Энциклопедия культурологии

ФЕДОРОВ

ФЕДОРОВ
Николай Федорович(1829-1903)- рус. религиозный мыслитель, представитель рус. космизма, автор уникальных идей “Общего дела”, попытка реализации к-рых оказала огромное влияние на культуру 20 в. В1849окончил Тамбовскую гимназию, в1852— Ришельевский лицей в Одессе. В1854-68преподавал историю и географию в провинциальных училищах. С1874многие годы был библиотекарем Румянцевской библиотеки в Москве, последние годы жизни работал в читальном зале архива министерства иностранных дел.
Ф. внес большой вклад в развитие рус. книговедения, первым составил систематич. каталог книг Румянцевского музея, выдвинул идею о междунар. книгообмене. Вел аскетич. образ жизни, все свое небольшое жалованье раздавал нуждающимся, не имел практически никакой собственности, считая это грехом, поэтому при жизни ничего не опубликовал под своей фамилией.
С именем Ф. связано зарождение и развитие целого потока рус. культуры, получившего название “космизма”; его осн. идея в том, чтобы воскресить все когда-либо жившее как условие бесконечного прогресса истории и победить смерть..
Эту идею регуляции природы силами науки и техники мыслитель развивает в ряде своих работ, опубликованных после его смерти учениками под общим названием “Философия общего дела”, где предлагает систему достижения бессмертия человека через регуляцию природы, развитие познания и самосовершенствование человека. Целостная совокупность этих сторон даст новое качество — бессмертие человека.“Общее дело”, по Ф., — это воссоздание бывшего состояния мира, до грехопадения(Адама и Евы).
Под бессмертием Ф. понимает нек-рую принципиальную сущность будущего человечества, окончат, торжество справедливости, нравственности, красоты, истины, сопровождающейся вечной духовно-материальной жизнью каждого человека, сохранением его Я . Личное бессмертие выступает лишь одним из проявлений этой сущности. Осн. зло для человека заключается в его смерти, порабощенности его слепой силой природы. Природа вечна, а ее создания — смертны. Природа — гигантское целое, функционирующее путем беспрерывного возобновления ее бесчисленных частей. Смерть — атрибут природного существования, где каждая жизнь оплачивается смертью других — в рождении, питании, неизбежным вытеснении в борьбе. С оформлением личности возникает самосознание, включающее неприятие своего уничтожения, чувство, что возможности развития личности могли бы быть безграничными, если бы не тормозились материально-природными границами ее существования. Посредством знания и деятельности человек должен превратить все слепые и часто враждебные ему силы природы в орудия и органы человечества. Только установив господство над природой, человек победит смерть.
Высшая цель регуляции природы — воскрешение предков, “отцов”. Путь к нему лежит через овладение природой, переустройство человеч. организма, освоение космоса и управление космич. процессами. Достижение бессмертия — “общее дело” всего человечества. Высшая точка регуляции — победа над смертью. В “Философии общего дела” Ф. выделяет два осн. вопроса регуляции — продовольственный и санитарный, вмещающие весь регистр задач в управлении силами природы. Продовольственный вопрос решается овладением атмосферными явлениями, регуляциями метеорологич. процесса, поиском новых источников энергии.
В процессе регуляции должен измениться и сам физич. организм человека. Человек не может стать бессмертным, сохранив старый тип жизнедеятельности, к-рый мыслитель считал принципиально конечным. Поэтому гл. направлением развития должно стать преображение органов самого человеч. организма(так, чтобы человек сам мог летать, видеть далеко и глубоко и т.д.). Это должно стать задачей психофизиол. регуляции “органич.” процесса. Ф. призывал глубоко исследовать механизм питания растений, по типу к-рого возможны перестройки организма человека.
Давление грозных и смертоносных сил природы на человека приводит к тому, что человек становится одержимым стремлением к самосохранению, что является причиной враждебного отношения людей и народов друг к другу. Вследствие всеобщей недоброжелательности силы человека разобщены и поэтому недостаточны для разрешения великой проблемы господства человека над природой. К тому же эти силы в нек-рой степени направлены на борьбу человека с человеком и нации с нацией. Обществ, строй, возникающий на базе эгоизма, Ф. определяет как зооморфический — он зиждется на отделении сознающих и направляющих органов от исполнительных. Вследствие противоречия между мыслью и действием каста ученых, погруженная в чистое и беспредметное созерцание, приводит к ложному учению о мире и ложной ориентации научной деятельности. Даже великие научные открытия и изобретения в таком об-ве используются, гл. обр., для взаимной борьбы, а не в целях достижения общего блага. По Ф., идеальный социальный строй — “психократия” — должен основываться на единстве сознания и действия. Особой миссией научной деятельности должно стать изучение слепых и смертоносных сил природы с целью их превращения в жизнедеятельные силы. Когда человечество научится управлять силами природы и т. о. покончит с голодом, оно тем самым покончит и с источниками человеч. вражды. Человечество сосредоточит все свои совокупные силы на общей задаче по управлению природой на земном шаре и даже в пределах всей Вселенной. Сознат. управление эволюцией, высший идеал одухотворения мира раскрывается у Ф. в последоват. цепочке задач: регуляция космич. явлений; превращение стихийно-разрушит. хода природных сил в сознательно направленный; создание нового типа организации общества — психократии, основанной на сыновнем, родственном сознании; работа над преодолением смерти, преобразованием физич. природы человека; бесконечное творчество бессмертной жизни во Вселенной. Для исполнения этой грандиозной цели мыслитель призывает ко всеобщему познанию, опыту и труду в пределах реального мира, гениально предвидя, что эти пределы будут неуклонно расширяться, доходя до того, что пока еще кажется нереальным и чудесным.
