Энциклопедия культурологии

МАНН

МАНН
(Mann)Томас(1875-1955)- нем. писатель и мыслитель, автор многочисл. эссе по философии и истории культуры. Путь М. как мыслителя, начавшийся под сильным влиянием Шопенгауэра, Ницше, Вагнера и общей культурной ситуации нем. “конца века”, весь стоит под знаком непрекращающегося движения к более гуманистич. и плодотворной мировоззренч. ориентации. В основном М. работает над преодолением психологии декаданса, глубоко им пережитой. В себе самом М. видит орудие критич. самоочищения нем. “бюргерской” культурной традиции, а в своем творчестве — инструмент “самоопределения”(понимаемого в духе этики позднего Гёте)через самопознание.
Худож. метод М. характеризуется повышенно сознат. отношением к творчеству и твор.ч. процессу. Это проявляется двояко: 1) в его произведения вводятся прямые рассуждения о сущности и по поводу творчества; создание произведения сопровождается рефлексией, к-рая входит интегральной частью в само произведение; 2) исключит, содержанием произведений становится проблематика искусства и творчества, к-рая выполняет у М. роль универсального символа, вмещающего в себя более или менее значит, обществ, тематику. Бытие художника, представленного как творч. личность и творящего свою жизнь как произведение искусства, выступает у М. как аналог самых разл. социальных явлений: проблематика психологии художника раскрывается на образах монарха(“Королевское высочество”)или авантюриста(“Признания авантюриста Феликса Круля”), библейских героев(тетралогия “Иосиф и его братья”)или ср.-век. аскетов(“Фьоренца”, “Избранник”)и т.д. С др. стороны, социальная проблематика оформляется как изображение жизни и творчества художника(“Доктор Фаустус”).Для метода М. характерна автопортретность образа художника, стоящего в центре его произведений; притом это автопортрет не буквальный, а преображенный, экспериментальный, являющийся продуктом транспозиции своего Я на разные ситуации, разные эпохи и с заменой ряда черт на противоположные.
Самое раннее отношение к действительности у М. близко эстетству90-хгг. 19 в., но очень скоро над эстетич. критерием надстраивается этич. принцип. В центре этики М. стоит проблема взаимоотношения духовной культуры и социальной действительности, выражаемая противоположением двух групп понятий: дух, созерцание, творчество, болезнь — жизнь, действие, здоровье, счастье. Ранний М. под сильным воздействием идей Шопенгауэра(дух как аскетич. преодоление воли к жизни)и Ницше(дух как болезнь)понимает эти антитезы дуалистически: дух рассматривается как начало проблематич., противоречивое, неполноценное, жизнеспособность отождествляется с антидуховностью, а в социальном плане — с агрессивной буржуазностью(“Тристан”, 1902)или в лучшем случае с бюргерской заурядностью(“Тонио Крёгер”, 1903). Шопенгауэр привлекает М. как моралист, пессимизм к-рого — трагическое, но внутренне освобождающее учение, и как истолкователь сущности музыки(музыка всегда остается для М. прообразом всякого искусства). В творчестве Вагнера М. находит выражение тех же колебаний между волей к смерти и волей к жизни.
Существенно, однако, что уже в этот период мы не находим у М. ни доктринерского отрицания “жизни”, как у Шопенгауэра, ни взвинченно-экстатич. воспевания антидуховности жизненного начала, как у Ницше. Сугубо критич. оценка как “жизни”, так и “духа” в их разобщенности(“Тристан”), косвенно выражает потребность преодоления этой разобщенности, хотя такая потребность еще осмысляется как неосуществимое “томление”(“Тонио Крёгер”, “Фьоренца”). От вечного, вневременного характера своих антитез М. переходит к явлению их в конкр. социальных условиях(действительность, как она противостоит искусству), хотя еще считает их непреодолимыми. Перелом подготавливается в повести “Королевское высочество”(оптимистич. решение проблемы достоинства и счастья в противоположность шопенгауэровскому аскетизму), но осуществляется только после Первой мир. войны(“Волшебная гора”,1924, эссе “Гёте и Толстой”, 1923), выливаясь в требование единства противоположностей. С этого времени противопоставление “жизни” “духу” и т.п. понимается М. не как альтернатива для выбора, но как противоположности в их единстве, способном к равновесию. Это равновесие как условие победы гуманного начала и в творчестве, и в жизни — идеал М. во вторую половину его творч. пути, олицетворение к-рого он видит в Гёте(“Лотта в Веймаре”,1939, ряд статей и выступлений — “Гёте как представитель бюргерской эпохи”, “Гёте и демократия” и др.)как гуманисте, воплотившем в себе единство духовного и практич. начал. С этой концепцией Гёте связана и тетралогия “Иосиф и его братья”(1933-43), где шопенгауэровский идеал чистоты и духовности, враждебной жизни, снижается в откровенно иронич. мотивах бесплотного ангельского мира и ущербного бытия скопца Потифара(Петепрe), а противоречия “достоинства” и “счастья”, “чистоты” и “жизни” снимаются в гармонич. образе мудрого и деятельно-жизнеспособного Иосифа.
