Энциклопедия культурологии

ХРИСТИАНСТВО

Христианство
(отгр.Christos– буквально: помазанник) – одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), названа по имени ее основателя Иисуса Христа – богочеловека, сошедшего с неба на землю и принявшего страдания и смерть ради спасения людей, а затем воскресшего и вознесшегося на небо; христианство возникло в начале I в., в IV в. стало господствующей религией Римской империи; В к. XX в. появляется в России.
☼ одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основные ветви: католицизм, православие и протестантизм. Общий признак, объединяющий христианское вероисповедание и секты – вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира. Главный источник вероучения – Священное писание (Библия, особенно Новый завет).
Христианство возникло в I в. н.э. в восточной провинции Римской империи (Палестине) как религия угнетенных.
............
(отгреч.— Помазанник, Мессия; по свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов 11:26, образованное на основе греческого языка с употреблением латинского суффикса существительное XpicJTiavoi — приверженцы, или последователи, Христа, христиане, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом г. Антио-хия в I в.), одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), одна из т. н. «авраамитических» (или «авраамических») религий, преемственных по отношению к библейскому монотеизму (наряду с иудаизмом и исламом).
☼ Культурный контекст начального X. X. возникло в I в. в Палестине в контексте мессианских движений иудаизма, с которым, однако, вскоре оказалось в состоянии конфликта (исключение христиан из синагогальной жизни после 70 г., завершившееся составлением формальных проклятий против христиан как «еретиков»).Первоначально распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но уже начиная с первых десятилетий приобретало все больше последователей среди других народов («язычников»). Вплоть до конца Римской империи распространение X. происходило преимущественно в ее пределах, причем особую роль играли восточные окраины — Малая Азия, земля тех семи церквей, которые в Откровении Иоанна Богослова (гл. 2-3) символизируют судьбы Вселенской Церкви; Египет — колыбель христианского монашества, и расцветшей в городской среде Александрии христианской учености и философии; необходимо отметить также значение таких «буферных» территорий между Римской империей и Ираном (Парфянской, позднее Сасанидской империей), как Армения (официально принявшая X. несколько ранее знаменитого Миланского эдикта 313 г. римского императора Константина).
Языковая ситуация раннего X. была сложной. Проповедь Иисуса звучала на разговорном языке тогдашней Палестины — арамейском, принадлежавшем к семитской группе и очень близком к сирийскому (есть сведения об арамейском оригинале Евангелия от Матфея; семитологи склонны допускать, что древнейшая сирийская версия Евангелий лишь отчасти является переводом с греческого, отчасти же удерживает воспоминания об изначальном облике речений Иисуса (ср. BlackM. Аи Aramaic approach to the Gospels and Acts. 3-ed. Oxford, 1969). Однако языком межэтнического общения в пространстве Средиземноморья был иной язык — греческий (т. н. койне); именно на этом языке написаны тексты самой священной книги X. — Нового Завета. Поэтому история христианской культуры (в контрастном отличии от культуры ислама) начинается на границе языков и цивилизаций; характерно древнее предание, согласно которому апостол Петр проповедовал, имея переводчиком Марка (будущего евангелиста). В Риме христианская литература долго создается на греческом языке, что характеризует космополитическую среду раннехристианской общины, в которой преобладали выходцы с востока (христианская латынь, которой предстояло в символической связи с папским Римом стать сакральным языком католической ветви X., делает свои первые шаги не столько в Риме, сколько в Северной Африке).
Администрация римских цезарей долго рассматривала X. как полное отрицание официальной нормы, инкриминируя христианам «ненависть к роду человеческому»; отказ участвовать в языческих обрядах, особенно в религиозно-политическом культе императора, навлекал на христиан кровавые гонения. Воздействие этого факта на специфическую эмоциональную атмосферу X. было весьма глубоким: лица, подвергшиеся за свою приверженность X. смертной казни (мученики) или заключению и пыткам (исповедники) первыми в истории X. почитались как святые, идеал мученика (соотнесенный с образом распятого Иисуса Христа) стал центральной парадигмой христианской этики, рассматривающей весь мир как находящийся под неправедной властью «князя мира сего» (сатаны, см. Евангелие от Иоанна 14:30; 16:11 и др.), а должное поведение — как мирное сопротивление этой власти и постольку принятие страданий. Однако позиция пассивного сопротивления римской государственности («для нас нет дел более чужих, чем государственные» - Тертуллиан) уже в этот период соседствует с тенденциями к лояльности по отношению к существующему порядку во всем, кроме вопросов веры («противящийся власти противится Божию установлению» — Рим 13:2). Кроме того, универсально-цивилизующий характер Римской империи был созвучен вселенскому духу X., обращающегося ко всем людям; раннехристианские общины, раскинутые по всей империи и за ее пределами, ощущали свое единство как члены «вселенской» Церкви, привыкшие думать о (мистически понятых) судьбах всего мира. Христианские полемисты П-Ш вв. (которых принято называть апологетами, поскольку они в условиях преследований и нападок выступали с апологией своей веры) призывали в своих сочинениях, часто формально адресованных носителям власти, к примирению между Церковью и империей. Так же двойственно отношение раннего X. к греко-римской культурной традиции. С одной стороны, христианские авторы в резких выражениях критикуют самоцельные дискуссии философов, внешний характер риторической образованности, гедонизм поэзии, музыки, театра и пластических искусств, а также связь всего этого с языческим культом. С другой стороны, исторический облик X. навсегда получает отпечаток греко-римской культуры: особенно велика роль античного философского идеализма в формировании понятийного аппарата христианской догматики.
Характеристика вероучения
I. Учение о Боге. X., как и ислам, наследует созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества, имеющего Свою причину в Себе Самом, по отношению к Которому все существа и предметы являются Его творениями: все создано Богом из ничего. Бог не нуждается в мире и сотворил его не в ходе какого-либо необходимого процесса, но в свободном акте воли. Личностное понимание абсолюта, свойственное библейской традиции, доведено в X. до новой стадии, что выражено в двух центральных догматах, составляющих его важнейшее отличие от иудаизма и ислама, — триединства и Боговоплощения. Согласно догмату триединства, внутренняя жизнь Божества есть личное отношение трех «Ипостасей» (греч.Ъпосхасхс, — философский термин, калькированный влат.«субъект»), или Лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и Святого Духа («животворящего» принципа). Сын «рождается» от Отца, Святой Дух «исходит» от Отца (по православному учению) или от Отца и Сына (filioque, по католическому учению), но как «рождение», так и «исхож-дение» имеет место не во времени, а в вечности: все три Лица существовали всегда («предвечны») и равны по достоинству («равночестны»). Христианская доктрина требует не смешивать Лиц и не разделять сущности; в четком размежевании уровней «сущности» и «ипостаси» — специфика триединства в X. сравнительно с триадами других религий и мифологий (например, тримурти индуизма). Учение о Троице, установившееся в т. н. тринитарных спорах IV в. (в полемике с арианством), принимается большинством христианских церквей и групп.
