Энциклопедия культурологии

ИСКУССТВОЗНАНИЕ

ИСКУССТВОЗНАНИЕ
искусствоведение,
совокупность наук о всех видах худож. творчества, их месте в общей сфере человеч. культуры. Фундаментом своим граничит с собственно историей, — необходимой базой, фоном и средой, и с философией, прежде всего эстетикой, к-рая идеологически завершает и возвышает И., дает богатейшие материалы для культурологии, т.к. искусство, являясь квинтэссенцией, магич. зеркалом культуры, представляет ее в наиболее наглядной, выразит. и психологически-доступной форме.
Структурно И. делится, прежде всего, на три осн. раздела: историю искусства, к-рая систематизирует и описывает наличный и вновь открываемый материал; теорию искусства, обобщающую накопленные данные с историософской и филос. т.зр.(причем конкретность примера, умственная работа в живом материале, еще на ставшая отвлеченной системой логич. конструкций, и является тем, что отличает художественно-теор. концепции от общефилософ.; когда в какие-то ментальные построения вводятся прямые ссылки на образцовые произведения, — напр., Плотин о Фидии, Гегель о голл. жанристах 19 в., Бахтин о Достоевском или Хайдеггер о Гёльдерлине, — это всегда закономерно воспринимается как вкрапление И. в пласты чистого любомудрия); худож. критику, выражающую реакцию на произведение в наиболее непосредств., нерефлектированной до конца, квазипоэтич. форме, иной раз максимально произведению адекватной. Сами факты искусства вместе с суждениями о них, входя в иные сферы умственного творчества, являются своего рода метафизически-физич., пограничным светом, связующим своими рефлексами трансцендентные и имманентные, “горние” и “дольние” ступени бытия; в этом суть всеохватности И., к-рое(как и само искусство)обманчиво, но закономерно представляется “всем понятным”.И характерно, что даже теории, кажущиеся на первый взгляд отвлеченной логистикой, при ближайшем рассмотрении начинают “искусствоведчески мерцать”, тем самым оказываясь гораздо теплее и человечнее(таков, напр., мотив “искусственным образом организованной природы”, т.е. парка, намекающий на возможность снятия антиномии разума и вещи-в-себе, в “Критике способности суждения” Канта, либо образ живописной, натуроподобной картины мира в раме, к-рый подспудно проступает сквозь все формулы “Логико-филос. трактата” Витгенштейна).
На протяжении самостоят, истории И., насчитывающей не менее пяти веков, его разные разделы меняют свои иерархич. позиции. В эпоху Возрождения-барокко, когда четкие элементы И. уже выделяются(хотя и фрагментарно)из богословско-филос. трактатов, истор. хроник и спец. руководств по эстетике и разного рода худож. ремеслам, история, теория и критика И. сосуществуют чаще всего в естест. неразделенности. Вводная глава эволюции И. завершается в сер. 18 в., когда И. Винкельман первым придает ему четкую самостоят, истор., точнее историко-стилистич. структурность; под его пером оно наглядно отделяется от собственно истории. Однако век “салонов” Дидро— прежде всего век критики, формирующей теорию как бы на лету, в живой эстетич. полемике. Критика играет огромную, нередко поистине путеводную роль и в 19 в., но пальма первенства все же отчетливо переходит к теории, особо увлеченной(вслед за археологически-архивными открытиями)выявлением и разграничением национально-истор, школ. В этот период И. окончательно членится на ряд подразделов или спец. дисциплинарных направлений: в то время как одни из них, напр., иконография(классифицирующая сюжеты и типы)либо знаточество(подчеркивающее абсолютное значение эмпирически-субъективного опыта в оценке произведений)имеют более прикладной характер, другие, складывающиеся в первые десятилетия 20 в., как бы более культурологичны, синтетически взаимодействуя с иными гуманитарными дисциплинами(т.н. “формальная школа Гильдебрандта и Вёльфлина, венская школа, в основе к-рой лежит концепция “воли к форме”, сформулированная Риглем, иконология Варбурга и Панофски).