Этика М. теряет свой индивидуалистич. характер и обращается к широким социальным проблемам. Пройдя через период консерватизма и национализма(“Размышления аполитичного”, 1918), М. приходит к утопии справедливого общества, где реализуется искомое слияние духа и деятельности, к истор. оптимизму. К обществ. деятельности М. приводит и своего Иосифа(“Иосиф-кормилец”, 1943). С социально-этич. т. зр. пересматривается проблема “духа”. Для позднего М. противоположны не дух и жизнь, а дух гуманный и антигуманный. В статье “Философия Ницше в свете нашего опыта”(1948)М. подвергает Ницше критике именно за противопоставление духовного жизненному, и жизни — этике.
Испытав сильное влияние романтич. мировоззренч. стиля, М. критически переоценивает его. Как крайнюю степень его вульгаризации М. воспринимает “романтич. варварство” — фашизм(“Слово немца. Воззвание к разуму”,1930; “Германия и немцы”,1947, и др.). Анализу мировоззренч. предпосылок фашизма посвящен роман “Доктор Фаустус”(1947).
М. интенсивно работает над проблемой взаимоотношения между рац. и интуитивно-алогической, “олимпийской” и “хтонич.” сферами человеч. психики(мотив гармонии “сновидчества” и “рассудительности” в тетралогии “Иосиф и его братья”), выступая против иррационалистич. оценки интеллекта как разрушителя творч. потенций “души”(полемика против Клагеса). Особый интерес М. вызывает рац. осмысление мифа(работа на материале мифа в романах “Иосиф и его братья” и “Избранник”, мифол. мотивы в др. произведениях, изучение спец. работ по теории мифа — Кереньи, Юнга и др.). Интерес М. к фрейдизму обусловлен тем, что М. видит в нем средство, аналогичное рационализации сферы подсознательного, в частности мифа(“Место Фрейда в истории совр. культуры”, “Фрейд и будущее”), “разоблачение неврозов”, к-рое может быть мобилизовано против фашизма.
Полемически заострены против иррационалистич. идеализации архаич. форм мировосприятия центр, понятия философии культуры позднего М. — понятия иронии и пародии. Они истолковываются чрезвычайно расширительно: сама культура определяется как пародия(“Лотта в Веймаре”; ср. также “Замечания к роману “Избранник”, 1951). По мысли М., идея культуры неразрывно связана с идеей традиции, и в этом смысле всякий акт культуры есть “повторение”. Но принцип прогресса требует рефлективного осмысления традиции: отсюда возникает ирония. Архаичные формы духовной культуры(напр., миф)суть для нас объект пиетета постольку, поскольку они служили в прошлом конструктивными орудиями интеллектуального и морального прогресса, но их “наивность”, т.е. их несоответствие нашему рациональному, критич. сознанию, может быть предметом любования только через иронию.
Безответств. любование “наивностью” архаики, не дополненное иронией, есть “соблазн смерти”.
В этич. ориентации своих творч. принципов М. опирался на традиции нем. классики, к-рой он в огромной степени обязан и своей филос. культурой(влияние диалектики Гёте), и на опыт рус. лит-ры(Толстой, Достоевский, позднее Чехов). С установкой М. на этич. принцип интеллектуальной честности связан эстетич. императив “скромности”, т.е. художнической интонации, противоположной всем видам взвинченной, демагогич.патетики.

Соч.:Gesammelte Werke. Bd 1-12. В., 1955: Nachlese. В.; Fr./M., 1956; Th. Mann und К. Kerenyi: Gesprach in Briefen. Z., I960; Собр. соч. Т. 1-10. М., 1959-61; Иосиф и его братья Т. 1-2. М., 1968.