Б. Учение о Богочеловеке (христология). Образ посредника между божественным и человеческим планами бытия известен самым различным мифологиям и религиям. Однако Иисус Христос не есть полубог, т. е. некое промежуточное существо ниже Бога и выше человека: согласно догмату Боговоплощения, Он совмещает в личностном единстве всю полноту как божественной, так и человеческой природы («не через смешение сущностей, но через единство лица» - «Qui-cumque», текст IV-V вв.). Именно по этой причине воплощение Бога понимается в X. как единократиое и неповторимое, не допускающее каких-либо перевоплощений в духе языческой, восточной или гностической мистики: «Единожды умер Христос за грехи наши, а по воскресении из мертвых более не умирает!» - таков тезис, отстаиваемый бл. Августином против доктрины вечного возвращения («О граде Божьем» XII, 14, 11). Иисус Христос - «Единородный», единственный Сын Единого Бога, не подлежащий включению ни в какой ряд, подобный, скажем, принципиальной множественности бодхисатв. (Поэтому для
II. неприемлемы попытки принять Христа за одного из многих, включить Его в ряд пророков, учителей человечества, «великих посвященных» — от симпатизирующих новой вере веяний позднеантичного синкретизма, через манихейство и ислам, давших Христу статус предшественника своих пророков, вплоть до теософии и других «эзотерических» доктрин нового и новейшего времени.)
Это повышает остроту парадокса, присущего учению о воплощении Бога: абсолютная бесконечность Бога оказывается воплощенной не в открытом ряду частичных воплощений, но в единократном «вочеловечении», так что вездесущие Бога вмещается в пределах одного человеческого тела («в Нем обитает вся полнота Божества телесно» — Кол. 2:9), а Его вечность — в пределах неповторимого исторического момента (идентичность которого настолько важна для X., что специально упоминается в Никео-Константинопольском символе веры: Христос распят «при Понтии Пилате», т. е. во времена такого-то наместника — мистическое событие не просто эмпирически, но вероучительно соотнесено с датой, со всемирно-исторической, и уже потому мирской хронологией, ср. также Евангелие от Луки 3:1). X. отвергло как ереси все доктрины, пытавшиеся сгладить эти парадоксы: арианство, отрицавшее «со-безна-чальность» и онтологическое равенство Сына Отцу, несторианство, разделившее божественную природу Логоса и человеческую природу Иисуса, монофиситство, напротив, говорящее о поглощении чатовеческой природы Иисуса божественной природой Логоса.
Вдвойне парадоксальная формула 4-го Вселенского (Халки-донского) собора (451г.) выразила отношения божественной и человеческой природ, сохраняющих в Богочеловечестве Христа свою полноту и идентичность — «воистину Бог» и «воистину человек» — четырьмя отрицаниями: «неслиянно, непревращенно, нераздельно, неразлучимо» (tftavyxuixoc;, дихрепшс,, осбюарешс;, dxcoptaxcx;, Mansi Sacr. Concil. collectio VII, 115B sq.). Формула эта намечает универсальную для X. парадигму отношений божественного и человеческого. Античная философия разработала концепт не-страдательности, не-аффицируе-мости божественного начала; христианская богословская традиция усваивает этот концепт (и защищает его против ереси т. н. патрипас-сиан), но мыслит именно эту не-страдательность присутствующей в страданиях Христа на кресте и в Его смерти и погребении (согласно православному литургическому тексту, заостряющему парадокс, по распятии и до Воскресения личная ипостась Христа одновременно локализуется в самых различных онтологических и мистических планах бытия — «Во гробе плотски, во ада же с душею, яко Бог, в рай же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный»).
III. Антропология. Ситуация человека мыслится в X. остро противоречивой. Человек сотворен как носитель «образа и подобия» Бога, в этом изначальном состоянии и в конечном замысле Бога о человеке мистическое достоинство принадлежит не только человеческому духу (как в античном идеализме, а также в гностицизме и манихействе), но и телу. Христианская эсхатология учит не просто о бессмертии души, но о воскресении преображенной плоти — по выражению апостола Павла, «тела духовного» (1 Кор. 15:44); в ситуации споров позднеантичной эпохи это навлекало на X. насмешки языческих платоников и парадоксально звучащие для нас обвинения в чрезмерной любви к телесному. Аскетическая программа, сформулированная тем же Павлом в словах «усмиряю и порабощаю мое тело» (там же, 9:27), имеет своей целью в конечном счете не отторжение духа от тела, но восстановление духовности тела, нарушенной грехом.
Грехопадение, т. е. первый акт непослушания Богу, совершенный первыми людьми, разрушило богоподобие человека — в этом весомость т. н. первородного греха. X. создало изощренную культуру усмотрения собственной виновности (в этом отношении характерны такие литературные явления эпохи Отцов Церкви, как «Исповедь» Августина и исповедальная лирика Григория Богослова); самые почитаемые христианские святые считали себя великими грешниками, и с точки зрения X. они были правы. Христос победил онтологическую силу греха, «искупил» людей, как бы выкупил их из рабства у сатаны, приняв истязания и мучительную смерть (образ этой смерти на кресте — эмоциональный и идейный центр всей христианской символики).
X. высоко оценивает очистительную силу страдания — не как самоцели (конечное назначение человека — вечное блаженство), но как самого сильного орудия в войне со злом мира. Поэтому самое желательное с точки зрения X. состояние человека в этой жизни — не спокойная безболезненность стоического мудреца или буддийского «просветленного», но напряжение борьбы с собой и страдания за всех (ср. культ добровольного нищенства, юродства, молчальничества, затворничества и т. п. в средневековом X.); лишь «принимая свой крест», человек, по христианскому пониманию, может побеждать зло в самом себе и вокруг себя. «Смирение» рассматривается как аскетическое упражнение, в котором человек «отсекает» свое своеволие и через это парадоксальным образом становится свободным.
Нисхождение Бога к человеку есть одновременно требование восхождения человека к Богу; человек должен быть не просто приведен к послушанию Богу и исполнению заповедей, как в иудаизме и исламе, но преображен и возведен на онтологическую ступень божественного бытия (т. н. «обожение», особенно отчетливо тематизированное в православной мистике). «Мы теперь дети Божий; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что (...) будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3:2). Если же человек не исполнит (хотя бы пройдя через тяжкие загробные испытания, называемые в православной традиции «мытарствами», а в католической традиции «чистилищем») своего мистически высокого назначения и не сумеет ответить на жертвенную смерть Христа, то будет отвержен на всю вечность; середины между неземной славой и погибелью в конечном счете нет.
