Энциклопедия культурологии

ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ

ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ
культурфилософская и мировоззренческая установка, согласно к-рои Европа с присущим ей духовным укладом является центром мировой культуры и цивилизации. Уже в Др. Греции разграничение Востока и Запада стало формой противоположности варвара и эллина, “дикости” и “цивилизованности”. Такое деление имело отчетливо выраженную ценностную окраску: варварское начало решительно отвергалось во имя эллинского, что сформировалось со временем в одну из традиций, унаследованных социальной практикой и духовной жизнью послеантичной Европы. Возвеличение Запада прослеживается в европ. сознании на протяжении столетий. Крестовые походы и путешествия, Великие геогр. открытия, захват новооткрытых земель и жестокие колониальные войны — все это, в конечном счете, воплощенные в реальных истор. деяниях проявления европоцентрист. точки зрения. Согласно ей, Европа, Запад с их истор. укладом, политикой, религией, культурой, искусством представляют собой единств, и безоговорочную ценность, противостоящую “неправильности” и “неразвитости” вост. мира. В раннее ср.-вековье, когда экон., полит, и культурные связи Европы с остальным миром резко ослабевают, а важнейшим фактором духовной и полит, жизни становится христианство, Восток в сознании европейца закономерно отодвигается на задний план как нечто отдаленное и сугубо экзотическое. Восходящая к эпохе Просвещения вера в прогресс человеч. знаний укрепляла представление об однонаправленном движении истории. Внеисторически понятая “разумность” в противовес “заблуждениям” и “страстям” рассматривалась просветителями как универсальное средство совершенствования об-ва. Прогресс мыслился ими как постепенное проникновение европ. цивилизации во все регионы мира.Если Гердер усматривал в восточном мире воплощение патриарх., идиллического начала, то Гегель уже пытался поставить вопрос, почему вост. народы ушли от своих человеческих истоков, остались в изв. мере за пределами магистральной линии истории. Этот подход к оценке обществ, развития в дальнейшем стал вырождаться в апологетическую, по своей сути, “прогрессистскую” концепцию с характерным для нее представлением о науке(а затем и о технике, информатике)как об оптимальном средстве разрешения любых человеч. проблем и достижения гармонии на путях устроения рационально проектированного порядка. Сложившееся еще в филос. классике возвеличение разумного, рационального, “эллинского” начала в противовес аффектированности, стихийности и эмпиричности иных культур, а также возникшее позднее стереотипное представление о технич. цивилизации, активно содействовали формированию разл. совр. сциентист-ских иллюзий. Они, в частности, нашли опору в разработке М. Вебером принципа рациональности, осн. принципа в его философии истории. Именно М. Вебер наиболее последовательно рассматривал рациональность как истор. судьбу европ. цивилизации. Он пытался объяснить, почему формальный разум науки и рим. права превратился в жизненную установку целой эпохи, целой цивилизации. Постепенное “расколдование” мира, вытеснение из мышления, из обществ. сознания магических элементов, с одной стороны, а с др. — все большее постижение последовательности и постоянства явлений, — вот те идеи, которые берут у Вебера совр. философы, осмысливающие феномен Е.

Лит.:Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993; Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994; Трёльч Э. Историзм и его проблемы. М., 1994; Культура: Теории и проблемы / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 1995.

П. С. Гуревич

Культурология. XX век. Энциклопедия.1998.