Учение Ф. пытается по-новому взглянуть на назначение человека в мире, поставить перед ним невиданную ранее задачу и предложить пути ее выполнения. Мысль Ф. направлена на практич. воплощение архетипа в деле истор. преображения мира как задачи истор. процесса. Такое практич. воплощение предстает как проект “Общего дела” — соединение сил всех людей планеты в деле управления силами природы, в деле преодоления разрушения и самой смерти. Ф. раскрывает соборно-проективное отношение человека к Космосу.
Ф. выдвинул новый, космич. взгляд на человека. Человек для него землянин, т. е. далеко еще не совершенный, но великий и уникальный образ организованного, природного, космич. существа. Для обозначения каждого члена людского рода Ф. предпочитал употреблять понятие “сын человеческий”, вмещающий в себя и фундаментальную идею сыновства(“сын умерших отцов”), и идею всеземного Отечества.
Природу, жизнь, смерть, воскрешение, бессмертие человечества Ф. связывает в единое системное целое. Эта система должна содержать некое нравств. начало. Гл. разделение в мире: отрыв мысли отдела, разделение людей на “ученых” и “неученых”, раскол родственной общности на две сферы — рефлективно-теоретическую, условно-проективную, и механически-трудовую, бездуховно-практическую. Причина всего этого — ненавистная раздельность мира и все проистекающие от нее бедствия.
Ф. не ограничивает область нравственности миром человеч. взаимоотношений, а указывает на прямую зависимость торжества нравств. начала в человеке от материально-природного порядка, сознат. овладения им. Человек, воплотивший в себе высший нравств. закон, — жертва природы, болезней и смерти. Об-во со всеми его достижениями и культурно-трудовыми накоплениями может погибнуть от земной или космич. катастрофы. Он призывает направить этич. действие человечества на “небратство” вещества, “неродственность” материи и ее сил. Он призывает всех исследователей объединить усилия для выяснения причин неродственности, затем для ее устранения. Неродственность уходит в корень бытия, формирует его “недолжную” структуру. Изучение причин неродственности равнозначно изучению этой структуры и попытке ее выправить. Братство обретается делом, сначала делом знания себя и других, знания психич. и физич. природы человека, знания мира и, наконец, делом выполнения задачи регуляции и воскрешения. Т. о., регуляция природы у Ф. — сознательно-волевое действие существ разумных и нравственных, трудящихся в совокупности для общего дела.
Ф. утверждал решающий факт человеч. сознания в мире, заключая, что необходимость сознат. управления эволюцией, преобразования всей природы исходит из глубинных потребностей разума и нравств. чувства человека. Человек должен стать орудием обратного воздействия на породившую его природу для ее преображения и одухотворения. Это — типичная обратная связь в системе человек — природа(Земля — Космос). Системные идеи Ф. проявляются и в его взглядах на выход человека в космос как на составную часть его учения о достижении бессмертия человечества. Он признает правомерность бытия разумных существ в др. мирах, выдвигает на первый план задачу поиска реальных средств перехода человека на др. планеты. Человечество вынуждено искать средства к жизни в др. мирах, чтобы обеспечить бесконечность своего существования. В “Философии общего дела” неизбежность выхода человечества в космос рассматривается в тесной связи с невозможностью полной регуляции лишь в пределах Земли; она зависит от всего Космоса. В бесконечных просторах разместятся мириады воскрешенных поколений. Нынешний зритель миров должен сделаться их обитателем и правителем. При истощении земных ресурсов, умножении численности населения, космич. катастрофе — это единств, выход для человечества. Ограниченность в пространстве препятствует воздействию разумных существ на все миры Вселенной, а ограниченность во времени — смертность — одновременному действию поколений разумных существ на всю Вселенную. Борьба с разъединяющим пространством — первый шаг в борьбе со всепоглощающим временем; судьбы человечества системно связаны с Космосом.
