Энциклопедия культурологии

ИИСУС ХРИСТОС

Иисус Христос
согласно традиционному христианскому вероучению Богочеловек, вмещающий в «ипостасном» единстве Своей личности всю полноту Божественной природы (ср. Кол. 2:19) и всю конкретность человеческой природы; в одном лице Бог-Сын, Логос, «не имеющий ни начала дней, ни конца жизни» (евр.7:3) — и человек, имевший этническую принадлежность, возраст и телесные приметы, родившийся в мир и в конце умерщвленный (хотя рождению предшествует чудо девственного зачатия, а за смертью следует чудо Воскресения). Для ислама И. X. — один из пророков (Иса), предшествовавших Мохаммеду. С точки зрения секулярной исторической науки — явившийся и действовавший в иудейской среде религиозный деятель первой пол. I в. н. э., с деятельности учеников которого связано начало христианства (и в чьей историчности, вопреки околонаучным предположениям начала XX в., позднее насаждавшихся советским официозом, не имеется причин сомневаться), родившийся, по-видимому, несколько раньше 4 г. до н. э. (условно принятая точка отсчета нашей эры «от Рождества Христова», предложенная в VI в., не может быть выведена из евангельских текстов и противоречит им, поскольку лежит после даты смерти царя Ирода), проповедывавший в родной Галилее и других землях палестинского ареала и казненный римскими оккупационными властями ок. 30 н. э.
Церк.-слав.Iисусъ(в дониконовской Руси и у старообрядцевIсусъ) — «итацистская» транслитерациягреч.Трстспх;, в свою очередь передающего yesua — арамеизированную форму древнеевр.KMemi^hosua («Господь спасение»); соответственно «этацистская» транслитерация дает латинский вариант Jesus, откуда передача имени в западных языках.Xpicтocъ (греч.Хрюхбс, «Помазанник») — передачаевр.понятия «Мессия» (арам. maSiha', древнеевр.masiah). К нему близко по смыслу широко употребляемое в христианской традиции наименование «Спаситель» (в русском обиходе Спасъ); это как бы перевод имени «Иисус», в котором артикулируется идея спасения (ср. Евангелие от Мф. 1:21: «...и наречешь имя Ему Иисус, ибо Он спасет людей от грехов их»).
Ранних внехристианских источников, касающихся жизни и личности И. X., почти нет. Его характеристика у еврейского историка I в. н. Иосифа Флавия (Antiqu. XVIII, 3, 3, 63-54) интерполирована; однако вариант этого места, дошедший в арабском переводе в составе хроникального труда, не внушает подобных подозрений. Он звучит так: «В это время жил мудрый человек, которого звали Иисус. Образ жизни его был достойным, и он был известен своей добродетелью; и многие люди из иудеев и из других народов стали его учениками. Пилат приговорил его к распятию и смерти, но те, кто стали его учениками, не отреклись от его учения; они рассказали, что он явился им через три дня после распятия и был живым. Полагали, что он был Мессия, о котором пророки предсказывали чудесное» (Agapius, Kitab al 'Unvan, ed. par A. Vasiliev, Patrologia Orientalis t. VII, fasc. 4, Paris, 1912 , p. 472). Кроме того, у Иосифа Флавия упоминается «Иисус, по прозванию Христос» в качестве известного родича побитого камнями Иакова [в христианской традиции Иаков, Брат Господень] (Antiq. XX, 9, 1). В Вавилонском Талмуде (Sanhedrin 43а) говорится о Йешу-га-Ноцри (Иисусе Назарянине) как о человеке, который «творил знамения и чудеса и сбивал Израиль с пути», за что его казнили «в канун Пасхи», однако запись талмудической традиции произошла на столетия позже составления Евангелий.
В христианский канон вошло 4 Евангелия (греч.«Благовестия»), возникавшие через несколько десятилетий после описываемых событий. Наряду с этим существовали другие аналогичные повествования, ныне утраченные. Как явствует из самого названия Евангелий, это не просто нарративные тексты, имеющие целью просто рассказать о некоторых событиях, но «весть», непременно обусловленная своим религиозным смыслом (в современном языке критической протестантской экзегезы употребляется восходящий к Р. Бультману термин «керигматичность», который образован отгреч.слова «керигма» — возвещение, проповедь). Однако эта ориентация Евангелий никоим образом не исключает точной и правдивой фиксации целого ряда фактов, порой отнюдь не легко укладывавшихся в схемы благочестивой мысли той эпохи; достаточно упомянуть версию о безумии И. X., имевшую хождение между близкими ему людьми (Мк. 3:21), взаимоотношения И. X. с Иоанном Крестителем, которые истолковывались противниками как статус (неверного) ученика для И. X. и превосходство Иоанна (например, в мандейской традиции), осуждение И. X. религиозными авторитетами его народа и римской властью, наконец, смерть на кресте, вызывавшая в позднеримскую эпоху более сильный брезгливый ужас, чем у нас — смерть на виселице (недаром Распятие, со временем ставшее каноническим сюжетом христианского искусства долго не изображалось совсем, а первые его изображения были сугубо условными). Евангельское повествование является не более, а гораздо менее стилизованным, чем долго не изображалось совсем, а первые его изображения были сугубо условными). Евангельское большинство средневековых житий святых, в историчности которых не сомневается никто; и оно резко отличается от позднейших апокрифов, т.е. не принятых традицией повествований, где разрабатываются эффектные образы чудотворчества И. X. уже в детские годы, живописные детали картины воскресения И. X. и т. д. При этом авторы Евангелий рассказывают, собственно, о последнем периоде жизни И. X., с которым связаны публичные выступления; 2-е и 4-е Евангелия так и начинаются с прихода И. X. к Иоанну Крестителю, 1-е и 2-е добавляют предания о рождении и детстве; сюжеты, связанные с промежутком от 12 лет (Лк. 2:41-52) до примерно 30 лет (там же 3,23), полностью отсутствуют.
Сюжетная канва евангельских рассказов о жизни И. X. рассказывается следующим образом. Его рождение предсказано ангелом (архангелом) Гавриилом, явившимся Деве Марии в галилейском (северно-палестинском) городке Назарете (Лк. 1:26-38) и возвестившим, что у нее должен родиться Сын, который будет чудесно зачат по действию Духа Святого; эту же тайну ангел, не называемый по имени, открывает Иосифу Обручнику усыновителю будущего младенца из числа обедневших наследников еврейской царской династии, явившись ему во сне (Мф. 1:20-23). По ветхозаветным пророчествам (Мих. 5:2) мессианский царь должен родиться на земле Иудеи, в Вифлееме, легендарном городе царя Давида. Провиденциальной причиной, заставившей Марию, ожидающую ребенка, и Иосифа отправиться в Вифлеем, оказывается объявленная римскими оккупационными властями перепись населения, по правилам которой каждый должен был записаться по месту исконного проживания своего Лк. 2:1-5). Там, в Вифлееме, и рождается И. X. — в хлеву, потому что не было им места в гостинице» (там же 2:7). Спасая младенца от царя Ирода (узнавшего о таинственных пророчествах и приказавшего уничтожать родившихся в Вифлееме младенцев как потенциальную угрозу своей власти), Мария и Иосиф бегут с ним в Египет, где остаются до смерти Ирода (Мф. 2:13-21). Годы, проведенные затем в Назарете, в целом окружены безвестностью; сообщается, что И. X. выучивается ремеслу плотника (Мк. 6:3), что по достижении им иудейского религиозного совершеннолетия (т.н. бар-мицва) во время семейного паломничества в Иерусалим отрок исчез и был найден в Иерусалимском Храме «посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их», что эти рабби «дивились разуму и ответам Его» (Лк. 2:47), и что в остальном он был «в повиновении» у Марии и Иосифа.
