Энциклопедия культурологии

СВЕТОМУЗЫКА

Светомузыка
(цветомузыка) Термин, обозначающий эксперименты, связанные с синтезом музыки и абстрактных световых образов, объединенных общим художественным замыслом. С. является одним из современных воплощений идей «Искусства будущего» (гезамткунстверк) Р. Вагнера. Идея «видения музыки» была выдвинута задолго до реальных свето-музыкальных экспериментов — еще в XVIII в. Она была чисто умозрительной и собственно к искусству никакого отношения не имела. В ее основе лежала механистическая аналогия «цвет — звук» («спектр — октава», «звукоряд — цветоряд»), открытая Ньютоном. Впоследствии он понял ее ошибочность. Но вера в возможность существования такой аналогии сохранилась у его современников. Ее отстаивал ученый монах Л. Б. Кастель, выдвинувший натурфилософскую концепцию «музыки цвета», основанную на однозначном переводе определенных нот в определенные цвета. Ее поддерживали композиторы Рамо, Телеман, критиковали — Руссо, Дидро, Даламбер, Вольтер, а затем Лессинг, Гердер, Гёте, Гельмгольц. В 1742 г. обсуждению «музыки цвета» Кастеля было посвящено специальное заседание Российской академии наук. Независимо от европейских критиков российские академики пришли к четким доказательным выводам: идеи цветозвукового перевода Ньютона — Кастеля являются всего-навсего «очаровательным вздором». Свой посильный вклад внесла Россия и в реальную практику С., которая началась на рубеже XIX — XX вв. Самые первые из известных экспериментов в этой области были связаны с именами Римского-Корсакова, Скрябина, Кандинского. Идеи светомузыкального синтеза органично вписывались в позиции русского символизма, проповедовавшего «соборное искусство», идеи «всеискусства» и «искусства для всех». Пафос этих тенденций декларировал А. Блок: «Россия — молодая страна, и культура ее — синтетическая». Много было сделано в области С. в то время и на Западе, но в определенной степени популярная и там идея синтеза была подорвана господствовавшими тогда в Европе рационалистическими, позитивистскими настроениями (сошлемся хотя бы на знаменитое эссе «Degeneration» Макса Нордау, который сводил все идеи типа «гезамткунстверк» Р.Вагнера, включая и С., к вырождению и психопаталогии). Светомузыкальные эксперименты проводились и в послереволюционной России. Но судьба пионеров и пропагандистов нового искусства была трагической: часть из них (В. Кандинский, Л. Сабанеев, В. Баранов-Россине) была вынуждена эмигрировать, часть подверглась репрессиям (Л. Термен, Г. Гидони, П. Кондрацкий). Схожая судьба была и у немецких светомузыкантов — тех, кто был связан с художественной школой «Баухауз» и с гамбургской исследовательской группой «Farbe — Ton — Forschungen». Они были вынуждены прекратить свои эксперименты в начале 30-х гг. Проблему светомузыкального синтеза продолжали решать в это время в других странах — Кароль-Берар во Франции, Ф. Бентам — в Англии, Т. Вилфред — в США, Н. Мак-Ларен — в Канаде, Л. Лай — в Новой Зеландии и т. д. С. основана на равноправном синтезе музыки и красочного светоживописного материала. Новым для освоения здесь является именно светоживописный материал. На Западе это освоение осуществлялось беспрепятственно в рамках кинетического искусства, люминодинамики, оп-арта, абстрактного кино. В Советской России эти художественные направления долгое время были под запретом как проявления абстрактного искусства. Поэтому эксперименты шли, в основном, «от музыки», а визуальный ряд сводился к чистому, бесформенному цвету. Музыка считалась главным компонентом, а цвет — «добавкой» к ней. Предполагался выбор цвета на основе «научных», «объективных» закономерностей — без участия человека, с помощью электроники. По сути дела декларировалась С. «из машины». Однако такой путь был кибернетизированным рецидивом идей Кастеля и к искусству отношения не имел. Предпринимались попытки исследовать генезис С. Исходя из выводов Б. Асафьева об интонационных истоках музыки (инструментальная музыка связана с интонациями речи и других природных звучаний), С. связывали с интонациями человеческого жеста и других проявлений визуальной пластики в природе. Если музыку в связи с этим можно условно назвать «инструментальным пением», то С. — своего рода «инструментальный танец» (световая инструментальная хореография). Выяснением генезиса С. узаконивается, утверждается ее право считаться полноценным и содержательным искусством, способным существовать наравне с традиционными искусствами. Из многих западных энциклопедических справочников последних лет исчезли термины «Color musik», «Farblichtmusik», «Visual musik». Реальная практика нового искусства представлена под различными псевдонимами: «кинетического», «лазерного», «светового», «компьютерного» искусства. Запад акцентирует внимание на технологических признаках новых художественных явлений. В этих частностях теряются порою признаки общего, что мешает понять эстетическую (психологическую, гносеологическую, социальную) природу С. как нового и целостного художественного явления, могущего быть реализованным различными техническими аудиовизуальными средствами, составляющими разнородный «оркестр» нового искусства. А. Моль полагал, что в художественной культуре наступила новая эра и каждый художник теперь путем комбинирования различных аудиовизуальных средств может создавать с помощью компьютера свое новое искусство, и их число, таким образом, бесконечно (сколько художников, столько и искусств). С точки зрения ряда отечественных теоретиков, и сегодня количество искусств конечно, и все они, старые и новые, образуют целостную систему. Определенное место в ней занимает и С. На Западе введены новые термины для обозначения С. — синестетическое (см.: Синестезия) искусство, синестетический фильм. Весьма интересен опыт абстрактного кино (О. Фишингер), нефигуративной компьютерной анимации (Д. Уитней и др.). Но возможности светомузыкального синтеза не ограничены приемом слухозрительного унисона. Еще Скрябин настаивал на необходимости обращаться и к приемам слухозрительного контрапункта, слухозрительной полифонии, когда художник сознательно отказывается от «подсказок» синестезии. Слухозрительная полифония позволяет воспринимать светомузыкальное произведение как единый художественный организм, органическое целое, целостную систему, что позволяет С. избавиться от функций «дублера» музыки.
Б. Галеев

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века..В.В.Бычков.2003.


