Энциклопедия культурологии

ЦЕННОСТИ

ЦЕННОСТИ
важнейшие компоненты человеч. культуры наряду с нормами и идеалами. Их существование укоренено в экзистенциальной активности субъекта культурного творчества, его диалоге с другими людьми, ориентированном не только на область сущего, но и на значимое, нормативно-должное. Традиция классич. идеализма от Платона до Гегеля проводила опр. отождествление онтологич. и аксиологич. проблематики: бытие наделялось мыслителями этой плеяды изначально ценностным измерением. Разрушение строгого единства онтологии и аксиологии существ. образом обострило проблему Ц. Если допустить, что бытие и производные от него образования — сущее — сами по себе ценностно нейтральны, то тогда требует решения вопрос, каким образом возникает видение вещей с т.зр. их аксиологич. значимости, к-рое пронизывает культуру и к-рое невозможно отрицать. Отсюда берет свое начало линия поиска истоков ценностного сознания в самом человеке и его культуросозидающей деятельности. В учениях натуралистически-психологистской направленности от прагматизма до социобиологии естественно-природные импульсы рассматриваются как побудит, мотивы ценностных предпочтений человека. Следуя по стопам Канта, представители неокантианства баден. школы заговорили о ценностно-нормативном компоненте чистого сознания, выявляемом трансцендентальной рефлексией. Если в экзистенциализме Хайдеггера онтологич. анализ оборачивается отвержением аксиологич. проблематики, то Сартр приходит к выводу, что Ц. как особого рода нормативная реальность производив от акта самосозидания человека, его свободного волеизъявления. Синтезируя марксизм и экзистенциализм, Сартр писал об обществ, характере Ц. Эта тема отчетливо звучит и в неомарксизме Хабермаса. Витгенштейн исследовал лингвистич.аспект ценностного сознания. Попыткой радикального избавления философии от ценностной проблематики стало постструктуралистское учение Деррида, где аксиологич. вопросы предстают как порождение фонологоцентристского строя европ. мысли. И все же само существование в языке фундаментального акта различения, зафиксированного Деррида, свидетельствует в пользу невозможности избавления от ценностного сознания: обнаруживая тождество и нетождественность, мы неминуемо движемся к утверждению ценностно-значимого. За многообразием языкового тождества и нетождественности скрывается способность субъекта культуры к симеолич. воображению, благодаря к-рому конституируется ценностная предметность. Источник ценностной предметности — соотношение иногда совершенно разнородных явлений с опр. эталоном. Так, напр., несхожие между собой природные и культурные реалии могут стать предметом эстетич. созерцания и оценки. При этом эталонные представления отнюдь не всегда рефлективно осмыслены, и поэтому их своеобр. заместителем служит символ, созидающий при помощи метафорич. переноса, сближения разнородных явлений ценностно-смысловую предметность. Рождаясь в сфере экзистенциальной активности субъекта, Ц. обретают статус общезначимых в процессе коммуникации. Говоря о нек-рой совокупности объектов как Ц., необходимо отнести их к единому семантич. полю. Метафора позволяет осуществить перенос значений, объединяя, казалось бы, ничем не схожие явления под знаком символич. единства. Объединяя разнородное, символ одновременно дифференцирует ареал ценностей в кач. и колич. отношении, порождает эту реальность как отмеченную многообразием вариаций. Вырастая из данности жизненного мира, каждая сфера культурной деятельности человека обладает имманентным ей ценностным измерением: ценности материальной жизни, экономики, социального порядка, политики, морали, искусства, науки, религии достаточно автономны. Однако каждый тип культуры связан с иерархизацией, соподчинением ценностных сфер. Общеизвестна универсализация эстетич. подхода к миру в эпоху античности или религиозно-нравственного — в ср. века. Новое время, период либерального капитализма наделяет статусом общезначимых стоимостные характеристики, запечатлеваемые в денежной символике. Коммуникация, обмен разл. видами деятельности между людьми, как показал Маркс, заставляет увидеть некое универсально-стоимостное начало в каждой предметной Ц. Деньги — символ все общего стоимостного начала, имеющий колич. выражение. Тоталитарные общества фашистского и коммунистич. типа универсализируют полит, власть, находящую концентрированное выражение в символе вождя. В пространство власти помещаются Ц. иного порядка. Процесс развития культуры сопряжен с переоценкой Ц., начинающейся с выдвижением нового эталона, с позиций к-рого рассматриваются предметы, обладающие ранее установленными ценностными характеристиками. Здесь проявляются метафорич. возможности символич. воображения, его культуросозидающая мощь. Множество предметов, иерархизированное сообразно с опр. порядком, теряет жесткие очертания и трансплантируется на новую ценностно-смысловую основу. В зависимости от избираемого основания классификации ценности делятся на предметные и субъектные, жизни и культуры, ценности-средства и ценности-цели, относит, и абсолютные и т.