Энциклопедия культурологии

РЖЕВСКИЙ

РЖЕВСКИЙ
(Суржевский)Леонид Денисович(1905-1986)литературовед, текстолог, писатель. Учился в Моск. пед. ин-те, защитил дис. о языке Грибоедова. Преподавал в ряде вузов, в1941— доцент; был мобилизован, раненым попал в плен, где стал членом НТС, после войны остался на Западе. Сотрудничал, а в1952-55возглавлял журнал “Грани”. В1956участвовал в сб. “Очерки большевизмоведения”. В1953-63читал курсы лит-ры и истории рус. лит. языка в Лундском унте(Швеция). В1963переехал в США, где читал лекции в Оклахом. ун-те. В1964-74работал в Нью-йоркском ун-те; выйдя в отставку, преподавал в аспирантуре Летней школы языков Норвичского ун-та. В1970публикует “Прочтенье творч. слова”, в1972— “Творец и подвиг” и “Три темы по Достоевскому”. В1975-76принимал участие в редактировании “Нового журнала”(гл. ред. Р. Гуль), издал роман “Две строчки времени”. Heзадолго до смерти Р. редактировал сб. стихов И.Елагина “Тяжелые звезды”.
Взгляды Р. сформировались под влиянием формализма, “Новой критики” и структурализма; его худож. произведения связаны со словообразованием Солженицына. Текст, по Р., является самоценным культурным феноменом, несводимым к утилитарному социологизаторству.В статье “Светофоры на путях советского языкознания”(Грани,1950, N 10)Р. отмечал ненаучность и методологии Марра(отказ от сравнит.-истор. метода, стадиальность, партийный подход), и внедискуссионность статьи Сталина.
Подробный анализ культурной ситуации в СССР дан в двух статьях Р., написанных совместно с Н.Оси-повым для “Очерков большевизмоведения”(1956). В статье “Советский язык” Р. писал, что вмешательство партии в языковую область деформировало культуру речи, превратило рус. словарь в советский. Интервенция идет по нескольким основаниям: создание новых слов и словосочетаний, замена лексич. значения слов, ликвидация речевой свободы путем редукции богатства языка к партийным шаблонам.
В статье “Советский человек” Р. анализирует социокультурную ситуацию в тоталитарном об-ве. Постоянное давление на каждого индивида, угроза доноса выработали двоемыслие. Психика советского человека состоит из области сознательного, бессознательного и “показательного”. Постоянный элемент игры в “благонадежного” присутствует в любой социокультурной практике. Игра имеет место не только у оппозиции, но и у искренне верящих властям. Это самообман, мимикрия. Тяга к знанию, твор. акт подменяются квалификацией, целесообразностью, обусловленной боязнью истины. В творчестве человек находит свою сущность, отличную от коммунистической. Здесь заложена оппозиция двух видов нравственности: официальной и тайной. Советская дрессура по созданию нового человека не удалась, т.к. он сохранил социокультурную деятельность.
В области культурологич. прочтения текста Р. исследует “связку”: структура, образная система, речевая ткань, образ автора.
В сб. “Прочтенье творч. слова”(1970)Р. противопоставляет структуру и композицию. Композиция подразумевает внешнее деление текста, структура — анализ членения и функциональной связи компонентов. Она раскрывает архитектонич. гармонию произведения, несет в себе систему образов — творч. представлений автора, данных посредством худож. слова. Речевая ткань — первообъект худож. прочтения, т.к. представляет словарь и строй языка. Эти три компонента объединяются образом автора — творч. самораскрытием художника в собственной данности. В условиях несвободы формой самораскрытия служит тайнопись, близкая по значению аллегории и символу, но в большей степени связанная с целеустремленностью замысла.
Тайнописи посвящены статьи о “Стиле и замысле “Доктора Живаго” и “Пилатов грех”(анализ булгаковского романа). Самораскрытие образа автора дано в работе об Ахмадулиной. В статье о стиле И.Бабеля Р. писал, что метафоричность языка и ирония, определяющая отношение субъекта повествования к объекту, создают авторский стиль. Две статьи Р. посвящены Солженицыну, у к-рого новаторство в культуре языка достигается посредством заимствований из словаря Даля, живой разговорной речи и собств. словотворчества. Эксперименты в области языка дают Солженицыну возможность создать повеств. конструкцию с особой разговорно-доверит. тональностью. Культурный феномен Солженицына рассмотрен в сб. статей “Творец и подвиг”(1972). В нем Р. развил темы словообразования(“Воскрешение слова”). Он также проанализировал ряд оппозиций, заложенных в романах: “В круге первом” — “два хора”: палачи и жертвы; в “Раковом корпусе” — внутр. конфликт Костоглотова и Русанова. Разбирая “Узел первый”, Р. выявил два сюжетных кольца: динамическое — Воротынцева и статическое — Самсонова; отметил смену полифонич. манеры повествования на монологич. Проанализировав книги Солженицына, Р. пришел к выводу, что его творч. манеру следует отнести к знаменат. реализму — глубинной значимости образов, рождающей параллельные ассоциации, углубляющие прочитанное.
Посмертно опубликованный сб. “К вершинам творческого слова”(1990)составлен самим Р. Он включает статьи о рус., советской и эмигрантской культуре. Ряд очерков посвящен анализу творчества Пушкина, Л. Толстого, Чехова, И. Елагина, Кленовского. В сб. вошла брошюра “Три темы по Достоевскому”, включена статья, выявляющая общую культурную проблематику в творчестве Достоевского и Пушкина.
В худож. произведениях Р. показана социокультурная ситуация в СССР и эмиграция через пограничные ситуации, переживаемые героями.