В истории философии и культуры существуют разл. оценки творчества Ф. — от восторженного почитания(Вл. Соловьев, напр., называл его своим “духовным учителем”)до резкого неприятия(известный рус. богослов Г. Флоровский усматривал в учении Ф. гордыню и вызов Творцу). Идеи Ф. оказали существ, влияние на таких выдающихся мыслителей, как Л. Толстой и Достоевский.

Соч.:Соч. М., 1982; Соч.: Библиотека духовного возрождения. М., 1994; Соч.: В 4 т. Т. 1-2. М., 1995; Философия общего дела: Как может быть разрешено противоречие между наукою и искусством // Рус. космизм. М., 1993.

Лит.:Бердяев Н.А. Н.Ф. Федоров // Путь. 1928. № 11; Булгаков С.Н. Загадочный мыслитель (Н.Ф. Федоров) // Два града: Исследования о природе обществ. идеалов. М., 1991; Зеньковский В. В. История рус. философии. Т. 2. 4.1. Л., 1991; Лосский Н.0. История рус. философии. М., 1991; Семенова С. Г. Николай Федоров. Творчество жизни. М., 1990; Она же. Вера, пришедшая в “разум истины” // Путь. 1992. № 2; Емельянов Б.В., Хомяков М.Б. Николай Федоров и его “Философия общего дела”. Псков,1994.

В.А. Цвык

Культурология. XX век. Энциклопедия.1998.

Федоров
Николай Федорович Фёдоров(1829-1903)
рус. религиозный мыслитель, представитель рус. космизма, автор уникальных идей “Общего дела”, попытка реализации к-рых оказала огромное влияние на культуру 20 в. В 1849 окончил Тамбовскую гимназию, в 1852 — Ришельевский лицей в Одессе. В 1854-68 преподавал историю и географию в провинциальных училищах. С 1874 многие годы был библиотекарем Румянцевской библиотеки в Москве, последние годы жизни работал в читальном зале архива министерства иностранных дел.
Ф. внес большой вклад в развитие рус. книговедения, первым составил систематич. каталог книг Румянцевского музея, выдвинул идею о междунар. книгообмене. Вел аскетич. образ жизни, все свое небольшое жалованье раздавал нуждающимся, не имел практически никакой собственности, считая это грехом, поэтому при жизни ничего не опубликовал под своей фамилией.
С именем Ф. связано зарождение и развитие целого потока рус. культуры, получившего название “космизма”; его осн. идея в том, чтобы воскресить все когда-либо жившее как условие бесконечного прогресса истории и победить смерть..
Эту идею регуляции природы силами науки и техники мыслитель развивает в ряде своих работ, опубликованных после его смерти учениками под общим названием “Философия общего дела”, где предлагает систему достижения бессмертия человека через регуляцию природы, развитие познания и самосовершенствование человека. Целостная совокупность этих сторон даст новое качество — бессмертие человека. “Общее дело”, по Ф., — это воссоздание бывшего состояния мира, до грехопадения (Адама и Евы).
Под бессмертием Ф. понимает нек-рую принципиальную сущность будущего человечества, окончат. торжество справедливости, нравственности, красоты, истины, сопровождающейся вечной духовно-материальной жизнью каждого человека, сохранением его Я . Личное бессмертие выступает лишь одним из проявлений этой сущности. Осн. зло для человека заключается в его смерти, порабощенности его слепой силой природы. Природа вечна, а ее создания — смертны. Природа — гигантское целое, функционирующее путем беспрерывного возобновления ее бесчисленных частей. Смерть — атрибут природного существования, где каждая жизнь оплачивается смертью других — в рождении, питании, неизбежным вытеснении в борьбе. С оформлением личности возникает самосознание, включающее неприятие своего уничтожения, чувство, что возможности развития личности могли бы быть безграничными, если бы не тормозились материально-природными границами ее существования. Посредством знания и деятельности человек должен превратить все слепые и часто враждебные ему силы природы в орудия и органы человечества. Только установив господство над природой, человек победит смерть.
Высшая цель регуляции природы — воскрешение предков, “отцов”. Путь к нему лежит через овладение природой, переустройство человеч. организма, освоение космоса и управление космич. процессами. Достижение бессмертия — “общее дело” всего человечества. Высшая точка регуляции — победа над смертью. В “Философии общего дела” Ф. выделяет два осн. вопроса регуляции — продовольственный и санитарный, вмещающие весь регистр задач в управлении силами природы. Продовольственный вопрос решается овладением атмосферными явлениями, регуляциями метеорологич. процесса, поиском новых источников энергии.
В процессе регуляции должен измениться и сам физич. организм человека. Человек не может стать бессмертным, сохранив старый тип жизнедеятельности, к-рый мыслитель считал принципиально конечным. Поэтому гл. направлением развития должно стать преображение органов самого человеч. организма (так, чтобы человек сам мог летать, видеть далеко и глубоко и т.д.). Это должно стать задачей психофизиол. регуляции “органич.” процесса. Ф. призывал глубоко исследовать механизм питания растений, по типу к-рого возможны перестройки организма человека.
Давление грозных и смертоносных сил природы на человека приводит к тому, что человек становится одержимым стремлением к самосохранению, что является причиной враждебного отношения людей и народов друг к другу. Вследствие всеобщей недоброжелательности силы человека разобщены и поэтому недостаточны для разрешения великой проблемы господства человека над природой. К тому же эти силы в нек-рой степени направлены на борьбу человека с человеком и нации с нацией. Обществ. строй, возникающий на базе эгоизма, Ф. определяет как зооморфический — он зиждется на отделении сознающих и направляющих органов от исполнительных. Вследствие противоречия между мыслью и действием каста ученых, погруженная в чистое и беспредметное созерцание, приводит к ложному учению о мире и ложной ориентации научной деятельности. Даже великие научные открытия и изобретения в таком об-ве используются, гл. обр., для взаимной борьбы, а не в целях достижения общего блага. По Ф., идеальный социальный строй — “психократия” — должен основываться на единстве сознания и действия. Особой миссией научной деятельности должно стать изучение слепых и смертоносных сил природы с целью их превращения в жизнедеятельные силы. Когда человечество научится управлять силами природы и т. о. покончит с голодом, оно тем самым покончит и с источниками человеч. вражды. Человечество сосредоточит все свои совокупные силы на общей задаче по управлению природой на земном шаре и даже в пределах всей Вселенной. Сознат. управление эволюцией, высший идеал одухотворения мира раскрывается у Ф. в последоват. цепочке задач: регуляция космич. явлений; превращение стихийно-разрушит. хода природных сил в сознательно направленный; создание нового типа организации общества — психократии, основанной на сыновнем, родственном сознании; работа над преодолением смерти, преобразованием физич. природы человека; бесконечное творчество бессмертной жизни во Вселенной. Для исполнения этой грандиозной цели мыслитель призывает ко всеобщему познанию, опыту и труду в пределах реального мира, гениально предвидя, что эти пределы будут неуклонно расширяться, доходя до того, что пока еще кажется нереальным и чудесным.
Учение Ф. пытается по-новому взглянуть на назначение человека в мире, поставить перед ним невиданную ранее задачу и предложить пути ее выполнения. Мысль Ф. направлена на практич. воплощение архетипа в деле истор. преображения мира как задачи истор. процесса. Такое практич. воплощение предстает как проект “Общего дела” — соединение сил всех людей планеты в деле управления силами природы, в деле преодоления разрушения и самой смерти. Ф. раскрывает соборно-проективное отношение человека к Космосу.
Ф. выдвинул новый, космич. взгляд на человека. Человек для него землянин, т. е. далеко еще не совершенный, но великий и уникальный образ организованного, природного, космич. существа. Для обозначения каждого члена людского рода Ф. предпочитал употреблять понятие “сын человеческий”, вмещающий в себя и фундаментальную идею сыновства (“сын умерших отцов”), и идею всеземного Отечества.
Природу, жизнь, смерть, воскрешение, бессмертие человечества Ф. связывает в единое системное целое. Эта система должна содержать некое нравств. начало. Гл. разделение в мире: отрыв мысли отдела, разделение людей на “ученых” и “неученых”, раскол родственной общности на две сферы — рефлективно-теоретическую, условно-проективную, и механически-трудовую, бездуховно-практическую. Причина всего этого — ненавистная раздельность мира и все проистекающие от нее бедствия.
Ф. не ограничивает область нравственности миром человеч. взаимоотношений, а указывает на прямую зависимость торжества нравств. начала в человеке от материально-природного порядка, сознат. овладения им. Человек, воплотивший в себе высший нравств. закон, — жертва природы, болезней и смерти. Об-во со всеми его достижениями и культурно-трудовыми накоплениями может погибнуть от земной или космич. катастрофы. Он призывает направить этич. действие человечества на “небратство” вещества, “неродственность” материи и ее сил. Он призывает всех исследователей объединить усилия для выяснения причин неродственности, затем для ее устранения. Неродственность уходит в корень бытия, формирует его “недолжную” структуру. Изучение причин неродственности равнозначно изучению этой структуры и попытке ее выправить. Братство обретается делом, сначала делом знания себя и других, знания психич. и физич. природы человека, знания мира и, наконец, делом выполнения задачи регуляции и воскрешения. Т. о., регуляция природы у Ф. — сознательно-волевое действие существ разумных и нравственных, трудящихся в совокупности для общего дела.