Перед выходом на проповедь И. X. отправляется к Иоанну Крестителю и принимает от него крещение, после чего уходит в пустыню на 40 дней (срок поста кающихся ниневитян в ветхозаветной Книге Ионы; ср. продолжительность т. н. великого поста,лат.Quadragesima [букв. «сороковая»], в практике православия и католицизма), чтобы в полном уединении и воздержании от пищи выдержать духовный поединок с дьяволом (Мф. 4:1-11, Лк. 4:1-3). Лишь после этого И. X. выступает с возвещением мессианского времени (Мф. 4:17). Возраст И. X. при этом приблизительно определяется в 30 лет (Лк. 3:23) — символически значимая пора совершенной зрелости; впрочем, в Евангелии от Иоанна как будто предполагается несколько более поздний возраст (см. 8:67: «Тебе нет еще пятидесяти лет»). И. X. призывает первых учеников (т. н. апостолы, букв, «посланники») из среды рыбаков Тивериадского озера, ходит с ними по Палестине, проповедуя и творя чудеса. Постоянный мотив — столкновения с иудейскими ортодоксами из числа соперничавших тогда религиозных течений фарисеев и саддукеев, вызванные тем, что И. X. постоянно нарушает формальные табу религиозной практики, отдавая приоритет милосердию: исцеляет в субботу, общается с грешниками и ритуально нечистыми лицами и т.д. (Вероучительно И. X. во всех спорных вопросах между фарисеями и саддукеями значительно ближе к фарисеям, но тем острее его критика духа набожного начетничества и обрядоверия.) Очень интересен вопрос о его отношении к третьему направлению тогдашнего иудаизма — ессейству (ср. Кумран-ские тексты). Слово «ессейство» не встречается в Евангелиях; высказывалась гипотеза, согласно которой обозначение Симона, в гостях у которого в Вифании был И. X. с учениками (Мф. 26:6 и др.), как «прокаженного», по смыслу несовместимое с ритуальным запретом для прокаженных проживать в населенных пунктах и тем более вступать в общение со здоровыми, возникло как искажение слова, обозначавшего ессея (интересно, что в Лк. 7:36, менее заинтересованного в нюансах классификации еврейских религиозных групп, это же лицо названо «фарисеем»); м. пр., об этом заставляет думать спор о благовониях, которыми грешница на пиру умащает И. X. — ессеи имели специальный запрет на употребление благовоний. Как наставник своих последователей, И. X. в иудейском контексте воспринимается как рабби, так к нему и обращаются (Мф. 26:25 и 49; Мк. 9:5; Ин. 1:38 и 49; 3:2). Евангелия чаще всего показывают И. X. именно учащим; иногда это происходит в синагогах или в пристройках Иерусалимского Храма, т.е. в нормальной обстановке деятельности рабби (впрочем, проповедь в пустынных местах более напоминает поведение пророка). Другие «учители во Израиле» диспутируют с И. X., как со своим коллегой и конкурентом. И все же он представляет собой в этой среде совсем особый случай, поскольку учит, не пройдя формальной выучки (Ин. 7:15) а главное, иначе говорит — «как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф. 7:29; Мк. 1:22). Проповедь И. X. особенно акцентирует значение самоотверженной готовности к отказу от выгод и социальных преимуществ, от гарантированной обеспеченности, как решающего критерия духовной жизни. Сам И. X. своей жизнью странствующего проповедника, «не имеющего, где приклонить главу» (Мф. 8:20; Лк. 9:58), подает пример такой жизни. Очень важный мотив проповеди — обязанность любви к врагам и гонителям (Мф. 5:44-46).
В дни перед иудейской пасхой И. X. приближается к Иерусалиму, торжественно въезжает в город на ослице (библейский символ кротости и миролюбия в противоположность боевому коню), принимает приветствия от народной толпы, обращающейся к нему с ритуальными возгласами как к мессианскому царю, и властно изгоняет из помещений Иерусалимского Храма менял и торговцев жертвенными животными (Мф. 21:1-13; Мк. 11:1-11; Лк. 19:28-46; Ин. 12:12-19). Иудейские старейшины, составлявшие особое религиозно-административное и судебное учреждение — синедрион, решают предать И. X. (как опасного проповедника, стоящего вне системы школ, как нарушителя обрядовой дисциплины, и как вождя, могущего поссорить с ними римлян) своему суду, чтобы затем выдать на казнь римским властям. И. X. в кругу двенадцати апостолов тайно совершает пасхальную трапезу (т. н. Тайная Вечеря), во время которой предсказывает, что один из апостолов предаст его, а затем подает ученикам хлеб и вино со словами «это есть Тело Мое» и «это есть Кровь Моя», а себя уподобляя закланному и вкушаемому пасхальному агнцу, — прообраз христианского таинства Евхаристии (Мф. 26:20-29; Мк. 14:18-25; Лк. 22:8-38; Ин. 13, где евхаристические мотивы отсутствуют, но зато описано, как И. X. омыл ноги ученикам, подавая им пример взаимного служения). Ночь И. X. проводит с учениками в Гефсиманском саду к востоку от Иерусалима, «ужасается и тоскует», просит троих самых избранных апостолов (некогда присутствовавших при Преображении) бодрствовать вместе с ним и обращается к Богу с молитвой: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести эту чашу мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» Лк. 22, 42); напряжение его духа доходит при этом до кровавого пота (там же, 44). Посреди ночи приходят вооруженные пособники иудейских старейшин; И.Х. отведен на суд синедриона, где подтверждает свое мессианское достоинство (Мк.14, 61-62), за что ему выносят предварительный смертный приговор, а ранним утром отводят к римскому прокуратору Понтию Пилату для утверждения приговора. И.Х. ждет участь бесправных — бичевание и затем распятие на кресте (специфически римский способ унизительной и особенно мучительной казни).