Соч.:Между двух звезд. Нью-Йорк, 1953; Прочтенье творческого слова. Нью-Йорк, 1970; Две строчки времени: Роман. Франкфурт на Майне, 1976; Мотив жалости в поэтике Достоевского // Грани. Франкфурт на Майне, 1986. № 142.

Лит.:Брейтбарт Е. Радость творч. слова // Грани. Франкфурт на Майне, 1986. № 142; Синкевич В. Посмертная книга Леонида Ржевского // Грани. 1991. № 159. — Рец. на кн.: Ржевский Л. К вершинам творческого слова. Изд. Норвичского ун-та. 1990. 170 с.

А.В. Мартынов

Культурология. XX век. Энциклопедия.1998.

Ржевский
Леонид Денисович Ржéвский (Суржевский)(1905-1986)
литературовед, текстолог, писатель. Учился в Моск. пед. ин-те, защитил дис. о языке Грибоедова. Преподавал в ряде вузов, в 1941 — доцент; был мобилизован, раненым попал в плен, где стал членом НТС, после войны остался на Западе. Сотрудничал, а в 1952-55 возглавлял журнал “Грани”. В 1956 участвовал в сб. “Очерки большевизмоведения”. В 1953-63 читал курсы лит-ры и истории рус. лит. языка в Лундском ун-те (Швеция). В 1963 переехал в США, где читал лекции в Оклахом. ун-те. В 1964-74 работал в Нью-йоркском ун-те; выйдя в отставку, преподавал в аспирантуре Летней школы языков Норвичского ун-та. В 1970 публикует “Прочтенье творч. слова”, в 1972 — “Творец и подвиг” и “Три темы по Достоевскому”. В 1975-76 принимал участие в редактировании “Нового журнала” (гл. ред. Р. Гуль), издал роман “Две строчки времени”. Heзадолго до смерти Р. редактировал сб. стихов И. Елагина “Тяжелые звезды”.
Взгляды Р. сформировались под влиянием формализма, “Новой критики” и Структурализма; его худож. произведения связаны со словообразованием Солженицына. Текст, по Р., является самоценным культурным феноменом, несводимым к утилитарному социологизаторству. В статье “Светофоры на путях советского языкознания” (Грани, 1950, N 10) Р. отмечал ненаучность и методологии Марра (отказ от сравнит.-истор. метода, стадиальность, партийный подход), и внедискуссионность статьи Сталина.
Подробный анализ культурной ситуации в СССР дан в двух статьях Р., написанных совместно с Н.Осиповым для “Очерков большевизмоведения” (1956). В статье “Советский язык” Р. писал, что вмешательство партии в языковую область деформировало культуру речи, превратило рус. словарь в советский. Интервенция идет по нескольким основаниям: создание новых слов и словосочетаний, замена лексич. значения слов, ликвидация речевой свободы путем редукции богатства языка к партийным шаблонам.
В статье “Советский человек” Р. анализирует социокультурную ситуацию в тоталитарном об-ве. Постоянное давление на каждого индивида, угроза доноса выработали двоемыслие. Психика советского человека состоит из области сознательного, бессознательного и “показательного”. Постоянный элемент игры в “благонадежного” присутствует в любой социокультурной практике. Игра имеет место не только у оппозиции, но и у искренне верящих властям. Это самообман, мимикрия. Тяга к знанию, твор. акт подменяются квалификацией, целесообразностью, обусловленной боязнью истины. В творчестве человек находит свою сущность, отличную от коммунистической. Здесь заложена оппозиция двух видов нравственности: официальной и тайной. Советская дрессура по созданию нового человека не удалась, т.к. он сохранил социокультурную деятельность.
В области культурологич. прочтения текста Р. исследует “связку”: структура, образная система, речевая ткань, образ автора.
В сб. “Прочтенье творч. слова” (1970) Р. противопоставляет структуру и композицию. Композиция подразумевает внешнее деление текста, структура — анализ членения и функциональной связи компонентов. Она раскрывает архитектонич. гармонию произведения, несет в себе систему образов — творч. представлений автора, данных посредством худож. слова. Речевая ткань — первообъект худож. прочтения, т.к. представляет словарь и строй языка. Эти три компонента объединяются образом автора — творч. самораскрытием художника в собственной данности. В условиях несвободы формой самораскрытия служит тайнопись, близкая по значению аллегории и Символу, но в большей степени связанная с целеустремленностью замысла.
Тайнописи посвящены статьи о “Стиле и замысле “Доктора Живаго” и “Пилатов грех” (анализ булгаковского романа). Самораскрытие образа автора дано в работе об Ахмадулиной. В статье о стиле И. Бабеля Р. писал, что метафоричность языка и ирония, определяющая отношение субъекта повествования к объекту, создают авторский стиль. Две статьи Р. посвящены Солженицыну, у к-рого новаторство в культуре языка достигается посредством заимствований из словаря Даля, живой разговорной речи и собств. словотворчества. Эксперименты в области языка дают Солженицыну возможность создать повеств. конструкцию с особой разговорно-доверит. тональностью. Культурный феномен Солженицына рассмотрен в сб. статей “Творец и подвиг” (1972). В нем Р. развил темы словообразования (“Воскрешение слова”). Он также проанализировал ряд оппозиций, заложенных в романах: “В круге первом” — “два хора”: палачи и жертвы; в “Раковом корпусе” — внутр. конфликт Костоглотова и Русанова. Разбирая “Узел первый”, Р. выявил два сюжетных кольца: динамическое — Воротынцева и статическое — Самсонова; отметил смену полифонич. манеры повествования на монологич. Проанализировав книги Солженицына, Р. пришел к выводу, что его творч. манеру следует отнести к знаменат. реализму — глубинной значимости образов, рождающей параллельные ассоциации, углубляющие прочитанное.
Посмертно опубликованный сб. “К вершинам творческого слова” (1990) составлен самим Р. Он включает статьи о рус., советской и эмигрантской культуре. Ряд очерков посвящен анализу творчества Пушкина, Л. Толстого, Чехова, И. Елагина, Кленовского. В сб. вошла брошюра “Три темы по Достоевскому”, включена статья, выявляющая общую культурную проблематику в творчестве Достоевского и Пушкина.
В худож. произведениях Р. показана социокультурная ситуация в СССР и эмиграция через пограничные ситуации, переживаемые героями.
Соч.: Между двух звезд. Нью-Йорк, 1953; Прочтенье творческого слова. Нью-Йорк, 1970; Две строчки времени: Роман. Франкфурт-на-Майне, 1976; Мотив жалости в поэтике Достоевского // Грани. Франкфурт-на-Майне, 1986. № 142.
Лит.: Брейтбарт Е. Радость творч. слова // Грани. Франкфурт-на-Майне, 1986. № 142; Синкевич В. Посмертная книга Леонида Ржевского // Грани. 1991. № 159. — Рец. на кн.: Ржевский Л. К вершинам творческого слова. Изд. Норвичского ун-та. 1990. 170 с.
А.В. Мартынов.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Большой толковый словарь по культурологии..Кононенко Б.И..2003.