Ф. утверждал решающий факт человеч. сознания в мире, заключая, что необходимость сознат. управления эволюцией, преобразования всей природы исходит из глубинных потребностей разума и нравств. чувства человека. Человек должен стать орудием обратного воздействия на породившую его природу для ее преображения и одухотворения. Это — типичная обратная связь в системе человек — природа (Земля — Космос). Системные идеи Ф. проявляются и в его взглядах на выход человека в космос как на составную часть его учения о достижении бессмертия человечества. Он признает правомерность бытия разумных существ в др. мирах, выдвигает на первый план задачу поиска реальных средств перехода человека на др. планеты. Человечество вынуждено искать средства к жизни в др. мирах, чтобы обеспечить бесконечность своего существования. В “Философии общего дела” неизбежность выхода человечества в космос рассматривается в тесной связи с невозможностью полной регуляции лишь в пределах Земли; она зависит от всего Космоса. В бесконечных просторах разместятся мириады воскрешенных поколений. Нынешний зритель миров должен сделаться их обитателем и правителем. При истощении земных ресурсов, умножении численности населения, космич. катастрофе — это единств. выход для человечества. Ограниченность в пространстве препятствует воздействию разумных существ на все миры Вселенной, а ограниченность во времени — смертность — одновременному действию поколений разумных существ на всю Вселенную. Борьба с разъединяющим пространством — первый шаг в борьбе со всепоглощающим временем; судьбы человечества системно связаны с Космосом.
В истории философии и культуры существуют разл. оценки творчества Ф. — от восторженного почитания (Вл. Соловьев, напр., называл его своим “духовным учителем”) до резкого неприятия (известный рус. богослов Г. Флоровский усматривал в учении Ф. гордыню и вызов Творцу). Идеи Ф. оказали существ. влияние на таких выдающихся мыслителей, как Л. Толстой и Достоевский.
Соч.: Соч. М., 1982; Соч.: Библиотека духовного возрождения. М., 1994; Соч.: В 4 т. Т. 1-2. М., 1995; Философия общего дела: Как может быть разрешено противоречие между наукою и искусством // Рус. космизм. М., 1993.
Лит.: Бердяев Н.А. Н.Ф. Федоров // Путь. 1928. № 11; Булгаков С.Н. Загадочный мыслитель (Н.Ф. Федоров) // Два града: Исследования о природе обществ. идеалов. М., 1991; Зеньковский В. В. История рус. философии. Т. 2. 4.1. Л., 1991; Лосский Н.О. История рус. философии. М., 1991; Семенова С. Г. Николай Федоров. Творчество жизни. М., 1990; Она же. Вера, пришедшая в “разум истины” // Путь. 1992. № 2; Емельянов Б.В., Хомяков М.Б. Николай Федоров и его “Философия общего дела”. Псков,1994.
В.А. Цвык.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Большой толковый словарь по культурологии..Кононенко Б.И..2003.


  1. фёдоровФДОРОВ Владимир Григорьевич [. Петербург . Москва] советский учный и конструктор основоположник отечеств. школы автоматич. стрелкового оружия проф. генераллейтенант инж....Большая советская энциклопедия
  2. фёдоровФДОРОВ Сергей Петрович [. Москва . Ленинград] советский хирург засл. деят. науки РСФСР . В окончил мед. фт Моск. унта. Ученик А. А. Боброва. iВ проф. нач. кафедры госп...Большая советская энциклопедия
  3. фёдоровФДОРОВ Иван Иван Фдоров Москвитин [ок. . Львов похоронен в Онуфриевом монастыре] основатель книгопечатания в России и на Украине. Был дьяконом церкви Николы Гостунского...Большая советская энциклопедия
  4. фёдоровФДОРОВ Афанасий Игнатьевич . Харбалахский наслег Верхневилюйского рна Якут. АССР . Москва якутский советский писатель. В учился в Лит. инте им. М. Горького в Москве. Ра...Большая советская энциклопедия
  5. фёдоровФДОРОВ Василий Дмитриевич р. . Кемерово русский советский поэт. Чл. КПСС с . Окончил Лит. инт им. М. Горького . Печатается с . Автор сбков стихов Лирическая трилогия Ле...Большая советская энциклопедия
  6. фёдоровФДОРОВ Иван г. рожд. неизв. ум. русский мореплаватель. Весной в составе экспедиции на судне Св. Гавриил перешл из Большерецка в Нижнекамчатск. В принял командование су...Большая советская энциклопедия
  7. фёдоровФДОРОВ Евгений Константинович [р. . Бендеры ныне Молд. ССР] советский геофизик гос. и обществ. деятель акад. чл.корр. гл. учный секретарь Президиума АН СССР Герой Сов...Большая советская энциклопедия