Лит.:Адмони В.Г., Сильман Т.И. Т.Манн. Очерк творчества. Л., 1960; Lukacs G. Th. Mann. В., 1949; Mayer H. Th.Mann. Werk und Entwicklung. В., 1950; Lesser J. Th.Mann in der Epoche seiner Vollendung. Z., 1952; Thieberger R. Der Begriff der Zeit bei Th. Mann. Baden-Baden, 1952; Nicholls R.A. Nietzsche in the early work ofTh. Mann. Berk.; Los Ang., 1955; Allemann B. Ironie und Dichtung. Pfullingen, 1956; Middell E. Thomas Mann. Lpz., 1968; Thomas R.H. Th. Mann: the mediation of Art. Oxf., 1956; Kaufmann F. Th. Mann: The World as Will and Representation. Bost, 1957.

С. С. Аверинцев, А. В. Михайлов

Культурология. XX век. Энциклопедия.1998.

Манн
Томас Манн (Mann)(1875-1955)
нем. писатель и мыслитель, автор многочисл. эссе по философии и истории культуры. Путь М. как мыслителя, начавшийся под сильным влиянием Шопенгауэра, Ницше, Вагнера и общей культурной ситуации нем. “конца века”, весь стоит под знаком непрекращающегося движения к более гуманистич. и плодотворной мировоззренч. ориентации. В основном М. работает над преодолением психологии декаданса, глубоко им пережитой. В себе самом М. видит орудие критич. самоочищения нем. “бюргерской” культурной традиции, а в своем творчестве — инструмент “самоопределения” (понимаемого в духе этики позднего Гёте) через самопознание.
Худож. метод М. характеризуется повышенно сознат. отношением к творчеству и творч. процессу. Это проявляется двояко:
1)в его произведения вводятся прямые рассуждения о сущности и по поводу творчества; создание произведения сопровождается рефлексией, к-рая входит интегральной частью в само произведение;
2)исключит. содержанием произведений становится проблематика искусства и творчества, к-рая выполняет у М. роль универсального символа, вмещающего в себя более или менее значит. обществ. тематику. Бытие художника, представленного как творч. личность и творящего свою жизнь как произведение искусства, выступает у М. как аналог самых разл. социальных явлений: проблематика психологии художника раскрывается на образах монарха (“Королевское высочество”) или авантюриста (“Признания авантюриста Феликса Круля”), библейских героев (тетралогия “Иосиф и его братья”) или ср.-век. аскетов (“Фьоренца”, “Избранник”) и т.д. С др. стороны, социальная проблематика оформляется как изображение жизни и творчества художника (“Доктор Фаустус”). Для метода М. характерна автопортретность образа художника, стоящего в центре его произведений; притом это автопортрет не буквальный, а преображенный, экспериментальный, являющийся продуктом транспозиции своего Я на разные ситуации, разные эпохи и с заменой ряда черт на противоположные.
Самое раннее отношение к действительности у М. близко эстетству 90-х гг. 19 в., но очень скоро над эстетич. критерием надстраивается этич. принцип. В центре этики М. стоит проблема взаимоотношения духовной культуры и социальной действительности, выражаемая противоположением двух групп понятий: дух, созерцание, творчество, болезнь — жизнь, действие, здоровье, счастье. Ранний М. под сильным воздействием идей Шопенгауэра (дух как аскетич. преодоление воли к жизни) и Ницше (дух как болезнь) понимает эти антитезы дуалистически: дух рассматривается как начало проблематич., противоречивое, неполноценное, жизнеспособность отождествляется с антидуховностью, а в социальном плане — с агрессивной буржуазностью (“Тристан”, 1902) или в лучшем случае с бюргерской заурядностью (“Тонио Крёгер”, 1903). Шопенгауэр привлекает М. как моралист, пессимизм к-рого — трагическое, но внутренне освобождающее учение, и как истолкователь сущности музыки (музыка всегда остается для М. прообразом всякого искусства). В творчестве Вагнера М. находит выражение тех же колебаний между волей к смерти и волей к жизни.