IV. Учение о таинствах в эсхатологической перспективе. С этой концепцией связано чуждое другим религиям понятие «таинства» как совершенно особого действия, выходящего за пределы ритуала, обряда; если обряды символически соотносят человеческий быт с божественным бытием и этим гарантируют стабильность равновесия в мире и человеке, то таинства (греч.fTUGTipiov,лат.sacramentum), по традиционному христианскому пониманию, реально вводят божественное присутствие в жизнь человека и служат залогом грядущего «обожения», прорыва эсхатологического времени. Важнейшие из таинств, признаваемые всеми вероисповеданиями, — Крещение (инициация, вводящая в христианскую жизнь и пресекающая, по учению X., действие инерции первородного греха) и Евхаристия, или Причащение (вкушение хлеба и вина, по церковной вере незримо пресуществленных в Тело и Кровь Христа ради сущностного соединения верующего со Христом, чтобы Христос «жил в нем»). Православие и католицизм признают еще пять таинств, сакраментальный статус которых отрицается протестантизмом: Миропомазание, имеющее целью сообщить верующему мистические дары Святого Духа и как бы увенчивающее Крещение; Покаяние (исповедь перед священником и отпущение грехов); Рукоположение, или Ординацию (возведение в духовный сан, дающий не только полномочия учить и «пастырски» вести верующих, но также — в отличие от чисто юридического статуса раввина в иудаизме или муллы в исламе — прежде всего власть совершать таинства); Брак, понимаемый как соучастие в мистическом браке Христа и Церкви (Еф. 5:22-32); Соборование (сопровождающееся молитвами помазание елеем тела тяжелобольного как последнее средство вернуть к жизни и одновременно напутствие к смерти). Понятие таинства, всегда телесно-конкретного, и этика аскетизма взаимосвязаны в X.: последний в отличие, например, от буддийского, манихейского или стоического аскетизма ставит своей целью не только отрешение духа от плоти, но — в идеале — очищение и освящение самой плоти, ее переход в состояние эсхатологического просветления. Идеал аскетико-сакраментального бытия — Дева Мария, именно благодаря своей девственности реализующая в своем физическом бытии Богоматери сакраментальное присутствие Божества в человеческом мире, по преданию телесно «воспринятая в небесную славу». (Характерно, что в протестантизме, где слабеет переживание таинства, закономерно отпадает аскетический институт монашества, а также почитание Девы Марии).
X. и теократически понимаемая монархия. Став в начале IV в. благодаря инициативе императора Константина официально дозволенной (а к концу того же столетия господствующей) религией в Римской империи, X. надолго оказывается под покровительством, но также и опекой государственной власти (т. н. «константиновская эпоха»); границы христианского мира некоторое время примерно совпадают с границами империи (и греко-римской цивилизации), так что положение римского (позднее византийского) императора воспринимается как сан единственного верховного светского «предстоятеля» всех христиан в мире (по инициативе которого, в частности, собирались Вселенские соборы IV-VII вв., признаваемые не только католиками, но и православными). Эта парадигма, представляющая аналогию халифату в раннем исламе и оживленная необходимостью религиозных войн именно с исламом, теоретически значима еще на исходе западного Средневековья — например, для трактата Данте Алигьери «О монархии» (1310-11). Тем более она определила византийскую идеологию священной державы и отчасти некоторые традиции православной ветви X. (ср. в Московской Руси идею «Москвы третьего Рима»). В западной половине Римской империи слабость, а затем и крушение государственности привели к подъему власти римского епископа (папы), перенявшей также и светские функции и спорившей с имперским принципом по существу о той же теократической парадигме.
Но и на фоне сакрализации трона реальность постоянно создавала конфликты между христианской совестью и властью, оживляя актуальные для любой эпохи христианские идеалы мученичества и «испо-ведничества», т. е. морального сопротивления власти (такие ключевые для христианской традиции фигуры святых, как Иоанн Златоуст в ранневизантийскую эпоху, Фома Бекет и Иоанн Непомук [ум. 1393] в контексте средневекового католицизма и митрополит Филипп в русском православии, связаны именно с исполнением христианского долга перед лицом репрессий от вполне «единоверных» им монархов).
Конфессиональные формы X.
1)Древние вероисповедания. Меняющийся в зависимости от условий эпохи и культуры политико-идеологический контекст определил логику последовательных церковных разделений («схизм»), в результате которых возникла рознь Церквей и вероисповеданий (конфессий). Уже в V-VII вв. в ходе выяснения доктрины о соединении божественной и человеческой природ в личности Иисуса Христа (т. н. христологические споры) от единой Церкви Римской империи отделились т. н. «нехалки-дониты» (от названия 4-го Вселенского собора в Халкидоне) — христиане Востока, жившие вне греко-латинской языковой зоны; не признавшие уже 3-го Вселенского собора (431) несториане, пользовавшиеся значительным влиянием вплоть до позднего Средневековья в Иране и дальше на Восток от Средней Азии до Китая (ныне общины т. н. ассирийцев [«айсоров»], разрозненные от Ближнего Востока до США, а также «христиане св. Фомы» в Индии); не признавшие 4-го Вселенского собора (451) монофиситы, которые возобладали в яковитской (сирийской), грегорианской (армянской), коптской (египетской) и эфиопской Церквах; монофелиты, остаток которых — вторично соединившаяся с католиками маронитская Церковь Ливана. В настоящее время (после научно-аналитической работы, одним из инициаторов которой еще в XIX в. был русский церковный ученый В. В. Болотов) среди католических и православных богословских экспертов преобладает отношение к «нехалки-донским» Церквам как к отделенным не столько в силу реальных вероучительных различий, сколько под действием лингво-культурных недоразумений и политических конфликтов.
К 1054 г. было официально провозглашено и в XIII в. закрепилось разделение Церквей Православной (с центром в Константинополе) и Католической (с центром в Риме); за ним стоял конфликт византийской идеологии священной державы и латинской идеологии универсального папства, осложненный доктринальными (см. выше о filioque) и обрядовыми расхождениями. Попытки примирения (на 2-м Лионском соборе 1274 г. и особенно на Флорентийском соборе 1439 г.) не имели долговременного успеха; их результатом была парадигма т. н. «униатства», или «католицизма восточного обряда» (соединение православной обрядной и церковно-бытовой традиции, включая Символ веры без filioque, с признанием вселенского примата Рима), чаще всего приводившая к психологическому обострению конфессионального конфликта (особенно Брестская уния среди украинцев и белорусов), как это нередко признается и с католической стороны; тем не менее необходимо иметь в виду, что примерно для 10 млн. христиан во всем мире «униатство» давно уже является унаследованной и выстраданной в конфликтах традицией. В России, важнейшей православной стране после гибели Византии в 1453 г., присущая византийскому X. тенденция к отождествлению Церкви, царства и народа и к связанной с этим сакрализации привела в спорах XVII в. о норме обрядовой практики к расколу, в результате которого от православия отделилось т. н. старообрядчество (само раздробившееся на множество «толков»).
