Энциклопедия культурологии

ТАРЕЕВ

Тареев
Михаил Михайлович (7 ноября 1866 — июнь 1934) — русский религиозный философ и богослов. Профессор Московской духовной академии (1902-18); в 1918-27 гг. преподавал философию и политическую экономию в Ярославском юридическом институте (б. Демидовский лицей). Загорской военно-электротехнической Академии н др. Религиозная философия Т. по своему характеру соотносима с теологией раннего протестантизма, со стилем мысли инициаторов Реформации. Как и последние, Т. резко критически относится к тому синтезу христианства с мирскими элементами жизни и идеалистической философской спекуляцией, который был впервые выработан в Средние века и затем удержан в универсализме католического типа. С точки зрения Т., «христианское государство», «христианская семья», «христианская культура» суть в корне ложные идеи, попытка реализовать которые приводит к извращению религиозных принципов их недолжной материализацией: взаимное приспособление «естественного» к «духовному» рисуется Т. как картина насилия и лжи на практике, абстрактного примиренчества в теории. Это делает Т. противником универсалистских утопий теократии в духе Вл. Соловьева. Идеал Т. — «христианская свобода», в рамках которой мирское и религиозное взаимно отделены друг от друга, соприкасаясь лишь в «глубине человеческой души» (см. «Основы христианства», т. 4, Сергиев Посад, 1908, с. 406-407). Развивая эту мысль, Т. подчас приходит к утверждениям, парадоксальным для конфессионального мыслителя («Если бы удалось внушить Евангелие кому-нибудь с детства, с первых дней сознания воспитать его в истинном христианстве, то ведь это вырос бы жалкий уродец, никому и ни иачто не годный...», — там же, с. 128). В своей защите прав естественной жизни перед лицом религии Т. иногда приближается к Розанову, однако решительно отвергает его требование религиозного освящения семьи; по мнению Т., стихию семьи и пола (как и стихию государственности) необходимо всецело освободить от «культа» и предоставить «культуре».Восставая против традиционного «аскетико-снмволического» примирения религии и жизни, Т. не снимает проблему высшего единства, но предоставляет ее чисто жизненному решению, для которого не может быть какого-либо априорного теоретического рецепта. Трагизм и достоинство положения христианина в современном мире состоит, по Т., в том, что он принимает на себя полную ответственность за обе исторически разошедшиеся в своих путях традиции — церковно-релнпюзную и секулярно-культурную — и, не утешая себя их фальшивым примирением, стремится на свой страх и риск соединить оба начала в личностном действии. При этом в обоих случаях — как естественной, так и духовной жизни — дело идет о «жизни», т. е. не о теории, а о практике, не об истине, а о действительности, не о разуме, а о страсти. Мышление, которое отваживается соединить оба начала через возможно более четкое их противопоставление, должно смотреть на жизнь не извне, а изнутри. Т. подчеркнуто избегает традиционных форм рационалистической идеалистической спекуляции и с холодной лояльностью относится к ортодоксальному догматическому богословию. «Между евангельским образом Христа и нашими понятиями стоит апостольско-патристическое догматическое учение, которое заслоняет от нас простоту евангельской истины...» (там же, т. 1, Сергиев Посад, 1908, с. 7). Т. стремится подойти к содержанию христианства не через платоническую спекуляцию (как Соловьев и особенно Флоренский), но через «человечески-историческую» реальность, понимая «историю» как единократное «свершение» — в смысле близком к выработанной впоследствии диалектической теологией категории «Geschichte». В целом самобытная и чуждая философских притязаний мысль Т. предвосхитила целый ряд тенденций философии жизни, религиозного экзистенциализма и диалектической теологии.
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь

Большой толковый словарь по культурологии..Кононенко Б.И..2003.


  1. тареевЕвгений Михайлович российский терапевт основательнаучной школы академик АМН Герой Социалистического Труда .Труды по патологии почек и печени коллагеновым болезням и др...Большой энциклопедический словарь II
  2. тареевТАРЕЕВ Евгений Михайлович терапевт основатель научной школы академик АМН СССР Герой Социалистического Труда . Труды по патологии почек и печени ревматическим заболевани...Русская энциклопедия
  3. тареевТАРЕЕВ Михаил Михайлович русский религиозный философ и богослов. Профессор Московской духовной академии . Отвергая традиционное аскетикосимволическое примирение религии ...Современный энциклопедический словарь
  4. тареевТАРЕЕВ Евгений Михайлович российский терапевт основатель научной школы академик АМН Герой Социалистического Труда . Труды по патологии почек и печени коллагеновым болез...Современный энциклопедический словарь
  5. тареевТАРЕЕВ Максим Матвеевич ноября июнь рус. религ. философ и богослов. Проф. Моск. духовной академии в преподавал философию и политич. экономию в Ярослав юридич. инте...Философская энциклопедия
  6. тареевТареев Михаил Михайлович род. г. писатель преподаватель Рижской духовной семинарии образование получил в Московской духовной академии. Главные труды Т. Искушения Богоче...Энциклопедический словарь
  7. тареевIstrongМихаил Михайлович род. г. писатель преподаватель Рижской духовной семинарии образование получил в Московской духовной академии. Главные труды Т. Искушения Богоч...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона