Энциклопедия культурологии

ЛЕЖЕ

Леже
(Leger) Фернан (1881-1955) Известный французский художник, внесший существенный вклад в искусство XX в. С 1900 г. жил в Париже, профессионально занимался искусством, находился в центре художественной жизни европейского авангарда (см.: Авангард) начала столетия. В плане художественно-стилистических исканий творчески пережил увлечения кубизмом, футуризмом, наивным искусством, конструктивизмом. В результате пришел к индивидуальному стилю, основанному на использовании отдельных приемов, элементов и принципов художественного выражения этих направлений. На раннем этапе создавал полуабстрактные живописные композиции из объемных элементов, близкие к тем, которые в России в то же время писали кубофутуристы (см.: Кубофутуризм). Участвовал в Первой мировой войне, которая дала толчок его восприятию человека в качестве некой незначительной детали огромной социальной машины (военной машины, в данном случае). К острому ощущению машинизации (или даже машинной природы) общества его приводит и активизировавшийся в послевоенные годы технический прогресс, который отнюдь не воспринимался им негативно. Вслед за футуристами его начинают активно интересовать конструкции, детали и элементы мира техники: колеса поездов, рельсы, шестерни, различные моторы, шкивы и т. п. Однако, в отличие от футуристов, его внимание привлекает не их динамика — участие в каких-то механических процессах, а их статическая форма в отрыве от их утилитарных функций. Движение и время вообще не интересуют Л. Он создает предельно статичные, уравновешенные композиции, в которых пространство и ритм возникают исключительно за счет структурной организации ярких цветных (часто локальных цветов) плоскостей и обобщенно-упрощенных форм предметов и человеческих фигур. Последние полностью уравнены в правах с остальными изображаемыми предметами и абстрактными формами.Это достигается за счет изображения человеческой фигуры в подчеркнуто конструктивно-машинизированном виде. Лица унифицированы и примитивизированы до предела, лишены какого-либо намека на психологизм или индивидуальность; признаков жизни или одушевленности. Это куклы, манекены или роботы, составленные из стандартных элементов (наподобие целлофановых кукол середины XX в., собранных для подвижности из отдельных членов, скрепленных резинками, нитками, проволокой): рук, ног, голов, копны волос, торсов, грудей и т. п. При этом четко прописаны границы соединения отдельных членов. Фигуры изображаются застывшими в определенных позах с определенными жестами, часто как бы парящими в космическом пространстве — во многих картинах Л. нет четко выраженного гравитационного центра. По некоторым атрибутам (одежда, инструменты, жесты) можно понять, что все они принадлежат к широким слоям народа (рабочие, крестьяне, обыватели). У Л. они, однако, полностью изъяты из реального социально-бытового или производственного контекстов и в пространстве картины играют ту же роль, что и неодушевленные предметы, цветы, деревья, абстрактные формы, вне форм парящие пятна цвета, локальные цветные поверхности — сугубо художественную: образуют абстрактно звучащие цвето-формные композиции. Тем не менее их условный изоморфизм (упрощенно схематизированная роботовидная форма человека определенной социальной принадлежности) создает в картинах Л. какую-то ирреальную (только им присущую) атмосферу предельно эстетизированного антропо-технизированного статического мира величавого спокойствия и красоты. При этом впечатление покоя достигается путем художественной гармонизации обостренных выразительно-изобразительных оппозиций и контрастов. Напряженная игра контрастами цвета, формы, линий, соседствующих предметов, изображений предметов с их формами в видимой действительности и т. п. достигает в работах Л. почти пределов живописных возможностей, чем создается особый (иногда почти мистический) эстетический эффект. За счет подобного художественного контекста тривиальные вещи повседневности и фигуры рабочих и крестьян (не говоря уже об абстрактных формах, которые органично входят во все композиции Л.) приобретают особую значимость и выразительную силу. «Предмет, — формулирует Л. свое художественное credo, — должен стать в современной живописи главной персоной и вытеснить тему. Когда личности, фигуры, человеческое тело сводятся к предмету, современному художнику предоставляется непомерно большая свобода. Перед ним открывается возможность применить закон противоположностей, то есть конструктивный закон во всей его полноте. Но если человеческое тело предстает в живописи как сентиментальная или экспрессивная ценность, то в фигурных композициях (картинах) невозможно уже никакое развитие. В сознании современного художника облака, машины, деревья имеют равную значимость с фигурами (людей). Таким образом, новые картины и большие композиции могут возникать на основе совершенно иных предпосылок (чем ранее)». Уравнивание предметов природного мира, продуктов человеческой деятельности и фигур самих людей на основе их исключительно цвето-формного звучания открыло перед искусством XX в. необычайно широкие творческие перспективы, которые в полной мере и осваиваются с тех пор самыми разными художественными практиками и творческими личностями. Фактически лучшие произведения Л. предстают своеобразными «иконами» XIX-XX вв. (точнее — этапа технического прогресса в доэлектронный период), ибо в них с предельно возможной для живописи силой осуществлена эстетизация самого духа машинно-механической цивилизации, ее романтизация. Сам Л. дал и конкретные импульсы к широкой реализации его принципов не только в живописи. Он делал костюмы и декорации для театра, создавал монументальные декоративные панно в разных техниках (в том числе и в керамике), витражи, снял первый фильм без сценария «Механический балет» (1924). Однако ни школы, ни направления в искусстве он, как и Шагал или Пикассо, не создал. Не было у него и прямых последователей, кроме его жены Н.Леже.
Лит.: Fernand Leger. 1881-1955. Paris, 1965;
Schmalenbach W. Leger. N.Y, 1976;
De Francia P. Fernand Leger. New Haven, 1983.
Л.Б.,В. Б.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века..В.В.Бычков.2003.