2)Реформация. На Западе панство вызвало в конце Средневековья протест как «сверху», со стороны светских властей, с которыми оно вступало в спор о полномочиях, так и «снизу» (лолларды, гуситы и т. п.). На пороге нового времени инициаторы Реформации - Лютер, Ме-ланхтон, Цвингли, Кальвин и др. - отвергли папство как реальность и идеологию. Разрушив единство западного X., Реформация породила множество протестантских конфессий и т. н. деноминаций: евангелическое вероисповедание (лютеранство), реформатское вероисповедание (кальвинизм, во Франции — гугенотство, в англосаксонских странах — пуританство и пресвитерианство), «церковь Англии» (англиканство), а также многочисленные секты. Если англиканство стремилось удержать догматические основы, организационные структуры и обрядность католицизма, лишь отменив монастыри, а главное — поставив на место вненациональной супрематии папы внутринациональную супре-матию короля как главы Церкви, т. е. отождествив Церковь и государство в духе абсолютизма, то кальвинизм наиболее радикально выразил новые тенденции, дав форму республиканскому духу Женевы Кальвина и английской революции XVII в. С явлением протестантизма в истории X. наступает т. н. конфессиональная эпоха: после кровавых попыток восстановить единство европейского X. на основе одного из наличных вероисповеданий (религиозные войны XVI-XVII вв.) устанавливается компромисс по формуле: «Чье царство, того и вера»; идея вселенской или хотя бы всеевропейской общины христиан уступает место идее государственного регулирования религиозной жизни подданных в рамках суверенитета данного режима.
Протестантизм создал культуру со своими специфическими чертами: особый интерес к Библии (включая Ветхий Завет), библейские чтения в семейном кругу; перенос акцента с церковных таинств на проповедь, а с личного послушания духовным «предстоятелям» и практики регулярной церковной исповеди — на индивидуальную ответственность перед Богом; новая деловая этика (прежде всего в кальвинизме), оценивающая бережливость, порядок в делах и уверенность в себе как род аскезы, а успех как знак Божьего благоволения; бытовая респектабельность, равно удаленная от монашеской суровости и аристократического великолепия. Такая культура воспитывала людей волевых, инициативных, внутренне уединенных — человеческий тип, сыгравший важную роль в становлении раннего капитализма и вообще цивилизации Нового времени (ср. знаменитую концепцию «протестантской этики» у М. Вебера). Недаром протестантский Север Европы (к которому позднее присоединятся США) в целом обгоняет по темпам индустриализации католический Юг, не говоря уже о православном Востоке (а в развитии традиционного капитализма в дореволюционной России особую роль играют старообрядцы, в противостоянии царистскому официозу развившие у себя черты, представляющие известную аналогию «протестантской этике»).
X. и Новое время.Наряду с жесткостью религиозно-политических разделений происходят обратные процессы в религиозной жизни как таковой: вырабатываются космополитические и межконфессиональные типы религиозной эмоциональной культуры и официального богослов-ствования. Примером первого могут служить мистические движения кружкового характера, проходящие в XVII — начале XIX в. поверх конфессиональных границ (пиетизм в лютеранстве, квиетизм и янсенизм в католицизме и т. п.), примером второго - усвоение структур западной теологии в православной Греции и особенно в России после реформ Петра I. Характерно, что и создатели системы протестантского образования вроде «наставника Германии» Меланхтона, и такие крайние поборники католицизма, как иезуиты (и пиаристы), субъективно стремясь вытеснить друг друга, объективно разрабатывают и насаждают новую систему школьного дела, менее репрессивную, чем прежняя, более ориентированную на соревнование между учениками и на эстетическое воспитание; ср. феномен иезуитского школьного театра, оказавший влияние и на украинско-русскую православную культуру XVII в., в частности, на поэтическое творчество св. Димитрия Ростовского, что само по себе было одним из проявлений православной рецепции барочно-схоластических форм культуры в Киеве (митрополит Петр Могила, и созданная им Киево-Могиляиская академия) и затем в Москве (Славяно-греко-латинская академия). Можно отметить, например, сходство в методах публичной проповеди у двух несходных течений, возникших в XVIII в., — у католической конгрегации редемптористов и таких крайних представителей английского протестантизма, как методисты.
Секуляризаторские тенденции Нового времени, наметившиеся с эпохи Ренессанса, последовательно выявляются уже антиклерикальным крылом Просвещения: оспорена не только практика Церкви (что было обычно для средневекового вольнодумства и ересей), но и учение X. как таковое; в противоположность ему выдвигается самодовлеющий идеал земного прогресса. Приходит конец т. н. «союзу Трона и Алтаря», к которому свелась идея христианской теократии (если ранние буржуазные революции прошли под знаменем Реформации, то во время Великой французской революции уже была проведена кампания «дехристиа-низации», предвосхищавшая «воинствующее безбожие» русского большевизма); миновала «константиновская эпоха» X. как государственной религии. Оспорено привычное понятие «христианской (православной, католической, протестантской и т. п.) нации»; во всем мире христиане живут рядом с неверующими, а сегодня, хотя бы ввиду массовой миграции рабочей силы, и рядом с инаковерующими. У сегодняшнего X. — опыт, не имеющий аналогов в прошедшем.
Еще с XIX в. в протестантизме и особенно в католицизме наблюдается тенденция к выработке на основе христианского учения социальной доктрины, отвечающей задачам времени (энциклика папы Льва XIII «Rerum novarum», 1891). Богослужебная практика протестантизма, а со времени 2-го Ватиканского собора (1962-65) и католицизма ищет сообразности новым моделям человеческого самоосознания. Аналогичные попытки русского послереволюционного «обновленчества» провалились как ввиду большей силы православного консерватизма, так и ввиду того, что лидеры «обновленчества» скомпрометировали себя оппортунизмом в пору антицерковных репрессий. Вопрос о легитимном соотношении между «каноном» и новаторством в христианской культуре является сегодня первостепенным для всех христианских вероисповеданий. Реформы и сдвиги вызывают резкую реакцию крайних традиционалистов, настаивающих на обязательности буквы Священного Писания (т. н. фундаментализм — термин, возникший как самоназвание групп американских протестантов, но ныне употребляемый расширительно), на неизменности обряда (движение католических «интегристов», отвергших 2-й Ватиканский собор, а в православной Греции — «старокалендаристов»). На противоположном полюсе — тенденции (особенно в некоторых протестантских конфессиях) к ревизии вероучительных основ ради беспроблемного приспособления к этике современного либерализма.