д. Особую значимость в совр. мире приобретает вопрос о диалектике относительного и абсолютного в ценностном сознании. Универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человечеству, могут формироваться как рез-т рефлективного осмысления диалога разл. культур. Ценностное сознание определяет нормы — стереотипы мысли и действия, принимаемые в границах той или иной социокультурной общности. Нормы регламентируют деятельность людей во всех сферах культуры — от элементарных актов материально-практич. характера до морали, искусства, науки и религии. Они варьируются по степени общности от субкультурных до разделяемых в границах нац. культур и общегуманистич., универсальных. На базе норм складываются разл. социальные технологии, способы рационализации жизненного мира. Нормативность и творчество — две взаимодополнительные стороны культуры. В своем истор. бытии нормы неотрывны от существующих в данной культуре Ц., ибо переводят представления о них в инструментальный план. Если Ц. как правило простерты в измерениях прошлого, настоящего и будущего, нормы как бы возвышаются над временем, но не могут уйти от суда истории. Вместе с изменением ценностной шкалы, выдвижением новых идеалов социокультурного плана изменяются и нормы. Идеал — проектируемый субъектами коммуникации совершенный образ предмета, наделенный ценностным измерением универсальности, абсолютности. Обладая эталонным статусом, идеал являет проекцию будущего, с позиций к-рой выносится вердикт настоящему и прошлому. Выдвижение разнообр. идеалов, глобальных образов будущего — значимый фактор развития культуры.

Лит.:Соколов К. Б. Социальная эффективность художественной культуры: Процессы распространения и освоения худож. ценностей. М., 1990; Ценности культуры и современная эпоха. М., 1990; Культура и ценности. Тверь, 1992; Кризисный социум. Наше об-во в трех измерениях. М., 1994; Культурология. XX век: Антология. Аксиология, или Филос. исслед. природы ценностей. М., 1996.

Б.Л. Губман

Культурология. XX век. Энциклопедия.1998.

Ценности
общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, они составляют основу нравственных принципов.
важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами. Это свойство определенного предмета или явления удовлетворять потребности, желания, интересы индивида, группы людей, общества в целом. С помощью этого понятия характеризуется личностный смысл для отдельного человека и социально-историческое значение для общества определенных предметов и явлений действительности.
............
☼ важнейшие компоненты человеч. культуры наряду с нормами и идеалами. Их существование укоренено в экзистенциальной активности субъекта культурного творчества, его диалоге с другими людьми, ориентированном не только на область сущего, но и на значимое, нормативно-должное. Традиция классич. идеализма от Платона до Гегеля проводила опр. отождествление онтологич. и аксиологич. проблематики: бытие наделялось мыслителями этой плеяды изначально ценностным измерением. Разрушение строгого единства онтологии и аксиологии существ. образом обострило проблему Ц. Если допустить, что бытие и производные от него образования — сущее — сами по себе ценностно нейтральны, то тогда требует решения вопрос, каким образом возникает видение вещей с т.зр. их аксиологич. значимости, к-рое пронизывает культуру и к-рое невозможно отрицать. Отсюда берет свое начало линия поиска истоков ценностного сознания в самом человеке и его культуросозидающей деятельности. В учениях натуралистически-психологистской направленности от прагматизма до социобиологии естественно-природные импульсы рассматриваются как побудит. мотивы ценностных предпочтений человека. Следуя по стопам Канта, представители неокантианства (см. Неокантианство) баден. школы заговорили о ценностно-нормативном компоненте чистого сознания, выявляемом трансцендентальной рефлексией. Если в экзистенциализме Хайдеггера онтологич. анализ оборачивается отвержением аксиологич. проблематики, то Сартр приходит к выводу, что Ц. как особого рода нормативная реальность производны от акта самосозидания человека, его свободного волеизъявления. Синтезируя марксизм и экзистенциализм, Сартр писал об обществ. характере Ц. Эта тема отчетливо звучит и в неомарксизме Хабермаса. Витгенштейн исследовал лингвистич. аспект ценностного сознания. Попыткой радикального избавления философии от ценностной проблематики стало постструктуралистское учение Деррида, где аксиологич. вопросы