Существенно, однако, что уже в этот период мы не находим у М. ни доктринерского отрицания “жизни”, как у Шопенгауэра, ни взвинченно-экстатич. воспевания антидуховности жизненного начала, как у Ницше. Сугубо критич. оценка как “жизни”, так и “духа” в их разобщенности (“Тристан”), косвенно выражает потребность преодоления этой разобщенности, хотя такая потребность еще осмысляется как неосуществимое “томление” (“Тонио Крёгер”, “Фьоренца”). От вечного, вневременного характера своих антитез М. переходит к явлению их в конкр. социальных условиях (действительность, как она противостоит искусству), хотя еще считает их непреодолимыми. Перелом подготавливается в повести “Королевское высочество” (оптимистич. решение проблемы достоинства и счастья в противоположность шопенгауэровскому аскетизму), но осуществляется только после Первой мир. войны (“Волшебная гора”, 1924, эссе “Гёте и Толстой”, 1923), выливаясь в требование единства противоположностей. С этого времени противопоставление “жизни” “духу” и т.п. понимается М. не как альтернатива для выбора, но как противоположности в их единстве, способном к равновесию. Это равновесие как условие победы гуманного начала и в творчестве, и в жизни — идеал М. во вторую половину его творч. пути, олицетворение к-рого он видит в Гёте (“Лотта в Веймаре”, 1939, ряд статей и выступлений — “Гёте как представитель бюргерской эпохи”, “Гёте и демократия” и др.) как гуманисте, воплотившем в себе единство духовного и практич. начал. С этой концепцией Гёте связана и тетралогия “Иосиф и его братья” (1933-43), где шопенгауэровский идеал чистоты и духовности, враждебной жизни, снижается в откровенно иронич. мотивах бесплотного ангельского мира и ущербного бытия скопца Потифара (Петепрe), а противоречия “достоинства” и “счастья”, “чистоты” и “жизни” снимаются в гармонич. образе мудрого и деятельно-жизнеспособного Иосифа.
Этика М. теряет свой индивидуалистич. характер и обращается к широким социальным проблемам. Пройдя через период консерватизма и национализма (“Размышления аполитичного”, 1918), М. приходит к утопии справедливого общества, где реализуется искомое слияние духа и деятельности, к истор. оптимизму. К обществ. деятельности М. приводит и своего Иосифа (“Иосиф-кормилец”, 1943). С социально-этич. т. зр. пересматривается проблема “духа”. Для позднего М. противоположны не дух и жизнь, а дух гуманный и антигуманный. В статье “Философия Ницше в свете нашего опыта” (1948) М. подвергает Ницше критике именно за противопоставление духовного жизненному, и жизни — этике.
Испытав сильное влияние романтич. мировоззренч. стиля, М. критически переоценивает его. Как крайнюю степень его вульгаризации М. воспринимает “романтич. варварство” — фашизм (“Слово немца. Воззвание к разуму”, 1930; “Германия и немцы”, 1947, и др.). Анализу мировоззренч. предпосылок фашизма посвящен роман “Доктор Фаустус” (1947).
М. интенсивно работает над проблемой взаимоотношения между рац. и интуитивно-алогической, “олимпийской” и “хтонич.” сферами человеч. психики (мотив гармонии “сновидчества” и “рассудительности” в тетралогии “Иосиф и его братья”), выступая против иррационалистич. оценки интеллекта как разрушителя творч. потенций “души” (полемика против Клагеса). Особый интерес М. вызывает рац. осмысление мифа (работа на материале мифа в романах “Иосиф и его братья” и “Избранник”, мифол. мотивы в др. произведениях, изучение спец. работ по теории мифа — Кереньи, Юнга и др.). Интерес М. к фрейдизму обусловлен тем, что М. видит в нем средство, аналогичное рационализации сферы подсознательного, в частности мифа (“Место Фрейда в истории совр. культуры”, “Фрейд и будущее”), “разоблачение неврозов”, к-рое может быть мобилизовано против фашизма.
Полемически заострены против иррационалистич. идеализации архаич. форм мировосприятия центр. понятия философии культуры позднего М. — понятия иронии (см. Ирония) и пародии. Они истолковываются чрезвычайно расширительно: сама культура определяется как пародия (“Лотта в Веймаре”; ср. также “Замечания к роману “Избранник”, 1951). По мысли М., идея культуры неразрывно связана с идеей традиции, и в этом смысле всякий акт культуры есть “повторение”. Но принцип прогресса требует рефлективного осмысления традиции: отсюда возникает ирония. Архаичные формы духовной культуры (напр., миф) суть для нас объект пиетета постольку, поскольку они служили в прошлом конструктивными орудиями интеллектуального и морального прогресса, но их “наивность”, т.е. их несоответствие нашему рациональному, критич. сознанию, может быть предметом любования только через иронию.
