Энциклопедия культурологии

ШЕСТОВ ЛЕВ

ШЕСТОВ ЛЕВ
(Лев Исаакович Шварцман,18661938)философ-экзистенциалист, лит. критик. В1884поступил на мат., а год спустя — на юрид. ф-т Моск. ун-та; один семестр учился в Берлине; получил диплом кандидата прав в Киеве(1889). В1895-1914живет в осн. в Швейцарии; с1914— в Москве, в1918переезжает в Киев, где читает курс древней философии при народном ун-те. В1920покидает Россию и обосновывается в Париже. В первый период(приблизительно до 1914)творчество Ш., к к-рому относятся довоенные труды, вошедшие в собр. соч.(1898-1912), носит отрицающий характер(филос. манифест Ш. “Апофеоз беспочвенности”, 1905); во второй период, начиная с “Sola fide”(“Только верою”),(написана в1911-14, полностью опубликована в Париже в 1966)Ш. выступает как автор, нашедший для себя мировоззренческие устои. Ш. — провозвестник трагич. умонастроения 20 в., выступивший с интерпретацией и развитием идей Ницше, а позднее и Кьеркегора — идей, вошедших в канон экзистенциализма. Как отклик на ситуацию, когда прежняя, бессознательная, дающаяся всем даром вера в целесообразность и осмысленность человеч. жизни рушилась, Ш., вслед за Ницше, предвосхищает мотив, доминирующий на Западе после Первой мир. войны, развеявшей иллюзорную веру в неизбежное торжество “гуманности” и “прогресса”.Но если Ницше связывает трагич. положение человека с его собств. духовным выбором, христ. морализмом, подорвавшим витальные силы человечества, то Ш. пишет прежде всего об алогизме самой почвы человеч. существования. Ш. находится в русле размышлений, оппозиционных к традиц. рационалистич. системосозиданию, в русле философ, эссеистики, сосредоточенной на вопросах и условиях человеч. существования. Впитавший традиции рус. духовной культуры, Ш. понимает философию как выявление первооснов человеч. жизни, жизненной подлинности, как своего рода служение, а не как способ выражения самодовлеющего интеллектуализма. Ш. — представитель линии филос. прозы(Кьеркегор, Унамуно, Ницше, Розанов), сосредоточенной на экзистенциальном претворении идеи, т.е. жизни лица в исповедуемом им принципе. Писательская одаренность сочетается у него с публицистич. темпераментом, склонным к эпатирующему парадоксализму и афористич. форме выражения. Его слово, поскольку оно служит философии как “великой борьбе”, подразумевает внут. диалог с противником(ср. установку на “чужое слово”, “двуголосое слово” — подобно персонажам Достоевского в исследованиях Бахтина). Ш. выступал как защитник заброшенного в мир и порабощенного спекулятивной философией индивида. Свое творч. амплуа он раз и навсегда связал с позицией атакующего и оспаривающего. На философии Ш. лежит отблеск как ницшеанской антропологии с ее культом исключит, личности, так и философии “подпольного человека” Достоевского. От торжествующего “сверхчеловека” Ш. отказывается в пользу потерпевшего от жизни “великого страдальца”, а ницшеанский аморальный дуализм “обыкновенных” и “необыкновенных”(к-рым “все позволено”)индивидов у него заменяется эстетич. дуализмом “морали обыденности и морали трагедии”(“Достоевский и Ницше...”). Однако, поскольку трагич. прозрением шестовский герой обязан не только катастрофич. обстоятельствам — они, в конечном счете, перед лицом абсурдности бытия катастрофичны у всех людей, — но и своей глубинной восприимчивостью к истине существования, подлинностью своего страдания, то такой страдалец оказывается также личностью исключительной, необыкновенной. Метод настоящего философствования, по Ш., на этом первом этапе состоит в том, чтобы за успокоительными умственными построениями, за любой “проповедью” обнаружить подлинное жизненное переживание и реконструировать сокровенное “бессознательное” творца, ибо провозглашаемые перед миром убеждения суть лишь маски истинных, глубинных чувств, подвигнувших на создание худож. произведения. Литературно-филос. исследование Ш. нередко оказывается версией психол. разоблачительства(отождествление Достоевского с его нравственно-ущербными персонажами). В то же время особая отзывчивость на трагич. переживание одинокого индивида сохраняет за экзистенциальным анализом Ш. обаяние жизненной значительности. Ш. — не только российское, но и ориг. европ. явление:
уже на рубеже двух веков он, как бы в предчувствии будущих мировых катастроф, ставит те “экзистенциальные” проблемы, к-рые возникнут перед европ. мыслью лишь в20-хгг. Ш. выражает взгляд на жизнь как на существование перед лицом “неизвестности” и “безнадежности”, а прозревание этой жизненной истины неизбежно связывается у Ш. с ситуацией катастрофы, сформулированной им в работе “Шекспир и его критик Брандес”,1898;(ср. с пограничной ситуацией у Ясперса). В типе кабинетного ученого-систематика, препарирующего жизнь в интересах теор. завершенности, Ш. прозревает обездушенный, рациомеханич. тип человека, связанный с наступающей эпохой господства науки и техники. Здесь Ш. развивает одну из тем Достоевского и совпадает с мыслью Кьеркегора, изобличая “искусственного”, лишенного души человека. Подобно Кьеркегору, Ш. утверждает в качестве исходного пункта философствования субъекта и субъективность(в противовес объекту и объективности)с ориентацией на существование(противопоставление ориентации на мышление); в качестве истины — глубоко личностную истину с ее принципиальной необщеобязательностью и необщезначимостью; в качестве способа познания — сознательно избираемый путь трагедии и “отчаяния”(см. “Достоевский и Ницше. Философия трагедии”,1903; “Великие кануны”, 1912).
Ш. — однодум, им владеет одна “идея-страсть”(для ее выражения историко-филос. материал служит обычно только предлогом); он требует, чтобы человек стряхнул “...с себя власть бездушных, ко всему безразличных истин...”, глухих к человеч. апелляции(“Афины и Иерусалим”, 1951). Ill- охвачен персоналистским, антисциентистским пафосом “подпольного человека”, борющегося с диктатом “законов природы и арифметики”. Однако начиная борьбу против сциентификации жизни(“жизнь заменилась познаванием”)и сознания(“Науке до души дальше, чем до звезд”), Ш. приходит к радикальному отрицанию знания как пути к жизненной истине. Он считает, что вся традиц. философия шла по пути “необходимости”: она искала “всеобщие и необходимые истины”, жаждала подчинить сознание порядку, закону и норме и тем самым найти успокоение(мотив Ницше), в то время как нет ничего более уводящего от истины, чем спокойствие и равнодушие. Философия, в частности, в требовании Спинозы “не смеяться, не плакать, а понимать” сформулировала свою полную отчужденность от проблем человеч. существования. Однако у Ш. отрицание знания как источника рабства парадоксальным образом оказывается оборотной стороной крайне рационалистич. позиции, той самой загипнотизированностью “всевластием” разума, к-рая обличалась Ш. Поскольку Ш. связывает господство в мире необходимости с установкой на познание, то онтология оказывается производной от гносеологии, — даже фактич. события зависимы от согласия человека признать их совершившимися.
Спасение от порабощающего разума Ш. ищет(во втором периоде своего творчества)в вере. Теперь познават. устремление человеч. рода Ш. называет грехопадением(человек вкусил плод с “древа познания добра и зла”, предпочтя жизни и свободе знание). Традиц. филос. умозрению, берущему начало в Греции и выражающему капитуляцию падшего человека перед отвлеченными истинами, Ш. противопоставляет откровение Ветхого завета; “частному мыслителю Иову” Ш.(снова подобно Кьеркегору)отдает решит, предпочтение перед греч. “симпозионом”, Кантом, Гегелем(“На весах Нова”, 1929). Бог, не связанный с идеей логоса, олицетворяющего для Ш. ненавистный ему закон, или порядок, выступает как идеал всемогущего своеволия. И вера в него(здесь Ш. идет за лютеровским “Sola fide” — “Только верою”)открывает перед человеком возможности, не считающиеся ни со строем бытия, ни с нормами нравственности, ставит его “по ту сторону добра и зла”. Здесь объявленный фидеизм грозит превратиться в волюнтаризм и веру в абсурд. С др. стороны, абсурд оказывается таковым только перед неправомочным судом разума, потому что для Ш., к-рому близок иудейский религ. опыт, Бог — положит, животворческая сила, благодатный источник жизни. Ш. выступает как своеобр. религ. философ жизни, понятой как чудо(сверхъестественное)и требующей к себе доверия(этим Ш. существенно отличается от “канонич.” экзистенциалистов с их “бунтом” против жизни). Так Ш. балансирует между принятием бытия(к-рое как созданное Богом “зело добро”)и экзистенциалистским отрицанием смысловых основ мира, рассматриваемых как рез-т гносеологич. грехопадения.
Налицо — смена вех, переход от культа беспочвенности бытия и человеч. сиротства в мире к обнаружению в нем высшей силы в виде старого “живого Бога Авраама, Исаака и Иакова”, однако принципиально неосмысляемого и противопоставляемого разуму. В этом русле развивается творчество Ш. на втором и последнем этапе, сохраняя прежнюю, характерную для всякой идейной мономании воинственность. Большой скачок в мировоззрении Ш. — выход из безнадежности к вере, на пути к к-рой “философия трагедии” если и не отменяется, то становится лишь этапом, помогающим обрести истину, — не только не смягчает его взглядов на роль разума в человеч. существовании, но превращает борьбу с рационализмом в тотальную войну и предмет исключит, сосредоточенности. Если до сих пор мышление в глазах Ш. было виновно в сокрытии и затемнении истины личного существования, то теперь оно оказывается причиной трагедии истор. человечества.
Идейно-творч. путь Ш. ведет от атеистич. бунта против “абсурдного” мироустройства к пафосу веры в лютеровской формулировке “Sola Fide” и ветхозаветному Богу. Однако Бог, не связанный с идеей Логоса, разума, становится(хотя и невысказанно)символом всемогущего своеволия, что открывает перед человеком возможности, не считающиеся со строем бытия и, в сущности, оставляют его, как и на первом безрелигиозном этапе, “по ту сторону добра и зла”. Объявленный фидеизм оказывается, т.о., все той же верой в абсурд.

Соч.:Соч.: В 2-х Т. М., 1993; Соч. М., 1995; Sola fide. — Только верою. Париж, 1966; Апофеоз беспочвенности: Опыт адогмат. мышления. Л., 1991; Киркегард и экзистенциальная философия. М., 1992.

Лит.:Федотов Г. Рец.: Л. Шестов. На весах Иова // Числа. 1930. № 1/2; Бердяев Н. Лев Шестов и Кирке -гард//Бердяев Н.А. Собр. соч. Т. 3. Париж, 1989; Он же. Осн. идея философии Льва Шестова (Там же); Булгаков С.Н. Нек-рые черты религ. мировоззрения Л.И. Шестова //Булгаков С.Н. Соч. в 2-х тт., Т. 1. М., 1993; Баранова-Шестова Н. Жизнь Льва Шестова. По переписке и воспоминаниям современников. Т. 1-2. Париж, 1983; Гальцева Р.А. Иск к разуму как дело спасения индивида: Гносеологич. утопизм Л. Шестова // Гальцева Р.А. Очерки рус. утопич. мысли XX в. М., 1992; Морева Л.М. Лев Шестов. Л., 1991; Umbach R. Die Crundprobleme Leo Schestows. Munch. 1952; Fondane B. Rencontres avec Leon Chestov. P., 1967; Baranov N., Bibliographie des oeuvres de Leon Chestov. P., 1975; Idem. Bibliographie des etudes sur Leon Chestov. P., 1978; Лев Шестов: Библиогр. /Сост. Н. Баранова-Шестова. Т. 1-2. Париж, 1975-1978.

Р.А. Гальцева

Культурология. XX век. Энциклопедия.1998.


  1. шестов, левфилософ Ярчайшим мыслителем XX века получившим мировое признание по праву считается Лейб Исаакович Шварцман известный под псевдонимом Лев Шестов. Его творческий путь прим...100 великих украинцев
  2. шестов, левлитературный критик и публицист начал свою литературную деятельность в г. газетными статьями по вопросам истории литературы. В г. вышла его первая книга Шекспир и его к...1000+ биографических данных - словарь
  3. шестов, левпсевдоним Льва Исааковича Шварцмана род. философствующий литератор и критик. В философских взглядах Ш. излагавшихся им в ряде литературнокритических работ Шекспир и его...Большая биографическая энциклопедия
  4. шестов левШестовstrong Лев псевд. наст. имя и фам. Лев Исаакович Шварцман [. . Киев . Париж] русский философэкзистенциалист и литератор. Окончил юридический факультет Киевского у...Большая Советская энциклопедия II
  5. шестов левШЕСТОВ Лев наст. имя и фам. Лев Исаакович Шварцман российский философ и писатель. С преимущественно жил за границей в Швейцарии и Франции. В своей философии насыщенной...Большой Энциклопедический словарь V
  6. шестов, левЛев настоящее имя и фамилия Лев Исаакович Шварцман российский философ и писатель. С преимущественно жил за границей в Швейцарии и Франции. В своей философии насыщенно...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. шестов левлитературный критик и публицист начал свою литературную деятельность в г. газетными статьями по вопросам истории литературы. В г. вышла его первая книга Шекспир и его к...Исторический справочник русского марксиста
  8. шестов левШЕСТОВstrong Лев Лев Исаакович Шварцман российский философ и литератор представитель русского религиознофилософского возрождения начала в. Свою философию в разное вре...История философии II
  9. шестов левпсевд. наст. имя и фам.Лев Исаакович Шварцман [. Киев . Париж] рус. философэкзистенциалист и литератор. В жил преим. в Швейцарии с в Москве с в Киеве с в Париже. Соче...Советский философский словарь
  10. шестов левпсевдонм Лева саковича Шварцмана рос.em флософ релгйний мислитель з у емграц спершу в Швейцар а з у Париж критик рацоналстично теч у вроп. культур протиставляв вру роз...Універсальний словник-енциклопедія
  11. шестов левпсевдонм Лева саковича Шварцмана рос. флософ релгйний мислитель з у емграц спершу в Швейцар а з у Париж критик рацоналстично теч у вроп. культур протиставляв вру розу...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  12. шестов левШЕСТОВ Лев псевдоним настоящее имя и фамилия Лев Исаакович Шварцман рус. философ. Окончил Киевский унт по образованию юрист. С занимался филос. и литературнокритическ...Философская энциклопедия
  13. шестов, левШестов Лев Шварцман Лев сакович Кив рос. флософ лтератор. Навчався у Московському унт математичне вддлення потм у Кив закнчив юридичний фт Кивського унту . У перод р...Філософський енциклопедичний словник
  14. шестов левнаст. имя и фам. Лев Исаакович Шварцман рус. философэкзистенциалист писатель литер. критик. Окончил юридич. фт Киевского унта. В жил преим. в Швейцарии в в России. В ...Энциклопедический словарь псевдонимов
  15. шестов левнастоящие имя и фамилия Иегуда Лейба Лев Исаакович Шварцман русский философ один из основоположников экзистенциальной философии оказавший значительное влияние на творчес...Энциклопедия Булгакова
  16. шестов, левШЕСТОВ ЛЕВ русский философ литературовед. Настоящее имя Лев Исаакович Шварцман. Родился в Киеве в семье коммерсанта января . В поступил на математический факультет Мос...Энциклопедия Кольера II
  17. шестов левШЕСТОВ ЛЕВ Лев Исаакович Шварцман философэкзистенциалист лит. критик. В поступил на мат. а год спустя на юрид. фт Моск. унта один семестр учился в Берлине получил ди...Энциклопедия Культурология XX век