Современное X. — это не религиозное самоопределение однородного социума, не наследие предков, «всасываемое с молоком матери» потомками, но скорее вера миссионеров и обращенных; и в этой ситуации X. может помочь память о его первых шагах — в пространстве между этносами и культурами.
Экуменизм.Новым фактором в жизни X. двадцатого столетия является экуменическое движение за воссоединение христиан различных вероисповеданий. Оно обусловлено ситуацией X. как веры, заново предлагающей себя нехристианскому миру; человек, в акте личного выбора становящийся христианщюм, все реже наследует навыки конфессиональной культуры своих предков, но зато и взаимные счеты конфессий, уходящие в века, становятся для него все менее актуальными. Популярный английский христианский писатель К. С. Льюис написал книгу с характерным заглавием «Просто христианство» (рус. пер. в кн: .Льюис К. С. Любовь. Страдание. Надежда. М., 1992); заглавие это удачно выражает потребность эпохи в постановке вопроса о существенной сердцевине христианского учения, просматриваемой сквозь все частные особенности того или иного исторического типа. Очевидна содержащаяся в таком умонастроении опасность упрощения и обеднения. Но определенная мера упрощения становится адекватным ответом на жесткую реальность радикального вызова, брошенного X. и тоталитаризмом, и секуляристским релятивизмом. Многообразие богословских позиций на глубине сменяется делением надвое — за или против Христа. Христиане различных конфессий, находившие друг друга как товарищи по судьбе в сталинских и гитлеровских лагерях, — вот самый глубокий «экуменический» опыт века. Одновременно интеллектуальная честность, отнюдь не принуждая к отказу от вероучительных убеждений, обязывает видеть в реальной истории и жизни разных конфессий, с одной стороны, по известной формуле Бердяева, печальное «недостоинство христиан», контрастирующее с «достоинством христианства», с другой стороны, дела искренней любви к Богу и ближнему (ср. призыв архиепископа Иоанна Шаховского видеть «сектантство в Православии и Православие в сектантстве»).
Экуменическое движение дало выражение этим внутренним сдвигам. Инициатива в этом движении принадлежала протестантским деноминациям (Эдинбургская конференция 1910 г.); с православной стороны она была поддержана в 1920 г. посланием Константинопольского патриарха, обращенным ко всем Церквам и призвавшим их к общению и сотрудничеству. В 1948 г. был создан Всемирный совет церквей (ВСЦ), объединивший важнейшие протестантские деноминации и ряд православных поместных церквей, с 1961 участие в его работе принимает Московская патриархия, а также наблюдатели от Ватикана. В 1965 г. папой Павлом VI и патриархом Афинагором было объявлено об отмене взаимных анафем между католическим Римом и православным Константинополем.
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь

Большой толковый словарь по культурологии..Кононенко Б.И..2003.


Синонимы:
вера, вероучение, католицизм, православие, протестантизм, религия


  1. христианствоХРИСТИАНСТВО И ХРИСТИАНЕ см.также БИБЛИЯ ИИСУС ХРИСТОС Христианство не только вера в Бога но и вера в человека в возможность раскрытия божественного в человеке. Николай ...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  2. христианствоот греч.u christos помазанник религия возникшая в I в. до н.э. в восточных провинциях Римской империи. Х. сложилось на основе иудейских радикальных сект и течений зелото...Античный мир. Словарь-справочник
  3. христианствоодна из мир. религий наряду с буддизмом и исламом. Возникло в в. в вост. провинциях Римск. империи как религия угнетенных искавших избавления от бесчеловеч. условий жизн...Атеистический словарь
  4. христианствоодна из мир. религий наряду с буддизмом и исламом. Возникло в в. в вост. провинциях Римск. империи как религия угнетенных искавших избавления от бесчеловеч. условий жизн...Атеистический словарь II
  5. христианствохристианство религия возникшая в результате официального признания императором Константином в начале в. учения и практики первых Христиан возведенная вслед за этим в ра...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  6. христианствоот греч. Christos Христос Помазанник Мессия вероучение исходящее от Иисуса Христа связанное с верой в Него как Сына Божия во плоти пришедшего в мир умершего за падшее ч...Большая актуальная политическая энциклопедия
  7. христианствоХРИСТИАНСТВО от греч. Christos букв. помазанник одна из т. н. мировых религий iнаряду с буддизмом и исламом. X. распространено в странах Европы Америки в Австралии а такж...Большая советская энциклопедия
  8. христианствоот греч. Christs буквально помазанник одна из т. н. мировых религий См. Религия наряду с буддизмом и исламом. Х. распространено в странах Европы Америки в Австралии а та...Большая Советская энциклопедия II
  9. христианствос. религия cristianesimo m religione cristiana собир. христиане i cristiani cristianit f Итальянорусский словарь. Синонимы вера вероучение католицизм православие протес...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  10. христианствохристианство с . религия Christentum n . сообщество Christenheit fСинонимы вера вероучение католицизм православие протестантизм религия...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  11. христианствос религияem Christentum n сообществоem Christenheit f Синонимы вера вероучение католицизм православие протестантизм религия...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  12. христианствохристианствоChristentumСинонимы вера вероучение католицизм православие протестантизм религия...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  13. христианствос. cristanismo mть в христиаuнство cristianizar vtem cristianar vt собир.em cristiandad f...Большой русско-испанский словарь
  14. христианствосущ. ср. рода только ед. ч....Большой русско-украинский словарь
  15. христианствос. christianisme kris m исповедовать христианство professer le christianisme...Большой русско-французский словарь
  16. христианствоChristianity монотеистическая религия спасения зародившаяся в I в. в Палестине откуда распространилась и стала господствующей религией в Европе и в европейских поселения...Большой толковый социологический словарь
  17. христианствоот греч. Christos помазанник англ. Christiani ty нем. Christentum. Одна из мировых религий возникшая в I в. в восточных провинциях Римской империи как религия обездолен...Большой толковый социологический словарь II
  18. христианствос.christianisme mисповедовать христианство professer le christianisme вера вероучение католицизм православие протестантизм религия...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  19. христианствоодна из трех т. н. мировых религий наряду с буддизмом иисламом. Имеет три основных направления православие католицизмпротестантизм. В основе вера в Иисуса Христа как Бог...Большой энциклопедический словарь II