Безответств. любование “наивностью” архаики, не дополненное иронией, есть “соблазн смерти”.
В этич. ориентации своих творч. принципов М. опирался на традиции нем. классики, к-рой он в огромной степени обязан и своей филос. культурой (влияние диалектики Гёте), и на опыт рус. лит-ры (Толстой, Достоевский, позднее Чехов). С установкой М. на этич. принцип интеллектуальной честности связан эстетич. императив “скромности”, т.е. художнической интонации, противоположной всем видам взвинченной, демагогич. патетики.
Соч.: Gesammelte Werke. Bd 1-12. В., 1955: Nachlese. В.; Fr./M., 1956; Th. Mann und К. Kerenyi: Gesprach in Briefen. Z., 1960; Собр. соч. Т. 1-10. М., 1959-61; Иосиф и его братья Т. 1-2. М., 1968.
Лит.: Адмони В.Г., Сильман Т.И. Т. Манн. Очерк творчества. Л., 1960; Lukacs G. Th. Mann. В., 1949; Mayer H. Th.Mann. Werk und Entwicklung. В., 1950; Lesser J. Th.Mann in der Epoche seiner Vollendung. Z., 1952; Thieberger R. Der Begriff der Zeit bei Th. Mann. Baden-Baden, 1952; Nicholls R.A. Nietzsche in the early work of Th. Mann. Berk.; Los Ang., 1955; Allemann B. Ironie und Dichtung. Pfullingen, 1956; Middell E. Thomas Mann. Lpz., 1968; Thomas R.H. Th. Mann: the mediation of Art. Oxf., 1956; Kaufmann F. Th. Mann: The World as Will and Representation. Bost, 1957.
С.С. Аверинцев, А.В. Михайлов.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Большой толковый словарь по культурологии..Кононенко Б.И..2003.


  1. маннМАНН Mann Томас . Любек . Цюрих немецкий писатель. Брат Г. Манна. iРод. в старинной бюргерской семье. Известность принс М. уже первый роман Будденброки т. обширное по...Большая советская энциклопедия
  2. маннМАНН Mann Xopac . Франклин шт. Массачусетс . ЙеллоуСпрингс шт. Огайо американский педагог и общественный деятель. В занимался адвокатской практикой. В возглавлял созда...Большая советская энциклопедия
  3. маннМАНН Mann Том . Фолсхилл графство Уорикшир . Грассингтон графство Йоркшир деятель рабочего движения Великобритании. В работал в шахтах с рабочийметаллист. Активный деят...Большая советская энциклопедия
  4. маннМАНН Mann Генрих . Любек . . СантаМоника Калифорния немецкий писатель и общественный деятель. Брат Т. Манна. iРод. в старинной бюргерской семье учился в Берлинском унте....Большая советская энциклопедия
  5. маннМАНН немецкий карманный автоматический пистолет калибра мм.center...Большой словарь оружия
  6. маннвласна назва мен. чол. родуМаннвд словаem маннамен. жн. роду...Большой украинско-русский словарь
  7. маннТомас немецкий писатель. Брат Г. Манна. С вантифашистской эмиграции с в США с в Швейцарии. В семейнойхронике буржуазной семьи романе Будденброки философском романеВ...Большой энциклопедический словарь II
  8. маннМАНН в германской мифологии первый человек родоначальник трех племен германцев ингевонов истевонов и герминонов упоминаемых римским историком Тацитом....Большой энциклопедический словарь III
  9. маннМАНН в германской мифологии первый человек родоначальник трех племен германцев ингевонов истевонов и герминонов упоминаемых римским историком Тацитом....Большой Энциклопедический словарь V
  10. маннв герм. миф. первый человек сын Туисто отец родонач. трех племенных групп германцев ингевонов истевонов и герминонов упомин. Тацитом....Древний мир. Энциклопедический словарь
  11. маннв германской мифологии первый человек...Краткий справочник мифологических терминов
  12. манн.strong Mann Генрих Любек СантаМоника штат Калифорния немецкий писатель. Г. Манн Старший сын сенатора вольного города Любека. Был учеником книготорговца в Дрездене с...Литературная энциклопедия
  13. манн. Генрих [] современный немецкий писатель сын богатого купца сенатора из старинной любекской патрицианской семьи. Представитель сходящей со сцены при господстве монополис...Литературная энциклопедия II
  14. маннкорень МАН суффикс Н нулевое окончаниеОснова слова МАННВычисленный способ образования слова Суффиксальный МАН Н Слово Манн содержит следующие морфемы или части прис...Морфемный разбор слова по составу