Далее рассказывается, что когда по истечении субботы женщины из окружения И. X. пришли, чтобы еще раз омыть и умастить благовониями тело, саркофаг оказался пуст, а сидевший на его краю «юноша» (ангел) сказал, что И. X. воскрес и ученики встретят его в Галилее (Мк. 16:1-8; древнейший текст этого Евангелия здесь и кончался). Другие Евангелия описывают явления Воскресшего ученикам, завершающиеся вознесением на небеса; но само событие воскресения описывается только в апокрифах.
Церковное учение о И. X. как «единосущном» Богу-Отцу Сыне и Слове (Логосе) разрабатывалось в острых спорах в продолжение первого полтысячелетия истории христианского богословия. Образ И. X. в культуре христианских народов выявлял многообразный спектр интерпретаций, образующих, однако, сложное единство: в византийском типе иконографии — отрешенная царственность, аскетическая власть над собой, тонкость ума; для Франциска Ассизского — идеал радостной нищеты; в культуре позднего западного средневековья — прежде всего «Муж Скорбей» в терновом венце, требующий эмоционально-имаги-нативного вникания в тайну муки; для сознания XIX в., отчасти продолжающего жить, например, у Пастернака, — образ страдающей человечности.
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь

Большой толковый словарь по культурологии..Кононенко Б.И..2003.


Синонимы:
агнец божий, богочеловек, галилеянин, добрый пастырь, иисус, иисус из назарета, посланник, распятый, спас, спаситель, сын божий, сын человеческий, христос


  1. иисус христосПо прошествии ста лет после реформ Ездры Персидская держава была разгромлена Александром Македонским. Когда Александр умер его империя также распалась. Иудея сначала отош...100 великих пророков и вероучителей
  2. иисус христосИИСУС ХРИСТОС см.также ХРИСТИАНСТВО Евангелие есть учение о Христе а не учение Христа. Николай Бердяев Христос был не основателем религии а религией. Николай Бердяев И ес...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  3. иисус христоссогласно христ. вероучению основатель христианства подавляющее большинство христ. церквей почитают его как богочеловека монофизит. церкви не признают человеч. природы И. ...Атеистический словарь
  4. иисус христоссогласно христ. вероучению основатель христианства подавляющее большинство христ. церквей почитают его как богочеловека монофизит. церкви не признают человеч. природы И. ...Атеистический словарь II
  5. иисус христосI.strong ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ Аstrong strong имя ИИСУС греч. фма Иэсус евр. имени Йешуа в свою очередь являющегося более поздней формой от Йехошуа или Йошуа озн...Библейская энциклопедия Брокгауза
  6. иисус христосСын Бога Отца от вечности ставший Сыном Марии когда пришла полнота времени. Он родился в Вифлееме воспитывался в Назарете распят умер и погребен в Иерусалиме В третий ден...Библейский энциклопедический словарь
  7. иисус христосв христианском вероучении богочеловек см. Христос....Большая Советская энциклопедия II
  8. иисус христосИИСУС ХРИСТОС см. Христос....Большой энциклопедический словарь III
  9. иисус христосИИСУС Христос см. Христос....Большой Энциклопедический словарь V
  10. иисус христосв христ. религии богочеловек распятый около н.э. на кресте. Иисусem греч. передача еврейск. личного имени Йешуа исходная форма Йегошуа Христосem перевод на греч. яз. ...Древний мир. Энциклопедический словарь
