодна из высших форм движения закономерно возникшая в процессе развития материи. Исторический очерк развития понятий о жизни. Представление о качеств. отличии живого от не...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  176. жизньсовокупность явлений происходящих в организмах высокоорганизованная форма существования материи физиологическое существование человека животного всего живого время такого...Философские термины
  177. жизньто чем мир организмов т.е. растения животные человек отличается от всей остальной действительности как уже с древнейших времен считали люди наглядно чувственно постигая с...Философский энциклопедический словарь II
  178. жизньто чем мир организмов т.е. растения животные человек отличается от всей остальной действительности как уже с древнейших времен считали люди наглядно чувственно постигая с...Философский энциклопедический словарь
  179. жизньжизнь жизни жизни жизней жизни жизням жизнь жизни жизнью жизнями жизни жизнях Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы биография бытие быт...Формы слова
  180. жизньЖизнь способ существования белковых тел и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел К. Маркс ...Экологический словарь
  181. жизньособая форма физикохимического состояния и движения материи характеризуемая зеркальной асимметрией аминокислот и сахаров обменом веществi гомеостазомi раздражимостью само...Экология человека. Понятийно-терминологический словарь
  182. жизньИнь Инж Жизнь Низ...Электронный словарь анаграмм русского языка
  183. жизньЖизнь Ж. в философском смыслеi такой способ существования в котором множественность частей и различие форм данного целого связываются целесообразно известным единством ...Энциклопедический словарь
  184. "жизнь"ЖИЗНЬ литературнополитический журнал издававшийся в СанктПетербурге в в Лондоне и Женеве в . С орган легальных марксистов....Энциклопедический словарь естествознания
  185. жизньЖ. в философском смыслеem такой способ существования в котором множественность частей и различие форм данного целого связываются целесообразно известным единством находя...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  186. жизньЖИЗНЬ понятие многозначное меняет свое содержание в зависимости от области применения. В биол. науках понимается как одна из форм существования материи осуществляющая обм...Энциклопедия культурологии
  187. жизньЖИЗНЬсм. в ст. Древо жизниИсточник Мифы народов мира. биография бытие бытование бытье век векованье гой действительность дни долгоденствие живот жизнедеятельность жизненн...Энциклопедия мифологии
  188. жизньангл. life нем. Leben. Форма существования материи закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития реализующаяся в живых организмах. Основные чер...Энциклопедия социологии
  189. жизньсуществование человека животного всего живого состояние особи существование отдельной личности. В обширном смысле жизнь обусловлена питанием и усвоением пищи в высшем зна...Энциклопедия трезвого образа жизни
  190. жизньЖИЗНЬ понятие получившее получившее в эпистемологии гуманитарного знания культурноисторические и философские значения в которых на первый план выходят интуитивно постига...Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  191. жизньж. также др.русск. ст.слав. жизнь Клоц. Супр. См. жить живу....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  192. жизньжизнь ж. также др.русск. ст.слав. жизнь Клоц. Супр. См. жить живу....Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)