  15. маннМанн прзвище Жноч прзвища цього типу як в однин так в множин не змнюються....Орфографічний словник української мови
  16. маннМАНН нем. Mann мужчина. По Тациту сын бога Туиска а также родоначальник германских племен. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н....Словарь иностранных слов русского языка
  17. маннMann Томас немецкий писатель работавший в жанре философского романа. За Волшебную гору М. в была присуждена Нобелевская премия. В М. был вынужден эмигрировать из Герм...Словарь постмодернизма
  18. маннпервый человек в германских мифах...Словарь трудностей кроссвордов
  19. манн. Генрих Манн нем. писатель брат Т. Манна То Генрих Манн то Томас Манн А сам рукой тебе в карман. Папаша папа айайэй! Не поотцовски вы смелы. Куз . Томас Манн нем. п...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  20. маннМАНН . Генрих Манн нем. писатель брат Т. Манна То Генрих Манн то Томас Манн А сам рукой тебе в карман. Папаша папа айайэй! Не поотцовски вы смелы. Куз . Томас Манн ...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  21. маннMann Том .IV. .III. деятель англ. рабочего движения. Род. в Шотландии в семье мелкого клерка угольной компании. С работал на угольной шахте с металлист на разл. заво...Советская историческая энциклопедия
  22. маннМАНН Mann Генрих немецкий писатель. Брат Т. Манна. С в антифашистской эмиграции с в США. Социальнонравственные романы о Германии бюргерской эпохи в том числе Учитель...Современная энциклопедия
  23. маннМАНН Клаус немецкий писатель и журналист. Сын Т. Манна. Роман Мефистофель сатирически трактует тему соучастия людей не противостоявших фашизму внутри Германии....Современный энциклопедический словарь
  24. маннМАНН Томас немецкий писатель. Брат Г. Манна. С в антифашистской эмиграции с в США с в Швейцарии. В семейной хронике буржуазной семьи романе Будденброки философском р...Современный энциклопедический словарь
  25. маннМАНН в германской мифологии первый человек родоначальник трех племен германцев ингевонов истевонов и герминонов упоминаемых римским историком Тацитом....Современный энциклопедический словарь
  26. маннМАНН Юрий Владимирович р . российский литературовед. Труды по истории русской литературы в. главным образом о Н. В. Гоголе русской философской эстетике поэтике романтиз...Современный энциклопедический словарь
  27. маннМАНН Mann Генрих немецкий писатель. Брат Т. Манна. С в антифашистской эмиграции с в США. Социальнонравственные романы о Германии бюргерской эпохи в т. ч. Учитель Гнус...Современный энциклопедический словарь
  28. маннI один з найвидатнших нм. прозакв ХХ ст.em антифашистська дяльнсть в емграц з зобразив кризу сучасно вроп. культури романи Будденброки Доктор Фаустem новели автобографч...Універсальний словник-енциклопедія
  29. маннI Mann Томас один з найвидатнших нм. прозакв ХХ ст. антифашистська дяльнсть в емграц з зобразив кризу сучасно вроп. культури романи Будденброки Доктор Фауст новели авто...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  30. маннМАНН Mannem Томас . Любек . Цюрихem нем.em писатель и мыслитель. Путь М. как мыслителя начавшийся в х гг.em под сильным влиянием Шопенгауэра Ницше Р. Вагнера и общей куль...Философская энциклопедия
  31. маннМАНН в германской мифологии первый человек родоначальник трех племен германцев ингевонов истевонов и герминонов упоминаемых римским историком Тацитом....Энциклопедический словарь естествознания
  32. маннМАНН Mann Томас нем. писатель и мыслитель автор многочисл. эссе по философии и истории культуры. Путь М. как мыслителя начавшийся под сильным влиянием Шопенгауэра Ницше...Энциклопедия Культурология XX век
  33. маннМАННв германской мифологии первый человек сын Туистоem отец родоначальников трх племенных групп германцев ингевонов истевонов и герминонов упоминаемых Тацитом.E. М.Источ...Энциклопедия мифологии