В 20 в. внутри И. устанавливается равновеликая значимость истории, теории и критики. Взаимодействие И. и философии становится особенно активным и полифоничным — такие мыслители, как Фрейд, Юнг, Кроче, Бахтин или Гадамер своими идеями мощно стимулируют становление целых новых школ искусствовед, исследований; самыми же влиятел. в этой сфере философами предыдущих веков остаются Кант, Гегель, Маркс и Ницше. С одной стороны, художники(В. Кандинский, К. Малевич, П. Клее и др.)все чаще выступают как теоретики, с другой — теория и критика все энергичней взаимодействует с художником сотворчески, порой даже идеологически превалируя(в визуально-пластич. искусствах эта линия особенно наглядно прослеживается от рос. ЛЕФ'а20-хгг. до постмодернистской, неоструктуралистской по духу своему “новой критики” поел. десятилетий — критики, к-рая внутри худож. течений концептуалистского плана выступает как подлинный перводвигатель). Последовательно возрастает роль искусствометрии, т.е. разл., и теор., и практич. методов, прокламирующих, в особенности с началом “электронно-компьютерной революции”, максимально активное применение приемов и инструментария точных наук, новых технологий для сбора и анализа худож. информатики.
Помимо разл. методол. направлений разветвляется сеть спец. искусствовед, дисциплин(к-рые в свою очередь становятся особыми методол. направлениями): таких, как социология искусства, психология искусства, музееведение, охрана памятников или, в более широком смысле, экология искусства. Формируется все больше частных областей И., посвященных разнообр. видам творчества, в т.ч. новым, т.н. “техн.” его видам. Ныне число таких дисциплин огромно, включая и обширнейшие историко-методол. теории типа архитектуроведения или киноведения, и гораздо более скромные типа истории пантомимы, париков или карликовых садов(каждая из спец. дисциплин, даже самых миниатюрных, вносит, однако, свою неповторимую линию в общий спектр исследований по худож. культуре). Самые разл. виды творчества могут, — доказывая невозможность в наш век каких-то абсолютных художественно-видовых иерархий, — эффективно оживлять процесс исследований по всему спектру. Так, эпохальные по своему значению интуиции А. Ригля в нач. 20 в. родились из наблюдений над “низшими”, декоративно-прикладными видами провинциального позднерим. искусства; в середине века универсальный интерес получили философско-теор. суждения Адорно об авангардной музыке. Искусство к к. 20 в. вообще(что в свою очередь, — как и “концептуализация” критики, — является характерной постмодернистской тенденцией)все чаще расценивается не в своей эстетич. уникальности, но(от Беньямина до Маклюэна и их продолжателей)мысленно помещается в общее информационное поле человеч. культуры, что придает анализу новую социальную остроту и оперативность критич. реакции.
В конечном счете И., тем паче что границы между ним и собственно искусством становятся все более зыбкими, можно назвать нервной тканью культурологии, к-рая позволяет особенно чутко и адекватно откликаться на вызовы времени.

Лит.:Совр. искусствознание за рубежом. М., 1964; История европ. искусствознания. Вт. пол. 19 в. Т. 3. М., 1966; История европ. искусствознания. Вт. пол. 19— нач. 20 в. Т. 4, кн. 1—2. М., 1969; БазенЖ. История истории искусства: От Вазари до наших дней. М., 1995.

М.Н. Соколов

Культурология. XX век. Энциклопедия.1998.

Искусствознание
(искусствоведение)
совокупность наук о всех видах худож. творчества, их месте в общей сфере человеч. культуры. Фундаментом своим граничит с собственно историей, — необходимой базой, фоном и средой, и с философией, прежде всего эстетикой, к-рая идеологически завершает и возвышает И., дает богатейшие материалы для культурологии, т.к. искусство, являясь квинтэссенцией, магич. зеркалом культуры, представляет ее в наиболее наглядной, выразит. и психологически-доступной форме.