  1. ржевскийРЖЕВСКИЙ Владимир Васильевич [р. . с. ВоронцовоАлександровское ныне г. Зеленокумск Ставропольского края] советский учный в области горного дела чл.корр. АН СССР . Чл. КПС...Большая советская энциклопедия
  2. ржевскийАлексей Андреевич русский поэт драматург. Элегиибасни в стансах мотивы неразделенной любви суеты земного. Трагедии вт. ч. Подложный Смердий опубликована ....Большой энциклопедический словарь II
  3. ржевскийРЖЕВСКИЙ Алексей Андреевич популярный в XVIII в. лирический поэт член Российской академии видный масон. Происходил из старинного дворянского рода. Его кратковременная л...Литературная энциклопедия
  4. ржевскийАлексей Андреевич [] популярный в XVIII в. лирический поэт член Российской академии видный масон. Происходил из старинного дворянского рода. Его кратковременная литератур...Литературная энциклопедия II
  5. ржевскийРЖЕВСКИЙ Алексей Андреевич популярный в XVIII в. лирический поэт член Российской академии видный масон. Происходил из старинного дворянского рода. Его кратковременная л...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  6. ржевскийНачальная форма Ржевский винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор прилагательных
  7. ржевскийржевский ржевский от Ржев...Орфографический словарь
  8. ржевскийОрфографическая запись слова ржевский Ударение в слове ржевский Деление слова на слоги перенос слова ржевский Фонетическая транскрипция слова ржевский [ржэфск] Характери...Полный фонетический разбор слов
  9. ржевскийРЖЕВСКИЙ Владимир Васильевич учный в области горного дела академик РАН . Труды по открытой разработке месторождений физике горных пород. Государственная премия СССР .Ист...Русская энциклопедия
  10. ржевскийржевский от Ржевem...Русский орфографический словарь
  11. ржевскийРАЖЕДИНОВ РЖАВСКИЙ РЖАВЫЙ РЖАЕДИНОВ РЖЕВИТИН РЖЕВИТИНОВ РЖЕВСКИЙИменования на итин от названий городов в данном случаеа от Ржев были часты в XVXVIIавв. сыновья получили о...Словарь фамилий
  12. ржевскийРЖЕВСКИЙ Владимир Васильевич российский ученый академик РАН академик АН СССР с . Труды по открытой разработке месторождений физике горных пород. Государственная премия ...Современный энциклопедический словарь
  13. ржевскийРЖЕВСКИЙ Алексей Андреевич русский поэт драматург. Элегии басни в стансах мотивы неразделенной любви суеты земного. Трагедии в т. ч. Подложный Смердий опубликована ....Современный энциклопедический словарь
  14. ржевскийУдарение в слове ржевскийУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове ржевский...Ударение и правописание
  15. ржевскийРей Реж Рев Кси Рейс Ржев Ржевский Рик Рис Риск Свежий Крис Сев Севр Серв Киев Кивер Кейс Кейв Иск Икс Ижевск Иже Жск Жир Серж Ейск Ежик Еврик Евр Все Вис Вие Вжик Веский...Электронный словарь анаграмм русского языка
  16. ржевскийРЖЕВСКИЙ Суржевский Леонид Денисович литературовед текстолог писатель. Учился в Моск. пед. инте защитил дис. о языке Грибоедова. Преподавал в ряде вузов в доцент был ...Энциклопедия Культурология XX век