Энциклопедия Культурология XX век

ГУМИЛЕВ

ГУМИЛЕВ Лев Николаевич (1912-1992) — историк культуры, этнограф. Род. в семье Н.С. Гумилева и А.А. Ахматовой. Расстрел в 1921 отца и постоянное преследование властями матери сказались на жизненном пути Г. В 1936-56 его четырежды арестовывали и трижды давали тюремные сроки. После второго освобождения Г. (1943) отправляется добровольцем на фронт и доходит до Берлина. Начиная с 30-х гг. — времени учебы в Ленинград. ун-те — Г. проявляет интерес к народам Центр. Азии, в особенности к кочевым, к-рый в дальнейшем приводит ученого к специальному исследованию их истории и культуры.
Гл. идей Г. является теория пассионарности. Основные ее положения были сформулированы в марте 1939 в тюремном заключении. По собств. признанию автора, на разработку его концепции особое влияние оказали идеи Г. Вернадского, евразийцев и автора теории системного подхода Л. фон Берталанфи. По всей видимости, в этот ряд следует поставить и нем. антропогеографа Ратцеля, предложившего исследовать культуру как феномен, возникающий на стыке географии и истории, а также Фрейда с его учением о бессознательном и представлением о культуре как рез-те сублимации либидо, что, вероятно, сказалось на разработке Г. теории пассионарности.
Культурологич. концепция Г. отрицает цикличность. По его мнению, культура развивается импульсивно и состоит из "концов и начал". Одни культуры служат основой для других, но ни о какой преемственности не может быть и речи. Динамика развития культуры проходит, согласно его теории пассионарности, ряд закономерных фаз от негэнтропийного толчка до финальной энтропийной фазы гомеостаза.
Под культурой Г. понимает совокупность материального производства и традиций. Фиксировать момент, а тем более процесс зарождения культур невозможно. Определению поддается лишь фаза становления, к-рая обладает вполне опр. признаками. Предыдущая фаза, т.е. собственно кулыпурогенез, является инкубационной по отношению к становлению. Но именно в этот период складывается смысл и направленность культуры, зарождаются ее стереотипы, накладывающие отпечаток на все последующее развитие культуры, вплоть до ее исчезновения.
Исследуя проблему происхождения культуры, Г. принимает концепцию С. Лема, согласно к-рой в куль-турогенезе, наряду с факторами физич., биол., социального и технико-эконом. характера участвуют и "чисто культурная вариация", связанная с возможностью выбора тех или иных решений. Для реализации выбора необходима "энергия, преломленная через психофизиологию особи, т.е. пассионарность". Т.о. пассионар-ность понимается Г., как основа любой культуры, в то время как факторы Лема определяют конкр. характер и смысл культуры.
Фазе культурогенеза не свойственно создание оригинального искусства, т.к. все силы молодого этноса, носителя нарождающейся культуры, затрачиваются на развитие хозяйства, войну и организацию общественного строя. Искусство в этом случае либо продолжает культурные традиции предшествующей эпохи, либо заимствует элементы чужой культуры, что определяется этнопсихол. симпатией носителей одной культуры к другой, называемой Г. комплементарностью. Напр., скиф. культура оказала сильное воздействие на своих завоевателей юечжей (согдов) и соседей-хуннов, культура к-рых также восходит к андроновской культуре II тысячелетия до н.э.
Появление новой культуры инициируется мощным всплеском пассионарного напряжения. Это приводит либо к поглощению ряда сопредельных культур, либо к расширению ареала за счет неокультуренных территорий, либо к сочетанию обоих процессов. Несмотря на то что культурогенез находится в прямой зависимости от пассионарности, ее избыток отрицательно влияет на последующее развитие культуры, т.к. в этом случае пассионарное сверхнапряжение направляется на саморазрушение. Поэтому лишь расширение ареала приводит к снижению уровня пассионарности до оптимума, когда становится возможной продуктивная деятельность и "кристаллизуется культура того или иного этноса".
Связывая культуру с жизнедеятельностью людей, Г. считает ее одним из свойств этноса и, в силу этого, различает культуру возможных этнич. объединений: консорций, конвиксий, субэтносов, этносов, суперэтносов. Объединяющим моментом является наличие этнокультурных доминант, словесных выражений тех или иных идеалов, к-рые в каждом случае имеют одинаковые значения и сходную смысловую динамику, определяемые ритмом культуры. Сходство ритмич. рисунка всех чело-веч. объединений в рамках этноса и суперэтноса приводит к культурному противопоставлению прочим группировкам на уровне "свой — чужой" и определяет отношение "мы — они".
Этнокультурный ритм не является врожденным; что это свойство этнич. коллектива, а не особи. Ритм культуры задается конкр. этнической группировкой, представляющей собой пассионарное поле одного ритма, к-рое отличает ее от других этнич. объединений.
В свою очередь, ритмич. рисунок той или иной культуры определяется истор. фактором — предшествующими культурными традициями и геогр. фактором — вмещающим ландшафтом, т.е. местом, где зародилась культура. Особое внимание Г. уделяет геогр. фактору: однородный ландшафтный ареал препятствует быстрому развитию культуры, но тем самым и стабилизирует культуру обитающих в нем этносов. Разнородный вмещающий ландшафт способствует возникновению процессов культурогенеза, а также стимулирует изменения, ведущие к смене культур.
Одним из вариантов появления разнородных ландшафтов Г., по-видимому, считает его целенаправленное антропогенное изменение. Признавая, что культуры народов, активно преобразующих природу, развиваются более динамично, он не считает носителей экстенсивных культур примитивными и малоразвитыми (сюда он относит греков, арабов, центрально-азиат. кочевников). Классифицируя культуры по способу их взаимодействия с природой, Г.выделяет два типа: 1) приспособление к природным условиям; 2) изменение природных условий. Рассматривая второй тип, Г. утверждает, что радикальное изменение природных условий возможно лишь однажды за все время существования культуры. Вторичное изменение обязательно приведет к смене культурного типа, т.к. осн. назначение культуры — консервация представлений опр. народа о его взаимоотношениях с природой. Культура представляет собой достаточно жесткую замкнутую систему, неспособную к самостоят, развитию, т.к. она лежит за пределами природного саморазвития и является делом человеч. рук. Поэтому культура может либо сохраняться, либо разрушаться.
Время существования культур Г. связывает с продолжительностью пассионарного напряжения от толчка до рассеивания пассионарной энергии у этноса — носителя культуры. В среднем это время составляет 1500 лет. Так, согласно расчетам Г., вост.-славянская древнерус. культура существовала в 1-15 вв., а выделившаяся из нее около 1200 года российская культура к сегодняшнему дню насчитывает 800 лет.
Соч.: Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990; М., 1994; Этносфера: История людей и история природы. М., 1993; Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М., 1993; Из истории Евразии. М., 1993; Древние тюрки. М., 1993. Сочинения. М., 1994; От Руси к России: очерки этнич. истории. М., 1994; Конец и вновь начало. М., 1994; Черная легенда: друзья и недруги Великой степи. М., 1994; Древний Тибет. М., 1996.
А. В. Шабага