  11. иисус христосв христ. религии богочеловек распятый около н.э. на кресте. Иисус греч. передача еврейск. личного имени Йешуа исходная форма Йегошуа Христос перевод на греч. яз. слов...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  12. иисус христоспо верованиям христиан основатель этой религии. Слово Христос греческий перевод древнееврейского слова машиах означает помазанник спаситель. Согласно Библии Христос род...Евразийская мудрость от А до Я
  13. иисус христосдо нашей эры около нашей эры согласно христианскому вероучению Богочеловек в котором соединены божественная как Богсын он второе лицо Троицы и человеческая рожден от Де...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  14. иисус христосИисус Христос г. до н.э. около г. н.э. согласно христианскому вероучению Богочеловек в котором соединены Божественная как Бог Сын он второе лицо Троицы и человеческая...Исторический словарь
  15. иисус христосИИСУС ХРИСТОС Иисус древнеевр. Господь его спасение греч. Ihsou лат. Jesus Христос древнеевр. masziah арам. mesziha греч. Cristo лат. Christus помазанник Мессия согласн...Католическая энциклопедия
  16. иисус христосИисус Христос родился в нулевом году. Мы полагаем нулевого года в нашем летосчислении нет. Так что Иисус Христос явился на свет в году н.э. Другое дело что по некоторым ...Лексикон популярных заблуждений
  17. иисус христосИисус Христос христ. Иисус Мессия основатель христианской религии иудей родившийся согласно легенде в результате непорочного зачатия Девы Марии жены ремесленника Иосифа...Мифологический словарь
  18. иисус христосНачальная форма Иисус христос слово обычно не имеет множественного числа единственное число именительный падеж мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  19. иисус христосJesus Christ ок. г. до н.э. г. н.э. центр фигура христианства ученики И.Х. верили что он Сын Божий. По христ. вероучению И.Х. обладает совершенной божественной природ...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  20. иисус христосИИСУС ХРИСТОС греч. Iesous калька ивритск. Jesua Jehosua помощь Яхве спасение греч. Christos помазанник эквивалент ивритск. Mashiah мессия спаситель в традиции христ...Новейший философский словарь
  21. иисус христосИисус Христос Jesus Christ ок. г. до н.э. г. н.э. мессия основатель христианства по убеждению своих последователей Сын Божий соединяющий в себе божественное и человече...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  22. иисус христосИисус Христос Иисус Христос Иисуса Христа...Орфографический словарь
  23. иисус христосР. Иисуса Христа Синонимы агнец божий богочеловек галилеянин добрый пастырь иисус иисус из назарета посланник распятый спас спаситель сын божий сын человеческий христос...Орфографический словарь русского языка
  24. иисус христосгр. мессия помазанник основатель христианского учения второе лицо христианской Троицы Бог Сын. Иисус Христос это богочеловек рожденный в непорочном зачатии Девой Мари...Основы духовной культуры
  25. иисус христосВторое Лицо Святой Троицы Сын Божий Богочеловек. Другие поименования Иисуса Христа Господь Спаситель Агнец Божий Сын Давидов Сын Божий Сын Человеческий Слово Божие. Иису...Основы православной культуры
  26. иисус христоссогласно традиционному христианскому вероучению Богочеловек вмещающий в ипостасном единстве Своей личности всю полноту Божественной природы Послание апостола Павла к коло...Политическая наука - Словарь-справочник
  27. иисус христосИисус Христос согласно традиционному христианскому вероучению Богочеловек вмещающий в ипостасном единстве Своей личности всю полноту Божественной природы Послание апостол...Политология. Словарь.