Структурно И. делится, прежде всего, на три осн. раздела:историю искусства, к-рая систематизирует и описывает наличный и вновь открываемый материал;теорию искусства, обобщающую накопленные данные с историософской и филос. т.зр. (причем конкретность примера, умственная работа в живом материале, еще не ставшая отвлеченной системой логич. конструкций, и является тем, что отличает художественно-теор. концепции от общефилософ.; когда в какие-то ментальные построения вводятся прямые ссылки на образцовые произведения, — напр., Плотин о Фидии, Гегель о голл. жанристах 19 в., Бахтин о Достоевском или Хайдеггер о Гёльдерлине, — это всегда закономерно воспринимается как вкрапление И. в пласты чистого любомудрия);худож. критику, выражающую реакцию на произведение в наиболее непосредств., нерефлектированной до конца, квазипоэтич. форме, иной раз максимально произведению адекватной. Сами факты искусства вместе с суждениями о них, входя в иные сферы умственного творчества, являются своего рода метафизически-физич., пограничным светом, связующим своими рефлексами трансцендентные и имманентные, “горние” и “дольние” ступени бытия; в этом суть всеохватности И., к-рое (как и само искусство) обманчиво, но закономерно представляется “всем понятным”. И характерно, что даже теории, кажущиеся на первый взгляд отвлеченной логистикой, при ближайшем рассмотрении начинают “искусствоведчески мерцать”, тем самым оказываясь гораздо теплее и человечнее (таков, напр., мотив “искусственным образом организованной природы”, т.е. парка, намекающий на возможность снятия антиномии разума и вещи-в-себе, в “Критике способности суждения” Канта, либо образ живописной, натуроподобной картины мира в раме, к-рый подспудно проступает сквозь все формулы “Логико-филос. трактата” Витгенштейна).
На протяжении самостоят. истории И., насчитывающей не менее пяти веков, его разные разделы меняют свои иерархич. позиции. В эпоху Возрождения-барокко, когда четкие элементы И. уже выделяются (хотя и фрагментарно) из богословско-филос. трактатов, истор. хроник и спец. руководств по эстетике и разного рода худож. ремеслам, история, теория и критика И. сосуществуют чаще всего в естест. неразделенности. Вводная глава эволюции И. завершается в сер. 18 в., когда И. Винкельман первым придает ему четкую самостоят. истор., точнее историко-стилистич. структурность; под его пером оно наглядно отделяется от собственно истории. Однако век “салонов” Дидро— прежде всего век критики, формирующей теорию как бы на лету, в живой эстетич. полемике. Критика играет огромную, нередко поистине путеводную роль и в 19 в., но пальма первенства все же отчетливо переходит к теории, особо увлеченной (вслед за археологически-архивными открытиями) выявлением и разграничением национально-истор. школ. В этот период И. окончательно членится на ряд подразделов или спец. дисциплинарных направлений: в то время как одни из них, напр., иконография (классифицирующая сюжеты и типы) либо знаточество (подчеркивающее абсолютное значение эмпирически-субъективного опыта в оценке произведений) имеют более прикладной характер, другие, складывающиеся в первые десятилетия 20 в., как бы более культурологичны, синтетически взаимодействуя с иными гуманитарными дисциплинами (т.н. “формальная школа Гильдебрандта и Вёльфлина, венская школа, в основе к-рой лежит концепция “воли к форме”, сформулированная Риглем (см. Ригль), Иконология Варбурга и Панофски).