предстают как порождение фонологоцентристского строя европ. мысли. И все же само существование в языке фундаментального акта различения, зафиксированного Деррида, свидетельствует в пользу невозможности избавления от ценностного сознания: обнаруживая тождество и нетождественность, мы неминуемо движемся к утверждению ценностно-значимого. За многообразием языкового тождества и нетождественности скрывается способность субъекта культуры к символич. воображению (см. Символическое воображение), благодаря к-рому конституируется ценностная предметность. Источник ценностной предметности — соотношение иногда совершенно разнородных явлений с опр. эталоном. Так, напр., несхожие между собой природные и культурные реалии могут стать предметом эстетич. созерцания и оценки. При этом эталонные представления отнюдь не всегда рефлективно осмыслены, и поэтому их своеобр. заместителем служит Символ, созидающий при помощи метафорич. переноса, сближения разнородных явлений ценностно-смысловую предметность. Рождаясь в сфере экзистенциальной активности субъекта, Ц. обретают статус общезначимых в процессе коммуникации. Говоря о нек-рой совокупности объектов как Ц., необходимо отнести их к единому семантич. полю. Метафора позволяет осуществить перенос значений, объединяя, казалось бы, ничем не схожие явления под знаком символич. единства. Объединяя разнородное, символ одновременно дифференцирует ареал ценностей в кач. и колич. отношении, порождает эту реальность как отмеченную многообразием вариаций. Вырастая из данности жизненного мира (см. Жизненный мир), каждая сфера культурной деятельности человека обладает имманентным ей ценностным измерением: ценности материальной жизни, экономики, социального порядка, политики, морали, искусства, науки, религии достаточно автономны. Однако каждый тип культуры связан с иерархизацией, соподчинением ценностных сфер. Общеизвестна универсализация эстетич. подхода к миру в эпоху античности или религиозно-нравственного — в ср. века. Новое время, период либерального капитализма наделяет статусом общезначимых стоимостные характеристики, запечатлеваемые в денежной символике. Коммуникация, обмен разл. видами деятельности между людьми, как показал Маркс, заставляет увидеть некое универсально-стоимостное начало в каждой предметной Ц. Деньги — символ всеобщего стоимостного начала, имеющий колич. выражение. Тоталитарные общества фашистского и коммунистич. типа универсализируют полит. власть, находящую концентрированное выражение в символе вождя. В пространство власти помещаются Ц. иного порядка. Процесс развития культуры сопряжен с переоценкой Ц., начинающейся с выдвижением нового эталона, с позиций к-рого рассматриваются предметы, обладающие ранее установленными ценностными характеристиками. Здесь проявляются метафорич. возможности символич. воображения, его культуросозидающая мощь. Множество предметов, иерархизированное сообразно с опр. порядком, теряет жесткие очертания и трансплантируется на новую ценностно-смысловую основу. В зависимости от избираемого основания классификации ценности делятся на предметные и субъектные, жизни и культуры, ценности-средства и ценности-цели, относит. и абсолютные и т.д. Особую значимость в совр. мире приобретает вопрос о диалектике относительного и абсолютного в ценностном сознании. Универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человечеству, могут формироваться как рез-т рефлективного осмысления Диалога разл. культур. Ценностное сознание определяет нормы — стереотипы мысли и действия, принимаемые в границах той или иной социокультурной общности. Нормы регламентируют деятельность людей во всех сферах культуры — от элементарных актов материально-практич. характера до морали, искусства, науки и религии. Они варьируются по степени общности от субкультурных до разделяемых в границах нац. культур и общегуманистич., универсальных. На базе норм складываются разл. социальные технологии, способы рационализации жизненного мира. Нормативность и творчество — две взаимодополнительные стороны культуры. В своем истор. бытии нормы неотрывны от существующих в данной культуре Ц., ибо переводят представления о них в инструментальный план. Если Ц. как правило простерты в измерениях прошлого, настоящего и будущего, нормы как бы возвышаются над временем, но не могут уйти от суда истории. Вместе с изменением ценностной шкалы, выдвижением новых идеалов социокультурного плана изменяются и нормы. Идеал — проектируемый субъектами коммуникации совершенный образ предмета, наделенный ценностным измерением универсальности, абсолютности. Обладая эталонным статусом, идеал являет проекцию будущего, с позиций к-рой выносится вердикт настоящему и прошлому. Выдвижение разнообр. идеалов, глобальных образов будущего — значимый фактор развития культуры.