  20. христианствоХРИСТИАНСТВО одна из трех т. н. мировых религий наряду с буддизмом и исламом. Имеет три основных направления православие католицизм протестантизм. В основе вера в Иисуса...Большой энциклопедический словарь III
  21. христианствоХРИСТИАНСТВО одна из трех т. н. мировых религий наряду с буддизмом и исламом. Имеет три основных направления православие католицизм протестантизм. В основе вера в Иисус...Большой Энциклопедический словарь V
  22. христианствоChristianity от гр. Christos помазанник одна из трех мировых религий наряду с буддизмом и исламом. X. возникло в в. выделившись среди мистикомессианских движений в вос...Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
  23. христианствов Японии. С христианством японцы познакомились в XVI в. после открытия страны европейцами. В результате активной деятельности португальских и испанских миссионеров искус...Вся Япония
  24. христианствовозникшее I в. до н.в. первоначально как секта иудаизма достаточно быстро вытеснило прежние религиозные верования и стало преобладать в Римской Византийской империи а зат...География населения мира
  25. христианствоодна из мировых религий наряду с буддизмом и исламом. Х. возникло во й пол. в. н.э. в вост. провинциях Рим. империи. Х. сложилось преим. на основе иуд. радикальных сект ...Древний мир. Энциклопедический словарь
  26. христианствоодна из мировых религий наряду с буддизмом и исламом. Х. возникло во й пол. в. н.э. в вост. провинциях Рим. империи. Х. сложилось преим. на основе иуд. радикальных сект ...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  27. христианствокрупнейшая из мировых религий приверженцы которой поклоняются Христу как Сыну Божию. Возникло в в. н. э. в восточных провинциях Римской империи в среде обездоленных кото...Евразийская мудрость от А до Я
  28. христианствоХристианство самая крупная по числу последователей мировая религия. Возникла в Палестине в результате деятельности Иисуса Христа а также Его ближайших последователей. Ра...Исторический словарь
  29. христианствоодна из трех мировых религий наряду с буддизмом и исламом. Имеет три основных направления католицизм православие протестантизм. Все их объединяет вера в Иисуса Христа как...История и теория культуры
  30. христианствоот греч. Christos помазанник одна из наиболее распространенных мировых религий. Имеет три основных направления католицизм православие протестантизм а также многочисленн...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  31. христианствоодна из трех мировых религий наряду с буддизмом и исламом. Имеет три основных направления католицизм православие протестантизм. Всех их объединяет вера в Иисуса Христа к...Краткий исторический словарь
  32. христианствоодна из трех мировых религий наряду с буддизмом и исламом. Имеет три основных направления католицизм православие протестантизм. Всех их объединяет вера в Иисуса Христа к...Краткий исторический словарь II
  33. христианствоодна из основных мировых религий в центре которой вера в Иисуса Христа как Сына Божия Бога воплотившегося на земле соединившего с совершенным человеком полноту божественн...Краткий религиозно-философский словарь
  34. христианствонаряду с буддизмом и исламом является одной из трех мировых религий. Оно возникло как еретическая секта иудейской религии среди угнетенных и бесправных слоев римского раб...Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь
  35. христианствоХристианство Освободило рабов.Синонимы вера вероучение католицизм православие протестантизм религия...Лексикон прописных истин
  36. христианствоа ср.em Одна из наиболее распространенных религий мира возникшая в в. н. э. в основе которой лежит вера в Иисуса Христа как богочеловека якобы сошедшего на землю и приня...Малый академический словарь
  37. христианстворелигия возникшая на базе другой религии иудаизма любая длительно просуществовавшая в одиночку религия в частности иудаизм хрисианство ислам является практически приспос...Мир Лема - словарь и путеводитель
  38. христианствокорень ХРИСТ корень ИАН суффикс СТВ окончание О Основа слова ХРИСТИАНСТВВычисленный способ образования слова Суффиксальный ХРИСТ ИАН СТВ О Слово Христианство с...Морфемный разбор слова по составу
  39. христианствоНачальная форма Христианство винительный падеж единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  40. христианствоChristianity религия в основе крой лежит вера в Иисуса Христа как воплощения Сына Божьего. Наиб значит мировая религия X. возникло из секты иудаизма и сохраняет иудейскую...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  41. христианствоот греч. помазанник мессия одна из трех мировых религий наряду с буддизмом и исламом своим содержанием положившая основания для философствования главным образом по трем н...Новая философская энциклопедия
  42. христианствоХРИСТИАНСТВОгреч. christos помазанник мессия спаситель Вероучение центрированное фигурой Иисуса Христа и объединяющее в единый семантический комплекс содержание как Ве...Новейший философский словарь
  43. христианствогреч. christos помазанник мессия спаситель Вероучение центрированное фигурой Иисуса Христа и объединяющее в единый семантический комплекс содержание как Ветхого так и ...Новейший философский словарь II
  44. христианствохристианство ср. Одна из основных мировых религий в основе которой лежит вера в Иисуса Христа воплощение второго лица святой Троицы как богочеловека сошедшего на землю и ...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  45. христианствозакон и доктрина Иисуса Христа. Новизна христианства по отношению к иудаизму требовавшему от нас не столько верить сколько делать и изучать в том что оно является религие...Новый философский словарь
  46. христианствоХристианство Christianity религия в основе крой лежит учение о богочеловеке Иисусе Христе Сыне Божьем а также вера в его учение. Вначале лишь небольшая группа палестински...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  47. христианствохристианство христианство а...Орфографический словарь
  48. христианствоu с вера вероучение католицизм православие протестантизм религия...Орфографический словарь русского языка
  49. христианствоодна из мировых религий ислам буддизм иудаизм возникшая в I веке в восточных провинциях Римской империи как религия угнетенных но ставшая затем религией всех и каждого ув...Основы духовной культуры
  50. христианствоОдна из мировых религий. Возникло в I в. в восточной части Римской империи. Название образовано от имени собственного Христос. Главным в христианстве является то что Хри...Основы православной культуры
  51. христианствоодна из трех т. н. мировых религий наряду с буддизмом и исламом. Имеет три основных направления православие католицизм протестантизм. Основана на Ветхом Завете и Новом За...Политическая наука - Словарь-справочник
  52. христианствоХристианство одна из трех т. н. мировых религий наряду с буддизмом и исламом. Имеет три основных направления православие католицизм протестантизм. Основана на Ветхом Заве...Политология. Словарь.
  53. христианствохристианство христианства христианства христианств христианству христианствам христианство христианства христианством христианствами христианстве христианствах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  54. христианствоОрфографическая запись слова христианство Ударение в слове христианство Деление слова на слоги перенос слова христианство Фонетическая транскрипция слова христианство [х...Полный фонетический разбор слов
  55. христианствосамая распространенная на земном шаре религия основанная на вере в Божественную Сущность Иисуса Христа. Первые сообщества христиан возникают в конце века в городах Среди...Православный энциклопедический словарь
  56. христианствоодна из трех мировых религий возникло в I веке н. э. в восточных провинциях Римской империи к XIIXIV вв. распространилось в странах Европы России Армении Эфиопии восточно...Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел словарь
  57. христианствомировая религия возникшая в первой половине в. в восточных провинциях Римской империи. В основе этой религии лежит учение о богочеловеке Иисусе Христе его искупительной ...Религиоведческий словарь
  58. христианствоОдна из трех основных мировых религий наряду с буддизмом и исламом. История христианства история I века н.э. дается в церковном толковании т.е. с допущением историчности ...Религиозные термины
  59. христианствохристианство аСинонимы вера вероучение католицизм православие протестантизм религия...Русский орфографический словарь
  60. христианствоСр мн. нет xristianlq xristian dini xaprstlik....Русско-азербайджанский словарь
  61. христианствохристианство с.iChristianity обращать в христианство вн.i convert to Christianity d.i...Русско-английский словарь
  62. христианствоChristianity...Русско-английский словарь политической терминологии
  63. христианствоN...Русско-армянский словарь
  64. христианствоХрысцянства...Русско-белорусский словарь
  65. христианствохрысцянства ср.i...Русско-белорусский словарь II
  66. христианствоkeresztnysg вера вероучение католицизм православие протестантизм религия...Русско-венгерский словарь
  67. христианствохристианство с о...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  68. христианствохристиа вера вероучение католицизм православие протестантизм религия...Русско-ивритский словарь
  69. христианствохристианды принять христианство христиандыты абылдау...Русско-казахский словарь
  70. христианствохристианды...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  71. христианствохристианды...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  72. христианствохристианды...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  73. христианствоср. христианство мифтик ыйса пайгамбарды кудай деп шиенгендикке негизделген дин....Русско-киргизский словарь
  74. христианствоjdjio ysjioСинонимы вера вероучение католицизм православие протестантизм религия...Русско-китайский словарь
  75. христианствоHristianlq...Русско-крымскотатарский словарь
  76. христианствохристианлыкъ...Русско-крымскотатарский словарь II
  77. христианствоkristinisms kristietba...Русско-латышский словарь
  78. христианствоkrikionyb...Русско-литовский словарь
  79. христианствос. Christentum n....Русско-немецкий словарь
  80. христианствоChristentum...Русско-немецкий словарь по искусству
  81. христианствоChristendom...Русско-нидерландский словарь
  82. христианствохристианствос обращать в анство ....Русско-новогреческий словарь
  83. христианствоkristendom вера вероучение католицизм православие протестантизм религия...Русско-норвежский словарь
  84. христианство. chrzecijastwo chrystianizm. chrzecijanieblockquote...Русско-польский словарь
  85. христианствосcristianismo mu religio crist сбрu cristandade f вера вероучение католицизм православие протестантизм религия...Русско-португальский словарь
  86. христианствоХристианствоukristo ед.em umasihiya ед....Русско-суахили словарь
  87. христианствохристианство дини насрон...Русско-таджикский словарь
  88. христианствос христианлык христиан дине обратить в х. христианлаштыру чукындыру принять х. христианлашу чукыну...Русско-татарский словарь
  89. христианствоhristiyanlk религияem Hristiyanlk собир. Hristiyanlk Hristiyan lemiСинонимы вера вероучение католицизм православие протестантизм религия...Русско-турецкий словарь
  90. христианствоxristianlik...Русско-узбекский словарь Михайлина
  91. христианствоnem ksem христианский...Русско-финский словарь
  92. христианствоkesanstv...Русско-чешский словарь
  93. христианствосущ.сред христианлах Христос тн Турй ывл Иисус Христос этемлхе лма тнчене килнине уяса пуапни ку тн ещ енпе аталаннй православи католицизм тата протестантлх исповедовать ...Русско-чувашский словарь
  94. христианствоkristendom.strong kristendom...Русско-шведский словарь
  95. христианствоKristendom...Русско-шведский словарь II
  96. христианство.strong kristlased.strong kristlus ristiusk ristiusulised...Русско-эстонский словарь
  97. христианствохристианство аСинонимы вера вероучение католицизм православие протестантизм религия...Русское словесное ударение
  98. христианствозакон и доктрина Иисуса Христа. Новизна христианства по отношению к иудаизму требовавшему от нас не столько верить сколько делать и изучать в том что оно является религие...Сверхкраткий философский словарь
  99. христианстворелигия сформировавшаяся на основе противоречий развитого рабовладельч. общества. Исходным пунктом идей христианства было обобщение и историзация идеи иудейского ожидания...Словарь античности
  100. христианствоХРИСТИАНСТВО лат. christianismus. Религия всех признающих божество Иисуса Христа и следующих его учению. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудино...Словарь иностранных слов русского языка
  101. христианствоодна из трех мировых религий наряду с буддизмом и исламом. Возникло в I в. в восточных провинциях Римской империи как религия угнетенных искавших избавления от бесчеловеч...Словарь исторических терминов
  102. христианствоодна из трех мировых религий наряду с буддизмом и исламом. В основе вера в Иисуса Христа. Источник вероучения Х. Священное Предание главным в нем является Священное Пис...Словарь конфликтолога
  103. христианствоодна из трех т.н. мировых религий наряду с буддизмом и исламом. Имеет три основных направления православие католицизм протестантизм. В основе вера в Иисуса Христа как Бо...Словарь по истории психологии
  104. христианствоРелигия возникшая в вв. н. э. название получила по имени мифического основателя ее Иисуса Христа сына божьего. Разделяется на несколько церквей католическую православную...Словарь политических терминов проекта Me-i-oni
  105. христианство. Канон. Христианский канон сложился на протяжении примерно четырех столетий. Он включает в себя книг так называемого Нового Завета в отличие от иудейского Танака или Ве...Словарь религий, обрядов и верований
  106. христианствохристианство см. вера...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  107. христианствохристианствоСм. вера....Словарь синонимов II
  108. христианствохристианство См. вера. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. христианство католицизм вера протестантизм вероу...Словарь синонимов II
  109. христианствохристианство католицизм вера протестантизм вероучение православие религия...Словарь синонимов