Синонимы:
цветомузыка


  1. светомузыкаж.dispersin de la luz...Большой русско-испанский словарь
  2. светомузыкаж. son et lumire m...Большой русско-французский словарь
  3. светомузыкаж.son et lumire m цветомузыка...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  4. светомузыкасинтез музыки и визуальных искусств включая архитектуру. Вего основе лежит романтическая идея сверхпроизведения в восприятиикоторого все чувства объединялись бы в эффекте...Большой энциклопедический словарь II
  5. светомузыкаСВЕТОМУЗЫКА синтез музыки и визуальных искусств включая архитектуру. В его основе лежит романтическая идея сверхпроизведения в восприятии которого все чувства объединялис...Большой энциклопедический словарь III
  6. светомузыкаСВЕТОМУЗЫКА синтез музыки и визуальных искусств включая архитектуру. В его основе лежит романтическая идея сверхпроизведения в восприятии которого все чувства объединяли...Большой Энциклопедический словарь V
  7. светомузыкацветомузыка Термин обозначающий эксперименты связанные с синтезом музыки и абстрактных световых образов объединенных общим художественным замыслом. С. является одним из с...Лексикон нонклассики
  8. светомузыкакорень СВЕТ соединительная гласная О корень МУЗЫК окончание А Основа слова СВЕТОМУЗЫКВычисленный способ образования слова Сложение основ СВЕТ соединительная гласная ...Морфемный разбор слова по составу
  9. светомузыкаНачальная форма Светомузыка единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  10. светомузыкацветомузыка англ. colour music нем. Farblichtmusik франц. musique des couleur термин применяемый для обозначения разл. рода художеств. и науч.технич. экспериментов в ...Музыкальная энциклопедия
  11. светомузыкасветомузыка ж. Исполнение музыкального произведения в сопровождении динамического цветового освещения цветомузыка....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  12. светомузыкасветомузыка светомузыка и...Орфографический словарь
  13. светомузыкаu ж цветомузыка...Орфографический словарь русского языка
  14. светомузыкаОрфографическая запись слова светомузыка Ударение в слове светомузыка Деление слова на слоги перенос слова светомузыка Фонетическая транскрипция слова светомузыка [звита...Полный фонетический разбор слов
  15. светомузыкасветомузыка иСинонимы цветомузыка...Русский орфографический словарь
  16. светомузыкасветомузыка ж.ison et lumiere фр.i...Русско-английский словарь
  17. светомузыкаlight show...Русско-английский словарь по электронике
  18. светомузыкаСвятламузыка...Русско-белорусский словарь
  19. светомузыкасвятламузыка жен.i...Русско-белорусский словарь II
  20. светомузыкацветомузыка.Синонимы цветомузыка...Русско-китайский словарь
  21. светомузыкацветомузыка яктылы тсле музыка...Русско-татарский словарь
  22. светомузыкаVrvimuusika...Русско-эстонский словарь
  23. светомузыкасветомузыка цветомузыка...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  24. светомузыкасветомузыка и Синонимы цветомузыка...Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник
  25. светомузыкасветомузыка цветомузыка Словарь русских синонимов. светомузыка сущ. колво синонимов клизмовозка скорая скорая помощь цветомузыка Словарь синонимов ASIS.В.Н. Триш...Словарь синонимов II
  26. светомузыкасветомузыка цветомузыка...Словарь синонимов
  27. светомузыкаСВЕТОМУЗЫКА синтез музыки и визуальных искусств включая архитектуру. В его основе лежит романтическая идея сверхпроизведения в восприятии которого все чувства объединялис...Современный энциклопедический словарь
  28. светомузыкаСВЕТОМУЗЫКА и ж. То же что цветомузыка. II прил. светомузыкальныйая ое....Толковый словарь Ожегова
  29. светомузыкасветомузыка светомузыка и ж. То же что цветомузыка.прил. льный ая ое....Толковый словарь русского языка II
  30. светомузыкаСВЕТОМУЗЫКА и ж. То же что цветомузыка. прилагательное светомузыкальный ая ое....Толковый словарь русского языка
  31. светомузыкаУдарение в слове светомузыкаУдарение падает на букву уБезударные гласные в слове светомузыка...Ударение и правописание
  32. светомузыкаОсык Ост Оса Омутка Омут Омск Омет Октав Окат Ока Озу Овес Мысок Мыс Мыза Мутовка Мутаз Муст Мускат Мус Мука Музыка Муза Мтс Мотка Мот Мост Москва Моск Моевка Мкс Мквт Мк...Электронный словарь анаграмм русского языка
  33. светомузыкаСВЕТОМУЗЫКА синтез музыки и визуальных искусств включая архитектуру. В его основе лежит романтическая идея сверхпроизведения в восприятии которого все чувства объединяли...Энциклопедический словарь естествознания
  34. светомузыкапрогнозируемый рядом теоретиков и художников новый синтетический вид искусства. С. относится к слухозрительным пространственновременным исквам технического комплекса Техн...Эстетика