В 20 в. внутри И. устанавливается равновеликая значимость истории, теории и критики. Взаимодействие И. и философии становится особенно активным и полифоничным — такие мыслители, как Фрейд, Юнг, Кроче, Бахтин или Гадамер своими идеями мощно стимулируют становление целых новых школ искусствовед. исследований; самыми же влиятел. в этой сфере философами предыдущих веков остаются Кант, Гегель, Маркс и Ницше. С одной стороны, художники (В. Кандинский, К. Малевич, П. Клее и др.) все чаще выступают как теоретики, с другой — теория и критика все энергичней взаимодействует с художником сотворчески, порой даже идеологически превалируя (в визуально-пластич. искусствах эта линия особенно наглядно прослеживается от рос. ЛЕФ'а 20-х гг. до постмодернистской, неоструктуралистской по духу своему “новой критики” посл. десятилетий — критики, к-рая внутри худож. течений концептуалистского плана выступает как подлинный перводвигатель). Последовательно возрастает рольискусствометрии, т.е. разл., и теор., и практич. методов, прокламирующих, в особенности с началом “электронно-компьютерной революции”, максимально активное применение приемов и инструментария точных наук, новых технологий для сбора и анализа худож. информатики.
Помимо разл. методол. направлений разветвляется сеть спец. искусствовед. дисциплин (к-рые в свою очередь становятся особыми методол. направлениями): таких, каксоциология искусства, психология искусства, музееведение, охрана памятниковили, в более широком смысле,экология искусства. Формируется все больше частных областей И., посвященных разнообр. видам творчества, в т.ч. новым, т.н. “техн.” его видам. Ныне число таких дисциплин огромно, включая и обширнейшие историко-методол. теории типа архитектуроведения или киноведения, и гораздо более скромные типа истории пантомимы, париков или карликовых садов (каждая из спец. дисциплин, даже самых миниатюрных, вносит, однако, свою неповторимую линию в общий спектр исследований по худож. культуре). Самые разл. виды творчества могут, — доказывая невозможность в наш век каких-то абсолютных художественно-видовых иерархий, — эффективно оживлять процесс исследований по всему спектру. Так, эпохальные по своему значению интуиции А. Ригля в нач. 20 в. родились из наблюдений над “низшими”, декоративно-прикладными видами провинциального позднерим. искусства; в середине века универсальный интерес получили философско-теор. суждения Адорно об авангардной музыке. Искусство к к. 20 в. вообще (что в свою очередь, — как и “концептуализация” критики, — является характерной постмодернистской тенденцией) все чаще расценивается не в своей эстетич. уникальности, но (от Беньямина до Маклюэна и их продолжателей) мысленно помещается в общее информационное поле человеч. культуры, что придает анализу новую социальную остроту и оперативность критич. реакции.
В конечном счете И., тем паче что границы между ним и собственно искусством становятся все более зыбкими, можно назвать нервной тканью культурологии, к-рая позволяет особенно чутко и адекватно откликаться на вызовы времени.
Лит.: Совр. искусствознание за рубежом. М., 1964; История европ. искусствознания. Вт. пол. 19 в. Т. 3. М., 1966; История европ. искусствознания. Вт. пол. 19 – нач. 20 в. Т. 4, кн. 1—2. М., 1969; Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней. М., 1995.
М.Н. Соколов.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Большой толковый словарь по культурологии..Кононенко Б.И..2003.


Синонимы:
искусствоведение


  1. искусствознаниеискусствоведение в широком смысле комплекс общественных наук изучающих искусство художественную культуру общества в целом и отдельные виды искусства их специфику и отнош...Большая Советская энциклопедия II
  2. искусствознаниесущ. ср. рода только ед. ч.то же чтоem искусствоведениемистецтвознавство...Большой русско-украинский словарь
  3. искусствознаниеИСКУССТВОЗНАНИЕ искусствоведение комплекс общественных наук изучающих искусство художественную культуру общества в целом отдельные виды искусства их отношение к действи...Большой Энциклопедический словарь V
  4. искусствознаниеискусствоведение комплекс общественных наук об искусстве художественной культуре общества в целом отдельных видах искусства их отношении к действительности взаимосвязи с...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  5. искусствознаниея ср.em То же что искусствоведение.Синонимы искусствоведение...Малый академический словарь
  6. искусствознаниекомплекс наук о всех видах художественного творчества их месте в общей системе человеческой культуры. Искусствознание подразделяется на общее история искусства теория иск...Мировая художественная культура. Словарь
  7. искусствознаниекорень ИСКУССТВ соединительная гласная О корень ЗНА суффикс НИ окончание Е Основа слова ИСКУССТВОЗНАНИВычисленный способ образования слова Суффиксальныйи сложение ос...Морфемный разбор слова по составу
  8. искусствознаниеНачальная форма Искусствознание винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  9. искусствознаниеискусствознание ср. То же что искусствоведение....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  10. искусствознаниеискусствознание искусствознание я...Орфографический словарь
  11. искусствознаниеu сu Пр.u об искусствознании искусствоведение...Орфографический словарь русского языка
  12. искусствознаниеискусствознание искусствознания искусствознания искусствознаний искусствознанию искусствознаниям искусствознание искусствознания искусствознанием искусствознаниями искусс...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  13. искусствознаниеОрфографическая запись слова искусствознание Ударение в слове искусствознание Деление слова на слоги перенос слова искусствознание Фонетическая транскрипция слова искусст...Полный фонетический разбор слов
  14. искусствознаниемистецтвознавство....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  15. искусствознаниеискусствознание яСинонимы искусствоведение...Русский орфографический словарь
  16. искусствознаниеСр мн. нет bax искусствоведение....Русско-азербайджанский словарь
  17. искусствознаниеср. см. искусствоведение....Русско-киргизский словарь
  18. искусствознаниеискусствознание искусствоведение...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  19. искусствознаниеискусствознание я Синонимы искусствоведение...Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник
  20. искусствознаниеискусствознание искусствоведение Словарь русских синонимов. искусствознание сущ. колво синонимов искусствоведение Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы искусс...Словарь синонимов II
  21. искусствознаниеискусствознание искусствоведение...Словарь синонимов
  22. искусствознаниеИСКУССТВОЗНАНИЕ искусствоведение комплекс общественных наук об искусстве художественной культуре общества в целом отдельных видах искусства их отношении к действительнос...Современная энциклопедия
  23. искусствознаниеИСКУССТВОЗНАНИЕ искусствоведение комплекс общественных наук изучающих искусство художественную культуру общества в целом отдельные виды искусства их отношение к действит...Современный энциклопедический словарь
  24. искусствознаниеИСКУССТВОЗНАНИЕ искусствознания мн. нет ср. То же что искусствоведение....Толковый словарь русского языка II
  25. искусствознаниеИСКУССТВОЗНАНИЕ ср. То же что искусствоведение....Толковый словарь русского языка
  26. искусствознаниеУдарение в слове искусствознаниеУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове искусствознание...Ударение и правописание
  27. искусствознаниеискусствознание искусствознания искусствознания искусствознаний искусствознанию искусствознаниям искусствознание искусствознания искусствознанием искусствознаниями искусс...Формы слова
  28. искусствознаниеИскусствознание искусствоведение в широком смысле комплекс общественных наук изучающих искусство художественную культуру общества в целом и отд. виды искусства их специф...Художественная энциклопедия
  29. искусствознаниеИвина Иванк Иваненко Иван Ивакин Зуек Зуев Зуав Зот Зонтик Зонт Зона Зоеа Зов Знаток Знатно Знатие Знание Знак Зинка Зинин Зина Зет Зенон Зенки Зенитка Зенит Зевота Зевок...Электронный словарь анаграмм русского языка
  30. искусствознаниеИСКУССТВОЗНАНИЕ искусствоведение совокупность наук о всех видах худож. творчества их месте в общей сфере человеч. культуры. Фундаментом своим граничит с собственно истор...Энциклопедия Культурология XX век
  31. искусствознаниесовокуп ность наук исследующих социальноэстетическую сущность искусства его происхождение и закономерности развития особенности и содержание видового расчленения исква пр...Эстетика