  8. фёдоровФДОРОВ Михаил Васильевич [. . дер. Стан ныне Лихославльского рна Калининской обл. . Москва] советский микробиолог чл.корр. ВАСХНИЛ . Окончил Тверской пед. инт . В работ...Большая советская энциклопедия
  9. фёдоровФДОРОВ Евграф Степанович [. . Оренбург . Петроград] один из основоположников совр. структурной кристаллографии геометр петрограф минералог и геолог акад. Российской АН . ...Большая советская энциклопедия
  10. фёдоровФДОРОВ Геннадий Александрович [р. . с. ТроицкоПечорск ныне Коми АССР] коми советский писатель. Чл. КПСС с . Окончил Лит. инт им. М. Горького . Участник Великой Отечеств. ...Большая советская энциклопедия
  11. фёдоровФДОРОВ Андрей Александрович [р. . . Тверь ныне г. Калинин] советский ботаник чл.корр. АН СССР . Чл. КПСС с . Брат Александра Александровича Фдорова. iОкончил Тверской пед...Большая советская энциклопедия
  12. фёдоровФДОРОВ Василий Фдорович . русский астроном. Окончил Дерптский ныне Тартуский унт . С профессор а в ректор Киевского унта. В определил геогр. координаты ряда пунктов ...Большая советская энциклопедия
  13. фёдоровФДОРОВ Сергей Филиппович [. дер. Ульево Московской губ. . . Москва] советский геологнефтяник чл.корр. АН СССР . Чл. КПСС с . После окончания Моск. горной академии препо...Большая советская энциклопедия
  14. фёдоровФДОРОВ Николай Фдорович [ . . Москва] русский мыслительутопист представитель русского космизма. Внебрачный сын князя П. И. Гагарина и пленной черкешенки. Учился в Ришел...Большая советская энциклопедия
  15. фёдоровФДОРОВ Алексей Фдорович [р. . с. Лоцманская Каменка ныне Октябрьский рн г. Днепропетровска] советский гос. и парт. деятель один из организаторов партиз. движения в годы В...Большая советская энциклопедия
  16. фёдоровФДОРОВ Евграф Евграфоич [. Петербург . Москва] советский климатолог чл.корр. АН СССР . Сын Е.С. Фдорова. iОкончил Петербургский унт . С работал в Гл. физич. с геофизи...Большая советская энциклопедия
  17. фёдоровФДОРОВ Александр Александрович [р. . Тверь ныне г. Калинин] советский ботаник чл.корр. АН СССР . Чл. КПСС с . Брат Андрея Александровича Фдорова. iОкончил Тверской пед. ...Большая советская энциклопедия
  18. фёдоровФДОРОВ Виктор Степанович [р. . . Армавир] советский гос. и парт. деятель канд. технических наук Герой Социалистич. Труда . Чл. КПСС с . Из рабочих. Окончил Грозненский н...Большая советская энциклопедия
  19. фёдоровФДОРОВ Евгений Петрович [р. Стрельна ныне Ленингр. горсовета] дважды Герой Сов. Союза . и . ген.майор авиации . Чл. КПСС с . В Сов. Армии с . Окончил воен. школу лтчиков ...Большая советская энциклопедия
  20. федоровимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  21. федороввласна назва мен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  22. федоровИван ок. основатель книгопечатания в России и наУкраине. В в Москве совместно с П. Мстиславцем выпустил первуюрусскую датированную печатную книгу Апостол. Позднее рабо...Большой энциклопедический словарь II
  23. федоровФЕДОРОВ Владимир Григорьевич . Петербург . Москва рус. сов. ученый и конструктор основоположник отеч. школы автоматич. стрелкового оружия Герой Труда проф. генераллей...Краткий энциклопедический словарь по «Слову о полку Игореве»
  24. федоров. Александр Митрофанович [ писатель. Р. в Саратове в семье крестьянинапастуха впоследствии сапожника. Исключенный из реального училища выступал в качестве актера на прови...Литературная энциклопедия II
  25. федоровНачальная форма Федоров единственное число именительный падеж мужской род одушевленное фамилия...Морфологический разбор существительных
  26. федоровФЕДОРОВ Николай Федорович русский мыслитель представитель религиознофилософского направления космизма. Сын князя П.И. Гагарина и крепостной крестьянки как незаконнорожд...Новейший философский словарь
  27. федоровНиколай Федорович русский мыслитель представитель религиознофилософского направления космизма. Сын князя П.И. Гагарина и крепостной крестьянки как незаконнорожденный Ф....Новейший философский словарь II
  28. федоровФедоров прзвище...Орфографічний словник української мови
  29. федоровИоанн Феодорович ум. первопечатник диакон одного из храмов Московского Кремля. В году возглавил московский Печатный двор. В году выпустил вместе с Петром Мстиславцем Ап...Православный энциклопедический словарь
