Энциклопедия Культурология XX век

АЛПАТОВ

АЛПАТОВ Михаил Владимирович (1902-1986) — историк и теоретик искусства. А. внес самобытный вклад в теорию т.н. "структурного анализа", а также в осмысление эстетич. и общекультурного своеобразия худож. наследия России.
Учился на филол. ф-те Моск. ун-та (отделение истории искусств; 1919-21). Испытал значит, влияние И.
Тэна, из отеч. историков и теоретиков культуры — Ф.И. Буслаева и Д.В. Айналова. Работал в Моск. музее изобразит. искусств (1921-23) и Ин-те археологии и искусствознания РАНИОН (1923-30). Преподавал (во Вхутеине, МГУ и др. ин-тах; с 1943 — проф. Моск. худож. ин-та им. В.И. Сурикова). Действит. член АХ СССР (1954), член-корр. Австр. АН (1978).
В 20-е гг. занимался преимущественно искусством Византии и Др. Руси, подытожив свои изыскания в книгах "Памятники иконописи" (совместно с О. Вульфом, 1925) и "История древнерус. искусства" (т. 1-2, 1932, совм. с Н.И. Бруновым, изд. на нем. яз. в Германии).
Наиболее характерные исследования А. создавались в русле "структурного метода", известнейшим представителем к-рого был Зедльмайр (отметивший важные приоритеты А. в становлении метода). В противовес "формализму" Г. Вёльфлина и чисто описат. иконографии А. стремился органически соединить формально-стилистич., сюжетно-символич. и историко-средовой подходы к худож. творчеству; охотно прибегая к сравнит. культурологии, к мотивам других видов искусства и лит-ры, он неизменно подразумевал целостность произведения как высшего формально-содержат. единства (поэтому "структурный метод" А. не следует путать с собственно структурализмом, где проблемы худож. синтаксиса обычно доминируют над произведением как таковым). Недовольный иконологией (с ее преимущественным вниманием к символико-эмблематическому подтексту), А. в качестве необходимого коррелята между формой и содержанием выдвигал (прежде всего в своих исследованиях зап.-европ. Возрождения) понятие "худож. мифа", общетипологически выявляющего гл. тенденции культуры данной эпохи.
История искусства была у А. неразрывно связана с историей как таковой, претворяясь в своего рода прикладную теорию культуры.^Чрезвычайно значителен его вклад в осмысление отеч. худож. традиции, проблемы "русскости рус. искусства". Развивая концепцию Айналова применительно к Др. Руси, он выявлял эллинские истоки древнерус. художества, находя отзвуки "классики Фидия" в творчестве Андрея Рублева и его круга. Обращаясь к средневековью, более поздним эпохам и морфологически определяя нац. своеобразие, А. по сути продолжал историософию "русской идеи", переводя ее в конкретно-искусствоведческий план. С одной стороны, это своеобразие, очерченное А., не избежало перекличек с официальным националистич. мифом, с другой — вступало во внутр. оппозицию этому мифу благодаря целому ряду новаторских исследоват. интуиций (специфическая "античность вне Запада" внутри рус. ср.-век. древности; особое богатство "перекрестных культурных влияний" в России; Россия дольше других европ. стран сохраняла "великие традиции ранней ступени", т.е. народной архаики; роковые, поляризовавшие общество "переломы" ее истор. судеб (главные из них — переход от слав. язычества к христианству и реформы Петра I); наконец, необходимость выявления типол. "лейтмотивов" рус. искусства и разработки их особой терминологии).
В годы тотального идеол. контроля А. стремился обеспечить гуманистич. полноценность искусствоведческой деятельности (выводя ее за рамки чистой фактологии, равно как и чистой идеологии), сохранить максимально широкий познават. горизонт (в т.ч. и в отношении официально шельмуемого модернизма). Богатое — вопреки всем цензурным ущемлениям — историко-теор. наследие А. активно утверждает первостепенную и непреложную роль худож. произведения в определении всего поля культуры.
Соч.: Очерки по истории портрета. М.; Л., 1937; Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. М.; Л., 1939; Этюды по истории западноевропейского искусства. М.; Л., 1939; 1963; Всеобщая история искусств. Т. 1-3. М.;Л., 1948-55; The Russian Impact on Art. N.Y., 1950; Андрей Рублев. М., 1959; Этюды по истории русского искусства. Т. 1-2. М., 1967; Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1976; Этюды по всеобщей истории искусств. М., 1979; Поэзия Мике-ланджело. М., 1992; Этюды об изобразительном искусстве. М., 1993; 1994; Воспоминания. М., 1994.
М.Н. Соколов


  1. алпатовМихаил Владимирович российский историк искусствапедагог доктор искусствоведения профессор действительный член АХ СССР. Мастер образной историкохудожественной характерис...Большой энциклопедический словарь II
  2. алпатовАЛПАТОВ Михаил Владимирович российский историк искусства педагог доктор искусствоведения профессор действительный член АХ СССР . Мастер образной историкохудожественной х...Новый большой англо-русский словарь II
  3. алпатовАЛПАТОВ Михаил Владимирович историк искусства педагог доктор искусствоведения действительный член АХ СССР . Мастер яркой образной историкохудожественной характеристики э...Русская энциклопедия
  4. алпатовАЛПАТОВИмя Евпатий погречески чувствительный носил богатырь по прозвищу Коловрат герой древнерусских сказаний. Евпатий часто сокращался в Евпат. Начальное е преобразовало...Словарь фамилий
  5. алпатовАЛПАТОВ Михаил Владимирович российский историк искусства педагог. Мастер образной историкохудожественной характеристики этюды по истории русского и западноевропейского...Современная энциклопедия
  6. алпатовАЛПАТОВ Михаил Владимирович российский историк искусства педагог доктор искусствоведения профессор действительный член АХ СССР . Мастер образной историкохудожественной х...Современный энциклопедический словарь
  7. алпатовАЛПАТОВ Михаил Владимирович историк и теоретик искусства. А. внес самобытный вклад в теорию т.н. структурного анализа а также в осмысление эстетич. и общекультурного св...Энциклопедия культурологии