Лит.: Соколов К. Б. Социальная эффективность художественной культуры: Процессы распространения и освоения худож. ценностей. М., 1990; Ценности культуры и современная эпоха. М., 1990; Культура и ценности. Тверь, 1992; Кризисный социум. Наше об-во в трех измерениях. М., 1994; Культурология. XX век: Антология. Аксиология, или Филос. исслед. природы ценностей. М., 1996.
Б.Л. Губман.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Большой толковый словарь по культурологии..Кононенко Б.И..2003.


  1. ценностипонятие используемое в философии и социологии для обозначения объектов явлений их свойств а также абстрактных идей воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих бл...Словарь практического психолога
  2. ценностиValue. To что важно для вас в определенном контексте. Ваши ценности критерии это то что мотивирует вас в жизни. Например конечной из всех мотивационных стратегий для вас...51 метапрограмма НЛП. Основные понятия
  3. ценностиПонятие обозначает объекты явления их свойства а также абстрактные идеи воплощающие в себе общественные идеалы и выступающие как эталоны должного. К общим ценностям запад...Большая психологическая энциклопедия
  4. ценности. вещи с обозначенной ценой . материальные предметы с большой стоимостью ценой . важные нужные предметы и явления....Большой бухгалтерский словарь
  5. ценности. вещи с обозначенной ценой . материальные предметы с большой стоимостью ценой . важные нужные предметы и явления....Большой бухгалтерский словарь II
  6. ценностиvalues . Этические идеалы и убеждения. Термин часто используется для отличия научного знания от ценностей особенно там где этические идеалы долг и т.д. не принимаются ка...Большой толковый социологический словарь
  7. ценностисоциально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том что такое добро справедливость патриотизм романтическая любовь дружба и т. п....Большой толковый социологический словарь II
  8. ценности. вещи с обозначенной ценой. материальные предметы с большой стоимостью ценой. важные нужные предметы и явления....Большой экономический словарь
  9. ценностиактуальные фундаментальные нормы в структуре национальной культуры определенного образа жизни человека которые содействуют ему в осуществлении выбора своего поведения мот...Геокультурная энциклопедия
  10. ценностипредметы и явления значения которых проявляются в жизненно важных отношениях общества в том числе духовные моральные интеллектуальные экономические эстетические значимос...Глобальная экономика. Энциклопедия
  11. ценностибазовые мировоззренческие установки человека определяющие его выбор в различных ситуациях....Глоссарий терминов тайм-менеджмента
  12. ценностиполезные объекты предметы явления способные удовлетворять какиелибо потребности человека общества государства служить их интересам и целям. Ц. подразделяются на природные...Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь
  13. ценностихарактеристики объектов и процессов мира имеющих положительное или отрицательное значение для жизни человека. Ценности могут быть материальными или духовными а последние ...Евразийская мудрость от А до Я
  14. ценностизначимость актива или продукта в денежном выражении. Экономисты начала в. такие как Адам Смит и Дэвид Рикардо предполагали что ценность актива или продукта определяется к...Капитал. Энциклопедический словарь
  15. ценностите вещи подобные здоровью которые оказываются важными для вас....Краткий глоссарий НЛП
  16. ценностито что имеет для нас значимость в нравственном эстетическом и познавательном отношении. К примеру оценивается как прекрасное или безобразное истинное или ложное доброе ил...Краткий религиозно-философский словарь
  17. ценностиТо ради чего клиент на самом деле покупает продукт. Если ценность продукта в глазах клиента выше цены которую за него просит продавец то он гарантированно совершает покуп...Краткий словарь терминов маркетинга, продаж, инфобизнеса и копирайтинга
  18. ценностиэто значимость польза продукта услуги фактора производства для потребителя. Ценность продукта услуги фактора производства определяется как факторами предложения так и фак...Малый экономический глоссарий
  19. ценностикорень ЦЕН суффикс Н суффикс ОСТ окончание И Основа слова ЦЕННОСТВычисленный способ образования слова Суффиксальный ЦЕН Н ОСТ И Слово Ценности содержит следующ...Морфемный разбор слова по составу