  30. фёдоров.strong ФДОРОВ Василий Дмитриевич русский поэт. Поэмы Проданная Венера Седьмое небо Женитьба Дон Жуана сборники гражданской и интимной лирики Третьи петухи Книга люб...Русская энциклопедия
  31. федоров...Русско-китайский словарь
  32. федоровНастоящее имя Леонтьевu Павел ФедоровичПериодические изданияi Старый ВладимирецИсточникиi Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деятеле...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Псевдонимы
  33. федоровФЕДЕРЯКИН ФЕДЕШОВ ФЕДИН ФЕДИНИН ФЕДИЧКИН ФЕДИЩЕВ ФЕДКОВ ФЕДНЕВ ФЕДОНИН ФЕДОРЕЕВ ФЕДОРЕНКО ФЕДОРИВ ФЕДОРИНИН ФЕДОРИНОВ ФЕДОРИНЦЕВ ФЕДОРИНЧИК ФЕДОРИЩЕВ ФЕДОРКЕВИЧ ФЕДОРОВ Ф...Словарь фамилий
  34. фёдоровАлександр Митрофанович литератор А. М. Ф....Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  35. фёдоровФДОРОВ Александр Митрофанович литератор см. А. М. Ф....Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  36. федоров.Алексей Федорович р. . III. сов. гос. парт. и воен. деятель ген.майор . Член Коммунистич. партии с . Дважды Герой Советского Союза .V. .I. Род. на Украине в с. Лоцманск...Советская историческая энциклопедия
  37. фёдоровНиколай Фдорович [ . Москва] рус. мыслительутопист представитель рус. космизма. В библиотекарь Румянцевского музея. Внс большой вклад в развитие рус. книговедения. Вл а...Советский философский словарь
  38. фёдоровФДОРОВ Николай Федорович российский религиозный мыслительутопист. Высшая цель Федорова воскрешение предков отцов путь к которому лежит через регуляцию природы средств...Современная энциклопедия
  39. фёдоровФДОРОВ Сергей Петрович хирург создатель научной школы основоположник урологии в России. Труды по хирургии желчных путей нейрохирургии и др. Одним из первых в отечестве...Современная энциклопедия
  40. федоровФЕДОРОВ Владимир Павлович летчикиспытатель. Испытания первого ракетопланера с жидкостным ракетным двигателем РП поршневых истребителей КБ П. О. Сухого ряда экспериментал...Современный энциклопедический словарь
  41. федоровФЕДОРОВ Владимир Григорьевич конструктор автоматического стрелкового оружия генераллейтенант инженернотехнической службы Герой Труда . Автор первого русского сочинения ...Современный энциклопедический словарь
  42. федоровФЕДОРОВ Борис Григорьевич р . российский государственный деятель. С в Госбанке СССР. С на научной работе. В июледекабре министр финансов РСФСР. В руководитель управл...Современный энциклопедический словарь
  43. федоровФЕДОРОВ Николай Васильевич р . российский государственный деятель президент Чувашской Республики . С старший преподаватель Чувашского государственного университета. В ...Современный энциклопедический словарь
  44. федоровФЕДОРОВ Иван Евграфович р . летчикиспытатель полковник Герой Советского Союза . Участник войны в Испании боев на р. ХалхинГол советскофинляндской и Великой Отечественной...Современный энциклопедический словарь
  45. федоровФЕДОРОВ Андрей Александрович российский ботаник членкорреспондент АН СССР . Брат А. А. Федорова. Труды по систематике и географии цветковых растений....Современный энциклопедический словарь
  46. федоровФЕДОРОВ Александр Александрович российский ботаник членкорреспондент АН СССР . Брат А. А. Федорова. Труды по систематике и морфологии цветковых растений ботаническому ре...Современный энциклопедический словарь
  47. федоровФЕДОРОВ Евграф Евграфович российский климатолог членкорреспондент АН СССР . Сын Е. С. Федорова. Разработал основы комплексной климатологии....Современный энциклопедический словарь
  48. федоровФЕДОРОВ Василий Дмитриевич русский поэт. Поэма Проданная Венера сборники гражданской и интимной лирики Третьи петухи Седьмое небо Стихи . Государственная премия СССР ...Современный энциклопедический словарь
  49. федоровФЕДОРОВ Евграф Степанович российский ученый один из основоположников современной структурной кристаллографии и минералогии создатель научной школы академик Российской АН...Современный энциклопедический словарь
  50. федоровФЕДОРОВ Иван ок . основатель книгопечатания в России и на Украине. В в Москве совместно с П. Мстиславцем выпустил первую русскую датированную печатную книгу Апостол. По...Современный энциклопедический словарь
