Энциклопедия культурологии

НОВЫЙ ЗАВЕТ

Новый Завет
(греч.,лат.Novum Testamentum) — комплекс религиозных сочинений, прибавленных христианами к иудаистской Библии (обозначаемой в христианстве как Ветхий Завет) и составляющих вместе с последней христианскую Библию.
Терминberit hahadas(«новый союз» - между Богом и человеком) встречается в Ветхом Завете (Иер. 31:31); затем он служил самоназванием сектантской «кумранской» общины. Мысль о том, что Бог заново заключит союз с людьми (и не с отдельным избранником или избранным народом, но со всем человечеством) на основе их более духовного служения, возникла в эсхатологических чаяниях иудаизма. Христианство выступило с вестью о том , что «новый союз» Бога с человечеством осуществлен в результате примирительной миссии и свободной жертвы Христа (ср. Лк. 22:20). Для традиционной религиозности слово «новый» может быть наделено только негативным смыслом — здесь официальный иудаизм и греко-римское язычество были едины [критик христианства Келье (V, 25) хвалит иудеев за то, что они, в противоположность христианам, «соблюдая богослужение, унаследованное от отцов, поступают подобно прочим людям»]. Молодое христианство ввело это слово в обозначение своего «писания» и вложило в него свои высшие устремления и надежды, окрашенные пафосом эсхатологического историзма (ср. G. Quispel, Zeit und Geschichte im antiken Christentum, Eranos-Jahrbuch 20, 1951, S. 128 и ел.); члены христианских общин чаяли космического обновления и сами чувствовали себя «новыми людьми» (2 Кор. 5:17). При этом речь идет не только о динамическом реформаторстве, но именно об историзме, ибо взаимоотношения Бога и человека оказались соотнесенными с мистически понятой идеей развития, эволюции, получили временное измерение (ср.Рим. 1-7 и др., где многократно подчеркивается, что Моисеев закон возник во времени и во времени же отменяется).
Противоречия и единство Н. 3. В Н. 3. объединены тексты различных авторов и различных эпох — от середины I в. до середины II в.; отбор канона из огромного материала раннехристианской литературы продолжался еще несколько столетий и окончательно завершился лишь ко 2-й пол. IV в. Естественно, что Н. 3. кажется полным противоречий. Так, если послания апостола Павла развивают своеобразную концепцию спасения только через веру, резко противопоставленную идее религиозной заслуги через исполнение обрядов или иные «дела» (см., напр., Рим. 4:2-4; 11:6: «Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью»), то в «Соборном послании ап. Иакова» мы встречаем прямую полемику с Павлом: «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?» (2:24). Здесь даются две различные модели религиозности: первая получила реализацию в протестантизме («спасение единой верой» Лютера, диалектическая теология), вторая — в юридическом рационализме католицизма. «Апокалипсис» и послания Павла дают различные типы отношения к социальной действительности Римской империи, намечающие две противоположные линии, проходящие через всю историю христианства: религиозно окрашенное бунтарство многих средневековых ересей, левого крыла Реформации и т. п. и социально-политический консерватизм официальных церквей.
Однако противоречия не отменяют внутреннего единства Н. 3. как выражения определенного мировоззренческого стиля. Это единство — в общей атмосфере напряженного эсхатологизма, парадоксализма и личностного психологизма. Парадоксализм Н. 3., одинаково характерный для мышления таких несходных между собой религиозных писателей, как автор «Апокалипсиса» и авторы «Посланий ап. Павла», имеет принципиальный характер и вытекает не только из обычного для религии недоверия к рационализму, но и из переживания кризисной исторической диалектики, принуждающей человека к радикальной переоценке ценностей (см., напр., 1 Кор. 1:21,26-28). Все традиционные «естественные» оценки подвергнуты сомнению: человек сильнее всего тогда, когда он доходит до предела в лишениях и отчаянии, ибо только тогда вступает в действие «благодать», раскрывающаяся в кризисных психологических ситуациях (напр., 2 Кор. 12). Символ этого кризиса — смерть и возрождение: «святой», по Н. 3., уже здесь, на земле, живет как бы по ту сторону смерти: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?» (Рим. 6:3-4). Поэтому центральная весть Н. 3. — крестная смерть и воскресение Бога, коррелятом чему служат муки и воскресение верующих, понимаемые в буквальном смысле, но одновременно как символ психологического процесса обновления в земной жизни. Высокая оценка страдания (ср. Ин. 16:20-21) вообще характерна для христианства на всех его этапах, но позднее она приобретает более рационалистический характер аскезы, восходящей скорее к греческой философии, нежели к Н. 3. (ср./ Leipoldt, Griechische Philosophic und fruhchristliche Askese, В., 1961). В Н. 3. отчаяние понимается не столько как «умерщвление плоти», сколько как мучительное переживание антиномичности космических процессов и собственной души (ср. Рим. 7:19: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю»). При этом элементы диалектики в Н. 3. лишены того онтологического характера, который они приобретают в патристике; это этическая диалектика, поданная в символика-мифической форме.
Миф в Н. 3. Характеристика новозаветного повествования как мифологического не стоит ни в какой зависимости от вопроса об историчности Иисуса Христа, апостолов и т. п.; мы имеем здесь дело с мифологией постольку, поскольку конститутивной чертой Н. 3. является непосредственное отождествление реального и смыслового, однократного и «вечного». Однако мифология Нового Завета не изоморфна языческим мифологиям, складывавшимся еще в эпоху общинно-родовой формации. В свое время большим достижением библейской критики было то, что она сумела разложить топику (т. е. набор мотивов) новозаветного мифа на заимствования из языческих мифов (страждущий, умирающий и воскресающий бог растительности, тотемистическое животное как объект евхаристической трапезы и т. п.). Но топика еще не объясняет структуры: элементы языческой топики, из которых складывается новозаветный миф, получают в его структуре смысл, прямо противоположный их первоначальному значению. Достаточно сравнить свободную жертву Христа с аналогичным актом любого натуралистического бога-страдальца (Осириса, Аттиса, Таммуза, Диониса и т. п.), чтобы понять эту разницу между двумя мифологиями: языческий бог со своими «страстями» и воскресением вплетен в безличностный круговорот природы и сознательный выбор между приятием и неприятием своей участи для него немыслим, в то время как в новозаветном мифе в центре стоит проблема личностного выбора со всеми своими этико-психологическими атрибутами («моление о чаше»). Акцент переносится с объективистски-безразличного «факта» страстей бога на свободный акт его воли, иначе говоря, с природных процессов — на этические. На место космологизма, определявшего античное мировоззрение в его идеалистических и материалистических, мифологических и научных формах, ставится принципиальный антропоцентризм (термины «космос» и «зон» употребляются в Н. 3., как правило, в обесценивающем смысле). Н. 3. в мифологической форме преодолевает эту внеличностность (индивидуальная человеческая душа в ее неповторимости с точки зрения Н. 3. есть большая ценность, чем все вещественные, интеллигибельные и социальные космосы, вместе взятые).
С этим связано и другое. Языческий миф принципиально внеисторичен и отражает ритм природы с ее «вечными возвращениями»; иудаистский миф ближе к христианскому мистическому историзму, но оперирует преимущественно с отдаленным прошлым или отдаленным будущим; христианский миф есть миф истории по преимуществу и притом истории актуальной. На место характерной для греческого язычества (как в мифологическом, так и в философском его оформлении) циклической концепции развития ставится концепция прямолинейного движения (евр.9:25-28; 1 Пет. 3:18; ср. слова Августина, «О граде Божьем», XII, 14: «Христос один раз умер за грехи наши... по кругу же блуждают нечестивцы... ибо таков путь их заблуждения»). Тот факт, что главный герой Н. 3. максимально приближен хронологически, что сам миф дан в форме исторической биографии со всевозможными прозаическими подробностями римской действительности, вроде переписи населения при Августе, присутствия римского прокуратора и т. п., выражает целый переворот в мифотворческих установках. Наряду с мифической символикой, экзальтированной торжественностью и т. п., новозаветное повествование пестрит снижающими подробностями, которые в подлиннике резко подчеркнуты вульгарной греческой лексикой; эти снижающие подробности — важнейшие интегрирующие моменты новозаветного мифа, структура которого строится на контрастном единстве, на парадоксальном отождествлении «высокого» (мифо-лого-теологического) и «низкого» (историко-бытового) планов, на неожиданном «узнавании» одного в другом, что достигает кульминации в своем центральном пункте — изображении крестной смерти Христа. С одной стороны, это самая низменная из всех мыслимых казней и притом будничное зрелище для жителя Римской империи, с другой стороны, — именно это оказывается высочайшей мистерией, каждый момент которой совершается «во исполнение написанного». Миф внедряется в историю, оказывается приписанным к определенным историческим датам и географическим пунктам; то единство человеческой жизни и универсально-всеобщего бытия, которое в языческой мифологии мыслилось само собой разумеющимся и затем распалось с ростом абстракции, отыскивается заново, причем на этот раз с абсолютом связывается не только вневременная, «вечная» сфера человеческого бытия, но и специально историческая сторона жизни человека. В этом смысле в Н. 3. уже заложены христологические искания патристики V-VII вв. с ее проблематикой снятия дуализма, хотя, разумеется, вычитывать из Н. 3. христологическую догматику в готовом виде может только консервативно-теологическая экзегеза.
Таким образом, в НЗ элементы языческого мифа, как и различных идеологических систем позднеантичного мира, идейные и даже терминологические заимствования из вульгарной греческой философии стоико-кинического направления, из языческой синкретической мистики, магизма и мистериальных учений, из иудейской экзегетики, из обихода сект типа «кумранской» и т. п. приобретают новое смысловое единство.
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь

Большой толковый словарь по культурологии..Кононенко Б.И..2003.


  1. новый заветкниги ранних христиан возникшие как дополнение и переосмысление Библии с позиций христианской секты в иудаизме. Канонические книги Н.з. согласно церковной традиции включа...Античный мир. Словарь-справочник
  2. новый заветчасть Библии почитаемая в качестве св. писания христианами. Название Н. з. связано с учением о новом договоре др.рус. завет договор бога с людьми через Иисуса Христа. Сос...Атеистический словарь
  3. новый заветчасть Библии почитаемая в качестве св. писания христианами. Название Н. з. связано с учением о новом договоре др.рус. завет договор бога с людьми через Иисуса Христа. Со...Атеистический словарь II
  4. новый заветНовый Завет см. Библия....Библейская энциклопедия Брокгауза
  5. новый заветНовый Завет Иер. Мат. Мар. Лук. Кор. Кор. Евр. последний окончательный завет Бога с людьми в искупительной Жертве Крови Господа нашего Иисуса Христа заключенный к...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  6. новый заветНОВЫЙ ЗАВЕТ вторая христианская часть Библии см. в ст. Библия....Большая советская энциклопедия
  7. новый заветвторая христианская часть Библии см. в ст. Библия....Большая Советская энциклопедия II
  8. новый заветвторая христианская часть Библии. Датируется скорее всегой пол. нач. вв....Большой энциклопедический словарь II
  9. новый заветНОВЫЙ ЗАВЕТ вторая христианская часть Библии. Датируется скорее всего й пол. нач. вв....Большой энциклопедический словарь III
  10. новый заветНОВЫЙ ЗАВЕТ вторая христианская часть Библии. Датируется скорее всего й пол. нач. вв....Большой Энциклопедический словарь V
  11. новый заветчасть библии почитаемой только христианами. Н. з. включает четыре евангелия Деяния апостоловem Послание апостоловem и Откровения Иоаннаem или Апокалипсис. Н. з. написан ...Древний мир. Энциклопедический словарь
  12. новый заветчасть библии почитаемой только христианами. Н. з. включает четыре евангелия Деяния апостолов Послание апостолов и Откровения Иоанна или Апокалипсис. Н. з. написан на гре...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  13. новый заветНовый Завет см. в статье Библия....Исторический словарь
  14. новый заветявляется самым выдающимся памятником раннехристианской литературы составившим вторую часть Библии. Объединение священных книг под заглавием Ветхий Завет и Новый Завет при...Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь
  15. новый заветКультовая команда занимающая особое место на российской металлической сцене наряду с такими монстрами как Ария Мастер. Черный Обелиск. Новый Завет это как бы логичное пр...Малая энциклопедия русского рока
  16. новый заветНачальная форма Новый завет винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  17. новый заветНовый Завет Новый Завет...Орфографический словарь
  18. новый завет...Орфографический словарь русского языка
  19. новый заветвторая часть Библии состоящая из книг четырех евангелистов от Матфея Марка Луки и Иоанна деяний апостолов и апокалипсиса. Это канонические книги христиан. В книгах расска...Основы духовной культуры
  20. новый завет. Вторая часть Библии. Совокупность канонических священных текстов основу которых составляет Четвероевангелие Евангелия от Матфея Марка Луки и Иоанна и дополнения к нему...Основы православной культуры
  21. новый заветчасть Библии в которой содержится описание жизни Иисуса Христа его проповеди. Состоит из книг четыре Евангелия деяния Апостолов послание апостолов Откровение Иоанна Бог...Отечественная история в терминах и понятиях