  20. ценностиобщественная функция определяющая роль статусность структуру и свойства личности то что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться созерцат...Научно-педагогический глоссарий учителя экономики
  21. ценностиценности мн. То что имеет высокую стоимость. перен. То что имеет большое культурное значение....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  22. ценностинравственный принцип предписывающий людям некий стандарт поведения....Политология - глоссарий по книге
  23. ценностиwealth...Русско-английский словарь политической терминологии
  24. ценностиvaluable...Русско-английский экономический словарь
  25. ценностиN...Русско-армянский словарь
  26. ценностице []...Русско-ивритский словарь
  27. ценностиactivos...Русско-испанский экономический словарь
  28. ценностиvalori...Русско-итальянский юридический словарь
  29. ценностиндылытар...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  30. ценностиvrtbas...Русско-латышский словарь
  31. ценностиХатуу хэт юм эрдэнэсийн зйл...Русско-монгольский словарь
  32. ценностиBesitzwerte Finanzvermgen Geldvermgen Valoren Werte...Русско-немецкий экономический словарь
  33. ценностиценности сарват...Русско-таджикский словарь
  34. ценностисм. ценность...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  35. ценностиcennosti perky...Русско-чешский словарь
  36. ценностиДрагоценные металлы и или драгоценные камни ст. федерального закона от . N ФЗ О драгоценных металлах и драгоценных камнях...Словарь - бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право
  37. ценностиразделяемые большинством общества убеждения относительно целей к которым люди должны стремиться и основных средств их достижения терминальные и инструментальные ценности....Словарь основных политологических понятий и терминов
  38. ценностито что чем человек особенно ценит дорожит в жизни чему придает особое значение. Обусловлены историческим опытом экономическим положением и культурой....Словарь по конфликтологии
  39. ценностито что чем человек особенно ценит дорожит в жизни чему придает особое значение. Обусловлены историческим опытом экономическим положением и культурой....Словарь по конфликтологии II
  40. ценностиморальные одна из форм проявления моральных отношений обва. Под Ц. понимаются вопервых нравственное значение достоинство личности группы лиц коллектива и ее поступков или...Словарь по этике
  41. ценностиценности сокровище Словарь русских синонимов. ....Словарь синонимов II
  42. ценностиценности сокровище...Словарь синонимов
  43. ценностикультурные стандарты отталкиваясь от которых люди определяют благо добродетель и красоту и которые в широком смысле являются нормативами жизни в обществе. Это также убежд...Словарь справочник по социальной работе
  44. ценностиполезные объекты предметы явления способные удовлетворять какиелибо потребности человека общества государства служить их интересам и целям. Ц. подразделяются на природные...Словарь терминов чрезвычайных ситуаций
  45. ценностиэто то во что глубоко верят люди и что определяет их поведение....Стратегическое искусство: целеполагание в бизнесе, разработка стратегий
  46. ценностиэто природные и культурные объекты процессы отношения обладающие положительной значимостью для человека. Вещи сами по себе в ценностном отношении нейтральны. Ценностное о...Тематический философский словарь
  47. ценностиЦЕННОСТИ мн. То что имеет высокую стоимость. перен. То что имеет большое культурное значение....Толковый словарь русского языка
  48. ценностиRzeczownik ценность f warto f ценности pl. wartoci f kosztownoci f przedmioty wartociowe f...Универсальный русско-польский словарь
  49. ценностибазисные формируемые в течение длительного периода а потому устойчивые и трудноизменяемые компоненты определяющие поведение людей....Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшнз
  50. ценностизначимые универсальные цели и идеалы нормы стандарты как человеческой деятельности в целом Истина Добро Красота Справедливость Польза и др. так и различных видов ценности...Философия науки
  51. ценностиангл. value внутренняя мера значимости полезности товара. В рыночной экономике при определении меры Ц. в деньгах рыночной цены стороны руководствуются стремлением добить...Финансово-кредитный энциклопедический словарь
  52. ценностиЦЕННОСТИ важнейшие компоненты человеч. культуры наряду с нормами и идеалами. Их существование укоренено в экзистенциальной активности субъекта культурного творчества его...Энциклопедия Культурология XX век