  51. федоровФЕДОРОВ Сергей Петрович российский хирург создатель научной школы основоположник отечественной урологии заслуженный деятель науки . Труды по хирургии желчных путей нейро...Современный энциклопедический словарь
  52. федоровФЕДОРОВ Святослав Николаевич р . российский офтальмолог членкорреспондент РАН членкорреспондент АН СССР с членкорреспондент Российской АМН Герой Социалистического Тру...Современный энциклопедический словарь
  53. федоровФЕДОРОВ Сергей Викторович р . российский спортсмен хоккей с шайбой. Нападающий ЦСКА клуба Национальной хоккейной лиги Детройт Ред Уингз с . Один из самых техничных и ре...Современный энциклопедический словарь
  54. федоровФЕДОРОВ Евгений Александрович русский писатель. История Урала в романах и повестях трилогия Каменный пояс рассказы очерки....Современный энциклопедический словарь
  55. федоровФЕДОРОВ Николай Федорович российский религиозный мыслительутопист выдвинул проект всеобщего воскрешения умерших отцов и преодоления смерти средствами современной науки Ф...Современный энциклопедический словарь
  56. федоровФЕДОРОВ Иван Петрович боярин влиятельный член правительства в сер. в. конюший с один из руководителей земской Боярской думы с . Выступил против опричнины. Обвинен в ...Современный энциклопедический словарь
  57. федоровФЕДОРОВ Алексей Федорович р . один из руководителей партизанского движения в Великую Отечественную войну дважды Герой Советского Союза генералмайор . С й секретарь Че...Современный энциклопедический словарь
  58. федоровФЕДОРОВ Геннадий Александрович коми писатель. Тема труда в повестях В дни войны Багульник романе Зарница рассказах пьесах историкореволюционном романе Когда наступает...Современный энциклопедический словарь
  59. федоровФЕДОРОВ Евгений Константинович российский геофизик академик АН СССР Герой Советского Союза . В научный сотрудник первой дрейфующей станции Северный полюс. С первый ди...Современный энциклопедический словарь
  60. федоровФЕДОРОВ Константин Николаевич российский ученый членкорреспондент АН СССР . Основные труды по экспериментальной физике океана и космической океанологии....Современный энциклопедический словарь
  61. федоровФЕДОРОВ Сергей Филиппович геолог членкорреспондент АН СССР . Труды по геологии нефти. Государственная премия СССР ....Современный энциклопедический словарь
  62. федоровФЕДОРОВ Сергей Васильевич Герой Социалистического Труда полный кавалер ордена Славы . В Великую Отечественную войну лейтенант командир взвода разведэскадрона гвардейс...Современный энциклопедический словарь
  63. федоровФЕДОРОВ Евгений Петрович дважды Герой Советского Союза генералмайор авиации . В советскофинляндскую войну в дальнебомбардировочной авиации боевых вылета. В Великую От...Современный энциклопедический словарь
  64. федоровФедорович засновник книгодрукування в Рос в Укран разом з П. Мстиславцем керував державною друкарнею в Москв де вийшли Апостолem Часовникem утк з Москви через пересл...Універсальний словник-енциклопедія
  65. федоровФедорович ван засновник книгодрукування в Рос в Укран разом з П. Мстиславцем керував державною друкарнею в Москв де вийшли Апостол Часовник утк з Москви через пересл...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  66. федоровФДОРОВ Николай Фдорович [ . Москва] рус.em мыслительутопист представитель рус.em космизма. В библиотекарь Румянцевского музея. Внс большой вклад в развитие рус.em книг...Философская энциклопедия
  67. федоровдив. Федоров Микола Федорович...Філософський енциклопедичний словник
  68. федоровОвод Евро Евр Древо Одер Дефо Дер Вор Рев Реф Ров Вод Федор Форд Форо Фред Верд Ведро Феод Федоров Род Одр Вред Двор...Электронный словарь анаграмм русского языка
  69. федоровнаст. имя и фам. Федор Августович Ниман рос. гобоист дирижер композитор педагог. Засл. деят. искв РСФСР . Артист орк. Мариинского тра....Энциклопедический словарь псевдонимов
  70. федоровЕвграф Степанович известный минералог и кристаллограф род. в г. образование получил во й спб. военной гимназии. Затем Ф. два года слушал курс на химическом отделении СП...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  71. федоровФЕДОРОВ Николай Федорович рус. религиозный мыслитель представитель рус. космизма автор уникальных идей Общего дела попытка реализации крых оказала огромное влияние на к...Энциклопедия Культурология XX век