Европоцентризм
культурологическая концепция, согласно которой развитие подлинных ценностей науки, искусства, философии и т.д. происходит только в Европе. Иные культуры воспринимались либо как «недоразвитые», либо как «варварские».
............
☼ культурфилософская и мировоззренческая установка, согласно к-рой Европа с присущим ей духовным укладом является центром мировой культуры и цивилизации. Уже в Др. Греции разграничение Востока и Запада стало формой противоположности варвара и эллина, “дикости” и “цивилизованности”. Такое деление имело отчетливо выраженную ценностную окраску: варварское начало решительно отвергалось во имя эллинского, что сформировалось со временем в одну из традиций, унаследованных социальной практикой и духовной жизнью послеантичной Европы. Возвеличение Запада прослеживается в европ. сознании на протяжении столетий. Крестовые походы и путешествия, Великие геогр. открытия, захват новооткрытых земель и жестокие колониальные войны — все это, в конечном счете, воплощенные в реальных истор. деяниях проявления европоцентрист. точки зрения. Согласно ей, Европа, Запад с их истор. укладом, политикой, религией, культурой, искусством представляют собой единств. и безоговорочную ценность, противостоящую “неправильности” и “неразвитости” вост. мира. В раннее ср.-вековье, когда экон., полит. и культурные связи Европы с остальным миром резко ослабевают, а важнейшим фактором духовной и полит, жизни становится христианство, Восток в сознании европейца закономерно отодвигается на задний план как нечто отдаленное и сугубо экзотическое. Восходящая к эпохе Просвещения вера в прогресс человеч. знаний укрепляла представление об однонаправленном движении истории. Внеисторически понятая “разумность” в противовес “заблуждениям” и “страстям” рассматривалась просветителями как универсальное средство совершенствования об-ва. Прогресс мыслился ими как постепенное проникновение европ. цивилизации во все регионы мира. Если Гердер усматривал в восточном мире воплощение патриарх., идиллического начала, то Гегель уже пытался поставить вопрос, почему вост. народы ушли от своих человеческих истоков, остались в изв. мере за пределами магистральной линии истории. Этот подход к оценке обществ. развития в дальнейшем стал вырождаться в апологетическую, по своей сути, “прогрессистскую” концепцию с характерным для нее представлением о науке (а затем и о технике, информатике) как об оптимальном средстве разрешения любых человеч. проблем и достижения гармонии на путях устроения рационально проектированного порядка. Сложившееся еще в филос. классике возвеличение разумного, рационального, “эллинского” начала в противовес аффектированности, стихийности и эмпиричности иных культур, а также возникшее позднее стереотипное представление о технич. цивилизации, активно содействовали формированию разл. совр. сциентистских иллюзий. Они, в частности, нашли опору в разработке М.Веберомпринципа рациональности, осн. принципа в его философии истории. Именно М. Вебер наиболее последовательно рассматривал рациональность как истор. судьбу европ. цивилизации. Он пытался объяснить, почему формальный разум науки и рим. права превратился в жизненную установку целой эпохи, целой цивилизации. Постепенное “расколдование” мира, вытеснение из мышления, из обществ. сознания магических элементов, с одной стороны, а с др. — все большее постижение последовательности и постоянства явлений, — вот те идеи, которые берут у Вебера совр. философы, осмысливающие феномен Е.
Лит.: Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993; Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994; Трёльч Э. Историзм и его проблемы. М., 1994; Культура: Теории и проблемы / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 1995.
П. С. Гуревич.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Большой толковый словарь по культурологии..Кононенко Б.И..2003.


