Энциклопедия культурологии

ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ

ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ
Один из основателей американского прагматизма Уильям Джеймс писал еще в начале ХХ в.: "Наше нормальное бодрствующее сознание, разумное сознание, как мы его называем, - это не более, чем один особый тип сознания, в то время как повсюду вокруг него, отделенные от него тончайшей преградой, лежат потенциальные совсем другие формы сознания. Мы можем прожить жизнь и не подозревая об их существовании; но стоит применить уместный стимул, - и они появятся во мгновение ока и во всей полноте: - определенные умонастроения, которые, возможно, где-то могут быть применены и приспособлены". В середине ХХ в. наркомания и токсикомания сделали проблематику И. с. с. более чем своевременной. Хотя И. с. с. совсем не обязательно связаны с чем-то дурным и антисоциальным, это могут быть И. с. с., вызванные какими-то экстремальными условиями, например когда человек долго находится в горах или, наоборот, на подводной лодке. Это могут быть состояния после введения наркоза, или же состояния, в которые люди вводят себя сами путем различных психотехник, например йогической медитации. Наконец, мы каждую ночь пребываем в И. с. с. - (см.СНОВИДЕНИЕ). И. с. с. характеризуется, в частности, тем, что в них изменяются язык и речь человека (см.ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА, ВИРТУАЛЬНЫЕ РЕАЛЬНОСТИ, ГИПОТЕЗА ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ). Современный русский лингвист Дмитрий Леонидович Спивак разработал новую лингвистическую дисциплину - лингвистику И. с.с. О ней мы в основном и поведем речь. Д.С. Спивак заметил, что тексты, рожденные И. с. с. или, наоборот, призванные ввести человека в И. с. с., построены в языковом отношении совершенно особым способом. Этот способ исследователь назвал матричным. Простым примером матричного текста может служить "мантра" обыкновенного аутотренинга: 1 Руки тяжелеют и теплеют. 2 Ноги тяжелеют и теплеют. 3 Живот теплеет. 4 Руки тяжелые и теплые. 5 Ноги тяжелые, теплые. 6 Живот теплый. 7 Руки... тяжесть... тепло... 8 Ноги... тяжесть...тепло... 9 Живот... тепло..." Цифры наглядно дают представление о матрице этого текста: 123 456 789 Получается нечто вроде стихотворения. Вот что пишет по этому поводу автор матричной концепции текстов про И. с. с.: "По мере освоения метода мы проходим эту схему строка за строкой, учась вызывать у себя соответствующие ощущения. Но виртуозы этого дела могут заставить зазвучать всю схему сразу. Главный ее секрет в том, что в каждой строке, если смотреть по столбцу цифр сверху вниз, говорится одно и то же, но с разной гармматикой. Матричный текст не рассказывает о некотором отрезке реальности, а прямо повторяет всеми своими изгибами ее строение. При правильном чтении мы попадаем в резонанс с этим отрезком реальности и изменяем его. Собственно, текст не читается, он исполняется, сбывается" (см.ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ АКТОВ). Подобные матричные тексты встречаются и в литературе, которая, как известно, обладает большим воздействием на сознание. Поэтому Д. Л. Спивак с полным правом говорит о филологии И. с. с. Так, например, матричным способом написан один из фрагментов русского писателя ХV в. Епифания Премудрого. Д. Л. Спивак пишет: "Автор спокойно плетет (речь идет о стиле, который называется плетением словес. - В.Р.) житие, мысль движется тяжело и ровно, наконец он подходит к месту, где нужно сказать о несказуемом, внедрить его как образец в сердце читателя. Текст начинает набухать, топчется на месте - и вдруг разламывается на слитки матрицы: "...1 место то было прежде лес, 2 чаща, 3 пустыни, 4 идеже живяху заици, лисици, волци, 5 иногда же и медведи посещаху, 6 другоици же и бесы обретахуся, 7 туда же ныне церковь поставлена бысть, 8 и монастырь велик възгражден бысть, 9 и инок множество съвокупися, 10 и славжловие и в церкви, 11 и в келиях, 12 и молитва непристающиа... (орфография упрощена). Схема матрицы такова: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 "Просматривая матрицу по строкам, сверху вниз, мы видим стройное движение от дикости к культуре (поддержанное изменением грамматики, особенно сказуемого). По строкам, слева направо мы переходим от повседневного к необыкновенному. А в целом эти четыре тройки укореняют в сознании читателя образец правильного действия, внесения порядка в мир, разобранный на примере основания монастыря". "Филология измененных состояний сознания охватывает широкий круг содержательных и необычных текстов; умение пользоваться ими - дело техники; настало время вернуть их в круг знаний культурного человека; двери к внутренней свободе всегда открыты; в каждом поколении находятся люди, решившие войти..."

Словарь культуры XX века.В.П.Руднёв.


  1. измененные состояния сознаниясм. Гипноз Психотерапия интерактивная Ребфинг Холотропическая терапия....Большая психологическая энциклопедия
  2. измененные состояния сознанияИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ см. Гипноз Психотерапия интерактивная Ребфинг Холотропическая терапия....Большой психологический словарь
  3. измененные состояния сознаниясостояния человека в которых происходит переход от нормированных культурой способов упорядочения внутреннего опыта и переживаний к иным нестандартным формам категоризаци...Клиническая психология. Психологический лексикон
  4. измененные состояния сознанияобласть эмпирических психологических исследований в которых с помощью ЛСД и др. средств вызываются и изучаются необычные состояния психики по форме напоминающие то что оп...Краткий религиозно-философский словарь
  5. измененные состояния сознанияИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ altered states of consciousness ASC психофизиологические состояния в которых происходит качественная перестройка свойственных индивиду обыч...Энциклопедия эпистемологии и философии науки