  22. новый заветОрфографическая запись слова новый завет Ударение в слове Новый Завет Деление слова на слоги перенос слова новый завет Фонетическая транскрипция слова новый завет [новзв...Полный фонетический разбор слов
  23. новый заветвторая часть Библии собрание священных книг в которых излагается вся история возникновения Христианской Церкви а также основы ее вероучения и составляющих собственно новы...Православный энциклопедический словарь
  24. новый заветчасть Библии почитаемая наряду с Ветхим Заветом в качестве Священного Писания христианами. Состоит из книг Евангелия Деяния апостолов Послание апостолов Откровение св....Религиоведческий словарь
  25. новый заветОсновной наряду с Ветхим Заветом литературный источник христианства. В Новый Завет входит в последовательности канонизации церковью Евангелия Деяния апостолов послание а...Религиозные термины
  26. новый заветНОВЫЙ ЗАВЕТ Важнейшее христианское понятие определяющее окончательный союз или договор слав. завет Бога с людьми. Термин новый указывает на сознательное противопоставле...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  27. новый заветНовый Завет...Русский орфографический словарь
  28. новый заветНовый Заве...Русско-ивритский словарь
  29. новый заветжаа сиет...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  30. новый заветрел o Novo Testamento...Русско-португальский словарь
  31. новый заветNov zkon...Русско-чешский словарь
  32. новый заветкорпус религиозных текстов созданных христианством в процессе его становления и официально одобр. христианской церковью. Он включает повествовательные книги Евангелия от ...Словарь античности
  33. новый заветвторая христианская часть Библии. Датируется скорее всего второй половиной го началом II веков....Словарь исторических терминов
  34. новый заветчасть Библии излагающая жизнеописание Иисуса Христа а также содержание его проповедей и др. основы христианского вероучения название выражает идею нового договора завета ...Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству
  35. новый заветназвание данное христ. богословами христ. части Библии составленной якобы учениками Христа и их последователями и признаваемой только христ. церковью для отличия от Ветхо...Советская историческая энциклопедия
  36. новый заветНОВЫЙ ЗАВЕТ смотри в статье Библия....Современная энциклопедия
  37. новый заветНОВЫЙ ЗАВЕТ вторая христианская часть Библии. Датируется скорее всего й пол. нач. вв....Современный энциклопедический словарь
  38. новый заветCovenant the New. Впервые о новом завете сказано у Иеремии в пророчестве о великом искупительном деянии крое совершит Бог Иер . По сути дела пророчество Иеремии о новом з...Теологический энциклопедический словарь
  39. новый заветУдарение в слове Новый ЗаветУдарение падает на буквы оеБезударные гласные в слове Новый Завет...Ударение и правописание
  40. новый заветНОВЫЙ ЗАВЕТ греч. лат. Novum Testamentum комплекс религ. сочинений прибавленных христианами к иудаистской Библии обозначаемой в христианстве как Ветхий завет и состав...Философская энциклопедия
  41. новый заветгреч. лат. Novum Testamentum комплекс религ. сочинений прибавленных христианами к иудаистской Библии обозначаемой в христианстве как Ветхий завет и составляющих вмест...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  42. новый заветНовый Завет богословский термин который подобно Ветхому Заветуi см. заключает в себе двоякое понятие означая договор между Богом и человеком и собрание книг являющихся...Энциклопедический словарь
  43. новый заветНОВЫЙ ЗАВЕТ вторая христианская часть Библии. Датируется скорее всего й пол. нач. вв....Энциклопедический словарь естествознания
  44. новый заветбогословский термин который подобно Ветхому Заветуem см. заключает в себе двоякое понятие означая договор между Богом и человеком и собрание книг являющихся выражением ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  45. новый заветНОВЫЙ ЗАВЕТгреч. kaine diatheke лат. novum testamentum содержит книг составляющих вторую часть христианской Библии. Греческое слово diatheke означает завет завещание сою...Энциклопедия Кольера II