Энциклопедия культурологии

НАИВНОЕ ИСКУССТВО

Наивное искусство
Это понятие используется в нескольких смыслах и фактически тождественно понятию «примитивное искусство» (см.: Примитивисты). В различных языках и разными учеными эти понятия используются чаще всего для обозначения одного и того же круга явлений в художественной культуре. В русском (как и в некоторых других) языке термин «примитивный» имеет в качестве одного из главных оценочный (и именно негативный) смысл. Поэтому уместнее остановиться на понятии Н. и. В самом широком смысле так обозначается изобразительное искусство, отличающееся простотой (или упрощенностью), ясностью и формальной непосредственностью изобразительно-выразительного языка, с помощью которого выражается особое, не обремененное цивилизационными условностями видение мира. Понятие появилось в новоевропейской культуре последних столетий, поэтому отражает профессиональные позиции и представления этой культуры, считавшей себя высшей ступенью развития. С этих позиций под Н. и. понимается и архаичное искусство древних народов (до египетской или до древнегреческой цивилизаций), например, первобытное искусство; искусство народов, задержавшихся в своем культурно-цивилизационном развитии (коренного населения Африки, Океании, индейцев Америки); любительское и непрофессиональное искусство в самых широких масштабах (например, знаменитые средневековые фрески Каталонии или непрофессиональное искусство первых американских переселенцев из Европы); многие произведения так называемой «интернациональной готики»; фольклорное искусство; наконец, искусство талантливых художников-примитивистов XX в., не получивших профессионального художественного образования, но ощутивших в себе дар художественного творчества и посвятивших себя самостоятельной его реализации в искусстве. Некоторые из них (французы А. Руссо, К.Бомбуа, грузин Н.Пиросманишвили, хорват И.Генералич, американка А.М.Робертсон и др.) создали истинные художественные шедевры, вошедшие в сокровищницу мирового искусства.Н. и. по видению мира и способам его художественной презентации в чем-то приближается к искусству детей, с одной стороны, и к творчеству душевнобольных — с другой. Однако в сущности своей отличается и от того, и от другого. Ближе всего по мировосприятию к детскому искусству стоит Н. и. архаических народов и аборигенов Океании и Африки. Принципиальное отличие его от детского искусства заключается в глубокой сакральности, традиционализме и каноничности. Детская наивность и непосредственность мировосприятия как бы застыли навечно в этом искусстве, его выразительные формы и элементы художественного языка наполнились сакрально-магической значимостью и культовой символикой, имеющей достаточно стабильное поле иррациональных смыслов. В детском искусстве они очень подвижны и не несут культовой нагрузки. Н. и., как правило, оптимистично по духу, жизнеутверждающе, многопланово и разнообразно, имеет чаще всего достаточно высокую эстетическую значимость. В отличие от него искусство душевнобольных, часто близкое к нему по форме, характеризуется болезненной навязчивостью одних и тех же мотивов, пессимистически-депрессивной настроенностью, невысоким уровнем художественности. Произведения Н. и. крайне разнообразны по форме и индивидуальной стилистике, однако для многих из них характерны отсутствие линейной перспективы (глубину многие примитивисты стремятся передать с помощью разномасштабности фигур, особой организацией форм и цветовых масс), плоскостность, упрощенная ритмичность и симметричность, активное использование локальных цветов, обобщенность форм, подчеркивание функциональности предмета за счет тех или иных деформаций, повышенная значимость контура, простота технических приемов. У художников-примитивистов XX в., которые знакомы с классическим и современным им профессиональным искусством, часто возникают интересные и оригинальные художественные решения при попытках подражать тем или иным приемам профессионального искусства при отсутствии соответствующих технических знаний и навыков. Сюжеты художники Н. и. чаще всего берут из окружающей их жизни, фольклора, религиозной мифологии или собственной фантазии. Им легче, чем многим художникам-профессионалам удается спонтанное, интуитивное, не затрудненное культурно-социальными правилами и запретами творчество. В результате чего возникают оригинальные, удивительно чистые, поэтичные и возвышенные художественные миры, в которых господствует некая идеальная наивная гармония между природой и человеком. Именно эти качества Н. и. привлекали к нему внимание многих мастеров искусства XX в., начиная с ранних авангардистов (см.: Авангард) и кончая концептуалистами (см.: Концептуализм) и постмодернистами (см.: Постмодернизм). Те или иные приемы и элементы языка примитивистов использовали в своем творчестве многие крупные художники XX в. (экспрессионисты, П.Клее, М.Шагал, Х.Миро, П.Пикассо и др.). В Н. и. многие представители ПОСТ-культуры (см.: ПОСТ-) стремятся усмотреть пути выхода художественной культуры из цивилизационных тупиков.
Лит.: Кузнецов Э. Пиросмани. Л., 1984;
Vallier D. Henri Rousseau. N.Y., 1962;
Venturi L. Il gusto dei primitivi. Torino, 1972;
Tomasevic N. Naivni slikari Jugoslavije. Beograd, 1978;
Jakovsky A. Naive painting. Oxford, 1979.
Л.Б.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века..В.В.Бычков.2003.


  1. наивное искусствоусловный термин которым обозначают стиль творчествасамодеятельных не получивших профессионального образования художников.Часто это понятие используется как синоним примит...Большой энциклопедический словарь II
  2. "наивное искусство"НАИВНОЕ ИСКУССТВО условный термин которым обозначают стиль творчества самодеятельных не получивших профессионального образования художников. Часто это понятие используетс...Большой энциклопедический словарь III
  3. наивное искусствоНАИВНОЕ ИСКУССТВО условный термин которым обозначают стиль творчества самодеятельных не получивших профессионального образования художников. Часто это понятие использует...Большой Энциклопедический словарь V
  4. наивное искусствоЭто понятие используется в нескольких смыслах и фактически тождественно понятию примитивное искусство см. Примитивисты. В различных языках и разными учеными эти понятия и...Лексикон нонклассики
  5. наивное искусствотермин пришедший из французской художественной критики конца XIX начала XX в. которым обозначают довольно широкий круг произведений созданных вне профессиональных школ и...Любительское художественное творчество в России ХХ века
  6. наивное искусствоНАИВНОЕ ИСКУССТВО условный термин которым обозначают стиль творчества самодеятельных не получивших профессионального образования художников. Часто это понятие используетс...Современный энциклопедический словарь
  7. наивное искусствонаивное искусствотрадиционное искусство народных мастеров а также художниковсамоучек сохраняющее детскую свежесть и непосредственность видения мира. Развивается в областя...Художественная энциклопедия
  8. "наивное искусство"НАИВНОЕ ИСКУССТВО условный термин которым обозначают стиль творчества самодеятельных не получивших профессионального образования художников. Часто это понятие использует...Энциклопедический словарь естествознания