  1. гумилевЛев Николаевич российский историк географ доктористорических и географических наук академик РАЕН .Сын Н. С. Гумилева и А. А. Ахматовой. Создатель учения о человечеств...Большой энциклопедический словарь II
  2. гумилёвНиколай Степанович Кронштадт Петроград в заключении русский поэт переводчик критик. Родился в семье корабельного врача учился в гимназиях в Петербурге в Тифлисе Царс...Литература и язык. Современная энциклопедия
  3. гумилевГУМИЛЕВ Николай Степанович поэт. Р. в Кронштадте. Отец его был морским врачом. Все раннее детство Г. провел в Царском Селе. Гимназическое образование начал в Петербурге...Литературная энциклопедия
  4. гумилевНиколай Степанович [] поэт. Р. в Кронштадте. Отец его был морским врачом. Все раннее детство Г. провел в Царском Селе. Гимназическое образование начал в Петербурге законч...Литературная энциклопедия II
  5. гумилевГУМИЛЕВ Николай Степанович поэт. Р. в Кронштадте. Отец его был морским врачом. Все раннее детство Г. провел в Царском Селе. Гимназическое образование начал в Петербурге...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  6. гумилёвНиколай Степанович русский поэтсимволист. Очень рано начал печататься осознал свое литературное призвание поэтому закончил лишь гимназию и слушал лекции по французской...Мировая художественная культура. Словарь
  7. гумилевГУМИЛЕВ Лев Николаевич русский историкэтнолог философ автор оригинальной концепции исторического процесса. Сын поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилева. Арестовывался в...Новейший философский словарь
  8. гумилевЛев Николаевич русский историкэтнолог философ автор оригинальной концепции исторического процесса. Сын поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилева. Арестовывался в и . В ...Новейший философский словарь II
  9. гумилёв.strong ГУМИЛВ Лев Николаевич историк географ доктор исторических и географических наук. Сын Н. С. Гумилва и А. А. Ахматовой. Создал учение о человечестве и этносах ка...Русская энциклопедия
  10. гумилевГУМИЛЕВ ГУМИЛЕВСКИЙСеминарская фамилия. От латинского гумилис низкорослый. ФИсточник Словарь русских фамилий. ОномастиконНиколай Степанович Гумилв великий русский поэт ...Словарь фамилий
  11. гумилёвНиколай Степанович рус. поэт Н. С. Гумилеву Анн Н. С. Гумилеву Посв. Анн Н.С. Гумилеву Куз Н. Гумилеву Посв. ОМ Там Михаил Архистратиг Его зачислил в рать свою. Н. Гуми...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  12. гумилёвГУМИЛВ Николай Степанович рус. поэт Н. С. Гумилеву Посв. Анн . Н. С. Гумилеву Посв. Анн . Н. С. Гумилеву Посв. Куз Н. Гумилеву Посв. ОМ . Там Михаил Архистратиг Его за...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  13. гумилёвГУМИЛВ Лев Николаевич историк географ. Сын Н.С. Гумилева и А.А. Ахматовой. Создатель учения о человечестве и этносах как биосоциальных сущностях выдвинул идею о биоэне...Современная энциклопедия
  14. гумилевГУМИЛЕВ Лев Николаевич российский историк географ доктор исторических и географических наук академик РАЕН . Сын Н. С. Гумилева и А. А. Ахматовой. Создатель учения о че...Современный энциклопедический словарь
  15. гумилевГУМИЛЕВ Николай Степанович русский поэт. В е гг. один из ведущих представителей акмеизма. Для стихов характерны апология сильного человека воина и поэта декоративность ...Современный энциклопедический словарь
  16. гумилевГУМИЛЕВ Лев Николаевич историк культуры этнограф. Род. в семье Н.С. Гумилева и А.А. Ахматовой. Расстрел в отца и постоянное преследование властями матери сказались на ...Энциклопедия культурологии