  110. христианствоодна из мировых религий. Имеет три основные ветви православие католицизм протестантизм. Общий признак объединяющий христианское вероисповедания и секты вера в Иисуса Хри...Словарь-справочник по философии
  111. христианствоот греч. Xristos букв. помазанник одна из т. н. мировых религий наряду с буддизмом и исламом. X. распространено в странах Европы Америки Австралии а также в результате ...Советская историческая энциклопедия
  112. христианствоот греч. помазанник мессия одна из трх мировых религий наряду с буддизмом и исламом. Возникло в в. в Палестине в контексте мистикомессианистских движений иудаизма с крым...Советский философский словарь
  113. христианствоХРИСТИАНСТВО [от греч . Христос Помазанник Мессия по свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов образованное на основе греческого языка с употреблением латинск...Современный энциклопедический словарь
  114. христианствоХРИСТИАНСТВО одна из трех т. н. мировых религий наряду с буддизмом и исламом. Имеет три основных направления православие католицизм протестантизм. В основе вера в Иисуса...Современный энциклопедический словарь
  115. христианствоCHRISTIANITY См. Мировые религии....Социологический словарь
  116. христианствоChristianity религия приверженцы которой верят или следуют учению Иисуса Христа. Первоначально Х. было просто иудейской сектой члены которой считали что Иисус из Назарета...Страны и города мира. Словарь
  117. христианствоодна из трех мировых религий наряду с буддизмом и исламом. Возникло в I в. в восточных провинциях Римской империи. Учение основано на вере в искупительную жертву сына бож...Тематический философский словарь
  118. христианствохристианство [lt гр. christos букв помазанник] одна из наиболее распространенных мировых религий названа по имени ее мифического основателя христа х. возникло в нач. в....Толковый словарь иностранных слов
  119. христианствоХРИСТИАНСТВО а ср. Одна из трех мировых религий основанная накульт Сына Божия Иисуса Христа как Богочеловека и спасителя мира возникшаяв нач. в. н. э. в Римской империи ...Толковый словарь Ожегова
  120. христианствоХРИСТИАНСТВО христианства мн. нет ср. Религия в основе крой лежит культ мифического Иисуса Христа как богочеловека....Толковый словарь русского языка II
  121. христианствохристианство христианство а ср. Одна из трх мировых религий основанная на культе Сына Божия Иисуса Христа как Богочеловека и спасителя мира возникшая в нач. в. н. э. в Р...Толковый словарь русского языка II
  122. христианствоХРИСТИАНСТВО а ср. Одна из трх мировых религий основанная на культ Сына Божия Иисуса Христа как Богочеловека и спасителя мира возникшая в нач. в. н. э. в Римской империи...Толковый словарь русского языка
  123. христианствоУдарение в слове христианствоУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове христианство...Ударение и правописание
  124. христианствоRzeczownik христианство n chrzecijastwo n...Универсальный русско-польский словарь
  125. христианствосм. Религии Урала Синонимы вера вероучение католицизм православие протестантизм религия...Уральская историческая энциклопедия
  126. христианствоодна из трех современных мировых религий наряду с исламом и буддизмом. Возникло в I в.н.э. в восточных провинциях Римской империи отразив надежды и чаяния задавленных тяж...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  127. христианствомировая религия наряду с буддизмом и исламом. Существуют три основные направления Х. православие католицизм протестантизм. Основу Х. составляет вера в Иисуса Христа котор...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  128. христианствоот греч. chrisfos помазанник мессия искупитель одна из трех мировых религий представляет собой наиболее полное и последовательное воплощение теизма учения о едином личн...Философия. Словарь по обществознанию
  129. христианствоХРИСТИАНСТВО от греч.em помазанник мессияem одна из трх мировых религий наряду с буддизмом и исламомem. Возникло в в.em в Палестине в контексте мистикомессианистских дв...Философская энциклопедия
  130. христианствоот греч. букв. помазанник одна из трех мировых религий наряду с буддизмом и исламом. Возникло в в. в Палестине и первоначально распространялось в среде еврейства сред...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  131. христианствоодна из трех т. наз. мировых религий наряду с буддизмом и исламом. Возникло в в. в вост. провинциях Римской империи отразив надежды и чаяния задавленных тяжким гнетом лю...Философский энциклопедический словарь
  132. христианствохристианство христианства христианства христианств христианству христианствам христианство христианства христианством христианствами христианстве христианствах Источник П...Формы слова
  133. христианствоотносят к числу мировых религий имея ввиду как его влияние на ход мировой истории так и масштабы распространения. Число приверженцев христианства приближается к млрд. ч...Экономическая география. Словарь терминов
  134. христианствоСин Свора Свита Свист Свинора Свахин Сват Сван Сатир Сати Сарос Саров Сарис Сари Сант Сани Сан Савин Рота Рот Рост Росс Роса Рон Ров Ритон Ритина Рита Рисс Рис Риони Рио ...Электронный словарь анаграмм русского языка
  135. христианствоХристианство всемирная религия первая в настоящее время по числу последователей около млн. и по культурноисторич. значению своему и принявших ее народов признающая себя...Энциклопедический словарь
  136. христианствоХРИСТИАНСТВО одна из трех т. н. мировых религий наряду с буддизмом и исламом. Имеет три основных направления православие католицизм протестантизм. В основе вера в Иисус...Энциклопедический словарь естествознания
  137. христианствовсемирная религия первая в настоящее время по числу последователей около милл. и по культурноисторич. значению своему и принявших ее народов признающая себя откровением ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  138. христианствоМировая религия объединяющая последователей учения Иисуса Христа изложенного в Новом завете четырех Евангелиях от Матфея Марка Луки и Иоанна Деяниях апостолов и некоторы...Энциклопедия Булгакова
  139. христианствоодна из мировых религий наряду с буддизмом и исламом. Возникло в в. н.э. в восточных провинциях Римской империи среди евреев Палестины. С конца в. под влиянием Византии...Энциклопедия История отечества
  140. христианствоодна из мировых религий наряду с буддизмом и исламом. Возникло в в. н.э. в восточных провинциях Римской империи среди евреев Палестины. С конца в. под влиянием Византии...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  141. христианствоНацрут Религия приверженцы которой верят в божественное происхождение Иисуса Ешу из Назарета. Возникновение этой религии окутано легендами о людях сам факт существования ...Энциклопедия иудаизма
  142. христианствоХРИСТИАНСТВОкрупнейшая по числу своих приверженцев мировая религия.См. такжеХРИСТИАНСТВО ХРИСТИАНСТВО В ЭПОХУ ПАТРИСТИКИХРИСТИАНСТВО СРЕДНЕВЕКОВОЕ ХРИСТИАНСТВОХРИСТИАНСТВ...Энциклопедия Кольера II
  143. христианствокрупнейшая по числу своих приверженцев мировая религия.ХРИСТИАНСТВО В ЭПОХУ ПАТРИСТИКИstrongХристианство возникло в грекоримском средиземноморском мире когда он переживал...Энциклопедия Кольера
  144. христианствоот греч. Christos помазанник англ. Christiani ty нем. Christentum. Одна из мировых религий возникшая в I в. в восточных провинциях Римской империи как религия обездоле...Энциклопедия социологии