Синонимы:
евроцентризм


  1. европоцентризмм. eurocentrismo Итальянорусский словарь. Синонимы евроцентризм...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  2. европоцентризмгеополитическая концепция обосновывающая центральное положение в мировом развитии образцовой западноевропейской культуры. Претензии западноевропейской цивилизации на инте...Геоэкономический словарь-справочник
  3. европоцентризмконцепция согласно которой ведущую роль в развитии современной цивилизации и культуры сыграла Европа....История мировых цивилизаций - Словарь обязательных терминов и понятий
  4. европоцентризмметодологический подход к изучению культуры основывающийся на идее исключительности превосходства европейской культуры над другими. Особенно характерен для историков и фи...Мировая художественная культура. Словарь
  5. европоцентризмкорень ЕВРОП соединительная гласная О корень ЦЕНТР суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова ЕВРОПОЦЕНТРИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальныйи сложени...Морфемный разбор слова по составу
  6. европоцентризмНачальная форма Европоцентризм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  7. европоцентризмЕВРОПОЦЕНТРИЗМ историкокультурная и геополитическая концепция постулирующая и обосновывающая особые статус и значение западноевропейских ценностей в мировом цивилизованн...Новейший философский словарь
  8. европоцентризмисторикокультурная и геополитическая концепция постулирующая и обосновывающая особые статус и значение западноевропейских ценностей в мировом цивилизованном и культурном ...Новейший философский словарь II
  9. европоцентризмКонцепция ориентированная на Западную Европу при определении путей развития стран и человечества в целом распространение на другие континенты социальнокультурных ценносте...Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник
  10. европоцентризмевропоцентризм европоцентризм а...Орфографический словарь
  11. европоцентризмu м евроцентризм...Орфографический словарь русского языка
  12. европоцентризмнаучная тенденция и политическая идеология в явной или неявной форме провозглашающая превосходство европейских народов и западноевропейской цивилизации над другими народа...Политическая наука - Словарь-справочник
  13. европоцентризмЕвропоцентризм научная тенденция и политическая идеология в явной или неявной форме провозглашающая превосходство европейских народов и западноевропейской цивилизации над...Политология. Словарь.
  14. европоцентризмОрфографическая запись слова европоцентризм Ударение в слове европоцентризм Деление слова на слоги перенос слова европоцентризм Фонетическая транскрипция слова европоцент...Полный фонетический разбор слов
  15. европоцентризмОрфографическая запись слова европоцентризм Ударение в слове европоцентризм Деление слова на слоги перенос слова европоцентризм Фонетическая транскрипция слова европоцент...Полный фонетический разбор слов
  16. европоцентризмевропоцентризм аСинонимы евроцентризм...Русский орфографический словарь
  17. европоцентризмевропоцентризм аСинонимы евроцентризм...Русский орфографический словарь
  18. европоцентризмеуропашылды кзарас...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  19. европоцентризмеуроорталыты...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  20. европоцентризм. Синонимы евроцентризм...Русско-китайский словарь
  21. европоцентризмевропоцентризм евроцентризм...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  22. европоцентризмевропоцентризм а Синонимы евроцентризм...Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник
  23. европоцентризмКонцепция ориентированная на Западную Европу при определении путей развития стран и человечества в целом распространение на другие континенты социальнокультурных ценносте...Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  24. европоцентризмевропоцентризм евроцентризм Словарь русских синонимов. европоцентризм сущ. колво синонимов евроцентризм Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы евроцентризм...Словарь синонимов II
  25. европоцентризмевропоцентризм евроцентризм Словарь русских синонимов. европоцентризм сущ. колво синонимов евроцентризм Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы евроцентризм...Словарь синонимов II
  26. европоцентризмевропоцентризм евроцентризм...Словарь синонимов
  27. европоцентризмОриентирование на Западную Европу при определении путей развития отдельных стран и человечества в целом. Распространение на другие континенты и нации социальнокультурных ...Словарь социолингвистических терминов
  28. европоцентризмгосподство европейских особенно английских культурных образцов....Словарь справочник по социальной работе
  29. европоцентризмКонцепция ориентированная на Западную Европу при определении путей развития стран и человечества в целом распространение на другие континенты социальнокультурных ценносте...Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник
  30. европоцентризмУдарение в слове европоцентризмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове европоцентризм...Ударение и правописание
  31. европоцентризмУдарение в слове европоцентризмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове европоцентризм...Ударение и правописание
  32. европоцентризмRzeczownik европоцентризм m europocentryzm m...Универсальный русско-польский словарь
  33. европоцентризмкультурнофилософская позиция рассматривающая европейскую цивилизацию и культуру в качестве высшего образца и подлинного источника всей цивилизации и культуры человечества...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  34. европоцентризмЕВРОПОЦЕНТРИЗМ ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ европеизм теоретическая установка современных концепций общественнополитического развития которая подчеркивает авангардную роль Европы в ми...Философская энциклопедия
  35. европоцентризмОтво Орт Орнитоз Орн Орион Опцион Оптрон Оптом Опт Опор Опоение Оперон Ооцит Оон Оним Онер Омон Омовение Омет Озон Озерцо Озеро Озен Овоцит Овир Овин Овернец Овен Нтц Нтр...Электронный словарь анаграмм русского языка
  36. европоцентризмЕВРОПОЦЕНТРИЗМ культурфилософская и мировоззренческая установка согласно крои Европа с присущим ей духовным укладом является центром мировой культуры и цивилизации. Уже ...Энциклопедия Культурология XX век
  37. европоцентризмангл. europocentrism нем. Eurozentrismus а в прямом смысле склонность представлять развитие всего человечества через призму историчесих событий и культурного развития...Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов