Энциклопедия культурологии

ШАГАЛ

Шагал
(Chagal) Марк Захарович (1887-1985) Русский, затем французский художник. Родился в многодетной семье еврейского чернорабочего в Витебске — одном из еврейских гетто царской России, одном из центров хасидизма. С детства проявил склонность к изобразительному искусству, учился некоторое время у местного художника, в 1907г. уезжает изучать живопись в Петербург, посещает школу Общества поощрения художеств, возглавляемую Н. Рерихом, затем класс Л. Бакста, но эти занятия, по признанию Ш., мало что дали ему. Уже тогда он работал исключительно по-своему, и никакие школы и учителя не могли существенно повлиять на него. 1910-1914 гг. он провел в Париже. Современная французская живопись произвела на него сильнейшее впечатление. Свое знакомство с ней он начал еще в Петербурге, где увидел выставку фовистов (см.: Фовизм). Однако учился живописи Ш. в Париже больше не в живописных классах, как писал он в своей автобиографической книге «Моя жизнь», а в музеях и на улицах Парижа. Он жил среди молодой художественной богемы, познакомился и подружился с Модильяни, Леже, Сутиным, Делонэ, Архипенко, литераторами Аполлинером, Блэзом Сандраром, Максом Джекобом, Андрэ Сальмоном и др. С 1911 г. начинает выставляться на художественных выставках. Первая персональная выставка Ш. состоялась в галерее Г. Вальдена «Штурм» в 1914 г. В этом же году он отправляется с кратким визитом на родину и задерживается там из-за разразившейся войны и революции до 1922 г. Он, как и многие представители авангардного искусства, с воодушевлением встречает октябрьскую революцию и пытается найти свое место в новой советской действительности. В качестве комиссара изящных искусств в Витебске он организует художественную школу, куда приглашает преподавать Эль Лисицкого и К. Малевича, который через некоторое время в результате несовместимости художественно-теоретических платформ вытесняет его из школы.Ш. перебирается в Москву, где работает над оформлением и росписями нового Еврейского Камерного театра Грановского. Однако случайные заказы не удовлетворяют его. В целом же он остается чужим и для русских авангардистов, и для новой власти. «Ни царской, ни советской России я не нужен. Меня не понимают, я здесь чужой. Зато Рембрандт уж точно меня любит» («Моя жизнь»), и он с семьей в 1922 г. навсегда покидает Россию. С 1923 г. постоянно, за исключением периода Второй мировой войны, когда он вынужден был переехать в США (с 1941 по 1948 г.), он живет во Франции. С 1937 г. гражданин Франции. В 1973 и 1974 гг Ш. посещает Россию, где находит теплый прием в среде русской интеллигенции, но до настоящей любви к его творчеству в первом отечестве, о которой он мечтал с 20-х годов, тогда еще было далеко. Ш — уникальное явление в искусстве XX в. Он не принадлежал ни к одному из шумных и знаменитых авангардных направлений, хотя и французские сюрреалисты (см.: Сюрреализм), и немецкие экспрессионисты (см.: Экспрессионизм) считали его одним из своих предтеч и готовы были зачислить его в свои ряды. Однако Ш. оставался самобытным художником-одиночкой. На раннем этапе творчества на него оказали определенное влияние постимпрессионисты, кубисты, фовисты, но, быстро преодолев его, Ш. пошел своим путем. Он неоднократно публично отмежевывался от импрессионистов и кубистов, у сюрреалистов его отталкивал их метод «автоматического письма», немецкие экспрессионисты были чужды ему своей резкостью, сухостью, бездуховностью и апоэтичностью. Его привлекали многие классики французского и мирового искусства, но кумиром и как бы неким магическим идеалом для него всегда был Рембрандт. Магия таинственного света, удивительная теплота в передаче интимных чувств и психологических переживаний человека в картинах великого голландца были близки и созвучны внутренним интенциям Ш. Он на всю жизнь полюбил странный, фантастический, иногда страшноватый и драматический мир своего детства, мир местечкового еврейства с его хасидским иудаизмом, густо замешанным на русско-славянской фольклорно-христианской обрядовости. Практически все его творчество — бесконечная поэма этому миру, написанная образами, символами, метафорами, притчами, пластическими элементами, самим духом и настроениями этого мира. На его художественный язык сильное влияние оказали народное (примитивное и полупримитивное) искусство, провинциальная русская иконопись. Отсюда идет его свободное обращение с формой, парадоксальное совмещение несовместимых пластических элементов, как бы наложение (своеобразный палимпсест) одних изобразительных элементов и целых сцен на другие, соединение в одном изображении фрагментов из самых разных моментов жизни еврейской провинции, свободные деформации фигур, отделение голов от туловищ, парение фигур в пространстве, их произвольные деформации и немыслимые перекручивания и т. п. приемы. Усмотрев их в народных и детских картинках, в иконах и религиозных гравюрах, в росписях народной утвари, Ш. абсолютизировал их и сконцентрировал в своих произведениях, возведя в самобытную целостную изобразительную систему. При этом он осмыслил ее как особый прием создания нового измерения в искусстве — четвертого, которое он обозначил как психическое. Это измерение он считал главным и на него ориентировал специфику своего пластического языка. Он подчеркивал, что это не литературный психологизм, а чисто живописное выражение состояний души. И вся его «варварская экспрессия», нарочитый примитивизм, «сумасшедший цвет»(по его выражению), нагромождение несуразностей; все эти бесконечные пластические вариации даже ему самому непонятных (как писал он в 1946г. о своих работах: «Я не понимаю их вообще. Это не литература. Это лишь живописная аранжировка образов, которые меня преследуют») символов-инвариантов: петухов, летающих рыб, телячьих и человеческих голов, примитивных ангелочков, бесконечных евреев-скрипачей и раввинов со свитками Торы с зелеными и фиолетовыми лицами, иудейских звезд, летающих «вверх тормашками» домиков и человеческих фигурок, зеленых глаз, прорезывающихся из крыш деревенских избушек, распятий с Христом в контексте иудейского быта и т. д. и т. п. — все это было направлено у него, по словам самого Ш., на организацию «психического шока» у зрителя, погружение его в «четвертое, психическое измерение». Творческий гений Ш. на протяжении всей жизни вращался в орбите нескольких глобальных пересекающихся миров: мира провинциального еврейского быта, мира Библии, мира цирка. Тонкая лирика и глубокий трагизм, мистика и простые человеческие радости, апокалиптика и романтическая любовь пронизывают все эти миры, сплетая их в некий единый космос сугубо шагаловского понимания и переживания жизни человеческой и бытия в целом. В центре этого космоса у Ш. всегда стоял простой земной человек с его бедами, радостями, рождением, смертью, трудами и страстями. Аполлинер классифицировал искусство Ш. как «сверх-естественное»(sur-naturel), Бретон констатировал, что с Ш. «метафора триумфально вошла в современную живопись». Ш. написано огромное количество живописных полотен, составляющих сейчас гордость крупнейших музеев мира и известных собраний, созданы иллюстрации к Библии и многим произведениям классической литературы, декорации для театральных спектаклей и балетов, панно, росписи и витражи для крупнейших театров, общественных центров, синагог и церквей. Он no-праву вошел в немногочисленный ряд крупнейших художников XX в., заняв место классика среди классиков мирового искусства.
Соч.: Ангел над крышами: Стихи. Проза. Статьи. Выступления. Письма. М.. 1989;
Моя жизнь. М., 1994; Ma vie. Paris, 1931.
Лит.: Тугенхольд Я. Эфрос А. Искусство Марка Шагала. М., 1918;
Шагал. Возвращение Мастера. М., 1988;
Сарабьянов Д. Марк Шагал. М., 1992;
Апчинская Н. Марк Шагал: Портрет художника. М., 1995;
Meyer Fr. Маrc Chagall. Leben und Werk. Koln, 1961;
Haftmann W. Chagall. N.Y., 1984;
Cogniant R. Chagall. N.Y., 1985;
Baal-Teshuva J. Marc Chagall. 1887-1985. Koln, 1998.
Л. Б.,В. Б.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века..В.В.Бычков.2003.


  1. шагалМарк Захарович Chagall Marc Лиозно близ Витебска СенПольдеВанс. Русский и французский художник. Учился в СанктПетербурге в школе Общества поощрения художеств которой р...Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия
  2. шагалChagal Марк Захарович Русский затем французский художник. Родился в многодетной семье еврейского чернорабочего в Витебске одном из еврейских гетто царской России одном ...Лексикон нонклассики
  3. шагалМарк Захарович французский живописец и график русского происхождения. Его творчество было связано с Россией где он родился и учился в витебской школе живописи и рисунка...Мировая художественная культура. Словарь
  4. шагалкорень ШАГ суффикс АЛ нулевое окончаниеОснова слова ШАГАЛВычисленный способ образования слова Суффиксальный ШАГ АЛ Слово Шагал содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  5. шагалШАГАЛ Chagall Марк французский живописец и график. Выходец из России. С за рубежом. Произведениям Шагала картины витражи иллюстрации чаще всего на библейские темы а так...Русская энциклопедия
  6. шагалStrideг харах...Русско-монгольский словарь
  7. шагалklev.strong klevskred.strong skred...Русско-шведский словарь
  8. шагалШАГАЛ ШАГАЛОВ ШАГАЛОВИЧ СЕГАЛ СЕГАЛЬ СЕГАЛОВ СЕГАЛОВИЧ СЕГОЛЬ САГАЛ САГАЛОВ САГАЛОВИЧШагало шагала быстрый ходок тот кто делает большие шаги. За этим шагалой неуспеешь б...Словарь фамилий
  9. шагалМарк Захарович франц. живописец и график выходец из России Здесь не Темник не Шуя Город парков и зал Но тебя опишу я Как свой Витебск Шагал. о Царском Селе Ахм...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  10. шагалШАГАЛ Марк Захарович франц. живописец и график выходец из России Здесь не Темник не Шуя Город парков и зал Но тебя опишу я Как свой Витебск Шагал. о Царском Селе Ахм ...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  11. шагалШАГАЛ Chagall Марк Захарович живописец и график так называемой парижской школы. Выходец из России. С за рубежом. Произведениям Шагала картины витражи иллюстрации прис...Современная энциклопедия
  12. шагалШАГАЛ Chagall Марк живописец и график. Выходец из России с за рубежом. Ирреальные произведения часто на фольклорные и библейские темы отмеченные тонкой красочностью выр...Современный энциклопедический словарь
  13. шагалШАГАЛ Chagall Марк Захарович [ июня июля Витебск марта СенПольдеВанс Франция] живописец график театральный художник иллюстратор мастер монументальных и прикладных ви...Современный энциклопедический словарь
  14. шагалШагалМарк Захарович Витебск СенПольдеВанс Франция русский художник один из лидеров мирового авангарда в. соединивший в свом творчестве древние традиции иудейской куль...Художественная энциклопедия