  1. лежеФернан Leger Fernand Аржантан Орн ЖифсюрИветт Эссонн. Французский художник. Обучался профессии архитектора в Канне затем учился в парижской Школе декоративного искусс...Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия
  2. лежеI. ЛЕЖЕ leger. муз. Легко быстро непринужденно игривоem. БИШ. ЛЕЖЕ Если критиков и удивили французские записки в альманахе Гастрономов то наверно те которые будут руково...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  3. лежеLeger Фернан Известный французский художник внесший существенный вклад в искусство XX в. С г. жил в Париже профессионально занимался искусством находился в центре худож...Лексикон нонклассики
  4. лежеФернан французский живописец и дизайнер представитель кубизма. Выработал характерный стиль упрощенных форм четких контуров и ярких красок. Основной темой его картин был...Мировая художественная культура. Словарь
  5. лежекорень ЛЕЖ окончание Е Основа слова ЛЕЖВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ЛЕЖ Е Слово Леже содержит следующие морфемы или части пристав...Морфемный разбор слова по составу
  6. лежеЛеже прзвище...Орфографічний словник української мови
  7. лежеLeger Луи .I. .V. франц. славист. Профессор слав. языков и литр Сорбонны Школы живых вост. языков Коллеж де Франс. Сочувственно относился к нац.освободит. движению слав...Советская историческая энциклопедия
  8. лежеЛЕЖЕ Leger Фернан французский живописец и график. Картины посвященные труду индустриальных и строительных рабочих Строители монументальнодекоративные композиции мозаи...Современная энциклопедия
  9. лежеЛЕЖЕ Leger Фернан французский живописец и график. Геометризованные уподобленные машинным формам изображения современного мира картины посвященные труду индустриальных и ...Современный энциклопедический словарь
  10. лежеLeger франц. маляр представник кубзму малював свт машин механзован людськ постат Конструктори Будвничem монументальн твори мозаки втраж гол.em принцип естетики Л. нтенс...Універсальний словник-енциклопедія
  11. лежеLeger Фернан франц. маляр представник кубзму малював свт машин механзован людськ постат Конструктори Будвнич монументальн твори мозаки втраж гол. принцип естетики Л. нт...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)