  28. иисус христосОрфографическая запись слова иисус христос Ударение в слове Иисус Христос Деление слова на слоги перенос слова иисус христос Фонетическая транскрипция слова иисус христос...Полный фонетический разбор слов
  29. иисус христосСын Божий Второе Лицо Пресвятой Троицы воплотившийся от Святого Духа и Девы Марии. Богочеловек. Возвестил миру величайшее и самое светлое учение в истории человечества че...Православный энциклопедический словарь
  30. иисус христососнователь христианства живший и проповедовавший свое учение в в. в Палестине. Христианские церкви кроме монофизитских почитают его как богочеловека вместившего в единст...Религиоведческий словарь
  31. иисус христосИИСУС ХРИСТОС в христианском вероучении Сын Божий Спаситель Искупитель. Его личное имя Иисус греческая форма еврейского имени Йешуа Иегошуа Господь спасает. Христос ...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  32. иисус христоспо Евангелию сын Божий Второе Лицо Пресвятой Троицы по предвечному божественному совету воплотившийся ради спасения рода человеческого от Пречистой Девы Марии и нареченн...Русская энциклопедия
  33. иисус христосИисус Христос Иисуса ХристаСинонимы агнец божий богочеловек галилеянин добрый пастырь иисус иисус из назарета посланник распятый спас спаситель сын божий сын человеческий...Русский орфографический словарь
  34. иисус христосИисус Христос...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  35. иисус христосИИСУС ХРИСТОСЕвангелие есть учение о Христе а не учение Христа. Николай Бердяев Христос был не основателем религии а религией. Николай Бердяев И если кто услышит Мои слов...Сводная энциклопедия афоризмов
  36. иисус христоспо Евангелию сын Божий Второе Лицо Пресвятой Троицы по предвечному божественному совету воплотившийся ради спасения рода человеческого от Пречистой Девы Марии и нареченн...Святая Русь - энциклопедический словарь
  37. иисус христосгреч. Iesous калька ивритск. Jesua Jehosua помощь Яхве спасение греч. Christos помазанник эквивалент ивритск. Mashiah мессия спаситель в традиции христианства богоч...Словарь постмодернизма
  38. иисус христосИисус Христос богочеловек добрый пастырь Иисус из Назарета Сын божий Сын человеческий спаситель Спас Христос распятый галилеянин агнец божий спас Иисус Словарь русских си...Словарь синонимов II
  39. иисус христосИисус Христос богочеловек добрый пастырь Иисус из Назарета Сын божий Сын человеческий спаситель Спас Христос распятый галилеянин агнец божий спас Иисус...Словарь синонимов
  40. иисус христосСын Божий е лицо Пресвятой Троицы воплотившееся ради нашего спасения. агнец божий богочеловек галилеянин добрый пастырь иисус иисус из назарета посланник распятый спас сп...Словарь церковнославянского языка
  41. иисус христосот греч. xristos помазанник перевод др.евр. слова машиах мессия мифич. основатель христианства якобы живший в Палестине в в. н. э. и распятый на кресте при рим. намес...Советская историческая энциклопедия
  42. иисус христосИИСУС ХРИСТОС см. Христос....Современный энциклопедический словарь
  43. иисус христосПомощь в нужде....Сонник Хассе
  44. иисус христосJesus Christ. Соб ственно имя в этомсочетании Иисус Из Назарета сопутствующее ему обозначение означает мессия евр. или помазанник. В Деян эта граница между именем и назв...Теологический энциклопедический словарь
  45. иисус христосУдарение в слове Иисус ХристосУдарение падает на буквы уоБезударные гласные в слове Иисус Христос...Ударение и правописание
  46. иисус христосИИСУС ХРИСТОС мифич. основатель христианства. По христ. учению И. X. богочеловек одно из лиц Троицы богсын воплотившийся в человеч. образе и принесенный в жертву богомот...Философская энциклопедия
  47. иисус христосмифич. основатель христианства. По христ. учению И. X. богочеловек одно из лиц Троицы богсын воплотившийся в человеч. образе и принесенный в жертву богомотцом во искупле...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  48. иисус христосИисус Христос Спаситель мира см. Христос....Энциклопедический словарь
  49. иисус христосИИСУС ХРИСТОС см. Христос....Энциклопедический словарь естествознания
  50. иисус христосСпаситель мира см. Христос....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  51. иисус христосИИСУС ХРИСТОСгреч. в христианской религиозномифологической системе богочеловек вмещающий в единстве своей личности всю полноту божественной природы как богсын второе ли...Энциклопедия мифологии